Николай ФЕДОРЕЦ,
Ph.D в области образования (doctor in pedagogie),
международный эксперт (Украина), учитель высшей категории,
доцент Южноукраинского НПУ им. К.Д.Ушинского,
председатель Одесского педагогического общества
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: НАУКА, ИСКУССТВО
ИЛИ ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?
(Журнал «Директор школи. Шкільний світ» № 10, 2011, м. Київ)
Memento mori - помни о смерти. (Пер. с лат.)
Ars longa, vita brevis - искусство долговечно, а жизнь коротка. (Пер. с лат.)
Bis dat, qui cito dat - вдвое даёт тот, кто даёт скоро. (Пер. с лат.)
Festina lente - торопись медленно. Пер. с лат.)
Carpe diem - лови мгновение. (Из Горация. Пер. с лат.)
Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. Луций А. Сенека
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь.
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей - будь счастлив теперь!
Омар Хайям (Пер. Г.Плисецкого)
Как не коротка жизнь, мы ещё больше её укорачиваем, беззаботно тратя время. Виктор Гюго
Жизнь коротка. Потерпите ещё немного...
Мы все ищем счастья, а приобретаем опыт.
Возможно всё. На невозможное просто требуется больше времени.
Умный не стремиться менять мир. Умный стремиться узнать его правила и выиграть по ним.
Аноним
Вы уже дошли до состояния, когда у вас нет времени, чтобы разрешить те проблемы, которые отнимают у вас всё время?
Марк Дэвисон
Всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время находится. Закон Мескимена.
Если ничто другое не помогает, прочтите, наконец, инструкцию. Аксиома Канна
Каждая радикальная идея - в науке, политике, искусстве - вызывает три стадии ответной реакции:
-
"Это невозможно, и не отнимайте у меня время!"
2. "Может быть и так, но, право, не стоит за это браться…»
3. "Я же всегда говорил, что это отличная мысль!" Закон Кларка о радикальных идеях
Время улучшения ситуации обратно пропорционально времени её ухудшения.
Закон восстановления, предложенный Дрейзеном
Книга Жизни удлинилась на одну запись. А жизнь укоротилась на ещё один день.
(https://pocketnotes.ru/)
Живи так, как будто умрёшь завтра, учись так, как будто будешь жить вечно. Махатме Ганди
Введение
Не является секретом то, что многие из современных педагогов, слабо подготовлены по ряду дисциплин, которые необходимы для успешной работы с детьми и их родителями в современных условиях. Одна из главных причин такого положения состоит в том, что большинство учителей и воспитателей либо не знакомы, либо знают понаслышке многие распространённые в цивилизованном мире науки, входящие пакет «Education».
Речь идёт о сравнительной педагогике (comparative educational – сравнительные исследования образовательных систем разных стран), физиологии детского организма, валеологии (о сохранении и укреплении здоровья), возрастной и педагогической психологии, социальной психологии, психологии общения, психоанализе, инноватике (о социально значимых нововведениях), лидерстве в управлении образованием, педологии (целостная наука о ребёнке), социометрии (об измерении и оценке межличностных связей), праксиологии (об эффективности деятельности), эпистемологии (о знании), акмеологии (о достижении совершенства в различных видах деятельности), логике (о форме мысли: понятиях, суждениях, умозаключениях, доказательствах и пр.), семиотике (о представлении знаний), риторике и гомилетике (об искусстве коммуникации), социологии (об обществе и общественном мнении), эргономике (о безопасности жизнедеятельности и достижении наивысших результатов минимальными средствами), эстетике (о сущности и формах творчества по законам красоты), герменевтике (о понимании), экономике, педагогическом маркетинге (об изучении рынка образовательных услуг), имиджелогии (о создании эмоционально окрашенного образа человека или явления), синергии (о «суммарном», трансдисциплинарном подходе к решению проблем), соционике (об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром) и других науках/дисциплинах.
Поэтому, как отмечают специалисты в области последипломного педагогического образования, справедливо вести речь не столько о повышении квалификации учителей и воспитателей, сколько об изучении ими целого ряда смежных наук. Причём как на теоретическом, так и на прикладном уровне.
Особое место среди таких «околопедагогических» наук занимает тайм-менеджмент - наука о рациональном использовании времени.
-
Наш главный капитал – время
Возможно, первая письменно зафиксированная попытка сделать управление временем сознательной потребностью человека – это первое письмо из нравственных писем к Луцилию, написанных Луцием Аннеем Сенекой в первые десятилетия новой эры. Сенека рекомендует:
-
письменный учет всего времени;
-
деление времени на хорошо, дурно потраченное и потраченное на безделье;
-
оценивать жизнь по наполненности прожитого времени;
-
в письме Сенеки есть намек на планирование: «удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего»;
-
один из приемов управления временем - введение жесткого режима дня.
Иммануил Кант (1724-1804), проживший всю жизнь в Кенигсберге, жил настолько ритмично, что соседи проверяли часы, когда он выходил на прогулку. Прожил всю жизнь холостяком. Второй период творчества, более тридцати лет, посвятил исследованиям познавательных и нравственных способностей человека.
Творческие личности в своей массе берегли свое время. Трудно найти продуктивную творческую личность, у которой не было бы жесткого режима работы. Архимед и Аристотель, Роджер Бэкон и Ньютон, Анри Пуанкаре и Дюма-отец, Гёте и Энгельс, Вавилов и Альтшуллер, адмирал Макаров и академик Берг – все эти люди стремились построить систему расхода времени, которая гарантировала бы высокую выработку не за день – за жизнь. Правда, были исключения. Авиценна (Ибн-Сина), проведя большую часть своих 56 лет жизни в седле, подполье, скитаниях, сумел оставить после себя массу работ, более 270 наименований дошли до нашего времени. Можно предполагать, сколько же не дошло и насколько больше он смог бы сделать в стабильных условиях. Следующий шаг был сделан Александром Александровичем Любищевым (1890-1972)1. Начав в 1916 году вести систему учета времени, он вел ее до конца жизни, т.е. 52 года. В этом пожизненном эксперименте были проверены принципы:
-
наличие достойной цели жизни;
-
документальный учет всего времени;
-
деление времени на категории, где критерием выступает достойная цель жизни и задача совершенствования личности;
-
принцип увеличения времени основной категории за счет других категорий работ;
-
равномерность и ритмичность нагрузок: трудные работы с утра, чередование лёгкой и тяжёлой работы, отказ от срочных поручений;
-
управление разнообразием работ. Так, чтение художественной литературы Любищев относил к основной работе. По мнению Дарвина, чтение художественной литературы и хорошая музыка необходимы для сохранения богатства личности, её целостности, её качества;
-
планирование и обратная связь по самоотчетам;
-
выход из-под давления внешних обстоятельств, в частности, отказ от высоких должностей, административной работы;
-
принцип бездефицитности сил, т.е. приход к началу следующего цикла труд-отдых без накопления усталости;
-
управление качеством работ, в частности, переход к надцели.
(Из статьи С.В. Козловского «Борьба с внутренними обстоятельствами за высокую работоспособность»).
«Время – деньги», - говорили в XX столетии – веке расцвета и отмирания индустриального общества.2 И это было справедливо, потому что символом индустриального общества является конвейер, объединяющий людей в коллективного, «совокупного» работника, а объектами персонального накопления (другими словами - богатства) – капитал и собственность. Но времена меняются. На смену индустриальному обществу приходит общество постиндустриальное. Его ещё называют технологическим обществом, но чаще – информационным (от англ. Knowledge Society – общество званий). Символ информационного общества - компьютер, а объекты персонального накопления - продуктивные технологии. Производство из массового и стандартизированного превращается в индивидуализированное и гибкое. Материальные актива составляют лишь 20% стоимости современных западных предприятий. А 80% - это стоимость активов нематериальных, иными словами – знаний. 3
Процессы глобализации устраняют национальные рамки человеческой коммуникации и обеспечивают культурную интеграцию стран и народов. Стандарты образования становятся международными. Особенностями нового общества стали «информационные взрывы», а в числе главных опасностей (кроме терроризма и глобального потепления) - явление «хоттабизации» (вспомним старика Хоттабыча!) - принятие решений и осуществление действий на основе безнадёжно устаревшей и неправильной информации.4 Последствия прихода информационного общества каждый из нас ощущает ежедневно – резко возрос темп жизни и работы. Главной проблемой деловых людей, в том числе педагогов, стало время, а, точнее, – его дефицит.
Поэтому привычное выражение «время - деньги» в свете информационного общества становится неточным. Время дороже денег. Дороже времени нет ничего. Вспомним Маркса: всякая экономия, в конечном счёте, сводится к экономии времени. Умение рационально, бережно использовать собственное время не даётся человеку с рождения. Этому необходимо учиться с детства всем, кто рассчитывает на более-менее достойную жизнь.
Идея сравнения затрат времени с финансовым капиталом даёт яркие ассоциации. Действительно, подобно деньгам, люди вкладывают, инвестируют своё время. Но всегда ли удачно? Вспомним, как относятся разумные люди к собственным деньгам? Разбрасывают их на дороге? Дарят всем, кто в них нуждается? А как те же люди нередко относятся к своему главному капиталу - собственному времени? Также разумно? Время появится и будет работать на нас, если мы будем обращаться с ним, как удачливый вкладчик обращается со своими деньгами и акциями. При этом не будем забывать, что время дороже денег и акций.
Многие из педагогов, сделав небольшой анализ прожитых дней, с досадой, придут к следующим выводам:
-
Я растрачиваю время на мелочи.
-
Я позволяю отнимать у себя время другим людям, эмоциям, обстоятельствам.
-
Я не умею достаточно хорошо планировать, и поэтому создаю себе дополнительные трудности и потери времени.
-
Я не добиваюсь целей в поставленные сроки.
-
Я делаю то, что могли бы сделать другие.
-
Из-за постоянной суеты и «текучки» я не уделяю достаточно времени важным и значимым вещам: поддержанию здоровья, личностному и профессиональному развитию, воспитанию собственных детей, отдыху и пр.
-
Я часто чувствую неудовлетворённость из-за хронического цейтнота и невозможностью изменить сложившегося уклада жизни и т.п.
Настало время, когда каждому специалисту необходимо учиться тайм-менеджменту. Прежде всего, этому нужно научиться педагогам. Во-первых, потому что умение управлять своим временем – это путь к профессиональной и личностной успешности учителей и воспитателей (само слово «успех» связано со значением «успевать»), учитывая их высокую занятость. Во-вторых, потому что успех — это мощный стимул и пусковой механизм непрерывного саморазвития и самосовершенствования, без которых не может состояться педагог информационного общества. И, наконец, потому, что успех школьнику, и всей системе образования в целом, сможет обеспечить только успешный учитель. Именно школа и педагоги могут распространить «бациллу» тайм-менеджмента (выражение принадлежит Глебу Архангельскому) среди детей и их родителей, помогая всему обществу «вписаться» в новое качество жизни.
2. Что такое тайм-менеджмент?
А что такое менеджмент? В нескольких словах – наука об управлении людьми и временем. По мере развития менеджмента и технологизации практической деятельности, построенной по его принципам и законам, от базовой науки стали отпочковываться целые направления и отрасли. Одним из таких направлений стала наука тайм-менеджмент (в продолжение - ТМ) - наука об управлении временем как важнейшим жизненным ресурсом.
Понятно, что временем, как объективной реальностью, управлять невозможно. Фактически, ТМ – это наука и искусство эффективного управления человеком собой, рационального использования собственного времени и времени других.
Другими словами ТМ – это искусство все успевать. Но самое главное, для чего необходим ТМ, – это достижение своих жизненных целей, реализация своих потребностей и истинных желаний. ТМ необходим тем, кто добивается достойной жизни: интересной, насыщенной и безбедной. Многие люди, перегруженные изо дня в день работой, семейными и личными делами, не видят выхода из подобного рода ситуации и, полагают, что ничего нельзя изменить. Однако психологи считают, что выход из проблемы хронического цейтнота - нехватки времени, есть. Просто нужно захотеть изменить себя и свое отношение к нему.
Контролировать время не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Это можно осуществить посредством принятия решений о том, что и когда необходимо сделать. Практика показывает: если человек умеет управлять и рационально распоряжаться своим временем, то пропадает суета и суматоха, и он может спокойно заниматься решением ключевых задач.
Однако ТМ вовсе не сводиться к написанию списков ежедневных дел и жесткому контролю каждой минуты. Проблема управления временем значительно глубже. Речь идёт о новом качестве жизни человека, как члена информационного общества. Это качество достигается за счёт умения управлять собой, выработки чётких личных ценностей, формирования ясных и реальных жизненных целей, расстановке приоритетов и т.п., которые затем трансформируются в конкретные задачи и программы действий «в привязке со временем». Благодаря этому не только повышается продуктивность жизни и эффективность деятельности, но открываются новые возможности и резервы времени для личностного развития, спорта, чтения, отдыха.
Умение управлять собственным временем – жизненно важный навык, для развития и совершенствования которого требуется время, усилия и индивидуальный подход. Универсальных методов личного ТМ не существует. Поэтому каждый создаёт для себя свою уникальную систему управления главным его богатством - собственным временем. В результате, удаётся не только добиться в жизни и карьере большего, но и получить удовлетворение от каждого прожитого дня, сделать режим собственной жизни и работы привычным и ожидаемым.
-
«Чтобы не было мучительно больно…»
ЖИЗНЕННЫЙ “БЛИН”
Средняя жизнь россиянина – 60 лет. Вот на круге (он для удобства поделён на 4 сегмента по 15 лет) два сегмента закрашено. Что это значит? Это значит, что большинство читателей в среднем “тридцатник” уже прошли. А сколько осталось? (Из статьи Сергея Медведева. «Как я мотивирую подчиненных при внедрении ТМ)».
К сожалению, способность управления временем, многие люди начинают развивать лишь по необходимости. При этом в большинстве случаев оказывается, что довольно трудно избавиться от уже укоренившихся дурных привычек, неорганизованности и лени. Потратив время и усилия на развитие навыков управления временем, вы наверняка достигните положительных результатов. Например, таких:
-
Престанете откладывать дела и уклоняться от исполнения своих обязанностей.
-
Станете быстрее и точнее оценивать заданную работу и свои возможности.
-
Будете меньше беспокоиться о сроках выполнения работы.
-
Повысите результативность своей жизни и работы.
-
Получите больше времени для саморазвития, занятий спортом и отдыха.
Как это преодолеть и добиться успеха, мы расскажем в нижеследующих советах-рекомендациях по развитию навыков личного тайм-менеджмента среди педагогов.
-
Оптимизируйте сон и питание. Человек – существо биологическое. Поэтому для поддержания нормального здоровья и жизнедеятельности ему необходимо придерживаться определённых биоритмов. Прислушивайтесь к своему организму. Вставайте каждое утро в одно и то же время, а спать ложитесь, только когда почувствуете усталость. Сделайте спальню тихим и спокойным местом. Уберите из спальни телевизор. Плотно завтракайте после интенсивной зарядки на воздухе. Не ужинайте после 20 часов.
-
Развивайте свои общеучебные и интеллектуальные умения. Научитесь быстро и продуктивно читать. Освойте современные способы: активного чтения, EyeQ (чтения «глазами»), «фоточтения» и пр. Максимально продуктивно работайте с текстами. Используйте «слепой» метод работы на компьютере - не позволяйте себе смотреть на пальцы при печатании. Ясно, кратко и чётко формулируйте вопросы и ответы. Добивайтесь этого от учащихся и коллег.
-
Формулируйте и уточняйте свои цели (жизненные, стратегические, текущие, оперативные). Оценивайте все затраты времени и действия по вкладу, который они вносят в достижение Вашего «дерева» целей.
-
Вырабатывайте у себя «чувство времени» и «чувство эффективности». Чаще думайте о непрерывном течении времени. Реально ощущайте его ход. Постоянно ищите резервы экономии минут и часов. Стремитесь делать привычные вещи быстрее и эффективнее. Получайте удовольствие от быстро и качественно сделанной работы, от рационального использования каждого часа.
-
Делайте перспективные и текущие записи. «Материализуйте», т.е. записывайте все свои мысли и задачи. Находясь «в голове», они не контролируемы. Составляйте различные списки, сохраняйте и регулярно корректируйте их (список текущих дел, список необходимых покупок, список вещей в дорогу и п.д.). Записывайте ценные идеи и мысли, значимую информацию и её источник (сайт, книгу и пр.).
-
Планируйте своё время. Ведите ежедневник. С его помощью можно структурировать перспективные планы и рационализировать текущие дела. Планируйте просто и гибко. Не будьте «рабом» планов. Любой план – не самоцель, а средство достижения подлинных целей. Технология планирования может быть следующей: вначале составьте годовую циклограмму (события, дела и вопросы, которые наверняка будут иметь место в течение года); затем - недельную циклограмму (режим жизни и работы, дела, повторяющиеся еженедельно). Примерно 70% оставшегося времени подлежат ежедневному как «жёсткому», так и «мягкому» планированию. Оставшиеся 30% отведите на непредвиденные дела, кайросы5 (решение «попутных» проблем и дел) и пр. Планируйте день с вечера. Не перегружайте ежедневные планы. Ежедневник всегда носите с собой.
-
Выделяйте важнейшие дела. Начинайте с них, уделяйте им лучшее время и силы. Селектируйте и классифицируйте все дела по важности и срочности (матрица Эйзенхауэра – дела: важные-срочные, важные-несрочные, неважные-срочные и т.д.). Инвестируйте время в будущее. Это всегда окупается.
Еще один способ классифицировать дела по важности следует из закона, открытого известным экономистом Вильфредо Парето. Согласно этому закону, 20% всех клиентов приносят 80% всей прибыли; 20% всех деталей дают 80% всех неполадок, и т.д. В приложении к тайм-менеджменту: 20% всех дел дают 80% результатов; 80% дел дают 20% результатов. Знание этого факта позволяет при рассмотрении списка дел выделить те 20%, которые дают максимальный результат и поэтому требуют особого внимания.
-
Контролируйте себя. Создайте собственный мониторинг исполнения. Всякий раз, приступая к какому-либо делу, убедитесь, что его выполнение действительно необходимо. Чаще задавайте себе вопросы типа: «Чем я сейчас занят?» «Зачем я это делаю?» «Это действительно необходимо сейчас делать?». Рефлексия собственной деятельности с анализом и выводами – надёжный способ приобрести уверенность в своих силах, а значит и высокую результативность.
-
Устанавливайте собственные сроки выполнения задания (red line). Никто не любит сроки выполнения работы (died line), вызывающие стресс, ухудшающие настроение, усиливающие беспокойство и напряжение. Надежный способ устранения части этих переживаний - установление собственных, более ранних сроков выполнения.
-
Делайте ретроспективный анализ прожитого времени. Измеряйте результаты достигнутого, затраты и эффективность проведённого времени. Ежедневно (вечером) и еженедельно подсчитывайте в ежедневнике количество использованных минут и часов. Оценивайте их продуктивность по 3-м категориям: рационально, малорационально, нерационально. Управляйте своим временем на основе фактов, а не представлений.
-
Будьте всегда готовы к встрече с нужными людьми. Ловите удачные возможности. Вспоминайте о нужном деле в нужное время. Отведите в ежедневнике отдельные страницы по числу людей, с которым Вы общаетесь чаще. Накапливайте вопросы для обсуждения с ними на случай плановой, либо случайной встречи.
-
Усовершенствуйте телефонные переговоры. Планируйте телефонные звонки по времени. Набрасывайте содержание предстоящего разговора по телефону.
-
Максимально используйте возможности своего мобильного телефона. Научитесь уверенно оперировать им: записной книжкой, будильником, сигналами для напоминаний и т.д. Чаще пользуйтесь диктофоном для записи выступлений, переговоров, инструктажей, материалов совещаний, а также собственных мыслей, идей и пр.,
-
Не позволяйте себе откладывать дела под разными предлогами. Будьте реалистичны и требовательны к себе. Систематизируйте работу. Старайтесь избегать промедления - главного врага продуктивности. Объединяйте и структурируйте дела по смыслу, содержанию, месту, времени ит.д. Нет системы - нет результата.
-
Определите внутренних6 и внешних7 «убийц» вашего времени. (См. https://pocketnotes.ru/2008/02/14/time-killers-inside/). Таковыми могут быть другие люди, ваши эмоции, малопродуктивные методы, обстоятельства и пр. Научитесь предвидеть и избегать их.
-
Научитесь быстро переключиться. Повышайте темп реагирования на изменения. Умейте отрываться от одного дела и без промедления переключаться на другое, более важное и срочное, если того требуют обстоятельства.
-
Используйте «метод удвоения». Продумайте, какие дела можно делать одновременно, не снижая их результативности. К примеру: делать утреннюю гимнастику и слушать текст на английском языке, ужинать и слушать (смотреть) новости, говорить по телефону и просматривать страницы Интернета и т.д. В тоже время умейте сосредоточиться на одном деле, если оно требует особого внимания, и старайтесь не смешивать его с другими. Научитесь определять, в каких случаях многозадачный режим деятельности снижает её продуктивность.
-
Делегируйте полномочия и перекладывайте обязанности. Довольно часто люди (особенно руководители) берут на себя больше, чем могут выполнить. Переоценка своих способностей часто приводит к переутомлению и снижению продуктивности в работе. Чтобы избежать ненужного напряжения, не бойтесь делегировать полномочия и передавать дела другим.
-
Работайте в группе и с группой. Этот совет действует вместе с советом №18. Не нужно бояться передавать часть работы другим членам группы. Это прекрасный способ увеличения результативности работы всей группы. Убедитесь, что все исполнители понимают задачи, знают сроки и способны нести ответственность за их выполнение. Уделяйте время инструктажу и обучению персонала.
-
Создайте себе положительный ТМ-имидж. Окружающие (коллеги, учащиеся, родители и, конечно, администрация) должны знать, что вы цените своё и чужое время, ничего не забываете и всегда добиваетесь поставленных целей.
-
Старайтесь не переутомляться. Переутомление происходит, когда ваше тело и разум больше не могут справляться с непосильной работой. Не пытайтесь заставить себя сделать невозможное. Выделяйте время не только для важных дел, но и для отдыха и размышления. Обдумайте свои недавние достижения и удостоверьтесь, что вы чувствуете себя хорошо.
-
Поощряйте себя. Поставьте перед собой задачу и вознаградите себя после завершения трудного испытания. Выполнив какое-либо дело (особенно важное), выделите время, чтобы поощрить себя за труды. Например, позвольте себе «личный праздник», устройте «шопинг» и т.д. Эффективность данного метода очевидна.
-
Наказывайте себя. Вы повысите результативность своей работы, если введёте для себя штрафные санкции на случай, если не справитесь с запланированными делами. Прежде всего, следует установить себе наказания за нарушение сроков выполнения планов и заданий.
-
Живите «здесь и сейчас». Помните, что жизнь – это «миг между прошлым и будущим». По возможности не откладывайте ничего «на потом». Живите полноценной, эмоциональной и насыщенной жизнью. Посещайте спектакли и концерты. Принимайте гостей и сами ходите в гости. Умейте находить и ценить маленькие радости, общение с друзьями, семьёй и т.д.
Любой педагог, умеющий управлять своим временем, имеет больше шансов достичь собственных целей. Следуйте этим советам, и ваша жизнь станет интереснее, полноценнее и продуктивнее.
ВЫБОРОЧНЫЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Альтшуллер Г. О системе А.А.Любищева. www.improvement .ru
-
Архангельский Г. Метод структурирования внимания: от жесткого планирования к гибкому реагированию. www.improvement .ru
-
Архангельский Г. Управление временем: инструменты достижения конкурентного преимущества. www.improvement .ru
-
Архангельский Г. Личное время: о вреде планирования и пользе лени. www.improvement .ru
-
Архангельский Г. Введение в организацию времени. www.improvement .ru
-
Архангельский Г. Тайм драйв: как успевать жить и работать. www.improvement .ru
-
Архангельский Г. Глоссарий терминов тайм-менеджмента. www.improvement .ru
-
Архангельский Г. Диагностика тайм-менеджмента: как измерить неосязаемое.
www.improvement. ru
-
Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. - М.:Манн, Иванов и Фербер, 2005.
-
Бехтерев Сергей. Тайм-менеджмент аутсорсинга. www.improvement .ru
-
Бишке Джон. 36 часов в сутках. (Bischkе Jon. How to Have a 36 Hour Daу) Пер. С. Бирюкова. https://jon.gaia.com/blog/
-
Витер Дмитрий. Практические советы для тайм-менеджмент тренеров.
-
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер.- М., 1991.
-
Гранин Д. Эта странная жизнь. Повесть. www.improvement .ru
-
Корсак К.. Поиски компаса и указателей для образования в новом тысячелетии//Народное образование. – 2002.- №7.
-
Кыйв Лембиту. Предсказать удачу. Моя систем тайм-менеджмента. www.improvement .ru
-
Лайон Борис. «Принципы тайм-менеджмента». www.improvement .ru
-
Медведев Сергей. Как я мотивирую подчиненных при внедрении ТМ. www .improvement .ru
-
Павлина Стив. 30 дней (до) успеха. Статьи по тайм-менеджменту. (Steve Pavlina. 30 Days To Success.). https:// www.stevepavlina.com/blog
-
Павлина Стив. Статьи по тайм-менеджменту. https:// www.stevepavlina.com/blog
-
Погорелов Юрий. Хроники хронометража. www.improvement .ru
-
Топильский Евгений. Вольному – воля. www.improvement .ru
-
Уваров А., Водопьян Г.. Информатизация школы. Истоки и движущие силы//Народное образование. – 2007. - №8.
-
Федорец Н. Авторской образовательной концепции «Intelectualitatea - Интеллигентность». - Кишинёв. Pontos.- 2007.
-
Хазанов Артур. Убийцы времени. https://pocketnotes.ru
-
Что такое тайм-менеджмент? Издание "Работа+Карьера". https://www.personal.ua
-
11 надежных способов развития навыков тайм менеджмента. https://pocketnotes.ru
Для контактов:
Тел.:
+ (373) 06 914.12.48) Молдова
+ (380) 97.3777. 350 (Украина)
E-mail: nfedoret@mail.ru
Поделитесь с Вашими друзьями: |