Светлана Бугрова
ОБЕРЕГИ
БУГРОВА СВЕТЛАНА АНАНЬЕВНА.
ЛИТОТЕРАПИЯ
ИЛИ КАМНИ. АМУЛЕТЫ. ТАЛИСМАНЫ.
ИЛИ
МАГИЯ КАМНЯ
“Оберег по суеверным представлениям славян:
1) предмет, оберегающий от несчастья, амулет;
2) произносимое с той же целью заклинание
Амулет — предмет, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий.
Талисман (от позднегреческого — посвящение, чары) предмет, который по суеверным представлениям приносит счастье, удачу.
Суеверие, предрассудок, в силу которого многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественного, предзнаменование будущего.
Советский Энциклопедический Словарь.
Москва, 1982 год.
ВВЕДЕНИЕ
«Ведь главная задача
культуры, настоящая причина
ее существование в том и
состоит, чтобы защитить нас от природы»
З.Фрейд «Будущее одной иллюзии»
Взаимосвязь человека и камня имеют свою длительную совместную историю в веках, проявленную в культуре, искусстве, науке, основанную, как на эмпирическом опыте, так и на архаическом мышлении, анимистических истоках веры и символических представлениях бессознательного, носящего как индивидуальный, так и коллективный опыт.
Со времен глубокой древности история камня сплетается с историей развития цивилизации, являясь неотъемлемой частью культуры, науки и искусства. И сейчас человек открывает для себя новые минералы, используя их свойства и богатые возможности в различных областях деятельности: электронике, электротехнике, строительстве, дизайне, медицине (литотерапия).
Первые находки обработанного камня (кварца) в виде примитивных орудий труда датируются эпохой мезолита (Х-V вв. до н.э). Обнаруженные при раскопках амулеты в виде отдельных кристаллов и фигурок из горного хрусталя, свидетельствуют о зарождении религиозного поклонения у первобытного человека. Амулеты должны были охранять от зла, болезней, непогоды, призывая на помощь сверхъестественные силы. Крупные кристаллы использовались для совершения ритуальных обрядов и воздвигались в качестве надгробий в память от усопших. Позднее при раскопках городищ времен Византийской империи, были обнаружены печати для скрепления клятвенных и торговых договоров, изготовленных из горного хрусталя и других минералов (нефрита, лазурита, сердолика). А в поднятых на поверхность земли сокровищах древнерусских захоронений, найдены церковные чаши, светильники, крестики и др. предметы культа. Камни использовались для украшений одежды и помещений, применялись в ритуалах, служили валютой. Тевтонские рыцари торговали янтарем (назван так в честь Электры – греческой богини мести), а Колумб брал его в качестве валюты в свои путешествия к неизведанным берегам. В человеке постепенно появляется и развивается чувство красоты и гармонии, он учится понимать камень и с его помощью познавать себя и окружающий мир, прибегая то к простому созерцанию, то к более сложному процессу концентрации духовной энергии и биостимуляции. Тонкие иглы горного хрусталя использовались в странах Востока для проведения операций, обсидиан служил скальпелем у древних хирургов, с помощью хрустальных шаров и тепла солнечных лучей прижигались открытые раны. Народы майи и американские индейцы для диагностики болезней использовали целые кристаллы горного хрусталя, в особенности его крупные разновидности; пломбировали зубы нефритом и использовали нефритовые палочки в качестве подстилок при родах. В настоящее время камень находит все более широкое применение в различных областях искусства и науки. Расширяются его психосоматические возможности воздействия на человека, например в качестве плацебо (пустышка, используемая в качестве лекарственной формы, применяемой для изучения роли внушения или контроля за эффективностью новых лекарственных препаратов). Функция минералов в качестве плацебо, пожалуй, использовалась раньше всех остальных изученных свойств. Это уже позднее самоцветы стали применять для оказания физиотерапевтического воздействия (от лат. «физио» - природа), так как они проводят электричество, превращают электрическую энергию в механические колебания (пьезоэлектричество), реагируют на магнитные колебания, обладают фосфоричностью, теплопроводностью, слабой радиоактивностью. В настоящее время существует несколько подходов к феномену взаимодействия камня и человека: космобиологический, энергоинформационный, биофизический, химический, электромагнитный, резонансный и психологический. Камень является неким символическим продуктом, присутствующим во всех областях деятельности человека от науки до культуры..
С психологической точки зрения символические представления имеют в бессознательном постоянное значение, не связанное со временем и пространством. Культура делает нас похожими друг на друга. Благодаря ей устанавливается связь времен, поколений, пространств. Роль камня, как носителя определенной части традиции непосредственно связана с культурой того или иного этноса, региона, государства, народа. В Индии мы встречаем легенды, мифы, рассказы о рубинах и сапфирах; в Китае традиции чаще связывают легенды с нефритом и жадеитом; в Сирии популярна бирюза; в России – бечета (гранат), алатырь (янтарь), жемчуг, смарагд (изумруд) и др.
Живя в одной культуре, мы живем в одном измерении, но культура делает нас и разными. Бытие человека – всегда проживание в определенной культуре, которое осуществляется в конкретной, исторической, социальной ситуации. Социальная ситуация в нашей стране отличается острыми, исключительными, непредсказуемыми изменениями, которые влияют на психику как отдельного индивида так и общества в целом. При этом нас отличают эксквизитные ситуации (от анг. – сильный, острый). В кругообороте событий причины и следствия часто меняются местами и ситуации являются сочетаниями внешних личностных факторов. От личности требуется терпимость к экзистенциальным переживаниям, которые часто воспринимаются как психический дискомфорт, оцениваемый индивидом, как душевный кризис Подобные психические переживания приводят к стрессам, отчаянию, депрессии, соматизации. Состояние тревожности нагнетается. Эксквизитность вступает в конфликт с «волей к жизни» (А.Шопенгауэр), который требует разрешения.
Решение проблемы состоит в новых способах адаптации, новых путях взаимодействия с реальностью для сохранения психического и соматического равновесия. С этой позиции, феномен приверженности человека к камню можно рассматривать: и как один из способов информационного программирования; и как метод терапии будущего; и как способ психологической защиты, обеспечивающий снижение тревожности и разрядку внутриличностного конфликта; и как способ сохранения самости (понятие Кохута). Протекание конфликта связано с большими моральными и психологическими издержками, которые не всегда приводят к положительным последствиям. Не каждый человек может перестроиться к новым обстоятельствам. Здесь речь не о самой сложности ситуации, а в направленности ее преодоления конкретным индивидом Разрешенный конфликт позволяет человеку выйти на новый эволюционный уровень. Неразрешенный - приводит к неврозу, психозу депрессии, суициду. Эксквизитные ситуации загоняют человека либо в болезнь, либо выход в собственные миры, иные реальности, ничего общего с этим миром, этим бытием, с этой культурой не имеющие. Но может произойти и стыковка с творчеством: часто невроз и психоз изоморфны творчеству. Взаимодействие человека с царством минералов может быть и бегством от реальности в мир иллюзий, но может быть и процессом творчества, т.е. удачной или неудачной психологической защитой, своеобразным средством психотерапии, позволяющим в символически замаскированном виде удовлетворять социально неприемлемые желания, тем самым, разрешая психический конфликт.
Конфликт, кризис, стресс, проблема воспринимается как угроза личному благополучию, целостности «Я – концепция». Чем нетолерантнее культура к эксквизитам, тем больше вероятности психозащитного выбора проживания индивидом сложной ситуации. В эпоху глобальных социальных и экологических кризисов проблема индивидуальной адаптации стоит еще острее. Психический аппарат человека пытается защититься, отгородиться или спрятаться от подобных ситуаций, или же снять напряжение, дискомфорт. Определяющим моментом здесь является психологическая защита, которая в настоящее время используется в арсенале средств литотерапии. Психологическая защита выступает как «регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознание конфликта» (Cловарь практического психолога – состав. Головин С.Ю.).
Сталкиваясь с силами собственной природы человек и сейчас, как во времена З.Фрейда вынужден решать одни и те же проблемы: «Перед нами стихии, которые как будто насмешничают над любым принуждением со стороны человека: земля, которая сотрясается, разверзается, погребает и человека, и все его творения; вода, мятежно заливающая и затапливающая все кругом; буря все сметающая; болезни, которые мы лишь с недавних пор опознали, как нападения других живых существ; и, наконец, мучительная загадка смерти, от которой до сих пор еще не найдено никакого зелья, да, вероятно никогда и не найдется. Могучая природа, жестокая, неумолимая, встает против нас этими силами и снова наглядно показывает нам нашу слабость и беспомощность, от которой мы думаем спастись культурной деятельностью». И сейчас, также как и много веков назад, человек в поиске помощи и защиты, вновь и вновь обращается к силам природы, одним из элементов которой является мир камней.
Мистический интерес к камню сопровождал человека все долгие тысячелетия его существования. Первым объектом его исследований был мир камней, состоящий из минералов и горных пород (минерал - это природное химическое соединение, образующееся, как правило, в виде кристаллов различного размера; горная порода – это сочетание кристаллов различных минералов или многочисленных кристаллов одного минерала). Из глины наши предки делали посуду, лепили изображения богов и духов. Из камня изготавливали орудия труда и оружие. Каменные пещеры давали им кров, становились домами. Камни всегда были частью жизни, как архаичного человека, так и наших современников. Легенды о камнях повторяются из уст в уста, служат вдохновением для писателей поэтов и художников. Были о камне сказочно превратились в легенды у Павла Бажова. Магические и целебные силы камней привлекали внимание писателей минувших столетий и нашего времени: Александр Куприн «Гранатовый браслет», Уилки Коллинз «Лунный камень», Артур Конан Дойль «Голубой карбункул». Самоцветам посвящали свои произведения Пушкин, Гете, Байрон, Мандельштам, Гумилев, Блок, Волошин.
В магическую силу своих перстней верили английский король Иоанн Безземельный, русский царь Иван Грозный, шотландская королева Мария Стюарт. Мифы о камнях рождаются и в наши дни: «Однажды я подумала «А что, если заняться в дольмене сексом и зачать ребенка?» Сказала мужу, и он согласился. Ночью мы сквозь круглое отверстие забрались внутрь гробницы. На каменные плиты положили циновку. Ничего похожего по накалу чувств я не испытывала и не знала, что такое бывает. Невидимые вибрации внутри каменных стен усиливали все ощущения во много раз. Я пережила неземные оргазмы!» - Взор Кати, последовательницы одного из многочисленных культов, обожествляющих дольмены, восторженно пылает. Мы – я, Катя и ее муж Андрей - находимся у группы этих древних мегалитов. В часе езды от знаменитого курорта Геленджик…» (газета «Аргументы и факты» № 46, 2003г.).
Поделитесь с Вашими друзьями: |