МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.Вернадского»
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО
Тезисы лекций
УТВЕРЖДАЮ:
|
Зав. кафедрой
|
|
профессор В.А. Вербенко
|
(Ф.И.О., звание)
|
|
(подпись)
|
« » ___________ 20 г.
|
« » ___________ 20 г.
|
« » ___________ 20 г.
|
Основная образовательная программа:
|
педиатрия
|
Дисциплина:
|
Психиатрия, медицинская психология
|
Тема 1:
|
Предмет и задачи психиатрии и медицинской психологии. Психология диагностического процесса
|
Лектор:
|
Ольшевская Н.С., к.м.н.
|
(Ф.И.О., ученое звание и степень) (подпись)
|
Обсуждено на заседании кафедры «31» августа 2015 г., протокол № 1
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
г. Симферополь
1. Актуальность темы:
Психиатрия – наука о лечении психических расстройств. Она является наиболее уникальной из всех медицинских наук и, возможно, среди всех областей знания вообще. В ней соединены данные о человеке и тех науках, которыми он занимается, и которые он создал, о смысле его жизни, переживаниях любви и смерти, утратах, неистовой радости и скорбной печали. Просто невозможно назвать научного направления, которое бы не имело отношения к психиатрии.
Будущий врач независимо от своей специальности должен знать, имеет ли он дело с психически здоровым или больным человеком. Если это психически больной, следует выбрать необходимый для него вид помощи с учетом психического состояния.
Каждый студент в процессе занятия должен овладеть знаниями о современном состоянии психиатрии (новых подходах к систематике психических расстройств, их диагностики); истории ее развития и достижений; об этиологии, патогенезе психических болезней, различных методов лечения; основных законодательных актов и их влиянии на развитие социальных аспектов психиатрии и организации психиатрической помощи.
-
Рассматриваемые вопросы:
-
|
Предмет и задачи психиатрии медицинской психологии. Значение научных работ П.А. Бухановского, С.С. Корсакова, П.Б. Ганнушкина, В.М. Бехтерева, В.П. Осипова, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, М.О. Гуревича и других ученых в развитии отечественной психиатрии.
| -
|
Место психиатрии и медицинской психологии среди других медицинских дисциплин.
| -
|
История развития и современное состояние психиатрии и медицинской психологии.
| -
|
Классификация психических расстройств и заболеваний.
| -
|
Принципы терапии, профилактики и реабилитации психических расстройств.
|
-
Оснащение лекции:
-
Таблицы:
-
Слайды:
-
Видеофильмы:
-
|
х/ф. Полет над гнездом кукушки.
|
-
Мультимедийные презентации:
-
|
Предмет и задачи психиатрии и медицинской психологии. Психология диагностического процесса.
|
-
Хронометраж лекции
Вступление
|
5
|
минут
|
Основная часть
|
70
|
минут
|
Заключительная часть
|
15
|
минут
|
-
Литература:
№
п/п
|
Автор(ы)
|
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
|
Город,
изд-во
|
Год
издания, том, вып.
|
Кол-во стр.
|
1.
|
Под ред. В.П. Самохвалова
|
Психиатрическая клиника: учебное пособие
|
Симферополь
|
2003
|
606
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.Вернадского»
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО
Кафедра
|
психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии
|
Тезисы лекций
УТВЕРЖДАЮ:
|
Зав. кафедрой
|
|
профессор В.А. Вербенко
|
(Ф.И.О., звание)
|
|
(подпись)
|
« » ___________ 20 г.
|
« » ___________ 20 г.
|
« » ___________ 20 г.
|
Основная образовательная программа:
|
педиатрия
|
Дисциплина:
|
Психиатрия, медицинская психология
|
Лектор:
|
Ольшевская Н.С., к.м.н.
|
(Ф.И.О., ученое звание и степень) (подпись)
|
Обсуждено на заседании кафедры «31» августа 2015 г., протокол № 1
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
г. Симферополь
-
Актуальность темы:
Психогенные расстройства, обозначаемые термином «нозогении», обусловлены влиянием психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием. Структура нозогений детерминируется психологическими, социальными, конституциональными (характерологические особенности личности) и биологическими (соматическое заболевание) факторами.
Актуальность изучения деонтологии и биоэтики обусловлено усиливающимся вниманием к правам человека, созданием новых медицинских технологий, порождающих множество юридических и моральных проблем, а также междисциплинарным подходом к лечению и реабилитации больных. Таким образом, деонтологические и биоэтические знания оказываются необходимыми не только медицинским работникам, но и психологам – как в практике, так и в научно-исследовательской работе.
Одной из особенностей соматических заболеваний является возникновение психологической реакции у заболевшего человека на собственную болезнь. Тип реагирования на соматическое заболевание связан, в первую очередь, с оценкой пациентом его тяжести. Существует феномен «объективной» и «субъективной» тяжести болезни. Так, субъективное отношение к заболеванию называется «внутренней картиной болезни». Объективная тяжесть болезни — информация о летальности, обусловленной заболеванием, вероятность инвалидизации и хронификации болезненного процесса. Формирование психологического реагирования на заболевание сочетается со специфическими особенностями психического состояния пациентов: реакция на заболевание зависит от особенностей самой болезни (течение, успешность лечения и исход) и от индивидуально-психологических особенностей заболевшего человека.
-
Рассматриваемые вопросы:
-
|
Нозогении.
| -
|
Деонтология.
| -
|
Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями.
|
-
Оснащение лекции:
-
Таблицы:
-
Слайды:
-
Видеофильмы:
-
|
х/ф. Полет над гнездом кукушки.
|
-
Мультимедийные презентации:
-
|
Нозогении. Деонтология. Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями.
|
-
Хронометраж лекции
Вступление
|
5
|
минут
|
Основная часть
|
70
|
минут
|
Заключительная часть
|
15
|
минут
|
-
Литература:
№
п/п
|
Автор(ы)
|
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
|
Город,
изд-во
|
Год
издания, том, вып.
|
Кол-во стр.
|
1.
|
Под ред. В.П. Самохвалова
|
Психиатрическая клиника: учебное пособие
|
Симферополь
|
2003
|
606
|
2.
|
Под ред. У.В. Лебедевой, Н.Г. Незнанова, Л.И. Вассермана
|
"Основы психосоматической медицины", разработки к семинарским занятиям для студентов 6 курса лечебного и спортивного факультетов"
|
СПб: Изд-во СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова
|
2008
|
|
3.
|
Под ред. Акад. РАМН П.И. Сидорова
|
Психосоматическая медицина. Руководство для врачей.
|
Москва «Медпресс – информ»
|
2006
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.Вернадского»
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО
Кафедра
|
психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом общей и медицинской психологии
|
Тезисы лекций
УТВЕРЖДАЮ:
|
Зав. кафедрой
|
|
профессор В.А. Вербенко
|
(Ф.И.О., звание)
|
|
(подпись)
|
« » ___________ 20 г.
|
« » ___________ 20 г.
|
« » ___________ 20 г.
|
Основная образовательная программа:
|
педиатрия
|
Дисциплина:
|
Психиатрия, медицинская психология.
|
Тема 3:
|
Психология личности, возрастные кризы. Принципы психопрофилактики, психогигиены, реабилитации и психотерапии в работе врача общей практики.
|
Лектор:
|
Ольшевская Н.С., к.м.н.
|
(Ф.И.О., ученое звание и степень) (подпись)
|
Обсуждено на заседании кафедры «31» августа 2015 г., протокол № 1
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
г. Симферополь
-
Актуальность темы:
В подготовке врача важным является воспитание психологической медицинской культуры, понимания влияния психики на течение соматических заболеваний, а также влияния различных соматических заболеваний на психологический статус больного, формирование нравственности врача и широкого психогигиенического (психопрофилактического) отношения к больному человеку.
-
Рассматриваемые вопросы:
-
|
Основы психотерапии. Определение. Формы и механизмы психического воздействия на человека. Слово и его роль в психотерапии. Система целебного психического воздействия (психотерапии) на больного. Психотерапия общая и специальная. Содержание, методы. Выбор методов психотерапии, основные показания и условия к ее применению (психогенные, соматические и соматогенные расстройства). Психотерапия прямая, косвенная, индивидуальная, групповая. Гипноз и внушение, виды гипнотерапии. Ведущие методики специальной психотерапии. Понятие о психоаналитической терапии.
| -
|
Основы психогигиены. Определение. Психогигиена детства, отрочества, юности, брака, семьи, половой жизни, беременной и кормящей матери. Психогигиена воспитания, обучения, выбора профессионального отбора, физического и умственного труда, быта и производственной деятельности, отдыха. Психогигиена лиц пожилого возраста и старости. Психогигиена больного.
| -
|
Основы психопрофилактики. Определение. Главные критерии психопрофилактики. Значение психической травмы в возникновении, течении и прогнозировании болезней. Общие сведения о реактивных расстройствах (пограничные нервно-психические, соматические болезни). Боль и наркомания. Основы предупреждения их. Понятие физического дефекта. Создание новой жизненной доминанты. Реабилитация, реадаптация.
Ятрогении, ятропатии, эгогении.
|
-
Оснащение лекции:
-
Таблицы:
-
Слайды:
Поделитесь с Вашими друзьями: |