Тема Предмет, задачи и методы психологии семьи Психология семьи



Скачать 97.29 Kb.
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер97.29 Kb.
  1   2   3
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии семьи
Психология семьи - как отдельная дисциплина изучает психические закономерности человеческого поведения, которые детерменированы факторомучастия людей в семье.

Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями. Дает психологическую характеристику здоровой семьи и семейной патологии, а также способствует практическому применению этого знания в ходе психологической помощи семьям, выступая в качестве научно-психологической основы для последней. Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений.

Предмет психологии семьи  – специфика психологического подхода к изучению семьи как системы межличностных взаимодействий, ее структуры (половозрастной и ролевой) и функций (защита индивида от манипулятивных воздействий общества и приспособление его к жизни в этом обществе).

Семейная система психологически характеризуется такими свойствами как целостность, повторяющиеся образцы взаимоотношений, функционирование и развитие по собственной логике, независимо от окружающих условий. Внутрисемейные межличностные взаимодействия способствуют как ассимиляции культурных схем общества в структуру личности, так и приспособлению внутреннего мира индивида к культурным схемам общества (что, однако, не всегда содействует преодолению разъединенности разных сторон личностного бытия, но иногда усугубляет эту разорванность). Иногда происходит образование личностных комплексов, «тени» (по К.Юнгу), различного рода психологических проблем, кризисов и конфликтов.



Задачи:

  • психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;

  • консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);

  • психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;

  • консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;

  • психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);

  • психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей;

  • психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;

  • психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым);

  • психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;

  • психологическое сопровождение становления родительства.

Психология семьи имеет свои методы, которые изучают и описывают предмет и решают задачи науки.

1.ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ. Вариант объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему. Основное внимание уделяется вопросу какую именно информацию о семье и в какой последовательности психотерапевт должен получить в ходе ее изучения. Все схемы данного типа нацеливают психолога на получения двух видов, данных о семье:
1)сведения о семье, ее состоянии, возрасте членов семьи, социальный слой, что имеет отношение к семье;
2)сведения об отдельных аспектах функционирования семьи (модель МАК-МАСТЕРСА). Ориентирование психотерапевта на 6 аспектах функционирования семьи:
1) способность к решению проблем; 2)коммуникации в семье; 
3) семейные роли; 4)аффективная отзывчивость, 5) аффект, вовлеченность; 6)контроль над поведением.
Цель данной модели -- получить всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент.
2. ПРОБЛЕМНЫЙ. Семейный психотерапевт, который изучает неблагоприятную семью выявляет особенности, определенную неспособность семьи справляться с психической нагрузкой. Используется метод выявления и изучение типовых слабых мест семьи.
«Трехосевая» классификация проблемных семей.
Основная цель семейной психотерапии – использовать данную диагностическую схему. В рамках проблемного подхода-поиск признаков, проблем, а не анализ функции и структуры семьи в целом. Недостаток данной модели-не цельный анализ семьи и симптоматическое лечение семьи.
3.ФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ СЕМЬИ. Это диагностические схемы, которые выявляются факторным анализом. Это метод математической статистики ,возможность «экономического описания» объекта, т.е. выявления таких характеристик объекта, которые дают более полную информацию о нем.
Круговая модель (ОЛЬСОН). Выделяет 2 семейных фактора, которые наиболее полно характеризуют семью: семейная согласованность и семейная адаптированность.
Семейная согласованность-это степень эмоциональной связи между членами семьи. При максимальной выраженности этой связи члены семьи эмоционально взаимовыражены. При минимальной выраженности имеется эмоциональная автономность каждого члена семьи.
Семейная адаптированность -- характеристика того, на сколько гибки и выражены отношения в семье.
4.ИНТУИТИВНАЯ ТАКСОНОМИЯ. При данном подходе выделяются определенные группы семей, которые содержат нервно-психические расстройства. Основной акцент на интуицию и опыт семейного психотерапевта.
Диагностика сводится к установлению того, к какому типу принадлежит исследуемая семья. 
Типы семьи:

1)динамическая(сверхподвижная)характеризуется полным отсутствием устойчивости, определенности ритма жизни.

2)неуверенная-многочисленные страхи по отношению к окружающему миру, ярко выраженная ипохондрия.

3)сверхустойчивая, с доминирующим значением жизни семьи, устоявшихся привычек, семейные рутины, устойчивости и неизменности даже в случае крайней необходимости.
4)летаргическая -- ослабленность мотивационных сфер семьи, отсутствие инициативы, нежелание откладывать силу в какую-либо сферу жизни, идти по линии наименьшего сопротивления.
5)демонстративная-создание определенных впечатлений у соц.окружения.
Тема 2. Социально-психологическая сущность брака и семьи
1. Понятие о браке и семье

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесса воспитания (Трапезникова Т. М.).

Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г.).

Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. (Голод С. И.).

В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (Харчев А. Г., 1979, с. 66).

По определению А. И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).

Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством (Антонова. И., Медков В. М.).



2. Функции семьи

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в нашем обществе.

Функции семьи призваны реализовывать ее возможности в качестве как цели (создание оптимальных условий для формирования социальной идентичности и социализации детей), так и средства удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей. При этом сами семейные функции являются формой реализации двухсторонней связи. Через них, с одной стороны, семья связана с обществом, а с другой с составляющими ее индивидами. Реализация основных семейных функций удовлетворяет потребности отдельных членов семьи и системы в целом, в том числе ее потребность в росте и изменении.

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гребенников И. В., 1991), являются:

- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

- экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).



Тема 3. Семья как система

Структура семьи – это состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 2001). Под структурой семьи также понимают способ обеспечения ее единства и функционирования как социального института. 

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:



  • «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

  • «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

  • «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

  • «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

  • нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

  • расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А.И., Медков В.М.)



А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

  1. Структурный состав:

    • полная семья (есть мать и отец);

    • неполная семья (есть только мать или отец);

    • искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

  2. Функциональные особенности:

    • гармоничная семья;

    • дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

  • централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

  • автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

  • демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А.И., Медков В.М., 1996) разделяют на:

  • партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

  • матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и

  • эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Семейные треугольники


  • Когда речь заходит о треугольниках, на ум сразу приходят любовные, где главными действующими лицами и исполнителями выступают неверный муж, обманутая жена и коварная любовница. Но чаще всего треугольники складываются в семье. Их существует великое множество. Например, папа- мама- ребенок, муж- жена- работа, жена- ребенок- мать жены, муж- жена- теща, и т. д. Как правило, все треугольники создаются неосознанно и только с одной целью- снять напряжение, тревогу, страх быть покинутым. В семейных отношениях все довольно сложно и запутанно.

  • Треугольник - это устойчивая система взаимоотношений. Поэтому они и возникают - для стабилизации. Любовница, к примеру, это чаще всего попытка неверного сохранить семью. Он пытается, не бросая жену, возместить то, чего ему в семье не хватает.

  • Обычно в треугольнике имеется изначальное взаимодействие между двумя субъектами. А третий является продуктом этого взаимодействия.
    Классический треугольник: жертва-преследователь-спасатель. Без возникновения спасателя отношения жертвы и преследователя не могут продолжаться длительно. Отношения в семье тоже могут по этой схеме разворачиваться.

  • Мужчина и женщина создают ребёнка, который уже отделяет их в отдельную систему из просто пары. Здесь продукт придает совокупности элементов свойства системы.

  • А если говорить о семейных отношениях, то надо рассматривать системную иерархию. Тогда многие конфликты решаются.
    Например, чтобы второй жене прекратить обиды на мужа и ссоры с ним, часто бывает достаточно признать, что она вторая. Первая - более важная, хоть и бывшая. Вторая - менее важная, потому что она по счету следующая. Стоит унять гордыню и признать очевидное, как в семье может наступить мир. Таких примеров множество. 


Жизненный цикл семьи

По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:


  1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

  2. семья молодоженов;

  3. семья с маленькими детьми;

  4. семья с подростками;

  5. выход повзрослевших детей из семьи;

  6. семья на поздней стадии развития.

В.А. Сысенко выделяет:

  1. совсем молодые браки – от 0 до 4 лет совместной жизни;

  2. молодые браки – от 5 до 9 лет;

  3. средние браки – от 10 до 19 лет;

  4. пожилые браки – более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

  1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

  2. Брак – принятие супружеских социальных ролей.

  3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

  4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода – возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

  5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
    Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

  6. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье – это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:


  1. «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

  2. «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

  3. изменения под влиянием социальных событий (экономическая, депрессия, землетрясение и т.п.);

  4. биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т.д.);

  5. изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

  6. «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т.д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Тема 4. Психологические теории семьи
Основные положения психодинамической теории семьи

Генри Дике (1967) впервые заговорил о возможности использования теории объектных отношений Фейербейрна для понимания супружеского взаимодействия и детско-родительских отношений.

С точки зрения психодинамкческой теории, семья состоит из индивидов, имеющих свою индивидуальную историю развития, свой опыт жизни в родительской семье, а следовательно, и особую организацию личности, и интернализованные модели межличностного взаимодействия между супругами, родителями и детьми.

Речь вдет о вертикальном подходе к семье, при котором характер супружеских отношений, причины сегодняшних затруднений и проблем супругов, отношения родителей и детей рассматриваются с учетом истории жизни обоих супругов. Каждый супруг имеет свою модель семейных отношении, свои представления о том, как организуется жизнь в семье, какие устанавливаются нормы и правила, каков должен быть характер отношений между супругами, у родителей с детьми, с дедушками и бабушками, другими родственниками, друзьями. Прошлое активно присутствует в текущих отношениях.

Martin (1974) и Sajer (1976) рассматривают супружество как своего рода индивидуальный договор, или соглашение, которое включает то, что каждый из супругов предполагает дать, и то, что намерен получить от другого, от семейной жизни. Таким образом, ожидания и намерения супругов, имеющие в своей основе модели родительской семьи, играют важную роль в супружеском союзе. Ожидания касаются всех аспектов семейной жизни: распределения власти и ответственности, эмоциональной близости, количества детей и их воспитания, сексуальных отношений и организации быта, проведения свободного времени и распределения бюджета, отношений с родственниками и способов разрешения конфликтов, личностного роста и карьеры. Соглашение (договор) может быть:

— сознательным и вербализованным;

— сознательным и невербализованным; — неосознанным.

Поскольку договор имеет взаимный характер, он может быть согласованным или конфликтным. Гармоничное супружество наблюдается, если индивидуальные соглашения взаимно соответствуют друг другу (осознанно и неосознанно) и выполняются обоими супругами. Если же ожидания супругов несовместимы из-за различий прошлого опыта, то такой брачный союз изначально обречен на неудачу, дисгармония в супружеских отношениях неизбежна.

Отдельные элементы индивидуального соглашения определяются потребностями и желаниями индивидуума. Они, в свою очередь, могут быть: здоровыми и реалистичными или невротическими. Вследствие того, что ожидания и реальное поведение супругов не совпадают, возникает ощущение обмана и чувство беспокойства, уравновешенность в отношениях нарушается. Таким образом, особенности эмоционального реагирования на поведение партнера кроются в истории пропитого опыта супругов. Источники сегодняшнего поведения супругов, их эмоционального восприятия друг друга - в прошлом, в возникших в детстве внутренних схемах восприятия, отношения и поведения.
Механизмы переноса модели родительской семьи.
Практика семейного консультирования, ее теоретическое осмысление в рамках современного психоанализа показали наличие неосознанной тенденции к повторению в главных чертах модели родительской семьи в семье детей. Основными механизмами, обеспечивающими этот процесс, являются механизмы идентификации, проекции, проективной идентификации. Особенностью этих механизмов является то, что они действуют на бессознательном уровне, а значит, позволяют объяснить неосознаваемые процессы в отношениях между членами семьи. Эти механизмы описывают выбор партнера, эмоционально окрашенные переживания и взаимодействия как в благополучных, так и в конфликтных семьях.

Ребенок обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. Принятие этой роли повышает самооценку, отказ - приводит к снижению уверенности в себе, способствует возникновению неврозов. В эту схему включается, дополняя ее, и роль родителя другого пола. Имеет значение восприятие и оценка образа, роли родителя противоположного пола. Если она положительна, то выбор подобного ему брачного партнера создает предпосылки к супружеской гармонии. В противоположном случае партнер с подобными характеристиками становится источником негативных переживаний и реакций. Таким образом, формы родительских отношений по механизму идентификации становятся для ребенка эталоном, внутренней схемой будущих супружеских отношений и супружеского поведения. Представление личности о себе как мужчине или женщине, дифференциация эмоциональных отношений к двум полам прямо зависит от процесса доминантной идентификации с родителем одного с ребенком пола. В первое время и мальчик, и девочка зависят от матери, идентифицируют себя с ней. В возрасте четырех-пяти лет мальчик проявляет заметный «собственнический» эмоциональный интерес к своей матери. Одновременно он склонен усматривать в отце соперника за право пользоваться ее любовью. В связи с тем, что отец имеет ряд преимуществ (он больше и сильнее), мальчик вместе с соперничеством может ощущать и страх перед ним. Девочка сходным образом привязана к отцу и считает соперницей мать. Постепенно у ребенка появляется доминантная и прочная идентификация с родителем своего пола. Мальчик начинает больше дружить с отцом, задумываясь над тем, что станет мужчиной, когда вырастет, а девочка ведет себя аналогичным образом по отношению к матери.

Естественно, что выбор супруга осуществляется на основе характерологического подобия потенциального брачного партнера с родителем противоположного пола. Партнер действует по тому же сценарию. В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к этим внутренним схемам. Сходство личностных свойств родителя и супруга определяет и сходство супружеских отношений, в связи с чем часто повторяется не только выбор партнера, но многие ошибки и проблемы родителей. В таком случае супруг и супружеские отношения становятся экраном всевозможных проекций. В тех случаях, когда образ родителя противоположного пола имеет негативные характеристики в оценке ребенка, то естественно, что став взрослым, он ищет партнера с другими характеристиками. Однако такой выбор является источником внутреннего конфликта, даже если человек делает, по его мнению, рациональный, правильный выбор, он все же чувствует, что с некоторыми, особенностями партнера он не может примириться.

Нередко под влиянием влюбленности индивидуум проявляет уступчивость, частично отказываясь от своей программы ради партнера из желания приспособиться к new, что опять же вызывает внутренние противоречия и дискомфорт. По истечении некоторого времени сформировавшаяся схема вновь дает о себе знать и у индивидуума наблюдается тенденция возврата к запрограммированному сценарию.

Для супружеской гармонии недостаточно только характерологического подобия супруга с родителем противоположного пола. Важно, чтобы у партнера была схожая внутренняя программа. Вероятность гармоничных брачных отношений тем выше, чем ближе модели родительских семей супругов. В браке партнеров из семей, представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за власть.

Сущность механизма проективной идентификации состоит в следующем: один человек проецирует на другого свои переживания, приписывает ему свои чувства, мысли. К тому же сам он (неосознанно) начинает себя вести в соответствии со своей проекцией, со своими ожиданиями, тем самым побуждая другого к соответствующему поведению. Человек, который является объектом проекции в силу разных личностных особенностей или в связи с той или иной ситуацией, может соответствовать проекции.

Мелани Кляйн (1955) описала механизм проективной идентификации в тесной связи с процессами развития ребенка на протяжении первых трех-четырех месяцев жизни. Она полагала, что ребенок, отделяя деструктивные или плохие качества «Я» с помощью механизма проективной идентификации, защищает себя от тревоги. Последователи Кляйн воспользовались понятием «проективная идентификация» для описания того, каким образом можно постичь объект через характеристики «Я», а «Я» идентифицировать с объектом по его проекции.

Проективная идентификация выполняет разные функции: например, защитную, поскольку индивид, отделяя деструктивные, не признаваемые в себе качества и стороны «Я» избавляется от тревога, сохраняя уважение к себе.

Видя в других причину своих негативных эмоций, агрессивного поведения, партнер искренне считает другого виновным в возникновении непонимания в создавшемся конфликте. Проективная идентификация позволяет избегать внутриличностного конфликта, не признавать в себе слабых сторон, деструктивных характеристик, «передавая» их другому супругу.

Идеализация брачного партнера, приписывание ему своих позитивных характеристик, возникновение неадекватных ожиданий по отношению к другому также имеют в своей основе проективную идентификацию.

Проективная идентификация может быть средством оптимизации супружеской коммуникации, межличностного взаимодействия в семье. Заставляя других членов семьи чувствовать и думать то же самое, человек повышает возможность быть понятым и способность понять других.

Проективная идентификация может лежать в основе манипуляций между супругами, родителями и детьми, поскольку позволяет перекладывать ответственность на других, добиваться у них сочувствия и контролировать их поведение.

Порой супруги начинают играть в игру, основа которой - взаимная проективная идентификация.

Сущность взаимной проективной идентификации состоит в том, что каждый из партнеров рационализирует собственное невротическое поведение через нарушенное поведение другого (рационально объясняет свои эмоциональные вспышки, неадекватное поведение как реакцию на поведение партнера, делая это неосознанно). Так, например, муж может обвинять жену в агрессивности, давлении и контроле, в то время как жена окажется недовольна пассивностью, безответственностью супруга.

В данном случае мужчина с сильной потребностью быть уступчивым вступил в брак с женщиной, у которой имеется сильная потребность в доминировании. Бессознательная потребность в агрессоре заставила его выбрать себе жену, которая может играть эту роль. В результате он ощущает себя жертвой, страдая от чувств обиды и вины, что позволяет ему проецировать вытесненную или отщепленную агрессивность на свою жену. Она, в свою очередь, считает его несамостоятельным и инфантильным, не способным брать ответственность на себя, принимать решения.

Психологическим механизмом представленных в данном примере патологических семейных отношений является взаимная проективная идентификация,

Потребности супругов являются взаимно дополняющими (комплементарными), однако по своему характеру они невротичны, поскольку основаны на патологических идентификациях и интроекциях раннего детства. Таким способом внутриличностный конфликт (из детства) приводит к супружескому конфликту.

Иными словами, супружеский конфликт - не что иное, как актуализированный из прошлого, неразрешенный конфликт детства. Это повторение конфликта детско-родительских отношений.

Индивид, у которого сохранились из детства не удовлетворенные родителями потребности, часто выбирает такого супруга, который помог бы ему вернуться к своим не до конца разрешенным конфликтам.

В таких (невротизированных) семьях супруги ведут себя так, чтобы восстановить свои инфантильные ситуации, которые повторяются, остаются переменными.

Таким образом, процессы, происходящие в семье на ранних этапах развития ребенка, оказывают долговременное влияние как на его собственное развитие, так и определяют специфическое для семьи содержание таких понятий, как материнство, отцовство, родительство.
Влияние сиблинговых позиций на характер и полоролевое развитие личности.
Описанные механизмы позволяют понять, что то, как индивид относится к себе и другим, как реагирует на происходящие события, общается со своим окружением вне семьи, начинается с того, как члены семьи относились к нему в качестве будущего мужчины или женщины. В дополнение к рассмотренным факторам, важное влияние на всю последующую жизнь оказывает также порядок рождения и положение среди братьев и сестер. » Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Исследования Уолтера Тоумена, изучившего тысячи нормальных семей, позволили утверждать, что люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют тождественные характеристики. Работы Тоумена показали, что сиблинговая позиция ребенка зависит от количества детей в семье, их I пола и временных промежутков между их рождением. Если разница в возрасте составляет более, чем пять или шесть лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку.

Существует ограниченное число возможных ролевых позиций в семье. Предложенные далее характеристики построены на исследованиях и публикациях видных авторитетов в этой области, в первую очередь, на работах Тоумена. Они, безусловно, имеют вероятностное значение.


Методологические основания трансгенерационного подхода к семье.
Мюррей Боуэн является крупнейшим теоретиком системного подхода к семье. Он стремился создать естественнонаучную теорию человеческого поведения, которая была бы применима к любому человеку любой культуры, независимо от конкретных исторических, социально-экономических условий. Будучи биологом по первому образованию и психоаналитиком по психологической подготовке, он разрабатывал теорию поведения человека в семье с учетом эволюционной теории Ч. Дарвина и фрейдовского ученияо бессознательном.

По мнению М. Боуэна, человек принадлежит к миру живой природы. Его поведением, как и реакциями других живых организмов, управляет эмоциональная система. Она является врожденной, инстинктивной, бессознательной, автоматически направляющей активность человека. Эмоциональные расстройства имеют в своей основе нарушения в функционировании эмоциональной системы. Тревога, переживаемая человеком, является признаком эмоционального неблагополучия. Человек имеет готовые механизмы справляться с тревогой. Если она относительно невелика, то человеческий организм функционирует нормально. Если тревога возрастает, или в течение некоторого времени сохраняет свою интенсивность, хронифицируется, то возникают симптомы соматического, эмоционального или поведенческого характера. Есть люди, предрасположенные к стрессу, они не могут справляться с эмоциональными переживаниями в силу слабой интеграции своего «Я», что определяется уровнем дифференциации личности.



Семья является естественной системой, в которой эмоциональные связи между супругами, детьми, родителями и детьми являются определяющими. Семейное благополучие или неблагополучие определяется уровнем дифференциации личности и межличностных отношений в семье.


Скачать 97.29 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница