Содержание программы
-
Пояснительная записка -------------------------------------2-8
-
Учебно-тематический план --------------------------------8-9
-
Содержание изучаемого курса -------------------------- 9-12
-
Методическое обеспечение программы ---------------13-16
-
Список литературы -----------------------------------------17-18
-
Приложение --------------------------------------------------19
Пояснительная записка
Звуки – наши неизменные спутники. Они по - разному воздействуют на
человека: радуют и раздражают, успокаивают и пугают своей неожиданностью.
Человек живет в мире звуков. Звук – это то, что слышит ухо. Мы слышим
голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы. Звучат работающие машины, движущийся транспорт и т.д.
Что такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других? Ответы на эти вопросы хотели узнать люди.
Человеческое ухо способно воспринимать колебания с частотой примерно
от 200 до 20000 колебаний в секунду. Соответственно этому механические
колебания с указанными частотами называются звуковыми, или акустическими.
Вопросы, которыми занимается акустика, очень разнообразны. Некоторые из них связаны со свойствами и особенностями органов слуха. Общая акустика изучает вопросы возникновения, распространения и поглощение звука. Физическая акустика занимается изучением самих звуковых колебаний, а за последние десятилетия охватила и колебания, лежащие за пределами слышимости (ультраакустика). При этом она широко пользуется разнообразными методами превращения механические колебания, электрические и обратно. Применительно к звуковым колебаниям, число задач физической акустики входит и изучение физических явлений,
обусловливающих те или иные качества звука, различимые на слух.
Электроакустика, или техническая акустика, занимается получением,
передачи, приемом и записью звуков при помощи электрических приборов. Архитектурная акустика изучает распространение звука в помещениях,
влияние на звук размеров и формы помещений, свойств материалов, покрывающих стены и потолки и. т. д. При этом имеется в виду слуховое восприятие звука.
Музыкальная акустика исследует природу музыкальных звуков, а также
музыкальные настрой и системы. Мы различаем, например, музыкальные звуки
(пение, свист, звон, звучание струн) и шумы (треск, стук, скрип, шипение,
гром). Музыкальные звуки более простые, чем шумы. Комбинация музыкальных звуков может вызвать ощущение шума, но никакая комбинация не даст музыкального звука. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой от 1000 до 3000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в возрасте 15-20 лет. С возрастом слух ухудшается. У человека до 40 лет наибольшая чувствительность находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет- 2000 Гц, старше 60 лет- 1000 Гц.
Мир музыкального оборудования с каждый годом совершенствуется и становится доступнее – то, о чем не могли мечтать еще совсем недавно профессионалы, сейчас может позволить себе и начинающий. Как известно звукооператорство, как самостоятельный вид творческой деятельности зародился еще в сороковые, пятидесятые годы, в связи с быстрым распространением, развитием и широким применением радиовещания и звукозаписи. Сегодня вещание и звукозапись требуют не только знания аппаратуры, законов акустики и другое, но и общей культуры, эрудиции во многих областях искусства, специфического слуха, эстетического вкуса и, как показывает практика, наличие музыкального образования. Поэтому совершенно понятно, что все знания, накопленные за такое время звукорежиссерами опытным путём необходимо систематизировать и преподавать как совершенно самостоятельную дисциплину, требующую углубленного изучения. При записи музыки необходимо решить задачи сохранения и передачи естественных тембров, музыкального равновесия между группами оркестра, оркестром и солистами, нюансов и общего эмоционального накала исполнения. Чтобы создать в целом задуманный звуковой образ, передать слушателю все краски живого исполнения, иногда даже подчеркнув детали, которые теряются в концертном зале, звукооператор выбирает и подготавливает к записи помещение, размещает микрофоны и, с помощью электроакустических устройств, подбирает уровень громкости, соотношение и окраску звуковых сигналов, получаемых с различных микрофонов. Эта работа включает также руководство монтажом, при котором запись произведения создается из наиболее удачных фрагментов несколько записанных вариантов.
В программе изложены теоретические и экспериментальные данные, определяющие основные направления деятельности звукооператора при звукопередаче. Рассмотрены акустические характеристики различных источников звука, особенности звукопередающих систем, а также методы и приемы управления сигналами, позволяющие осуществлять передачи высокого качества. В популярной форме изложены сведения о звуке и способах его записи и воспроизведения. Рассказано о работе с микрофоном и магнитофоном при записи музыки и речи. Приводятся описания дополнительных устройств к магнитофонам и даются рекомендации по применению.
Данная дополнительная общеразвивающая программа технической направленности составлена на основе документов: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";0СанПин от 04.07. 2014г. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).
Учебно-методического комплекса «Звукооператорское мастерство» М. 2003. Государственного стандарта среднего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки.
Актуальность программы - программа предназначена для учащихся 13-16лет, для удовлетворения разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки школьного курса. Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных областей знания и их бурное развитие.
Педагогическая целесообразность программы - систематизация теоретического и практического материала, что создает благоприятные условия для формирования и закрепления различных слуховых и исполнительских навыков, способствует духовно-нравственному воспитанию ребенка, художественно-эстетическому развитию, поддержанию интереса учащихся к занятиям.
Новизна программы - отражает возросший в последнее время интерес к искусству музыкальной звукорежиссуры, и потому проблематика входящих в нее тем расширена и развита. В программе предлагается методически новая концепция обучения этой деятельности. Программа обучения «Основы звукооператорского мастерства» отображает реальные технические задачи, с которыми учащемуся придется иметь дело. Успех в значительной мере будет зависеть от знания звукового оборудования и умения с ним управляться. Программа учитывает и обобщает большой опыт искусства музыкантов и звукооператоров.
Данная дополнительная общеразвивающая программа «Основы звукооператорского мастерства» является модифицированной, технической направленности и рассчитана на двухгодовой курс обучения детей, в возрасте 13 – 16 лет. Данный курс позволит узнать много интересного и важного о законах звука. Пройдя данный предпрофильный курс, учащиеся пополнят и расширят свои знания.
Цель программы - приобщение детей и молодежи к основам мировой музыкальной культуры и создание ориентационной и мотивационной основы в самоопределение учащихся относительно профиля дальнейшего обучения.
Задачи:
Развивающие
-развить музыкально-эстетического вкус;
-развить навык публичного выступления;
-развить образное ассоциативное мышление.
Обучающие
-формировать профессиональные умения и навыки;
-формировать умения подборки различных программ по видам.
-выполнять основные виды работ на звуковом оборудование;
-записывать, реставрировать и воспроизводить несложные звуковые программы.
Воспитательные
- воспитать общую культуру;
- воспитать ответственность, самостоятельность в принятии решения.
Ожидаемые результаты
В результате освоения курса учащийся умеет:
-управлять акустическими характеристиками помещения;
-озвучивать закрытые помещения и открытые площадки;
-выполнять основные виды работ на звуковом оборудование;
-записывать, реставрировать и воспроизводить несложные звуковые программы;
-создавать и обрабатывать музыкальные фонограммы; самостоятельно делать записи, используя моно, стерео и многомикрофонные системы, двухканальные и многоканальные аналоговые записи;
-использовать современную компьютерную технику и оборудование для обработки звука;
-выбирать оптимальную схему размещения звукотехнического оборудования, производить установку, монтаж и наладку оборудования;
-аранжировать симфонические, джазовые, эстрадные и другие произведения с применением компьютера, модулей семплеров и других электронных инструментов;
-делать исполнительский анализ музыкального произведения;
учащийся знает:
-основы акустики, акустику помещений, музыкальную акустику;
-акустические особенности, характеристики и звукоизоляцию концертных залов, закрытых и открытых помещений;
-способы формирования необходимых акустических условий;
-теоретические принципы работы звукотехники, системы пространственного звуковоспроизведения;
-основные составляющие звуковоспроизводящей аппаратуры, усилительные, акустические системы и принципы их работы;
-принципы выбора и размещения звукового оборудования;
-состав звукотехнического оборудования современных концертных залов, студий, аппаратных;
-правила технической эксплуатации звуковой техники;
-основы звукозаписи, обработки звука, звукорежиссуры;
-особенности записи музыкальных инструментов;
-основные виды технологических процессов производства фонограмм и -звуковых программ сопровождения мероприятий;
-художественные особенности записи музыки различных стилей и эпох;
-технологию создания эстрадных фонограмм; историю звукозаписи;
-запись на все виды носителей, MIDI-системы;
-известные программные продукты;
-основные составляющие компьютера;
-основы цифровой многоканальной компьютерной записи;
-основные технологии обработки звука на компьютере.
Критерии реализации программы
Учащийся умеет использовать выразительные возможности традиционного и современного звукового материала, пользоваться многообразием приемов и методов работы со звуком. Также умеет применять разнообразный экспериментально накопленный в творчестве мастеров-импровизаторов, разных стран опыт поиска и отбора новых звуковых выразительных средств, ориентируясь в сложном процессе развития и синтеза стилей и направлений в музыке (современного джаза, классической довременной рок - и поп-музыки, любого другого звукового материала).
В результате обучения на предпрофильном уровне учащийся:
-понимает основные явления и законы акустики;
-знает способы и приемы использования акустических явлений;
-умеет работать в группе;
-умеет строить план творческой работы, проводить эксперименты;
-умеет представлять и оформлять результаты работы в форме проектов, рефератов.
Организация образовательного процесса
Учебная нагрузка учащегося: обязательная аудиторная учебная нагрузка (теория, лекционные занятия); обязательная практическая нагрузка (практические занятия). Программа «Звукооператорское мастерство» состоит из 2 предметов: «Звукооператорское мастерство», «Основы компьютерной звукозаписи и аранжировки» и практического обучения.
Формы и методы работы
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, качества индивидуальных навыков, их готовность к восприятию того или иного материала, педагог варьирует порядок тем программы.
В основе образовательного процесса личностно-ориентированная технология.
В связи с этим отсутствует жесткая норма теории и практики по годам обучения. Все зависит от уровня развития и способностей каждого учащегося.
Обязательным условием остаётся образовательный принцип - принцип последовательного накопления и усвоения знаний и навыков. Планирование и отбор перспективных и результативных методик по совершенствованию скоростных режимов мышления, с оценкой и анализом развития, коррекцией управления адекватной звуковой реализацией задуманного и ожидаемого. Дальнейшее совершенствование природных способностей - слуха, памяти, метроритмического ощущения для работы в условиях сложных звуковых и метроритмических комбинаций. Создание собственного творческого произведения. Построение стратегии и тактики освоения различных стилей, жанров, направлений джаза, рока и поп - эстрадной музыки. Методика компьютерного проектирования импровизационных моделей развития. Создание «минусов», «плюсов», поликомпозиционных моделей с вариантами развития и множественными художественными решениями развития образа. Современная тенденция развития компьютерных музыкально-программных технологий, их художественная ценность и перспектива. Создание ориентационной и мотивационной основы в самоопределение учащихся относительно профиля дальнейшего обучения.
Курс построен с опорой на знания, умения и навыки, полученные
учащимися в основной школе, практический опыт учащихся с элементами опережающего обучения.
Занятия могут проводиться в разнообразной форме. Ведущими занятиями являются лекции, семинары, практические занятия. Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом можно проводить в форме проведения небольших самостоятельных наблюдений, опытов. Домашние задания предполагаются в основном творческого характера: проведение экспериментов, наблюдений, создание творческих проектов, презентаций, рефератов и т.д.
Формы занятий:
1. Лекции и беседы
2. Ученический эксперимент
3. Решение качественных и расчётных задач
4. Игровые моменты
5. Постановка проблемы и её решение
6.Подготовка проектов и презентаций, рефератов.
Методы и формы контроля
Промежуточная аттестация учащихся проходит два раза в год, итоговая по окончании образовательного курса. Диагностика теоретических знаний. Участие в различных мероприятиях. Представление творческой работы.
Возрастные особенности
Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований (Л.С.Выготский). Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Профессиональное и личностное самоопределение – это готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации). Социальная ситуация развития: Референтная группа, определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другим. Ведущая деятельность - профессионально-учебная деятельность. К 15-16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия с взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Овладение нормами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.
Учебный план
«Основы звукооператорского мастерства»
Разделы программы
|
Количество часов в неделю
|
1 год обучения
|
2 год обучения
|
Звукооператорское мастерство
|
3
|
3
|
Основы компьютерной звукозаписи и аранжировка
|
3
|
3
|
Технология звукооператорского дела
|
3
|
3
|
ИТОГО
|
9
|
9
|
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план представлен для каждого из предметов раздельно с указанием рекомендуемого количества часов, как на освоение всего предмета, так и отдельно по тематике предметов.
№
п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
Практика
|
1-й
год
|
2-й
год
|
1-й
год
|
2-й
год
|
1-й
год
|
2-й
год
|
1.
|
Введение в предмет. Техника безопасности.
|
5
|
5
|
2
|
3
|
2
|
3
|
|
Звук. Природа звука. Распространение звуковых волн в пространстве и веществе.
|
59
|
59
|
25
|
34
|
14
|
45
|
2.
|
Аппаратура. Микрофон, громкоговоритель,
усилительная техника, динамические приборы,
эквалайзинг, микшерные консоли, эффекты и процессоры звука.
|
61
|
61
|
27
|
34
|
24
|
37
|
3.
|
Основы музыкальных знаний. Музыкальная акустика. Запись инструментов.
|
59
|
59
|
29
|
30
|
19
|
40
|
4.
|
Технология звукооператорского дела. Принципы проведения мероприятий.
(индивидуальные занятия)
|
70
|
70
|
20
|
50
|
20
|
50
|
5.
|
Программное обеспечение, звукозаписи и обработки музыки.
|
70
|
70
|
20
|
50
|
20
|
50
|
|
Итого:
|
324
|
324
|
|
|
Содержание программы
1год обучения
Предмет «Звукооператорское мастерство»
Тема 1. Звук. Природа звука. Техника безопасности.
Звук как физическое явление. Классификация источников звука. Способы его передачи, усиления. Физическое представление о звуке, как о колебательном процессе. Основные характеристики источников звука. Гармоническое колебание: чистый тон, амплитуда, частота колебаний, период колебаний, резонанс.
Тема 2. Аппаратура. Микрофон – преобразователь звуковых колебаний в электрические. Сущность принципа преобразования звуковой энергии в электрическую. Классификация микрофонов по способу преобразования звуковых колебаний в электрические: микрофоны электродинамические, конденсаторные, ленточные. Критерии оценки качества микрофонов: чувствительность, частотная характеристика, характеристика направленности. Схематическое устройство и эксплуатационные особенности микрофонов. Громкоговоритель – преобразователь электрической энергии в акустическую.
Схематическое устройство громкоговорителя. Критерии оценки качества работы громкоговорителей: номинальная мощность, частотная характеристика, характеристика направленности.
Усилительная техника. Системы усиления звука. Предварительные усилители. Усилители мощности.
Эквалайзинг. Фильтры и эквалайзинг. Понятие об АЧХ.
Микшерные консоли. Типы, функционал, назначение микшерных консолей.
Тема 3. Технология звукооператорского дела. Архитектура современных залов и сцен. Архитектура концертных залов и сцен. Звуковое и световое оборудование залов. Принципы построения комплектов оборудования.
Принципы проведения мероприятия. Форма мероприятий. Сценарий мероприятия. Фоновая музыка. Основные принципы проведения мероприятия.
Музыкальная акустика. Акустика музыкальных инструментов. Классификация и виды музыкальных инструментов. Электронные музыкальные инструменты.
Тема 4. «Основы компьютерной звукозаписи и аранжировки»
Основы музыкальных знаний. Нотная запись. Нота. Нотоносец. Правописание штилей и хвостов. Добавочные линейки. Диапазон. Регистр. Ключи. Запись одноголосной и многоголосной музыки. Знаки сокращения нотного письма. Мелизмы.
Ритм. Метр. Основное деление длительностей. Ритм. Метр. Размер. Такт. Затакт. Увеличение длительности ноты. Пауза. Размеры простые, сложные, сложно-смешанные. Переменный метр. Особые виды ритмического деления. Темп. Обозначения темпов, изменение темпа.
Интервалы и аккорды. Интервал. Простые интервалы. Составные интервалы. Интервалы от звука. Обращение интервалов. Виды аккордов по количеству звуков. Трезвучия. Типы трезвучий. Обращения трезвучий. Трезвучия в тональности. Главные и побочные трезвучия лада. Обращения главных трезвучий. Разрешение. Четырехзвучные аккорды. Септаккорд, его обращения. Типы септаккордов. Построение аккордов от звука. Альтерация аккордов. Энгармонизм аккордов.
Тема 5. Программное обеспечение звукозаписи и обработки музыки
Стили и жанры музыки. Основные понятия стиля и жанра музыки. Наиболее распространенные стили и жанры. Их особенности и различия.
Музыкальные форматы. Современные форматы музыкальных файлов. Виды, типы. Их свойства, особенности, различия, применение. Звук на ПК, в зависимости от операционной системы. Многоканальный звук. Новейшие тенденции к реалистичности звучания.
Музыкальная форма. Строение музыкального произведения. Музыкальный синтаксис. Период. Куплетная форма. Простая двухчастная форма. Трехчастная форма. Циклические формы – сэмплы, лупы.
Программное обеспечение нарезки и обработки музыки. Программы для обработки и нарезки музыки. Основные форматы музыки. Приложения к программам: технологии VST(i), DX(i), RTAS и др.
Программы компьютерного набора нот. Компьютерные программы для набора нот. Основное назначение программ. Запись нотного текста. Изучение различных функций: артикуляции, умной формы, экспрессии, текста песен и специальных функций, возможностей. Понятие нотного текста в формате MIDI. Экспорт, импорт MIDI-файлов. Сохранение, печать, совместимость с программой Adobe Reader, Acrobat Reader
Программное обеспечение аранжировки музыки. Программы авто-аранжировщики. Программы семплеры и секвенсеры. Технология MIDI.
Техническое и программное обеспечение звукозаписи. Программы для звукозаписи. Звуковой аудиоинтерфейс. Моно, стерео, многодорожечная запись. Организация звуковых планов. Звуковая панорама. Качественные характеристики звукозаписи.
Электромузыкальные инструменты и их звукозапись. История создания первых электроинструментов. Особенности строения, звукообразования и звукоизвлечения. Пьезодатчики, хамбакеры. Частотный диапазон. Звукозапись электромузыкальных инструментов и их последующая обработка.
Звукозапись акустических инструментов. Звукозапись акустических инструментов. Правильная установка микрофонов перед инструментом. Некоторые особенности акустических инструментов. Частотный диапазон.
Содержание программы
2 год обучения
Предмет «Звукооператорское мастерство»
Тема 1. Звук. Природа звука. Техника безопасности.
Понятие о тембре, частотном и динамическом диапазоне. Громкость как субъективное качество звука. Объективные величины громкости. Распространение звуковых волн в пространстве и веществе.
Прямая волна (Плоская волна, Сферическая волна). Отраженные волны. Реверберация. Элементы архитектурной акустики.
Тема 2. Аппаратура.
Главный микшер, FON-микшер, коммутация, мониторинг.
Динамические приборы обработки звука. Схематическое устройство компрессора. Критерии оценки качества работы динамических приборов. Разновидности динамических приборов.
Эффекты и процессоры звука. Процессоры реверберации. Эффекты, основанные на звуковых задержках. Искажатели. Процессоры эффектов. Виды, классификация. Виды эффектов, применяемых в музыке. Анализ звуковой среды, пространства, акустики помещений. Моделирование акустической среды.
Тема 3. Технология звукооператорского дела.
Запись инструментов. Выбор необходимого микрофона для звукозаписи музыкального инструмента. Условия и расположение микрофонов при звукозаписи музыкальных инструментов. Способы записи музыкальных инструментов исходя из акустических свойств инструмента и принципов звукообразования и звукоизвлечения.
Тема 4. «Основы компьютерной звукозаписи и аранжировки».
Лад. Тональность. Звукоряд. Лад. Гамма. Ладовое тяготение. Главные ступени. Мажор. Минор. Виды минора. Количество гамм. Энгармонизм тональностей. Порядок расположения гамм. Диезные и бемольные гаммы. Параллельные тональности. Квинтовый круг тональностей. Хроматизм. Альтерация. Модуляция. Другие виды гамм.
Тема 5. Программное обеспечение звукозаписи и обработки музыки.
Обработка записанного материала.
Звукозапись голоса и его обработка. Частотный диапазон, тембр голоса. Виды голосов. Особенности записи голоса и его обработка, в зависимости от поставленной цели. Применение динамических и пространственных эффектов.
Сведение и мастеринг. Запись музыки и голоса. Сведение в единый лист. Применение эквализации, эффектов и параномирования. Выстраивание по частотному и звуковому балансу. Мастеринг музыкального трека.
Реставрация фонограмм. Понятие реставрации. Основные программные продукты. Методика реставрации фонограмм. Практическое использование реставрации.
Многоканальная звукозапись. Понятие многокального звука. Dolby Digital Sound. Sound Surround. Системы домашних кинотеатров. Принципы организации многоканальной звукозаписи. Бинауральная звуковая система. Практическое использование surround звука.
Ожидаемые результаты
В результате освоения курса учащийся умеет:
-управлять акустическими характеристиками помещения;
-озвучивать закрытые помещения и открытые площадки;
-выполнять основные виды работ на звуковом оборудовании;
-записывать, реставрировать и воспроизводить несложные звуковые программы;
-создавать и обрабатывать музыкальные фонограммы; самостоятельно делать записи, используя моно, стерео и многомикрофонные системы, двухканальные и многоканальные аналоговые записи;
-использовать современную компьютерную технику и оборудование для обработки звука;
-выбрать оптимальную схему размещения звукотехнического оборудования, производить установку, монтаж и наладку оборудования;
-аранжировать симфонические, джазовые, эстрадные и другие произведения с применением компьютера, модулей семплеров и других электронных инструментов;
-делать исполнительский анализ музыкального произведения;
учащийся знает:
-основы акустики, акустику помещений, музыкальную акустику;
-акустические особенности, характеристики и звукоизоляцию концертных залов, закрытых и открытых помещений;
-способы формирования необходимых акустических условий;
-теоретические принципы работы звукотехники, системы пространственного звуковоспроизведения;
-основные составляющие звуковоспроизводящей аппаратуры, усилительные, акустические системы и принципы их работы;
-принципы выбора и размещения звукового оборудования;
-состав звукотехнического оборудования современных концертных залов, студий, аппаратных;
-правила технической эксплуатации звуковой техники;
-основы звукозаписи, обработки звука, звукорежиссуры;
-особенности записи музыкальных инструментов;
-основные виды технологических процессов производства фонограмм и -звуковых программ сопровождения мероприятий;
-художественные особенности записи музыки различных стилей и эпох;
технологию создания эстрадных фонограмм; историю звукозаписи,
-запись на все виды носителей, MIDI-системы;
-известные программные продукты;
-основные составляющие компьютера;
-основы цифровой многоканальной компьютерной записи;
-основные технологии обработки звука на компьютере.
Методическое обеспечение программы
Краткие методические рекомендации
При организации учебно-воспитательного процесса лучше всего использовать как общепедагогические, так и специальные приемы и методы обучения. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных психофизических особенностей подростков, а также специфики изучения учебных предметов, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и формы занятий.
Прежде чем погружаться в освоение звукооператорского мастерства, очень важно хорошо понимать в чем состоит эта работа. Это тем более необходимо, если учесть невероятное количество мифов и предрассудков, которыми обросло ремесло «человека за пультом». Дать четкое представление о том, кто такой звукооператор, развенчав по ходу дела несколько популярных заблуждений относительно профессии.
Конечно, проигрывать треки для аудитории можно по-разному. Можно просто включать следующую композицию после того, как закончилась предыдущая. А можно дополнять треки звуковыми эффектами, делать между ними плавные переходы без пауз, накладывать отрывки разных композиций друг на друга или, в конце концов, скретчить. При этом конечный результат может настолько отличаться от оригинального материала, что впору говорить об игре на вертушках как об игре на музыкальном инструменте (как, например, в случае турнтаблизма). Музыка, которую играете, должна быть:
• Мелодичной, желательно с приятным вокалом.
• Знакомой слушателю.
• Не слишком быстрой и громкой.
• Обладать ритмичной басовой линией.
Технические проблемы должны предвидеться заранее или решаться быстро и ненавязчиво, чтобы основное внимание было сконцентрировано на артистически более тонких подстройках, выразительности постановок и усилении материала. Хотя каждый участник процесса сосредоточен на своей части работы, он является составным звеном единой творческой команды. Целью каждого, в данном случае, является повышение качественного уровня всей программы до очень больших высот и удержание ее на этом уровне.
Примерные студийные операции
Операционная сторона работы звукового сопровождения визуальных средств информации, включает в себя следующее:
• выбор надлежащей акустики: изучение, создание или модификация
студийной среды;
• микрофонный баланс: отбор подходящих типов микрофонов, и размещения их с расчетом достижения наиболее благоприятного звучания от различных источников;
• совмещение: комбинация выходов микрофонов, устройств воспроизведения и искусственной реверберации, студий дистанционного контроля, и т.д.;
• контроль: отстройка программного уровня (по отношению к шумам и
уровням искажений от применяемого оборудования), и эффективное
использование его среднего значения для записи или радиопередачи;
• создание звуковых эффектов (называемых в зависимости от их природы:
ручными, местными и др. эффектами) в студии;
• воспроизведение в программах пластинок или записей: это включает
записанные эффекты, музыкальные диски или ленты, интервью и доклады,
записанные наложением последовательности, и пр.;
• запись: при которой результирующее совмещение звука поступает без
искажений и потерь качества на записывающее устройство.
Наглядно-дидактический материал
Нотная литература.
Нотные тетради.
Словарь музыкальных терминов.
Раздаточный материал.
Документальные, учебно-познавательные видеофильмы по музыке, специальным программам, видеоконцерты.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для ведения индивидуальных и групповых занятий.
Музыкальный инструмент – фортепиано.
Стулья для участников образовательного процесса.
Письменный стол.
Теле-, видео-, аудиоаппаратура.
Компьютерный класс с мультимедиа устройствами и выходом в сеть Intenet.
Концертный зал с необходимым оборудованием: микшерный пульт, звукоусилительное оборудование, микрофонный парк, приборы динамической обработки звука, контрольные мониторные акустические системы
Устройство звукозаписи на базе ПК.
Календарно-тематический план
по программе «Основы звукооператорского мастерства»
Педагог Зубков Н.В.
№
п/п
|
Наименование тем
|
Срок
|
|
I
|
Звук
|
|
1
|
Введение. Природа звука. Техника безопасности.
|
IX
|
2
|
Распространение звуковых волн в пространстве и веществе
|
IX
|
II
|
Аппаратура
|
|
1
|
Микрофон-потребитель звуковых колебаний в электрические
|
IX
|
2
|
Громкоговоритель-преобразователь электрической энергии в акустическую
|
IX
|
3
|
Усилительная техника
|
X
|
4
|
Эквалайзинг
|
X
|
5
|
Микшерные консоли
|
X
|
6
|
Динамические приборы обработки звука
|
X
|
7
|
Эффекты и процессоры звука
|
XI
|
III
|
Технология звукооператорского дела
|
|
1
|
Архитектура современных залов и сцен
|
XI
|
2
|
Принципы проведения мероприятия
|
XI
|
3
|
Музыкальная акустика
|
XII
|
4
|
Запись инструментов
|
XII
|
IV
|
Основы музыкальных знаний
|
|
1
|
Нотная запись
|
XII
|
2
|
Ритм. Метр. Темп.
|
I
|
3
|
Интервалы и аккорды.
|
I
|
4
|
Лад. Тональность
|
I
|
V
|
Программное обеспечение звукозаписи и обработки музыки
|
|
1
|
Стили и жанры музыки
|
II
|
2
|
Музыкальные форматы
|
II
|
3
|
Музыкальная форма
|
II
|
4
|
Программное обеспечение нарезки и обработки музыки
|
|
5
|
Программы компьютерного набора нот
|
III
|
6
|
Программное обеспечение аранжировки музыки
|
III
|
7
|
Техническое и программное обеспечение звукозаписи
|
III
|
8
|
Электромузыкальные инструменты и их звукозапись
|
IV
|
9
|
Звукозапись акустических инструментов
|
IV
|
10
|
Звукозапись голоса и его обработка
|
IV
|
11
|
Сведения и мастеринг
|
IV
|
12
|
Реставрация фонограмм
|
V
|
13
|
Многоканальная звукозапись
|
V
|
|
Всего:
|
|
|
Итого:
|
|
Список литературы
Основная литература:
Алдошина И. А. Музыкальная акустика: учебник для вузов / И. А. Алдошина, Р. Приттс. - СПб., 2006.
Анерт В., В. Райхардт Основы техники звукоусиления / В. Анерт, В. Райхардт. - М., 1984.
Бобби Овсински Настольная книга звукорежиссера. – М. 2007.
Динов В. Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. - СПб., 2002.
Загуменнов А. П. Запись и редактирование звука. - М., 2005.
Загуменнов А. П. Реставрация музыкальных записей. - М., 2005.
Леонтьев В. П. Обработка музыки и звука на компьютере. - М., 2006.
Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры: учеб. пособие для вузов. - М., 2004.
Нисбет Алекс. Основы звукооператорской работы. – М. 1995.
Пол Уайт Творческая звукозапись. – М., 1996.
Способин И.В. Элементарная теория музыки. – М., 1963.
Дополнительная литература:
Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М., 2004.
Давыдов В.В. Акустика помещений. – СПб., 1995.
Дворко Н.И. Основы звукорежиссуры: творческий практикум. – СПб., 2005.
Журналы «Звукорежиссер», «Ligth. Sound.News», «In/Out», «Шоу-Мастер»
Никамин В.А. Цифровая звукозапись. Технологии и стандарты. – М., 2002.
Петелин Р. Ю., Петелин Ю. В. Звукозапись на компьютере. – СПб., 2010.
Интернет ресурсы:
https://www.petelin.ru/
https://www.show-master.ru/
https://cjcity.ru/
https://www.soundforum.ru/
https://audioproducer.625-net.ru/
Статьи из журнала «Звукорежиссер», рекомендуемые к проработке материала в ходе подготовки к урокам:
Микшерные пульты (состав пульта и основные аспекты его применения). 1999. № 1.
Мощность (понятие пик-фактор, dB). 1999. № 1.
Устройства динамической обработки сигналов (компрессор. экспандер, де-эсср, де-попер, гейт). 1999. № 2.
Регулирование уровней (измерение текущих уровней, виды выпрямления, левеллер, лимитер и др.). 1999. № 3.
Словарь-справочник звукорежиссера (понятие о dB, АЧХ тракта, среднеквадратичном URMS и квазипиковом UPPS значении, нелинейных и линейных искажениях, стереогониометре, динамическом диапазоне). 1999. № 4…6.
Согласование аналоговых и цифровых сигналов (уровни тестовых сигналов, RMS, PPS сигнальные значения, VU-метр). 1999. № 7.
Цифровой эквалайзер (эквалайзер, разновидности фильтрующих цепей, АЧХ). 1999. № 8.
Контрольно-измерительное оборудование (dB, dBV и другие, RMS, VU-метре, инерционные свойства устройств динамической обработки). 2000. № 3.
Эквалайзер и частотные корректоры. 2000. № 5.
Компрессор в радиовещании. 2000. № 7.
Системы шумоподавления. 2001. № 9.
Цифровые микшеры. 2002. № 1.
Цифровые процессоры (энхансер, виталайзер, энхансер, спектральный процессор Dolby). 2002. № 4.
Кроссоверы и контроллеры акустических систем (кроссовер). 2002. № 5.
Системы реставрации звука. 2003. № 6.
Максимайзер (максимайзер сигнального уровня). 2004. № 1, 2.
Системы шумоподавления. 2004. № 4, 5, 7, 8.
Субъективная оценка нелинейных искажений (коэффициенты гармоники, интермодуляционные искажения). 2004. № 6.
Концертные приборы динамической обработки (компрессор). 2006. № 1.
Шумы как акустическое явление. 2006. № 2.
Нелинейные явления в музыке и речи. 2006. № 6.
Цифровой эквалайзер. 2006. № 8.
Поделитесь с Вашими друзьями: |