Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 3 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран медицинских вузов



страница1/5
Дата10.09.2017
Размер0.74 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Н. П. ПЕТРОВА, Т. М. ШАРШАКОВА

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ.

МЕДИЦИНСКИЕ ЭМБЛЕМЫ

Учебно-методическое пособие

для студентов 1 курса медико-диагностического факультета,

3 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов

для зарубежных стран медицинских вузов

Гомель

ГомГМУ

2013

УДК 614.253+61:7.045(072)

ББК 51.1(2я73)

П 30
Рецензенты:

доктор медицинских наук, доцент,

декан медико-диагностического факультета

Гомельского государственного медицинского университета

А. Л. Калинин;

кандидат медицинских наук, доцент,

заведующий кафедрой общей гигиены, экологии и радиационной медицины

Гомельского государственного медицинского университета



В. Н. Бортновский

Петрова, Н.П.

П 30 История медицинской этики. Медицинские эмблемы: учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 3 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран медицинских вузов / Н. П. Петрова, Т. М. Шаршакова. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 56 с.


ISBN 978-985-506-541-9

Предназначено для проведения семинарских занятий по предмету «История медицины» с целью получения знаний, умений и навыков по теме: «История медициной этики. Медицинские эмблемы». Соответствует учебному плану и типовой учебной программе, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 1 февраля 2013 г., протокол № 1.
УДК 614.253+61:7.045(072)

ББК 51.1(2я73)

ISBN 978-985-506-541-9 © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

1. Понятия «Этика» и «Медицинская этика» 8

2. Исторические принципы и модели медицинской этики 9

3. Категории медицинской этики 11

4. Основные проблемы медицинской этики 14

5. Исторические медико-этические документы 30

6. Документы, относящиеся к категории нормативных документов

биомедицинской этики 38

7. Медицинская эмблематика 40

Литература 53

ВВЕДЕНИЕ
«Лечи каждый день, помогай каждый час,

утешай каждую минуту».

Медицинская поговорка
С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело. Люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до предсмертного часа. Например, надпись на храме Асклепия в Акрополе гласит: «…он, как Бог, должен быть одинаковым спасителем рабов, бедняков, богатых людей и наследников престола и быть для всех братом, вот какую помощь он должен оказывать».

Врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей, поэтому медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный врач не обладает этическими качествами. Чтобы избежать ошибок, врач должен уметь принять правильное решение, а это требует специального морально-этического знания.

Медицинская этика как наука помогает понять наши действия и поступки. Подобно тому, как логика помогает избежать ложных суждений, так и медицинская этика помогает осознать принципы, по которым тот или иной поступок оценивается как верный или неверный. Нет доктора, который не признавал бы значения для лечебного процесса нравственных взаимоотношений с пациентом. От нравственной культуры врача непосредственно зависит важнейший фактор успешного лечения, а именно: доверие больного к врачу, перед которым всегда встает вопрос, как добиться этого доверия. Медицинская этика раскрывает, что основным условием возникновения доверия является готовность и умение врача подчинить свои интересы интересам пациента. Это умение служит, в свою очередь, главному — облегчению страдания больного.

Врачи древности, оставившие нам ценные сведения из истории врачевания, обращали серьезное внимание на вопросы медицинской этики. В древнеиндийской книге «Аюрведа» («Книга жизни»), относящейся к V–IV вв. до н. э., описан четкий этический портрет врача. «Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, правдивым характером, спокойным темпераментом, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро».

Первые научные обобщения народного опыта врачевания и правил поведения врача у постели больного изложены в трудах Гиппократа — V–IV вв. до н. э. — и других ученых Древней Греции и Рима. В известной клятве Гиппократа были заложены основные морально-этические принципы врачебной деятельности. В ней был четко сформулирован профессиональный долг врачевателя — честно и добросовестно служить больному человеку, в своих действиях «воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости».

В «Клятве» впервые встречаемся с требованием соблюдения медицинской тайны. «Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Клятва Гиппократа для многих поколений врачей всего мира стала этическим гимном врачевания, в разных вариантах она выдержала проверку временем и до настоящего времени обладает силой воспитательного воздействия.

Как и в период древнего мира, врачи средневековья также приносили клятву на верность своей профессии. В ней содержался призыв к честному исполнению профессионального долга, к самопожертвованию во имя блага человеческого. Большие заслуги в разработке вопросов медицинской этике принадлежат арабскому философу и врачу Авиценне (IX–X вв. н. э.). В своем капитальном труде «Канон врачебной науки» Авиценна излагает не только методы диагностики и лечения заболеваний человека, но и вопросы, касающиеся профессиональных качеств врача и их влияния на взаимоотношения с больными. Он считал, что врач должен обладать особенными физическими и духовными качествами — глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

В письменных источниках Русского государства IX–XI веков также имеются сведения, определяющие нормы поведения врача. Петр I издал детальную регламентацию врачебной деятельности и поведения врача.

В развитие этических идей Гиппократа, Галена, Авиценны и других передовых ученых большой вклад внесли представители отечественной медицинской науки XVIII–XIX вв.

Д. С. Самойлович (1744–1805) обращал особое внимание на значение нравственных начал в деятельности врача. Подчеркивая высшее назначение врача в служении своему народу, он призывал врачей к бескорыстию, искренности, вежливости и простоте. По его словам, врачи должны быть милосердными, сочувствующими, услужливыми, должны любить своего ближнего, как самого себя.

М. Я. Мудров (1776–1831) — основоположник отечественной клинической медицины, был убежденным пропагандистом гуманных принципов Гиппократа. Он считал необходимым воспитывать медиков в духе гуманизма, честности и бескорыстия, был глубоко убежден, что медицинской профессией должны овладевать люди по призванию, а не из побуждения к наживе.

Вторая половина XIX в. выдвинула из среды отечественных врачей целую плеяду ученых-медиков, также внесших заметный вклад в развитие этических принципов медицины.

В трудах Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова мы находим много разных материалов, касающихся этических норм взаимоотношений врача и больного, основанных на понимании роли нервной системы и психологического состояния человека в формировании и разрешении болезненных процессов.

Высказывание Н. И. Пирогов о том, что будущее принадлежит медицине предохранительной в сочетании с общегосударственными мероприятиями, стало девизом передовой медицинской общественности того времени и немало способствовало морально-этической ориентации врачей на профилактику.

Известный московский врач Ф. П. Гааз (1780–1853) провозгласил, что медицина — царица наук, ибо здоровье необходимо для всего великого и прекрасного на свете. Говорил о необходимости внимать нуждам людей, заботится о них, не боятся труда, помогая им советом и делом, словом, любить их, причем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться («Спешите делать добро»).

А. Ф. Кони (1844–1927) выдающийся судебный деятель России конца XIX – начала XX века считал, что нравственные обязанности врача заключаются в «уважении к истинной науке, недопущении никаких недопустимых приемов, дающих скоропроходящий эффект, в неприменении выводов из недостаточно и неокончательно проверенных открытий, устойчивом терпении в отношении к людям, самоотверженном в некоторых случаях исполнении своего долга перед обществом и последовательном поведении». «Врач живет постоянно с чувством ответственности перед страдающими, является свидетелем страданий больных, подвергает себя порой опасности заражения, проявляя каждодневный героизм».

Со второй половины ХХ века изменения в медицине принимают принципиально новый характер. Современная медицина получает реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия), отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Интерес к медицине, и в частности к ее истории, непрерывно растёт. А символы и эмблемы медицины издревле играли обобщающую и направляющую роль. Выражая смысл того или иного вида врачебной деятельности, они играли роль замен, под которыми собирались единомышленники, т. е. роль объединяющую, мобилизующую, привлекающую в свои ряды и одновременно определяющую известные нормы поведения медицинских работников. Общеисторическое значение символов и эмблем велико и потому, что они показывают тесную связь медицины с общей историей и культурой народов.

В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие.



Каталог: file -> biblio -> uchlit -> ob%20zdorovia
uchlit -> Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран
uchlit -> С. А. Иванов, И. К. Кривенчук, В. А. Кривенчук рак молочной железы
uchlit -> Учебно-методическое пособие для студентов 4 и 6 курсов лечебного факультета и студентов 4 курса факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран, обучающихся по специальности
uchlit -> Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса медицинских вузов лечебного, медико-диагностического факультетов и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран
uchlit -> Ф. И. Бирюков, Л. В. Дравица история организации, развития
uchlit -> Методическая разработка для студентов V курса
uchlit -> Министерство здравоохранения республики беларусь
uchlit -> Методическая разработка для студентов V курса
uchlit -> Методическая разработка для студентов V курса (медико-диагностического факультета) Гомель, 2009 Заболевания толстой кишки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница