Контрольные задания
«Возрастная анатомия и физиология»
для студентов 1 курса заочного обучения факультета информатики
Екатеринбург
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Возрастная периодизация онтогенеза человека
-
Железы внутренней секреции
-
Строение и функции головного мозга
4. Процессы и виды памяти
Задание 1
Тема: Возрастная периодизация онтогенеза человека
Вопросы для самоподготовки
1. Периодизация развития человека. Возрастная периодизация, принципы периодизации.
2. Биологический и паспортный возраст.
3. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
4. Понятие о филогенезе, онтогенезе, генотипе и фенотипе. Специфическая роль социальной среды в развитии и формировании человека.
5.Развитие человека в эмбриогенезе. Фазы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление, гаструляция, гистогенез и закладка тканей.
6.Понятие ткани. Основные группы тканей, их функции в организме. Понятие орган и система органов. Физиологические системы организма человека.
7.Понятие об адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Понятие о стрессе, фазы стрессовой реакции.
8. Критические и сенситивные периоды развития организма
9. Акселерация и ретардация развития организма
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Онтогенез – это период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до естественного окончания индивидуальной жизни.
Для периодов онтогенеза характерно ряд общих закономерностей, таких как целостность и фазность процесса, стабильность и гетерохронность, единство наследственности и изменчивости. Своеобразными узловыми точками онтогенеза являются критические периоды индивидуального развития, особенностью которых - высокая чувствительность организма к различным раздражителям внешней среды.
Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы соответствующие новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости, который способен обеспечивать взаимодействие систем организма и противодействовать неблагоприятным факторам внешней среды.
Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психологическим признакам, а сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза, называются возрастными периодами.
Возрастная периодизация была утверждена на симпозиуме физиологов в 1965 году и основывается на физиологических, морфофункциональных, биохимических, биофизических критериях. Согласно классификации возрастной периодизации выделяют следующие периоды:
I. Пренатальный период (внутриутробное развитие):
1. Эмбриональный период – от зачатия до 3 мес.
2. Плодный период – от 3 до 9мес (до рождения)
II. Постнатальный период:
1. Перинатальный период – 28-ая неделя пренатального развития и первые
10 дней постнатального периода
2. Период новорожденности - первый месяц жизни
3. Грудной возраст - от 1 мес. до 1 года
4. Раннее детство - 1 - 3 лет
5. Первое детство - 4 - 7 лет
6. Второе детство - 8 - 11 лет (девочки)
8 - 12 лет (мальчики)
7. Подростковый (пубертатный) период - 12-15 лет (девочки)
8. Юношеский возраст - 16-20 лет (девушки)
17 - 21 год (юноши)
9. Зрелый возраст: 1 период - 21 - 35 лет (женщины)
22 - 35 лет (мужчины)
2 период - 36 - 55 лет (женщины)
36 - 60 лет (мужчины)
10. Пожилой возраст - 56 - 74 года (женщины)
61 - 74 года (мужчины)
11. Старческий возраст - 75 - 90 лет
12. Долгожители - 90 лет и выше
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Задание:
* Составить таблицу возрастной периодизации человека (таблица 1)
* записать в таблицу анатомо-физиологические особенности развития организма для каждого возрастного периода, выделить критические периоды в развитии физиологических систем.
Таблица 1.
Классификация возрастной периодизации
Название периода
|
возраст
|
Особенности развития организма
и функциональных систем
|
I. Пренатальный
период:
|
|
|
1.
|
|
|
2.
|
|
|
II. Постнатальный
период:
|
|
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
6
|
|
|
7
|
|
|
8
|
|
|
9
|
|
|
10
|
|
|
11
|
|
|
12
|
|
|
КОНТРОЛЬНЕ ВОПРОСЫ
1. Что изучает предмет « Возрастная анатомия и физиология?
2. Этапы развития организма в онтогенезе
3. Какие количественные и качественные преобразования происходят в детском организме
4. Факторы процесса развития
5. Понятие онтогенез и филогенез.
6. Понятие гомеостаз, гомеостатические константы.
7 Надежность биологической системы и её принципы
8. Общие закономерности роста и развития организма
9. Механизмы регуляции организма
10. Уровни организации организма и их характеристика.
11. Процесс саморегуляции и его роль в деятельности организма
12. Какие системы организма поддерживают гомеостаз?
13. Понятие « гетерохронность», кто разработал теорию системогенеза.
14. Что изучает наука геронтология?
15. Что представляет собой возрастная периодизация?
16. Назовите критические периоды развития и их особенности
17. Назовите периоды внутриутробного развития человека.
18. Периодизация развития человека. Возрастная периодизация, принципы периодизации.
19. Биологический и паспортный возраст.
20.Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
21. Понятие о филогенезе, онтогенезе, генотипе и фенотипе. Специфическая роль социальной среды в развитии и формировании человека.
22.Развитие человека в эмбриогенезе. Фазы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление, гаструляция, гистогенез и закладка тканей.
23.Понятие ткани. Основные группы тканей, их функции в организме. Понятие орган и система органов. Физиологические системы организма человека.
24.Понятие об адаптации. Срочная и долговременная адаптация. Понятие о стрессе, фазы стрессовой реакции.
25. Критические и сенситивные периоды развития организма
926 Акселерация и ретардация развития организма
Литература для самоподготовки
1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие[Текст]/
С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007.- С.15-20; 34-44.
2. Сапин М.Р, Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие [Текст]/ М.Р. Сапин, З.Г.Брыксина.- М: Издательский центр «Академия»,2000. - С.6-14; 22-43; 67-68.
3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов.- М:»Издат-Школа, 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.
Задание 2
Тема: Эндокринная система
Краткие теоретические сведения
Эндокринная система организма включает специализированные структуры, располагающиеся в ЦНС, различные органы и ткани, а также железы внутренней секреции, вырабатывающие гормоны.
В её состав входит два звена:
- центральная часть, включающие секреторные ядра гипоталамуса, эпифиз, гипофиз (передняя доля, непосредственно участвующая в регуляции зависимых от неё эндокринных желез):
- периферическая часть, включающие специализированные клетки, ткани, органы и железы, обладающие эндокринной функцией (рис. 1).
Регуляция эндокринной системой осуществляется двумя путями:
-
нервной регуляцией – передача нервных импульсов к эндокринным структурам происходит, минуя гипофиз;
2) гипофизарной регуляцией, осуществляемой с помощью гипофиза.
Центральной структурой управления эндокринной системы является гипоталамус, осуществляющий оба пути. В гипоталамусе имеются нейроны, обладающие способностью синтезировать и секретировать нейрогормоны, оказывающие стимулирующее (либерины) и тормозящее (статины) действие на переднюю долю гипофиза. Гипоталамус и гипофиз имеют двойную связь и образуют гипоталамо-гипофизарную систему.
Железы внутренней секреции (эндокринные) – органы, выделяющие в кровоток вещества высокой биологической активности - гормоны, которые всасываются непосредственно в кровь, протекающую через железу, не имеют выводных протоков, и выделяют образующие в них гормоны в циркулирующие среды организма (в тканевую жидкость, кровь, лимфу).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Задание:
* Составить таблицу « Железы внутренней секреции» (таблица 2)
Таблица 2
Железы внутренней секреции
№
п/п
|
Название железы
|
Место расположения
железы
|
гормоны
|
Физиологическое
действие гормона
|
Какие изменения и нарушения происходят при отклонении секреции гормона от физиологической нормы
|
1
|
Гипофиз
|
|
|
|
|
1.1
|
передняя доля
|
|
|
|
|
1.2
|
промежуточная
доля
|
|
|
|
|
1.3
|
задняя доля
|
|
|
|
|
2.
|
Надпочечники
|
|
|
|
|
2.1
|
корковое вещество
|
|
|
|
|
2.2
|
мозговое вещество
|
|
|
|
|
3.
|
Щитовидная
железа
|
|
|
|
|
4.
|
Околощитовидные
железы
|
|
|
|
|
5.
|
Эпифиз
|
|
|
|
|
6.
|
Поджелудочная
железа
|
|
|
|
|
7.
|
Половые железы
|
|
|
|
|
8.
|
Вилочковая железа
|
|
|
|
|
КОНТРОЛЬНЕ ВОПРОСЫ
1. Структурно-функциональная организация эндокринной системы.
2. Строение и функции гипофиза.
3. Гипоталамо-гипофизарная система.
4. Глюкокортикоиды и их роль в повышение устойчивости организма к стрессовым ситуациям.
5. Роль вазопрессина в регуляции содержания воды в организме.
6. Половые железы, мужские и женские половые гормоны.
Литература для самоподготовки
1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. Пособие [Текст]/
С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007.- С. 98-107
2. Сапин М.Р, Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие [Текст]/ М.Р. Сапин, З.Г.Брыксина.- М: Издательский центр «Академия»,2000. - С.6-14; 22-43; 67-68.
3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов.- М: «Издат-Школа», 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.
Задание 3
Тема: Нервная система
Задание:
*Дать краткие теоретические сведения о развитии нервной системы
*Составить таблицу «Строение и функции головного мозга» (таблица 3)
№ п/п
|
Отделы мозга
|
Структуры отделов, место расположения
|
функции
|
1.
|
Стволы мозга
|
1.1
|
Задний мозг
|
|
|
1.2
|
Средний мозг
|
|
|
2.
|
Подкорка
|
2.1
|
Передний мозг
|
|
|
3
|
Кора больших полушарий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература для самоподготовки
1. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. Пособие [Текст]/
С.Н. . Малафеева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2007.- С. 98-107
2. Сапин М.Р, Брыксина З.Г Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие [Текст]/ М.Р. Сапин, З.Г.Брыксина.- М: Издательский центр «Академия»,2000. - С.6-14; 22-43; 67-68.
3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Анатомия, физиология и гигиена человека: учеб. пособие[Текст]/Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов.- М: «Издат-Школа», 1988.- С.42-44,46, 57-58, 75-77.
Поделитесь с Вашими друзьями: |