Здоровье человека в образовательной среде:
научно-методологический подход (Несмелова Н.Н.)
Проблема влияния образовательной среды на здоровье человека является очень актуальной. Но в то же время эта проблема не нова. Многие ученые и педагоги обращали внимание на то, что обучение может иметь негативные последствия для здоровья учеников. Еще в середине XIX врачи установили, что анемия, неврастения, близорукость и нарушения осанки значительно чаще выявляются у школьников, по сравнению с их сверстниками, не посещающими школу. Причем количество нездоровых учеников возрастало с каждым следующим классом. Эти патологии сочли неизбежным следствием школьного образования, немецкий врач и ученый Рудольф Вирхов в своей книге «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» (1870) выделил особую группу «школьных болезней». Основоположник гигиены Эрисман в 1891 году писал о том, что «гигиена должна требовать сокращения и упрощения учебных программ».
Сегодня ситуация не только не улучшилась, но пожалуй даже ухудшилась. Согласно данным, полученным разными специалистами, практически здоровыми можно признать не более 10% школьников. За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста характерны для болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой системы. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет.
Самую большую группу среди школьников составляют дети, находящиеся в так называемом «третьем состоянии» - между здоровьем и болезнью. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигающие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении механизмов адаптации и о повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя назвать здоровыми в полном смысле этого слова, ведь здоровье предполагает гармонию человека с самим собой и с окружающей средой.
О том, что же такое здоровье, ученые задумались не так давно. Много веков эта проблема была в компетенции медиков, внимание которых было в большей степени направлено на болезнь, здоровье понимали как отсутствие болезни. В то же время еще Авиценна (арабский ученый X-XI веков) и Гиппократ (Греция, до н.э.) выделяли несколько градаций здоровья, а Гален сформулировал понятие «третьего состояния» – переходного между здоровьем и болезнью. Большой вклад в развитие проблемы здоровья внесли военные медики, работающие с водолазами, космонавтами и другими людьми, подвергающимися экстремальным воздействиям. Им требовалось оценивать «крепость здоровья» подопечных. В связи с эти появилось понятие «донозологическая диагностика».
Сегодня существует и развивается наука о здоровье человека – валеология, основоположником которой стал ученый из Владивостока И. И. Брехман. Изучая адаптогены, он пришел к мысли о необходимости изменить стратегию здравоохранения: от лечения болезней перейти к управлению здоровьем человека. Его первая монография: «Введение в валеологию – науку о здоровье» вышла в 1987 году. Брехман считает, что наука о здоровье должна быть интегральной, формируясь на основе медицины, экологии, биологии, психологии и других наук о человеке.
Здоровье – сложная категория, представляющая собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды. Согласно «Уставу ВОЗ» – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. С одной стороны, здоровье понимают как интегральную характеристику организма, влияющую характер взаимодействия со средой, на адаптацию к ней, а с другой – как результат приспособления к условиям существования. Согласно другому определению, здоровье рассматривают как способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций.
Для выражения состояния здоровья человека используются понятия «норма», «стресс», «болезнь», «смерть».
Норма – состояние, когда поддержание гомеостаза полностью обеспечивается имеющимися резервами и восстановительными процессами.
Стресс – общая приспособительная реакция организма на любое сильное воздействие, приводящее к нарушению гомеостаза. Стресс сопровождается активизацией обменных процессов, усилением потоотделения, повышением температуры тела и другими процессами. Отличают положительные и отрицательные формы стресса (дистресс, эвстресс). Эвстресс мобилизует организм, стимулирует развитие приспособительных механизмов. Дистресс ведет к ослаблению организма и к развитию болезней.
Болезнь – особое состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций, например, воспаления, направленных на восстановление нормального состояния.
Смерть – полное прекращение всех обменных процессов в организме, потеря им системных свойств, вследствие неспособности приспособительных механизмов обеспечить поддержание и восстановление гомеостаза.
На разных исторических этапах люди в большей степени страдали от разных болезней. Наши древние предки мучились от заболеваний зубов и опорно-двигательного аппарата, а причиной их смерти чаще всего являлись травмы, полученные на охоте, многие погибали от голода. Длительный период наибольшую угрозу представляли инфекционные болезни. Сегодня основой заболеваемости населения развитых стран являются хронические неинфекционные заболевания. Это артериальная гипертония, другие заболевания сердечно-сосудистой системы, нервные, эндокринные, иммунные заболевания. Для их профилактики используется концепция «факторов риска». Инструментом ее реализации выступает скрининг (просеивание) – выявление групп риска среди здорового населения и проведение профилактических мероприятий.
ВОЗ по данным 80-х годов XX века установила значение факторов риска для здоровья человека. Первое место занимает образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, неправильное питание, вредные условия труда, стрессы, низкий образовательный и культурный уровень) на 50% определяют продолжительность жизни человека. Генетика и биология человека, предрасположенность к развитию заболеваний – 20%; внешняя среда – природно-климатические условия, загрязнения воздуха, воды, почвы, резкая смена погоды, повышенное космическое и другие излучения – 20%; здравоохранение (низкое качество медицинской помощи, неэффективные оздоровительные мероприятия) – 10%.
Однако к настоящему времени ситуация изменилась. Из-за существенного ухудшения экологической ситуации в ряде регионов России к 2005 году роль экологических факторов возросла до 40%, влияние генетического фактора из-за негативного изменения генофонда людей возросло до 30%, при этом до 25% снизилось значение образа жизни и до 5% - роль медицины.
Таким образом, сегодня на первое место на степени влияния на здоровье человека уверенно выходит состояние окружающей среды. Согласно модели русского эколога Николая Реймерса, в системе окружающей среды человека можно выделить 4 взаимопроникающие и взаимосвязанные подсистемы: природную среду; среду, порожденную агротехникой (квазиприрода); искусственную среду (артеприрода) и социальную среду.
Социальная среда, прежде всего, представляет собой культурно-психологический климат, который создается из взаимного влияния людей, непосредственного или с помощью средств материального, энергетического и информационного воздействия. Характеристиками социальной среды могут служить: экономическая обеспеченность, гражданские свободы, степень уверенности в завтрашнем дне, моральные нормы, свобода общения и самовыражения, возможность пользоваться культурными и материальными ценностями общества и т.п.
Многочисленные авторы отмечают, что современный человек, особенно житель города, большую часть своей жизни проводит в искусственно созданной среде. При этом огромное влияние на его состояние оказывают информационные взаимодействия с другими людьми.
Подчеркивая роль социальных факторов в жизни современного человека, ученые говорят, что о двух характерных тенденциях изменения окружающей среды человека: урбанизации и социализации. Ученые особо выделяют жизненную среду человека, которая состоит из социально-бытовой, рекреационной и производственной сред. Для школьников, как и для педагогов, производственной средой становится образовательная среда конкретного учебного заведения. Именно эта среда, в которой мы проводим значительную часть своей жизни. Может стать источником оздоровления, но чаще становиться причиной снижения уровня здоровья (с 1 по 8 класс число здоровых детей снижается в 4 раза).
Среди причин такого положения выделяют следующие обстоятельства:
- стрессогенные технология проведения уроков и оценки знаний;
- недостаток физической активности;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса, перегруженность программ фактической информацией, вызывающей утомление и дистресс у детей;
- невозможность для многих учителей реализовать в в условиях современной организации образовательного процесса индивидуальный подход к ученикам с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
- несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
- неправильная организация питания учащихся в школе, необеспеченность детей горячим питанием;
- недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;
- низкий уровень культуры здоровья учеников и их родителей, недостаточное внимание школы к формированию, такой культуры.
Возрастающая интенсификация учебного процесса, значительные нервно-психические нагрузки на фоне ограниченной двигательной активности вызывают напряжение механизмов адаптации. Адаптация к учебной нагрузке включает в себя биологические, психологические и социальные компоненты. В ходе адаптации наблюдается напряжение центральной нервной системы, что может привести к снижению защитного потенциала организма и к развитию дезадаптации.
В течение всего периода обучения школьники испытывают повышенные информационные нагрузки, при этом умственная работоспособность является важным критерием успешной адаптации. Анализ литературы свидетельствует, что под воздействием учебных нагрузок у многих учеников психоэмоциональная напряженность, развиваются стресс и утомление. Напряжение сопровождается повышением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, при этом происходит изменение вегетативных показателей – физиологических коррелятов тревоги: увеличиваются частота сердечных сокращений, возрастает систолическое артериальное давление.
К концу учебного дня у большинства учеников появляются признаки утомления: уменьшается объем памяти и внимания, снижается артериальное давление и частота сердечных сокращений, возрастает время сенсомоторной реакции, ослабляются процессы торможения в ЦНС. Эти сдвиги связаны с активацией парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и особенно заметны во второй половине рабочей недели. Информационная перегрузка головного мозга может привести к развитию невроза.
Для предотвращения наступления утомления у школьников необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает врабатывание, то есть привыкание к учителю и к предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 минут для среднего звена, 25-30 минут для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает предутомление, или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, в котором работоспособность школьников заметно падает, еще больше снижается интерес к происходящему в классе. От урока к уроку утомление будет накапливаться, переходя в состояние переутомления, с которым невозможно справиться только педагогическими методами. Предотвратить наступление утомления может смена вида деятельности, особенно полезны физкультминутки.
Гигиенические требования рациональной организации урока
№
|
Факторы урока
|
Уровни гигиенической рациональности урока
|
Рациональный
|
Недостаточно рациональный
|
Нерациональный
|
1
|
Плотность урока
|
Не менее 60% и не более 75-80%
|
85-90%
|
Более 90%
|
2
|
Число видов учебной деятельности
|
4-7
|
2-3
|
1-2
|
3
|
Средняя продолжительность разных видов деятельности
|
Не более 10 минут
|
11-15 минут
|
Более 15 минут
|
4
|
Наличие эмоциональных разрядок
|
2-3
|
1
|
Нет
|
5
|
Физкультминутки
|
Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений по 3-5 повторений каждого
|
Одна за урок с недостаточной нагрузкой
|
Отсутствуют
|
6
|
Психологический климат
|
Преобладают положительные эмоции
|
Урок эмоционально индифферентный, имеются случаи отрицательных эмоций
|
Преобладают отрицательные эмоции
|
7
|
Время снижения учебной активности
|
Не ранее, чем через 40 минут
|
Не ранее, чем через 35-37 минут
|
Менее, чем через 30 минут
|
Уровень адаптации к образовательной среде может быть различным. У школьников с удовлетворительной адаптацией субъективная оценка здоровья высокая, уровень тревожности низкий, хотя периодически проявляются жалобы на усталость, снижение общего самочувствия. Признаками дезадаптации являются повышенная тревожность, депрессивные реакции, нарушения вегетативной регуляции, ослабление иммунитета, рост заболеваемости. Наибольшее количество лиц с признаками дезадаптации выявляется среди учеников начальной школы, а также в выпускных классах. Однако при исследовании обучающихся восьмых классов в середине второй четверти (в начале и середине декабря) у 25% были диагностированы выраженные признаки тревоги, а у 38% - признаки депрессии.
Повышенная эмоциональная возбудимость, препятствующая эффективной саморегуляции, затрудняет адаптацию школьников. В то же время слишком низкая тревожность в процессе обучения также не способствует успешной адаптации. Показано, что низкая тревожность характерна для слабо успевающих учеников, тогда как у хорошо успевающих она выше в процессе обучения и возрастает при сдаче экзаменов, во время контрольных работ и устных ответов. Это объясняется сочетанием высокой учебной мотивации с эмоциональной вовлеченностью, в основе которой лежит функциональное взаимодействие коры больших полушарий и лимбической системы.
Состояние здоровья учеников является результатом адаптации к условиям обучения и в то же время фактором, влияющим на успешность адаптации. Школьники с нормальным физическим и психическим развитием легче переносят учебные нагрузки, лучше адаптируются при переходе на новую ступень обучения или в новую школу. На эффективность адаптации школьников могут влиять индивидуальные особенности, среди которых отмечаются конституция, свойства нервной системы, темперамент, акцентуации характера, самооценка, мотивация, волевые качества, интеллект, креативность, исследовательское поведение.
Особое внимание следует уделить здоровью педагогов. Профессиональное здоровье – способность человека сохранять защитные и компенсаторные свойства, которые обеспечивают его работоспособность в условиях профессиональной деятельности. В тех профессиях, которые связаны с высоким физическим и умственным напряжением, мощность профессионального здоровья связана с биологическим возрастом. По данным исследований, школьные учителя занимают по заболеваемости более благополучное положение, чем, например, шахтеры или работники химических производств, но значительно менее благополучное, чем банковские служащие и научные работники. Работа учителя характеризуется не только постоянными нагрузками на голосовые связки и сосудистую систему ног, но и постоянным психоэмоциональным напряжением. Для поддержания высокой работоспособности учителю необходимо специально заботится о своем физическом здоровье и психическом состоянии. Помогают пережить стресс:
- позитивное позиция, концентрация мыслей и энергии на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках, неудачах;
- оптимистическая установка: вера в успех, неизбежность изменений к лучшему;
- состояние собранности, решимости добиться результата;
- адекватная оценка ситуации и своего состояния, что может быть сложно в состоянии стресса.
К основным путям преодоления стресса относят всего четыре: любовь, творчество, стремление к достижению глобальной цели жизни, кардинальное изменение образа жизни и привычек, что западные психологи советуют делать раз в пять-семь лет для предупреждения старения.
Немецкий философ Шопенгауэр отмечал, что здоровье является главным условием человеческого счастья. Действительно, для здорового человека все в жизни становится источником радости, а больному никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Нарушение состояния здоровья существенно сказывается на настроении, снижая его и вызывая развитие депрессивных реакций. Но существует и обратная зависимость: отрицательные эмоции негативно влияют на состояние здоровья. В то же время, любые положительные эмоции, все, что улучшает настроение, благотворно влияет на наше здоровье.
В марте проведено исследования связи эмоциональных состояний с уроками в одном из десятых классов. Использовался метод цветовых ассоциаций: ученикам предлагалось определить сначала «цвета уроков», а затем – «»цвета эмоций». С использованием многомерной статистики (кластерный анализ) было выделено две четко отделенные друг от друга группы эмоций. С каждой группой оказались связаны определенные уроки. К первой группе, включающей отрицательные эмоции, оказались близки 10 учебных предметов, а ко второй группе – всего пять. Учитывая современные представления о влиянии эмоций на здоровье, можно уверенно утверждать, что на уроках из первой группы ученики оставляли частицы своего здоровья, а на уроках второй группы – улучшали свое состояние. А учитывая тот факт, что эмоциональный климат урока влияет на всех участников образовательного процесса, то же самое можно сказать и о преподавателях.
Ученые утверждают, что оптимальная ситуация для реализации жизненной активности и хорошего самочувствия: не просто пребывание в комфортных условиях, а благополучие, которое обеспечивается успешной деятельностью. Для здоровой жизнедеятельности и реализации своих возможностей огромное значение имеет понимание человеком смысла жизни, своего призвания или предназначения. Наличие ценностных ориентаций, особенно, побуждающих человека к деятельности, оказывает исключительно оздоровительное воздействие. Для здоровья благоприятна любая форма заинтересованности, даже кратковременная, исключительный позитивный эффект связан с реализацией творческой активности. По данным ряда авторов, веселые, оптимистически настроенные, испытывающие чувство благополучия и счастья люди не только ощущают себя более здоровыми, но и являются таковыми. Особое оздоровительное значение придается ощущению счастья. В соответствии с этим для улучшения здоровья рекомендуется повысить уровень личного счастья.
Для сохранения и укрепления здоровья необходимо им управлять. Процесс управления состоит из следующих этапов:
- оценка и прогноз состояния объекта,
- формирование и реализация программы управляющих действий,
- анализ эффективности управления.
Оценить здоровье количественно можно с помощью разных показателей: биохимических, иммунологических, антропометрических, физиологических, психологических. Наиболее чувствительными являются психологические методы, которые позволяют выявить состояние нервно-психического напряжения, тревоги и депрессии, которые появляются уже на стадии предболезни или в состоянии стресса. Поскольку реакция стресса является универсальным ответом организма на любые воздействия, вызывающие отклонения от гомеостаза, мониторинг нервно-психического напряжения школьников и педагогов позволит своевременно выявлять возникающие проблемы. Конечно, для осуществления следующего шага: планирования и реализации управляющих воздействий, необходимо глубокое изучение причин, вызывающих повышение нервно-психического напряжения участников образовательного процесса в каждом конкретном случае. В сообщении Раисы Викторовны Осипович будут представлены результаты диагностики психического состояния учеников на основе метода цветовых выборов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |