Контрольные вопросы к курсовому экзамену по дисциплине «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении»



Скачать 101.25 Kb.
Дата10.09.2017
Размер101.25 Kb.
ТипКонтрольные вопросы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

к курсовому экзамену по дисциплине «Биомедицинская этика и коммуникации

в здравоохранении» для студентов 1 курса лечебного факультета

на 2016-2017 учебный год.


  1. Биомедицинская этика, основные принципы и правила. Исторические этапы развития медицинской этики. Особенности профессиональной этики врача.

  2. Международные принципы медицинской этики. Международный кодекс медицинской этики. Клятва Гиппократа: основные идеи и причины расхождения с современной медициной.

  3. Основные правила биомедицинской этики: правдивость, конфиденциальность, информированное согласие.

  4. Основные правила биомедицинской этики. Право пациента на получение правдивой информации. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины.

  5. Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.

  6. Сущность и проблемы современной медицинской деонтологии.

  7. Комитеты по биомедицинской этике как форма институциализации биоэтики. Основные функции и направления работы биоэтических комитетов.

  8. Комитеты (комиссии) по вопросам медицинской этики и деонтологии в Республике Беларусь как форма институциализации биоэтики: основные функции и направления работы.

  9. Национальные, региональные, клинические этические комитеты и комиссии; их субординация, состав, принципы организации и функционирования.

  10. Международный опыт создания и деятельности этических комитетов: американские и европейские модели. Стандартные операциональные процедуры в деятельности этических комитетов.

  11. Состояние этико-правового регулирования биомедицинских исследований и деятельности биоэтических комитетов в Республике Беларусь.

  12. Правовое регулирование биомедицинских исследований с участием человека. Этические аспекты проведения биомедицинских исследований с участием уязвимых групп населения.

  13. Проведение клинических испытаний лекарственных средств, медицинских изделий.

  14. Этические аспекты проведения биомедицинских экспериментов с участием уязвимых групп населения. Проблема получения согласия на основе полной информации в развивающихся странах.

  15. Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами. Понятие «анатомический дар». Недопустимость деперсонализации умерших. Ответственное отношение к телу умершего человека.

  16. Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях. Концепция «трех R» в экспериментах с привлечением животных.

  17. Профессиональные кодексы, хартии, декларации медицинских работников и их влияние на профессиональную этику медицинского работника. Клятва врача Республики Беларусь.

  18. Основные направления биобезопасности. Деятельность и функции Национального координационного центра биобезопасности. Правовые основы регулирования биобезопасности. Международно-правовой режим биобезопасности. Конвенция о биологическом разнообразии. Картахенский протокол по биобезопасности.

  19. Опыт правового регулирования безопасности генно-инженерной деятельности в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности».

  20. Этические аспекты использования генно-инженерных технологий и проведения биомедицинских исследований.

  21. Этико-правовое регулирование новых репродуктивных технологий в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» (2012).

  22. Биотехнология, биобезопасность и генетическая инженерия: к истории вопроса.

  23. Конфиденциальность в биомедицинском исследовании. Компенсация ущерба здоровью участников исследования. Возможность и целесообразность моратория на некоторые направления, формы и методы биомедицинских исследований.

  24. Независимая биоэтическая экспертиза: обоснование и формы проведения.

  25. Моральный этикет медицинского работника: правила внутренней культуры, правила внешней культуры поведения.

  26. Врач и общество: социальная ценность деятельности врача, профессиональное совершенствование врача, душевные качества и образ врача, врач и экономические интересы государства.

  27. 32. Врач и пациент. Врачебная тайна. Врачебные ошибки.

  28. Взаимоотношения медицинских работников «врач – врач», «врач – медицинская сестра» и др. Моральный климат медицинского коллектива.

  29. Основные модели взаимоотношений в системе «врач-пациент». Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи.

  30. Этико-деонтологические проблемы взаимодействия медицинских работников с пациентами с различными нозологическими формами заболеваний.

  31. Медико-организационные аспекты паллиативной медицины оказываемой в хосписах, в отделениях паллиативной помощи многопрофильных больниц и онкологических диспансерах.

  32. Свобода как моральное самоопределение и моральная автономия личности. Свобода в профессиональной деятельности врача. Моральная и юридическая свобода врача.

  33. Моральный выбор в медицинской практике. Понятие врачебного риска. Моральная ответственность врача. Мера ответственности врача.

  34. Профессиональный риск медицинских работников.

  35. Суицидальный риск в паллиативной медицине.

  36. Соотношение риска и пользы в исследовании. Концепция «минимального риска». Этические проблемы медицинских исследований на здоровых добровольцах, пациентах, эмбрионах, детях и др.

  37. Этические проблемы здравоохранения: пропаганда и реализация здорового образа жизни, прививки населению, реклама лекарств в средствах массовой информации, борьба с наркоманией, предупреждение ВИЧ и т.д.

  38. Правовая и социальная защита лиц, живущих с ВИЧ/СПИД. СПИД как ятрогения. Скрининг донорской крови.

  39. Морально-этические основы помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД. Этические нормы лечения ВИЧ-инфицированных детей. Недопустимость дискриминации и стигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

  40. СПИД и профессиональный риск медицинских работников.

  41. Страдание и сострадание. Страдание и боль. Эмоциональное и рациональное в сострадании. Формы проявления сострадания. Милосердие.

  42. Сохранение жизни и укрепление здоровья человека как моральные ориентиры деятельности врача. Здоровье и болезнь в контексте моральных ценностей.

  43. Этические аспекты лечения хронической боли. Качество жизни умирающего. Поддержка близких умирающего больного.

  44. Добро и зло и специфика их проявления в медицинской практике. Добро и зло в конкретных ситуациях морального выбора. Максимизация добра и минимизация зла как цель врачевания.

  45. Смерть как этико-философская проблема. Моральный смысл смерти. Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий.

  46. Эвтаназия. Исторические воззрения на эвтаназию. Формы эвтаназии: активная, пассивная, добровольная, недобровольная.

  47. Этические проблемы искусственного аборта. Основные моральные позиции по отношению к искусственному аборту: консервативная; умеренная; либеральная.

  48. Моральный аспект использования абортивного материала в фетальной терапии и косметологии.

  49. Моральные проблемы получения и использования генетической информации. Генетическое консультирование, тестирование, скрининг. Генетический диагноз.

  50. Добровольность получения и конфиденциальность медико-генетической информации, доступность медико-генетической помощи, запрет дискриминации и стигматизации по генетическим признакам.

  51. Экстракорпоральное оплодотворение. Манипулирование эмбрионами, проблема «лишних» эмбрионов, риск многоплодной беременности, редукция эмбрионов, здоровье детей.

  52. Контроль над воспроизводством: этический аспект. Моральные проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация.

  53. Контрацепция, стерилизация и религиозная мораль. Моральные проблемы использования эмбриональных стволовых клеток.

  54. Стволовые клетки: типы, источники, этические аспекты использования.

  55. Проблемы клонирования. Репродуктивное и терапевтическое клонирование. Моральные проблемы клонирования человека.

  56. Коммерциализация материнства, разрыв родственных связей, возможность психических травм для суррогатной матери и ребенка.

  57. Суррогатное материнство. Закон Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях».

  58. Этические проблемы пренатальной диагностики. Проблема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Морально обоснованный выбор в условиях неопределенности диагноза.

  59. Этические и правовые аспекты трансплантологии.

  60. Этика реаниматологии. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него. Этические дилеммы, связанные с окончанием человеческой жизни.

  61. Специфика врачебной тайны в психиатрии (групповая психотерапия, разговоры о пациентах во внеслужебной обстановке и т.д.). Возможность раскрытия информации третьим сторонам (в целях исследования, страхования или семейной терапии). Злоупотребления в психиатрии.

  62. Принудительная госпитализация и добровольное информированное согласие психически больных. Недопустимость насильственного применения некоторых лечебных процедур.

  63. Судебно-психиатрическая экспертиза. Этические проблемы современной психотерапии.

  64. Деонтологические проблемы в психиатрии и наркологии. Закон Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи». Медицинская помощь пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

  65. Этические проблемы в наркологии. Этические аспекты общения и лечения пациентов с девиантным поведением (лица с наркотической, алкогольной и др. зависимостями). Специфика реализации принципов и норм биоэтики в наркологии.

  66. Этико-деонтологические принципы в онкологии. Правило правдивости в онкологической деонтологии. Деонтологический подход к родственникам онкологического больного. Причины отказа от лечения.

  67. Этические проблемы восстановительной хирургии. Гермафродизм и транссексуальность: медицинские, этические, юридические проблемы.

  68. Проблемы врачебных ошибок и ятрогений в деятельности медицинских работников. Причины и классификация ятрогенных заболеваний.

  69. Проблемы коррупции во врачебной деятельности. Приоритет нравственных ценностей над экономическими интересами.

  70. Мифологизация общественного сознания.

  71. «Синдром эмоционального выгорания» у медицинских работников.

  72. Ассистируемое самоубийство. Самоубийство и проблема моральной ответственности.

  73. Методы, способствующие убеждению пациентов в соблюдении режима лечения и приверженности к нему. Некоторые причины несоблюдения лечебного плана (врачебных назначений).

  74. Конфликты в медицинском коллективе. Пути разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, устранение причины конфликта.

  75. Формирование навыков межличностного общения (активное слушание, ведение беседы, типы вопросов, обратная связь).

  76. Лидерство и руководство. Влияние лидеров на рабочий процесс. Критерии лидерства. Модель ситуационного лидерства. Роль лидера в организации. Классификация лидеров по положению в организации. Влияние лидеров на организацию. Критерии лидерства. Уроки выдающихся Топ-менеджеров.

  77. Современные технологии информирования населения и пациентов.

  78. Виды коммуникаций медицинских работников.

  79. Коммуникации в деятельности медицинских работников.

  80. Организация коммуникационного процесса. Элементы и этапы процесса коммуникации.

  81. Коммуникативные барьеры в процессе общения.

  82. Вызовы коммуникации в сфере здравоохранения.

  83. Скрипты и техники коммуникации.

  84. Каналы коммуникации в здравоохранении.

  85. Способы коммуникации (практические способы адаптации текста и информационных сообщений).

  86. Схема коммуникаций. Коммуникационный процесс.

  87. Методы формирования навыков коммуникации.

  88. Модели коммуникации здоровья (терапевтическая модель коммуникации, модель «представления о здоровье», интеракционная модель, модель объяснения).

  89. Медицинские коммуникации и консультирование.

  90. Условия успешного консультирования.

  91. Факторы повышения коммуникативной активности.

  92. Особенности коммуникации с больными детьми. Взаимоотношения медицинских работников с родителями больного ребенка.

  93. Особенности коммуникации с престарелыми пациентами. Особенности общения в домах престарелых.

  94. Принципы эффективной коммуникации в сфере здравоохранения (нейтральная, компетентная, этичная, достоверная, равноправная).

  95. Медицинская информация как канал коммуникации в реализации основных задач здравоохранения.

  96. Особенности коммуникации в паллиативной медицине.

  97. Принципы дифференцированных коммуникативных подходов к пациентам с учетом психофизических особенностей конкретного индивида и биоэтических проблем современности.

  98. Поведенческие и коммуникативные навыки общения с пациентами со злокачественными новообразованиями, ВИЧ-инфекцией и другими социально-значимыми заболеваниями.

  99. Медицинское интервью и базовые коммуникативные навыки его проведения.

  100. Электронные средства массовой информации. Пресс-конференция, пресс-релиз, статьи, интервью, комментарии и другое. Организация «горячих линий», «круглых столов», участие в пресс-конференциях, проведение семинаров, издание специальной литературы, проведение факультативных уроков, лекций, тренингов в образовательных учреждениях.

  101. Основные принципы информационно-образовательной работы с пациентами. Дистанционное образование. Традиционное обучение. Интерактивное обучение.

  102. Индивидуальное и групповое обучение. Стили и методы обучения.

  103. Вербальные и невербальные средства общения.

  104. Электронные средства массовой информации. Пресс-конференция, пресс-релиз, статьи, интервью, комментарии и другое. Организация «горячих линий», «круглых столов», участие в пресс-конференциях, проведение семинаров, издание специальной литературы, проведение факультативных уроков, лекций, тренингов в образовательных учреждениях.

  105. Основные правила создания презентации.

  106. Технология публичных выступлений.

  107. Организация и участие в мероприятиях по проведению Всемирных Дней здоровья.

Заведующий кафедрой

общественного здоровья

и здравоохранения,



профессор Т.М. Шаршакова

26.04.2017
Каталог: file -> kafedra%20studentu
kafedra%20studentu -> Тематический план практических занятий для студентов 6 курса (терапевты) по дисциплине «внутренние болезни»
kafedra%20studentu -> Для субординаторов акушер-гинекологов 6 курса
kafedra%20studentu -> Детские инфекционные болезни
kafedra%20studentu -> Курс лекций по клинической цитологии гомель 2013 Лекция 1
kafedra%20studentu -> Контрольные вопросы к итоговому занятию №4
kafedra%20studentu -> Лекция 1 «Миокардиты. Кардиомиопатии»
kafedra%20studentu -> Тематический план практических занятий по фтизиопульмонологии для студентов IV курса
kafedra%20studentu -> Семинарских занятий по физиотерапии и медицинской реабилитации для студентов 5 курса медико-диагностического факультета

Скачать 101.25 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница