Тема 1 "обмен и функции липидов"



Дата28.04.2016
Размер82 Kb.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Тема 1 "ОБМЕН И ФУНКЦИИ ЛИПИДОВ"
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №1

«Анаболизм липидов. Нарушения обмена липидов. Определение содержания холестерина в сыворотке крови. Определение со­держания в-липопротеидов в сыворотке крови».
1. Что следует понимать под анаболизмом липидов. Рассмотрите этот вопрос с биохимических и биологических позиций.

2. Механизм и схема образования ВЖК (субстраты, энергетические затраты, ферменты, кофакторы и витамины-предшественники). Органная и внутриклеточная локализация этого процесса. Основные отличия от -окисления ВЖК. Дальнейшая судьба вновь образованных ВЖК. Контроль синтеза ВЖК с помощью метаболитов и гормонов (для понимания биохимических основ обмена ВЖК, сравните с контролем -окисления).

3. Пути и источники образования глицерол-3-фосфата в печени и жировой ткани (биохимические различия). Дальнейшая судьба и биологическая роль вновь образованного глицерол-3-фосфата.

4. В каких органах и из каких субстратов образуются триглицериды (ТГ)? Поясните пути их образования (активные субстраты, ферменты, кофакторы, энергетические затраты).

5. Перечислите процессы и промежуточные продукты обмена углеводов, принимающие участие в реакциях биосинтеза липидов. Роль оксалоацетата, малата, цитрата и источники ацетил-КоА, НАДФН2 в анаболизме липидов.

6. Судьба ТГ, образованных а) в печени (формирование и роль ЛПОНП); б) в жировой ткани; в) в стенке кишечника (формирование и роль хиломикронов).

7. Опишите реакцию образования фосфатидной кислоты из глицерина и ВЖК. Возможная судьба фосфатидной кислоты в клетке.

8. Объясните экстренный и de-novo пути биосинтеза ФХ в клетке. Невитаминные коферменты, участвующие в этом процессе.

9. Что такое липотропные факторы? Какова их биологическая роль?

10. Дайте общую схему синтеза холестерина (ХС) в организме (формульно до мевалоновой кислоты). Укажите локализацию этого процесса в клетке, субстраты, ферменты (обратите внимание на регуляторный фермент), кофакторы, энергообеспечение. Что происходит с вновь образованным холестерином в организме: а) в клетках печени, б) в коре надпочечников, в) в клетках эпидермиса? Дальнейшая судьба этих метаболитов.

11. Каким путем холестерин, образованный в печени, поступает к клеткам органов и тканей? Какова роль ЛПОНП и ЛПНП в этом процессе? Механизм ассимиляции холестерина из ЛПНП в тканях. Что лимитирует процесс ассимиляции ЛПНП клетками периферических органов?

12. Нейрогуморальная регуляция липидного обмена. Какое влияние на обмен липидов оказывают инсулин, глюкагон, СТГ, тироксин, глюкокортикоиды, эстрогены и андрогены? Регуляция активности ферментов липидного обмена на уровне метаболитов.

13. Классификация дислипопротеинемий по Фредриксону. Врожденные (первичные) и приобретенные (вторичные) гиперлипопротеинемии. Объясните возможные молекулярные механизмы их развития.

14. Опишите биохимические нарушения липидного обмена при ожирении (укажите их связь с углеводным обменом).

15. Какие изменения в обмене липидов наблюдаются при голодании, физической нагрузке, стресе?

16. Биохимические аспекты развития атеросклероза. Какие изменения в обмене и содержании липидов способствуют развитию этого заболевания?

17. Нарушения липидного обмена при сахарном диабете I и II типов (связь с углеводным обменом). Объясните причины кетонемии и кетонурии.

18. Нарушение переваривания и всасывания липидов, в том числе жирорастворимых витаминов (А, D, Е, К): укажите причины и последствия. Что такое стеаторея?

19. Биохимические причины желчнокаменной болезни.

20. Жировое перерождение печени. Биохимические причины накопления липидов в печени. Липотропные факторы в лечении этой патологии.



Решение тестовых и ситуационных заданий.

Тема 2. «Обмен аминокислот, простых и сложных белков»
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №2

«Переваривание белков. Общие пути катаболизма аминокислот. Качественный и количественный анализ желудочного сока. Количественное определение мочевины крови».

1. Биологическая роль белка в организме. Виды азотистого баланса. Азо­тистое равновесие.

2. Нормы белка в питании (физиологический минимум белка, "коэффициент изнашивания"). Биологическая ценность белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты, их значение в питании человека. Белковая недостаточность.

3. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ). Ферменты ЖКТ, их классификация и субстратная специфичность. Роль соляной кислоты. Проферменты и механизмы их активации. Роль тканевых гормонов (гастрин, секретин, холецистокинин) в регуляции переваривания белка.

4. Гниение белков в кишечнике: общие механизмы, продукты гниения (опишите формулы путресцина, кадаверина, фенола, крезола, индола, скатола, бензойной кислоты).

Обезвреживание продуктов гниения. Роль ФАФС и УДФГК.

5. Виды кислотности желудочного сока. Количественное определение всех видов кислотности желудочного сока в одной пробе (принцип метода).

6. Компоненты желудочного сока в норме и при патологии.

7. Патологические изменения в характере секреции желудочного сока (ги­перхлогидрия, гипохлоргидрия, ахлогидрия, ахилия).

8. Судьба всосавшихся аминокислот и продуктов распада тканевых белков в организме. Общая схема источников и путей использования аминокис­лот в организме.

9. Механизмы дезаминирования аминокислот, ферменты, участвующие в этих процессах.

10. Трансаминирование аминокислот. Специфичность трансаминаз (ГОТ, ГПТ), значение реакций трансаминирования. Непрямое дезаминирование амино­кислот: последовательность реакций, ферменты, биологическое значе­ние. Пути обмена безазотистого остатка аминокислот (гликогенные и кетогенные аминокислоты). Витамины в коферментных системах трансаминирования, дезаминиро­вания. Изменения активности трансаминаз сыворотки крови при заболеваниях пече­ни, мышц и сердца.

11. Судьба аммиака, образовавшегося при дезаминировании аминокислот и нуклеотидов. Роль дикарбоновых аминокислот в транспорте и превращении аммиака в орга­низме. Механизмы токсичности аммиака. Пути обезвреживания аммиака в организме: образование амидов (аспарагин, глутамин), восстановительное аминирование -кетокислот, синтез мочевины и аммонийных солей.

12. Биосинтез мочевины: последовательность реакций, суммарное уравне­ние. Источники азота в молекуле мочевины. Связь орнитинового цикла мочевинообразования и ЦТК (бицикл Кребса). Величина суточного выделения мочевины. При­чины возникновения гипераммониемий, роль печени и почек в механизме обезвреживания аммиака.

13. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Биосинтез заменимых аминокис­лот: схема превращения, регуляция и физиологическое зна­чение.

14. Механизмы декарбоксилирования аминокислот в организме. Декарбокси­лаза аминокислот, ее кофермент. Образование биогенных аминов: гистамина, триптамина, серотонина, ГАМК, этаноламина, таурина и др. Роль биогенных аминов в регуляции метаболизма и функций. Инактивация биогенных аминов.

15. Пути обмена безазотистого остатка аминокислот. Кето- и гликогенные аминокислоты.

Решение тестов и ситуационных задач.
Тема 2. «Обмен аминокислот, простых и сложных белков»
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №3

«Обмен сложных белков. Определение количества билирубина в сыворотке крови».

1. Особенности обмена отдельных аминокислот

а) Обмен глицина и серина.

1. Опишите реакции образования серина из глюкозы.

2. При распаде какой аминокислоты возникает глицин?

3. Опишите реакции распада глицина. Для построения каких веществ используется глицин?

4. Докажите взаимосвязь обмена глицина и серина. Объясните роль серина и глицина в образовании одноуглеродных групп, необходимых для синтеза нуклео­тидов. В чем значение фолиевой кислоты? Что происходит при ее не­достатке?

б) Обмен серусодержащих аминокислот.

1. Объясните механизм образования активного метионина.

2. Для чего используются сера метионина? Для чего используется метильная группа метионина? Назовите вещества образующиеся при участии метильной группы. Опишите схему синте­за креатина.

3. К чему ведет недостаток метионина в пище? Почему?



в) Дикарбоновые аминокислоты.

1. В чем заключается особая роль глутаминовой кислоты в распаде амино­кислот?

2. Какова роль глутаминовой кислоты в образовании медиатора нервной системы?

3. Какова роль глутаминовой и аспарагиновой кислот в детоксикации ам­миака?

4. Какова связь между глутаминовой и аспарагиновой кислотами и нуклеи­новыми кислотами?

г) Обмен фенилаланина, тирозина и гистидина.

1. Опишите пути превращения фенилаланина и тирозина. Значение тирозина в синтеза катехоламинов, тироксина, меланинов.

2. Катаболизм тирозина: промежуточные продукты распада и их судьба (фумаровая кислота, ацетоуксусная кислота).

3. Опишите пути превращений гистидина.



2. Нарушения обмена аминокислот.

1. Наследственные энзимопатии (фенилкетонурия, алкаптонурия, альби­низм, гистидинемия, тирозинемия).

2. С помощью какого биохимического теста можно обнаружить гетерозиготных носителей гена фенилкетонурии?

3. Для диагностики какой патологии применяют гистаминовую пробу?



3. Синтез и распад гемоглобина, пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Нарушения обмена хромопротеинов и нуклеопротеинов.

1. Перечислите вещества, относящиеся к хромопротеинам.

2. Как построена молекула гемоглобина?

3. Что происходит с пищевыми хромопротеинами в ЖКТ?

4. Насколько полно используется пищевой гем животным организмом?

5. Из чего синтезируется гемоглобин (гем, глобин)?

6. Где в организме синтезируется гем? В каких органах этот процесс на­иболее интенсивен?

7. Опишите синтез гемоглобина до -аминолевулино­вой кислоты, а далее в виде схемы. Перечислите ферменты, механизмы регуляции их активности.

8. Основные этапы распада гемоглобина. Объясните схему образования желчных пиг­ментов. Пути их обезвреживания (роль печени, роль фермента глюкуронилтрансферазы и УДФГК).

9. "Прямой" и "непрямой" билирубин: свойства, место и механизмы образо­вания.

10. В каком виде и какими путями выделяются из организма продукты распада гема?

11.Желтухи (гемолитическая, обтурационная, паренхиматозная, желтуха новорожденных).

12. Порфирии: причины их развития, чем они ха­рактеризуются?

13. Переваривание и всасывание нуклеопротеидов. Назовите основные пище­вые источники нуклеопротеидов, ферменты участвующие в переваривании нуклеотидов. Какие продукты переваривания нуклеотидов подвергаются всасыванию?

14. Распад нуклеиновых кислот в клетках (ферменты, их локализация).

15. Синтез пуриновых нуклеотидов:

а) Опишите реакции синтеза пуринового нуклеотида от рибозо-5-фосфата до 5-фосфорибозиламина, далее объясните схему образования ИМФ.

б) Обозначьте происхождение атомов пуринового кольца.

в) Какова роль ТГФК и аминокислот в биосинтезе пурино­вых нуклеотидов?

г) Объясните образование АМФ и ГМФ из инозиновой кислоты. Назовите ферменты и механизмы их регуляции.

д) Реутилизация азотистых оснований как запасной путь синтеза пури­новых нуклеотидов. Синдром Леша-Нихана.

16. Катаболизм пуриновых нуклеотидов: этапы распада, ферменты, конечные продукты, регуляция процесса.

17. Нарушения обмена пуриновых нуклеотидов: гиперурикемия, подагра.

18 . Метаболизм пиримидиновых нуклеотидов:

а) Опишите схему синтеза уридиновой кислоты, назовите ферменты, исходные соединения.

б) Распад пиримидиновых нуклеотидов: этапы, конечные продук­ты распада, регуляция процесса.

19. Нарушения обмена пиримидиновых нуклеотидов.

Решение тестовых и ситуационных заданий.
Тема 3. "ХИМИЯ И ФУНКЦИИ ГОРМОНОВ"
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №4

Химическое строение, механизм действия и функции гормонов. Качественные реакции на отдельные гормоны. Методы определения количества гормонов в крови (радиоиммунный, иммуноферментный методы).

1. Что такое железы внутренней секреции?

2. Что такое гормоны?

3. Перечислите железы внутренней секреции и вырабатываемые ими гормоны?

4. Как классифицируют гормоны? Приведите примеры.

5. Механизмы действия гормонов. Взаимосвязь механизма действия гормонов и их химической природы.

6. Обьясните, что такое рецептор? Чем обусловлена различная чувстви­тельность тканей к действию гормонов?

7. Что такое вторичные мессенджеры? Запомните химическое строение цАМФ, цГМФ, инозитолтрифосфата. Как они образуются?

8. Как осуществляется связь эндокринной системы с ЦНС? Обьясните прин­цип действия отрицательной обратной связи в регуляции секреции гор­монов.

9. Гормоны гипоталамуса. Химическая природа, влияние на обмен веществ.

10. Гормоны передней доли гипофиза. Опишите химическую природу и биологическую роль каждого гормона.

11. Гормоны задней доли гипофиза: химическая природа и биологи­ческая роль окситоцина и вазопрессина. Где они образуются?

12. Какие гормоны синтезируются мозговым веществом надпочечников? Ка­ково их химическое строение? Какое влияние они оказывают на обмен веществ в организме? Как регулируется секреция этих гормонов?

13. Какие гормоны синтезируются корковым веществом надпочечников? Ка­ково их химическое строение? Какое влияние они оказывают на обмен веществ в организме? Как регулируется секреция этих гормонов?

14. Какие изменения возникают в обмене веществ при нарушении секреции гормонов коркового вещества надпочечников (минерало- и глюкокортикоидов)?

15. Какие изменения в обмене веществ наблюдаются при стрессе? Ответ поясните.

16. Какие гормоны вырабатывает поджелудочная железа? Какова их химичес­кая природа? Опишите механизм образования активной формы инсулина.

17. Как инсулин влияет на концентрацию глюкозы в крови? В чем заключа­ется механизм действия инсулина? Влияние инсулина на углеводный, липидный и белковый обмен.

18. Как изменяется концентрация глюкозы в крови при действии глюкагона? Каков механизм действия этого гормона?

19. Что понимают под относительной и абсолютной недостаточностью инсу­лина? Объясните нарушения в обмене веществ при сахарном диабете.

20. Когда используется тест на толерантность к глюкозе? Как осущест­вляется практически этот тест?

21. Как изменяется концентрация глюкозы в крови в ходе теста на толе­рантность к глюкозе у здоровых людей, у лиц с нарушенной толерант­ностью к глюкозе и у лиц с сахарным диабетом?


22. Гормоны щитовидной железы. Химическое строение, влияние на обмен веществ. Регуляция секреции гормонов щитовидной железы.

23. Какие изменения наблюдаются в организме при нарушении функции щи­товидной железы. Чем они обусловлены?

24. Гормоны паращитовидной железы. Химическая природа, биологическое действие.

25. Какие изменения в обмене веществ наблюдаются при нарушении функции паращитовидной железы?

26. Гормоны местного действия (APUD-система), их химическая природа, эффекты действия.

27. Кинины и кининовая система. Механизм ее действия.

28. Что такое простагландины, тромбоксаны, лейкотриены? Какова их хи­мическая природа и биологическая роль?

29. Ренин-ангиотензиновая система. Механизм ее действия.

30. Какова химическая природа половых гормонов? Какое действие на об­мен веществ оказывают мужские и женские половые гормоны? Как регулируется их секреция?

31. Какие изменения в обмене веществ возникают при нарушении секреции половых гормонов?

32. Что такое гормонотерапия? Метаболические эффекты гормонотерапии. Привести примеры. Осложнения при бесконтрольном и длительном применении гормонов.

Решение тестовых и ситуационных заданий.
Тема 4. «биохимия крови»

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №5



Физико-химические и биологические функции крови. Основные методы фракционирования белков сыворотки крови: электрофорез и осадочные пробы (тимоловая и проба Вельтмана). Определение количества гемоглобина в сыворотке крови.
1. Состав крови и ее роль в организме.

2. Белки плазмы крови и их роль в сохранении гомеостаза. Электрофорез белков плазмы.

3. Гипопротеинемия и гиперпротеинемия. Причи­ны развития и последствия.

4. Ферменты плазмы крови. Классификация и использование в диагностике различных заболеваний (изоферменты лактатдегидрогеназы и аминотранс­феразы).

5. Небелковые азотистые компоненты плазмы крови. Что пони­мают под термином "остаточный азот"? Азотемии (причины развития и последствия). Гипераммонемия: причины развития и последствия.

6. Безазотистые органические компоненты крови. Типы гиперлипопротеидемий. Гликемии, кетонемии и липидемии (причины и последствия).

7. Буферные системы крови: компоненты, их соотношение, взаимодействие с кислотой и основанием. Причины и последствия ацидозов и алкалозов.

8. Перенос кислорода кровью. Кривые насыщения гемоглобина и миоглобина кислородом. Биологическое значение различного сродства гемоглобина и миоглобина к кислороду. Формы гипоксий.

9. Перенос углекислого газа кровью (три формы транспорта углекислого газа).

10. Факторы свертывания, содержащиеся в плазме (I-XIII) и тромбоцитах (1-8). Их химическая природа и биологическая роль.

11. Биохимия цепной реакции свертывания крови (внутренний и внешний механизмы). Роль кальция и витамина К в свертывании крови.

12.Противосвертывающая система крови (участники, механизмы действия). Искусственные антикоагулянты.

13. Фибринолиз (ферменты, механизм действия, биологическая роль). Ис­пользование ферментных препаратов фибринолиза в медицине.

14. Что такое электрофорез белков? На какие фракции можно разделить белки с помощью электрофореза?



Решение тестовых и ситуационных заданий.
Тема 5. «биохимия мочи»
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №6

Химические составные части мочи в норме и при патологии. Химические составные части мочи в норме и при патологии. Экспресс-методы анализа химического состава мочи (глюкозы, ацетоновых тел, рН среды). Определение количества белка и креатинина в моче.
1. Что такое первичная моча? Как она образуется?

2. Что такое вторичная моча, как она образуется? Нарушения в про­цессе образования вторичной мочи.

3. Клиренс: что он характеризует? Виды клиренса.

4. Понятие о диурезе. Изменение диуреза при патологии (полиурия, оли­гурия, анурия). Гормональная регуляция диуреза.

5. Основные физико-химические свойства мочи (плотность, цвет, прозрач­ность, запах) Изменения физико-химических свойств при патологии.

6. Нормальные компоненты мочи:

а) органической природы

б) неорганической природы

Возможные причины отклонений их содержания от нормы.

7. Роль почек в поддержании кислотно-основного равновесия.

8. Роль почек в биосинтезе креатина. Опишите реакции синтеза креатина. Роль креатина.

9. Опишите методы исследования физико-химических свойств мочи и количественного определения креатинина в моче: принцип методов и диагностическая роль.

10. Патологические компоненты мочи. При какой патологии обмена веществ наблюдаются состояния:

а) протеинурия

б) глюкозурия

в) кетонурия

г) порфиринурия

д) креатинурия

е) гематурия и гемоглобинурия.

Укажите причины и механизмы развития этих состояний.

11. Желчные пигменты: их образование и выведение с мочой в норме и при патологиях.

12. При каких нарушениях обмена аминокислот отмечается:

а) гипераминоацидурия

б) цистинурия

в) алкаптонурия

г) фенилкетонурия

Укажите причины и механизмы развития этих состояний.

13. Биохимические причины развития и возможные последствия при:

а) гиперурикурии

б) оротацидурии

14. Какие нарушения обмена веществ могут быть причиной мочекаменной бо­лезни? Химическая природа камней, образовавшихся при мочекаменной болезни.

Решение тестовых и ситуационных заданий.

Тема 6. «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ биохимия»
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №7

Биотрансформация лекарственных веществ в организме. Определение продуктов ПОЛ (малонового диальдегида). Оценка транспортной функции сывороточного альбумина Определение промежуточных и конечных продуктов метаболизма ксенобиотиков.
1. Охарактеризуйте основные функции печени в обмене веществ.

2. Основные закономерности метаболизма лекарственных средств в организме: всасывание, распределение и депонирование, механизм действия, удаление из организма.

2. Опишите этапы биотрансформации лекарственных веществ, поступающих в организм.

3. Объясните зависимость метаболизма лекарственных веществ от их химической природы.

4. Опишите характер изменений при биотрансформации лекарственных веществ.

5. Назовите основные фазы инактивации лекарственных веществ в организме.

6. Охарактеризуйте значение первой фазы химической модификации лекарственных веществ.

7. Назовите компоненты системы микросомального окисления, участвующей в первой фазе химической модификации лекарственных веществ. Опишите функционирование цитохрома Р450.

8. Охарактеризуйте реакции окисления и восстановления лекарственных веществ, происходящие в первую фазу их инактивации.

9. Конъюгация – вторая фаза инактивации лекарственных веществ.

10. Дайте характеристику трансферазным реакциям второй фазы инактивации лекарственных веществ.

11. Роль эпоксидгидролаз в обезвреживании лекарственных веществ. Объясните участие Р-гликопротеина в реакциях второй фазы инактивации лекарственных веществ.

12. Опишите возрастные особенности инактивации лекарственных веществ.

13. Опишите влияние различных биологических и физико-химических факторов на механизм инактивации лекарственных веществ.

14. Объясните индивидуальную вариабельность метаболизма лекарственных препаратов.

15. Иммунитет – как функция биотрансформации и инактивации лекарственных препаратов.

16. Методы изучения биотрансформации лекарств в организме.

17. Биотехнология лекарственных средств. Генно-инженерная биотехнология лекарственных средств.

18. Биохимические методы стандартизации контроля качества лекарств – биорегуляторов (гормонов, ферментов и др.).

19. Опишите биохимические основы повышения биодоступности лекарственных препаратов.



20. Ферменты как аналитические агенты.

Решение тестовых и ситуационных заданий.
Каталог: upload -> iblock -> 69d
iblock -> Конкурсного собеседования при поступлении в ординатуру по специальности
iblock -> Агентство образования администрации Красноярского края Управление образования Администрации г. Канска мбоу гимназия №1 Упаковка как источник загрязнения продуктов питания свинцом Цуприкова Мария, ученица 10 класса мбоу гимназия №1 г
iblock -> Урология высшая категория
iblock -> 2. Аннотации рабочих программ дисциплин ооп 040400. 62 «Социальная работа», форма обучения – очная
iblock -> Тест: "Неврология"
69d -> Н. В. Сестринское дело в хирургии. Учебное пособие


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница