Сборник лекций по учебной дисциплине оп. 08. «Общественное здоровье и здравоохранение» Для студентов



страница1/6
Дата08.09.2017
Размер0.56 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Энгельсский медицинский колледж»

СБОРНИК ЛЕКЦИЙ
по учебной дисциплине
ОП. 08. «Общественное здоровье и здравоохранение»

Для студентов

отделения «Сестринское дело»

Подготовила преподаватель дисциплины

«Общественное здоровье и здравоохранение»:

Хохлачева И.В.





2014 г.

Содержание


Лекция № 1

Введение. Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»……………………………………............................


3

Лекция № 2

Здоровье населения как экономическая категория…………………….....


8

Лекция № 3

Заболеваемость населения………………………………………………….


15

Лекция № 4

Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению…………………………………………………………………….

20


Лекция № 5

Организация лечебно-профилактической помощи женщинам

и детям……………………………………………………………………….



27


Лекция № 6

Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению…………………………………………………………………….


33

Лекция № 7

Основы экономики здравоохранения………………………………………


39

Лекция № 8

Рыночные отношения в здравоохранении…………………………………


45

Лекция № 9

Медицинское страхование…………………………………………………..


50




Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….


56



ЛЕКЦИЯ № 1
Введение
Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
План лекции:

  1. Структура и содержание дисциплины.

  2. История развития науки.

  3. Цели и задачи дисциплины.

  4. Методы изучения общественного здоровья.

  5. Значение дисциплины в формирования компетенций у медицинских сестер.

Вы, конечно, слышали, что за последние десятилетия ухудшилось состояние здоровья населения, повысился уровень смертности, снизилась рождаемость.

Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию со здоровьем граждан страны, потребовалось изменение политики государства к здравоохранению.

В системе здравоохранения были проведены важные изменения:



  1. возникли новые экономические механизмы хозяйствования;

  2. расширены источники финансирования здравоохранения;

  3. внедрено медицинское страхование;

  4. проведена модернизация здравоохранения;

  5. обновлены правовые взаимоотношения в системе здравоохранения;

  6. разработана «Концепция развития здравоохранения до 2020 года».

В условиях реформирования в системе здравоохранения повышаются требования и к медицинским сестрам в части их готовности работать в условиях конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями.

Чтобы эффективно работать в системе здравоохранения, Вам необходимо понимать и знать структуру системы здравоохранения, и уровни управления здравоохранением, иметь представление об основах экономики, маркетинга и системе медицинского страхования, разбираться в системе организации медицинской помощи населению. Без знания и понимания этих вопросов невозможно освоить целый ряд компетенций и стать конкурентоспособным специалистом.

Для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения необходимо иметь представление о состоянии здоровья населения в регионе и по Российской Федерации, уметь вычислять показатели здоровья и анализировать их, знать факторы, влияющие на состояние здоровья и методы гигиенического воспитания и обучения для устранения или уменьшения влияния этих негативных факторов.

Дисциплина, «Общественное здоровье и здравоохранение» к изучению которой приступаем и призвана дать ВАМ знания и умения необходимые медицинскому работнику для работы в сфере общественного здоровья по всем перечисленным вопросам.

Курс дисциплины состоит из 9 лекций и 5 практических занятий.

Курс дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» заканчивается экзаменом.
Общественное здоровье и здравоохранение как наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

История развития науки
Первым этапом в современном развитии общественного здоровья (тогда эта наука называлась «социальная гигиена») считается период от эпохи Возрождения до 1850 г. В этот период накапливались серьезные исследования по взаимозависимости состояния здоровья трудящегося населения, условий его жизни и труда.

Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка, написанный в период с 1779 по 1819 гг.

Врачи 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.

Рудольф Вирхов гигиенист из Германии в этот же период подчеркивал тесную связь между медициной и политикой.

Современник Вирхова Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения.

В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной.

В Англии в XIX веке также были крупные деятели общественного здравоохранения. Э. Чедвик видел главную причину плохого состояния здоровья народа в их нищете.

Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.

Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который разработал оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений такие как новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.

Главной целью науки общественное здоровье и здравоохранения является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом полезного действия.
Задачи науки:


  1. изучение и оценка здоровья населения, динамики его развития;

  2. изучение и оценка факторов, влияющих на здоровье;

  3. разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации;

  4. оценка качества и эффективности здравоохранения;

  5. решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения;

  6. правовое регулирование здравоохранения;

  7. формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.


Предметом изучения являются:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.


  • Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

  • Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом.

  • Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

  • Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.


Разделы науки:

  1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

  2. Экспертиза нетрудоспособности.

  3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

  4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.


Методы изучения общественного здоровья
Для науки общественное здоровье и здравоохранение особое значение имеют исследования, связанные с усовершенствованием работы органов и учреждений здравоохранения, с научной организацией труда медицинского персонала и т.д.

Темами таких исследований могут быть:



  • оценка состояния здоровья различных категорий граждан;

  • анализ факторов влияющих на развитие того или иного заболевания;

  • оценка характера и объема потребностей населения в медицинской помощи;

  • исследование влияния различных факторов, определяющих эти потребности;

  • оценка эффективности существующей системы здравоохранения;

  • разработка путей и средств ее улучшения; составление прогнозов обеспечения населения медицинской помощью.

Для проведения таких исследований Общественное здоровье, как и другие научные дисциплины, имеет свои методы исследования.



  1. Статистический метод  позволяет устанавливать и объективно оценивать происходящие изменения в состоянии здоровья населения и определять эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения.

  2. Метод экспертных оценок  позволяет осуществлять прогнозы на основе предварительно сформулированных закономерностей, например, вполне возможно предвидеть будущую рождаемость, численность населения, смертность, смертность от онкологических заболеваний и т.п.

  3. Исторический метод – это описательный метод. Строится на основе изучения и анализа процессов общественного здоровья и здравоохранения на различных этапах человеческой истории.

  4. Метод экономических исследований дает возможность устанавливать влияние экономики на здравоохранение и, наоборот, здравоохранения на экономику общества. Исследуются и анализируются источники финансирования здравоохранения, вопросы наиболее эффективного использования этих средств.

Для изучения влияния социально-экономических факторов на здоровье людей используются методы, применяемые в экономических науках. Эти методы находят непосредственное применение при изучении и разработке таких вопросов здравоохранения, как учет, планирование, финансирование, управление здравоохранением, рациональное использование материальных ресурсов, научная организация труда в органах и учреждениях здравоохранения.

  1. Экспериментальный метод – это метод поиска новых, наиболее рациональных форм и методов работы, создание моделей медицинской помощи, внедрение передового опыта, проверка проектов, гипотез, создание опытных баз, медицинских центров и т.д.

  2. Метод наблюдения и опроса. Для пополнения и углубления, этих данных могут быть предприняты специальные исследования.

Например, для получения более глубоких данных о, заболеваемости лиц определенных профессий используют результаты, полученные при медицинских осмотрах этого контингента. Для выявления характера и степени влияния социально – гигиенических условий на заболеваемость, смертность и физическое развитие могут быть использованы методы опроса (интервью, анкетный метод) отдельных лиц, семей или групп людей по специальной программе.

Методом опроса (интервью) можно получить ценную информацию по самым различным вопросам: экономическим, социальным, демографическим и др.



  1. Эпидемиологический метод. Важное место среди эпидемиологических методов исследования занимает эпидемиологический анализ. Эпидемиологический анализ представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации.

Эпидемиология неинфекционных заболеваний изучает причины и частоту возникновения неинфекционных заболеваний с целью разработки мер профилактики и снижения уровня распространенности этих болезней.

В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей – качество социальное, в связи с чем, для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

Если речь идет о социальной обусловленности здоровья, то подразумевается первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факторов риска.


В медико-социальных исследованиях для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья у нас в стране традиционно принято использовать следующие показатели:

1. Демографические показатели.

2. Заболеваемость.

3. Инвалидность.

4. Физическое развитие.

Методику вычисления показателей общественного здоровья мы с Вами будем изучать на практических занятиях.


Таким образом, общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.

Изучение этой дисциплины позволит вам освоить целый ряд общих и специальных компетенций, необходимых для эффективной работы в системе здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья населения.




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Что изучает как наука «Общественное здоровье и здравоохранение»?

  2. Какие цели и задачи науки «Общественное здоровье и здравоохранение»?

  3. Какие методы исследования используются для изучения общественного здоровья?

  4. Какие показатели используют при изучении общественного здоровья населения?



Домашнее задание:


  • Подготовиться по материалам лекции № 1 к практическому занятию № 1


Рекомендуемая литература:


  • Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.

  • Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

  • Медицинский портал https://medvuz.info Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания

  • Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. https://vmede.org


ЛЕКЦИЯ № 2
Здоровье населения как экономическая категория
План:

  1. Здоровье как экономическая категория.

  2. Понятие « здоровье».

  3. Уровни здоровья.

  4. Группы здоровья населения

  5. Факторы, формирующие здоровье населения.

  6. Показатели здоровья населения.

  7. Медико-демографические показатели.

  8. Естественное и механическое движение.

  9. Медико-демографическая ситуация в РФ, регионе.

Общественное здоровье, по мнению ВОЗ, следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью.

Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

Государственная политика России в последнее время больше внимания уделяет укреплению и сохранению здоровья населения.

В статье 41 Конституции Российской Федерации (1993 г.) закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья.

С 01.01.12 года вступил в силу закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Такое внимание к здоровью связано с тем, что здоровье является экономической категорией.

Во-первых, здоровье оказывает прямое воздействие на производительность труда, и только полноценное здоровье позволяет добиваться высокой производительности труда. Состояние здоровья населения предопределяет благополучие семей, предприятий разного профиля, экономическое благополучие региона и страны.

Во-вторых, чем лучше состояние здоровья населения, тем меньше расходов на здравоохранение.

Экономические потери, которые несет общество в связи с заболеваемостью населения, делятся на прямые и косвенные.



Прямые экономические потери:

  • затраты на оказание медицинской помощи (амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное лечение, подготовка кадров, научно-исследовательская работа);

  • оплачиваемые листы по временной нетрудоспособности;

  • пенсии по инвалидности.


Косвенные экономические потери:

  • снижение производительности труда;

  • снижение национального дохода на уровне всего народного хозяйства в результате временной или стойкой потери трудоспособности или смерти людей в трудоспособном возрасте.

Косвенные экономические потери во много раз превышают прямой экономический ущерб вследствие заболеваемости.

По данным американских аналитиков, на долю прямых экономических потерь приходится около 10% общего экономического ущерба из-за болезней, в то время как косвенные потери составляют почти 90%.



Снизить экономические потери государства возможно при условии:

1) улучшения материального обеспечения лечебных учреждений и повышения зарплаты медицинских работников;

2) профилактики хронических заболеваний и заболеваний инфекционного характера;

3) усиления гигиенического воспитания и обучения населения;

4) формирование у населения потребности к здоровому образу жизни.

5) внедрения в лечебный процесс передовых медицинских технологий;

В современных условиях приоритетного профилактического направления здравоохранения, возрастает роль среднего медицинского работника в сохранении и укреплении здоровья населения.

В связи с этим важно осознавать суть понятия «Здоровье», факторы, влияющие на состояние здоровья, показатели по которым определяют состояние здоровья населения и значение этих показателей.

Предложено более 100 определений понятию «Здоровье», но наиболее часто встречаемое определение, предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).



Здоровье - не только отсутствие заболеваний и физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Общественное здоровье (социологическое понятие) – это состояние общества, которое обеспечивает условия для образа жизни людей, не обремененных заболеваниями, физическими и психическими расстройствами, т.е. такое состояние, когда обеспечивается формирование здорового образа жизни.
Показатели общественного здоровья:

  • Индекс общественного здоровья (ИОЗ) – соотношение удельного веса факторов здорового и нездорового образа жизни.

  • Индекс здорового образа жизни (ИЗОЖ) - % лиц, ведущих здоровый образ жизни.

  • Потенциал общественного здоровья - это мера здоровья людей, накопленного обществом, и его резерв, создаваемый активным, здоровым образом жизни.


Уровни здоровья
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья выделяют три уровня здоровья:

первый уровень – здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье;

второй уровень – здоровье социальных(по полу, возрасту, профессии), этнических групп, здоровье населения административных территорий (региональное) – групповое здоровье;

третий уровень – здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье или здоровье населения.

Группы здоровья
По состоянию здоровья взрослого населения выделяют 3 группы здоровья:

1 группа - практически здоровые;

2 группа - имеются факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете медицинской профилактике;

3 группа - имеющие заболевания (состояния), подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий.

По состоянию здоровья детского населения выделяют 5 групп здоровья:



1 группа - здоровые;

2 группа - практически здоровые (с функциональными нарушениями);

3 группа - больные в состоянии компенсации;

4 группа - больные в состоянии декомпенсации;

5 группа - инвалиды.

Такое разделение по группа важно при организации профилактических мероприятий. Группа здоровья влияет на объем и частоту профилактических или диспансерных осмотров.

По переходу из одной группы в другую можно судить об эффективности проводимых оздоровительных мероприятий.
Факторы, формирующие здоровье
Ведущие факторы, формирующие здоровье населения - социально-экономические.

Факторы риска здоровью (с учётом их «рейтинга» данные ВОЗ).



Первичные большие факторы риска:

  1. курение,

  2. злоупотребление алкоголем,

  3. нерациональное питание,

  4. гиподинамия,

  5. психоэмоциональный стресс.

Вторичные большие факторы риска:

  1. диабет,

  2. артериальная гипертензия,

  3. холистеринемия,

  4. аллергия,

  5. иммунодефициты и др.


Факторы, влияющие на здоровье:

  • на 50% от образа жизни;

  • на 20% зависит от наследственных факторов,

  • на 20% от воздействия окружающей среды,

  • на 10% - от уровня развития медицины и оказания медицинской помощи.

Образ жизни населения - оказывает наибольшее влияние на формирование здоровья населения.

Образ жизни:

  • трудовая деятельность - один из главных факторов риска,

  • хозяйственно-бытовая деятельность - условия жилища и быта;

  • рекреационная деятельность - активная деятельность, возможность уединения с природой, возможность восстановления физических сил.


Здоровый образ жизни – это деятельность, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.

Формирование здорового образа жизни – основано на индивидуальной первичной профилактике.

Роль средних медицинских работников в формировании здорового образа жизни у населения в последнее время возросла, и на них возлагаются большие надежды на помощь в сохранении и укреплении здоровья.



Показатели здоровья населения
О состоянии здоровья населения можно судить по ряду показателей.

Группы показателей здоровья населения:

  • медико-демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост, детская смертность и т.д.);

  • показатели заболеваемости населения;

  • показатели инвалидности;

  • показатели физического развития


Медико-демографические показатели
Демография - наука о народонаселении.

Изучает: численность, состав, расселение на территории населения и т.д.

В здравоохранении изучают статику и динамику населения.

Статика населения это состав населения на оп­ределенный момент времени.

Состав населения изу­чают по ряду признаков:

— пол; возраст;

— социальная и профессиональная принадлежность и др

Статика населения определяется методом переписи населения. В стране один раз в 5 лет.

В поликлиниках обслуживающих взрослое населения – 1 раз в год, детское население – 2 раза в год.



Динамика населения - движение населения, мобильность, изменение его численности, которое может происходить в результате различных процессов.

За счет движения населения изме­няется его численность, возрастно-половой, национальный, социальный состав, доля занятого населения и другие показатели.



Показатели динамики населения позволяют:

  1. оценивать состояние здоровья населения;

  2. прогнозировать потребности в тех или иных лечебно-про­филактических учреждениях и медицинских кадрах;

  3. оценивать социальное, демографическое и медицинское благополучие населения;

  4. оценивать миграционные процессы в регионе.

Виды движения населения:

  • социальное движение, т. е. переход людей из одних со­циальных групп в другие в результате изменения материаль­ного положения, уровня образования и др.;

  • механическое движение населения (миграция) — переме­щение людей через границы тех или иных территорий, свя­занное с переменой места жительства, учебой или работой;

  • естественное движение населения, обусловливающее смену поколений в результате рождений и смертей.


Естественное движение населения
Демографические показатели (количество рождений, смерти) - подлежат обязательной государственной регистрации.

В соответствии с действующим зако­нодательством регистрация рождённого ребенка производится органами ЗАГС по месту рождения ребенка или месту жительства родителей в течение месяца со дня рождения на основании медицинского свидетельства о рождении, выдаваемого учреждением здравоохранения, в котором произошли роды, при родах на дому факт рождения удостоверяется двумя свидетелями.

Медицинские работники вычисляют и анализируют показатели естественного движения населения.

Различают общие и специальные показатели естественного движения населения.



Общие показатели:

  1. рождаемость;

  2. смертность;

  3. естественный прирост населения.

Показатель рождаемости (рождаемость) представ­ляет собой общее число родившихся живыми в течение года детей, приходящееся на 1000 населения, и рассчитывается по формуле.

На протяжении XX века в России отмечалось неуклонное сниже­ние показателя рождаемости. Резкое снижение рожда­емости в России произошло во 2-й половине 90-х гг. XX в., однако, в настоящее время отмечается тенденция к ее росту.

Рождаемость в динамике





2004

2005

2010

2011

Саратовская обл.

9,4

9,1

10,7

10,7

ЭМО

9,5

8,4

11,0

11,2

РФ

10,2

10,4

-

12,6


Показатель общей смертности вычисляется на 1000 населения по формуле.

Смертность в динамике





2004

2005

2010

2011

Саратовская обл.

16,9

16,8

15,5

14,5

ЭМО

15,9

13,8

13,7

12,7

РФ

16,1

15,2

-

14,3


Отмечается тенденция к снижению смертности, но она остаётся выше показателей рождаемости.

Основные причины смерти населения Саратовской области:

На первом месте - болезни системы кровообращения – 51,1%,

на втором месте - новообразования - 12,7%,

на третьем месте - несчастные случаи, отравления и травмы - 10,8%.

Данные о причинах смерти позволяют:



  1. наметить пути снижения смертности населения,

  2. разрабатывать меры для борьбы с заболеваниями.



Показатель естественного прироста насе­ления

Естественный прирост населения - раз­ностью между показателями рождаемости и общей смертности:



ЕП = ОПР - ОПС,

где ЕП — показатель естественного прироста,



ОПР — общий показатель рождаемости (рождаемость),

ОПС — общий показатель смертности.

Демографическая ситуация в России характеризуется – естественной убылью.
Естественная убыль населения в динамике





2004

2005

2010

2011

Саратовская обл.

- 7,5

- 7,7

- 4,8

- 3,8

ЭМО

- 6,4

- 5,4

- 2,7

- 1,5

РФ

- 5,6

- 4,8

-

-1,7

Отрицательный естественный прирост является одним из неблаго­приятных демографических явлений, свидетельствующих о сокра­щении численности населения, отражает неблагоприятную со­циально-экономическую ситуацию в стране.

Демографическая политика в России предполагает – оптимизацию естественного прироста населения

Для более точной характеристики демо­графических процессов высчитывают специальные показатели смертности:



  • по полу (муж, жен)

  • в разных возрастных группах (от 0 до 1 года, от 1 года до 4 лет, от 5 до 9 лет ... от 50 до 54 лет, от 55 до 60 лет ... 85 лет и старше) и т.д.

Особое место за­нимает показатель младенческой (детской) смертности, харак­теризующий число смертных случаев среди детей первого года жизни.

Показатель младенческой смертности является одним из веду­щих среди показателей, характеризующих состояние здоровья на­селения.

Показатель младенческой смертности достаточно точно от­ражает уровень развития здравоохранения в стране, в частно­сти системы охраны материнства и детства, характеризует эф­фективность проводимых мероприятий по снижению детской смертности, позволяет планировать и предпринимать меры по ее снижению.

Показатель младенческой смертности =





Младенческая смертность в динамике





2004

2005

2010

2011

Саратовская обл.

10,8

9,1

6,0

5,8

ЭМО

9,6

6,9

5,1

4,4

РФ

11,0

10,2

7,5

7,3

Универсальным интегрированным показателем здоровья является - средняя продолжительность предстоящей жизни.

По статистике Всемирной организации здравоохранения сред­няя продолжительность жизни на Земле в настоящее время состав­ляет 48,5 лет, при этом дольше всего живут жители "карликовых" государств — Андорры (83,5 года) и Сан-Марино (81,3); далее сле­дует Япония (80,9 года). Самая короткая продолжительность жизни отмечается в Ботсване (32,3 года) и Мозамбике (31,6). США занима­ют 47-е место со средней продолжительностью жизни 77,4 года.

Показатель средней продолжительности жизни в России состав­ляет 67,7 года, что соответствует 111 месту по этому показателю сре­ди стран мира. Кроме того, в России отмечается значительный раз­рыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин, состав­ляющий около 14 лет. Средняя продолжительность жизни мужчин в России в настоящее время составляет около 58 лет и 11 мес. Она является самой низкой среди стран СНГ. Женщины России в сред­нем живут 72 года и 4 мес.

Важным демографическим показателем, имеющим прак­тическое значение для организации работы амбулаторно-поликлинической службы является возрастная структура населения.

Различают прогрессивный, регрессивный и стационарный типы населения.

Прогрессивным считается тип населения тех территорий, в которых доля лиц в возрасте от 0 до 14 лет превыша­ет долю лиц в возрасте 50 лет и старше.

Регрессивным типом насе­ления, - доля людей в возрасте 50 лет и старше превышает долю лиц возрастной группы от 0 до 14 лет.

Стационарным является тип населения, имеющего равное число лиц этих возрастных групп.

По этой классификации население России относится к регрессивному типу.

Таким образом, здоровье населения является экономической категорией, т.к. оказывает прямое воздействие на производительность труда, а от этого зависит экономическое благополучие страны с одной стороны, и меньше затрат на здравоохранения с другой стороны.

Поэтому приоритетным направлением здравоохранения является профилактический принцип и в связи с этим особую роль по гигиеническому воспитанию населению и формированию здорового образа жизни, в том числе возлагается и на медицинских сестёр. Только зная факторы, влияющие на здоровье, зная медико-демографическую ситуацию в регионе, основные причины, приводящие к смерти населения можно эффективно влиять на сохранение здоровья


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Что относится к прямым и косвенным экономическим потерям связанным с заболеваемостью населения?

  2. Какие факторы влияют на состояние здоровья населения?

  3. Какие показатели относятся к медико-демографическим показателям?

  4. Объясните понятие «статика населения», «динамика населения».

  5. Какие показатели являются показатели естественного населения?

  6. Как можно охарактеризовать демографическую ситуацию региона в динамике?


Домашнее задание:


  • Подготовиться по материалам лекции № 2 к практическому занятию № 1


Рекомендуемая литература:

  • Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.

  • Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

  • Медицинский портал https://medvuz.info Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания

  • Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. https://vmede.org

  • Социальный паспорт Саратовской области www.social.saratov.

ЛЕКЦИЯ № 3
Заболеваемость населения

План:

  1. Методы изучения заболеваемости населения.

  2. Виды заболеваемости по данным обращаемости.

  3. Источники изучения заболеваемости.

  4. Показатели заболеваемости населения.

  5. Региональные особенности по заболеваемости.

  6. Инвалидность.

  7. Показатели инвалидности населения.

  8. Международная классификация болезней, принципы содержания.



Заболеваемость – ведущий критерий, характеризующий здоровье населения.

С помощью показателей заболеваемость населения оценивают деятельность врачей, медицинских учреждений, органов управления здравоохранением.

Знание данных о структуре заболеваемости, частоте заболеваемости, закономерностях возникновения и распространения болезней имеют важное значение для:


  1. планирования сети медицинских учреждений;

  2. подготовке соответствующих кадров;

  3. организации различных видов медицинской помощи;

  4. проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.


Методы изучения заболеваемости

Заболеваемость населения изучается:



  1. По данным обращаемости.

  2. По данным медицинских осмотров.

  3. По данным о причинах смерти.


Методика изучения заболеваемости по данным обращаемости

различают виды заболеваемости и источники, по которым их изучают





Виды заболеваемости


Источники изучения заболеваемости

заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ)

листок нетрудоспособности ф – 095/у


инфекционная заболеваемость

экстренное извещение об инфекционном заболевании ф – 085/у

неэпидемическая заболеваемость

извещение о впервые выявленном туберкулезе… ф – 089/у

извещение о впервые выявленном онкологическом заболевании ф – 090/у



госпитализированная заболеваемость

статистический талон выбывшего из стационара ф – 066/у

общая заболеваемость


статистический талон заключительных (уточнённых) диагнозов ф – 025-2/у

Каждый вид заболеваемости по данным обращаемости изучается разными методиками.

Общая заболеваемость
При изучении общей заболеваемости по данным обращаемости:

Единицей наблюдения является каждый случай заболеваемости.

Учётным документом – статистический талон заключительных (уточнённых) диагнозов.

На обращаемость населения за медицинской помощью влияет:



  • доступность медицинской помощи;

  • медицинская активность населения;

  • материальное благосостояние;

  • квалификация врачей.


Показатели общей заболеваемости

При анализе общей заболеваемости вычисляют показатели:



  1. Заболеваемость (первичная) – совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые выявленных в данном календарном году заболеваний. Изучается по статистическим талонам со знаком (+)





  1. Болезненность (распространённость) – совокупность всех имеющихся заболеваний, как впервые выявленных в данном году, так и перешедших с прошлых лет. Изучается по статистическим талонам со знаком (+) и (-).


Эти два показателя дают только общее представление об уровне заболеваемости. Более точно заболеваемость характеризуют специальные показатели (возрастно-половые, по диагнозам, по профессии и пр.)


  1. Структура общей заболеваемости – удельный вес тех или иных заболеваний в общей заболеваемости:



В структуре первичной заболеваемости по Саратовской области и ЭМО

на первом месте болезни органов дыхания,

на втором болезни системы кровообращения,

на третьем болезни мочеполовой системы,

на четвертом болезни системы пищеварения.
В структуре общей заболеваемости по Саратовской области и ЭМО

на первом месте болезни системы кровообращения,

на втором болезни мочеполовой системы,

на третьем болезни органов дыхания,

на четвертом болезни системы пищеварения.

То, что заболевания мочеполовой системы вышли на третье и второе место является региональной особенностью, т.к. Чаще они занимают место после заболеваний органов пищеварения


Методика изучения заболеваемости по данным медицинских осмотров
Медицинские осмотры дают информацию о всех имеющихся на момент осмотра хронических и острых заболеваниях.

Учетными документами являются:

  • список лиц, подлежащих целевому осмотру (ф-048/у);

  • карта учета диспансеризации (профилактических осмотров)

Для анализа заболеваемости по данным медицинских осмотров используются показатели:



  1. Частота выявленных заболеваний при профилактических осмотрах





  1. Структура заболеваемости по данным профилактических осмотров




Методика изучения заболеваемости по данным о причинах смерти

Заболеваемость по данным о причинах смерти изучается на основании учетных документов:



  • медицинское свидетельство о смерти;

  • медицинское свидетельство о перинатальной смерти.

При анализе заболеваемости по данным о причинах смерти вычисляются показатели:

  1. Общий показатель смертности;

  2. Частота смертности в зависимости от пола, возраста;

  3. Структура причин смерти и пр.

Изучение причин смерти позволяет установить не только заболевания, приводящие в смерти, но и недостатки в организации медицинской помощи.
Социально значимые заболевания
Постановлением правительства РФ от 2004 года установлен перечень социально значимых заболеваний:

  1. Туберкулез.

  2. Инфекции, передающиеся преимущественно половым путём.

  3. Гепатит В.

  4. Гепатит С.

  5. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

  6. Злокачественные новообразования

  7. Сахарный диабет

  8. Психические расстройства и расстройства поведения

  9. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

Перечень социально значимых заболеваний может меняться.

Социальная значимость заболеваний может снижаться при целенаправленном и эффективном воздействии на основные факторы, вызывающие и поддерживающие эти заболевания. 

В разных странах он разный с учетом ситуации. В Японии нет в перечне сахарного диабета, в Северной Америке распространенность туберкулёза низкая.


Критерии социально значимых заболеваний

  1. Высокий уровень распространенности

  2. Высокий уровень временной нетрудоспособности

  3. Высокий уровень инвалидности

  4. Высокий уровень смертности

  5. Высокий уровень затрат на лечение и реабилитацию



Инвалидность
Инвалидность является одним из показателей состояния здоровья, характеризует уровень социально-экономического развития общества, качество лечебно-профилактических мероприятий, экологическое состояние территории.

Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость социальной защиты.

По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них более 100 млн. детей. В России на учете состоит свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек.

По инвалидности мы судим о состоянии здоровья населения. Чем больше инвалидов, тем хуже состояние здоровья населения.

Группа инвалидности устанавливается медико-социальной экспертной комиссией.

В Российской Федерации различают 3 группы инвалидности.



Первая группа инвалидности устанавливается гражданам, полностью утратившим способность к регулярному профессиональному труду, и нуждаются в постоянном постороннем уходе.

Вторая группа инвалидности устанавливается в случае наступления постоянной или длительной нетрудоспособности без необходимости постороннего ухода.

Третья группа инвалидности устанавливается при утрате способности к профессиональному труду.

Группа инвалидности устанавливается гражданам, старше 16 лет.

До 16 лет используется понятие «ребёнок - инвалид», группа не устанавливается.

Инвалидность характеризуется показателями:


  1. первичная инвалидность -





  1. структура общей инвалидности -




В структуре первичной инвалидности:

  1. болезни органов кровообращения — 27—35% случаев;

  2. злокачественные новообразования — 23—29%;

  3. травмы — около 10%;

  4. болезни нервной системы и органов чувств — 5—7%.


Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем

При изучение статистических данных о состоянии здоровья населения важное значение имеет шифровка заболеваний.

Шифр заболеваний в настоящее время проводится на основании МКБ – 10 пересмотра (международная классификация болезней, травм и причин смерти).

Пересматривается на международной конференции один раз в десять лет.

Состоит из трех томов. Включает 21 класс, Изображаются римским цифрами.

С I по XVII класс относится к заболеваниям (инфекционные и паразитарные заболевания, новообразования, болезни системы кровообращения и т.д.)

XXI класс – факторы, влияющие на состояние здоровья и обращение в учреждения здравоохранения. Этот класс предназначен для объяснения причины обращения в ЛПУ человека, которых не является больным в данный момент.

В МКБ использован буквенно-цифровой код. Обозначаются латинскими буквами от А – Z и цифрами от 00 – 99.

Таким образом, о состоянии здоровья населения можно судить по четырём группам показателей: медико-демографическим, заболеваемости, инвалидности, физического развития.

В улучшении состояния здоровья, демографической ситуации, снижения

заболеваемости, инвалидности, смертности определенная роль принадлежит и средним

медицинским работникам, поэтому Вы должны понимать процессы происходящие со здоровьем населения в зоне обслуживания, в регионе, стране активно влиять на них, через санитарно-гигиеническое воспитание, оказание помощи при проведение диспансеризации при уходе за пациентами.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Какими методами изучается заболеваемость населения?

  2. По каким учетным медицинским документам изучаются различные виды заболеваемости?

  3. По каким показателям изучают общую заболеваемость?

  4. Какие заболевания являются социально-значимыми?

  5. Какие группы инвалидности предусмотрены в РФ?

  6. По какому принципу сформирована МКБ-10 пересмотра?


Домашнее задание:

  • Подготовиться по материалам лекции № 3 к практическому занятию № 2


Рекомендуемая литература:

  • Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 288 стр.

  • Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

  • Медицинский портал https://medvuz.info Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания

  • Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. https://vmede.org

ЛЕКЦИЯ № 4
Организации лечебно-профилактической помощи

городскому населению

План:

        1. Номенклатура медицинских организаций.

        2. Стационарзамещающие формы медицинской помощи населению.

        3. Нормативно-правовая документация деятельности ЛПМО.

        4. Организация работы поликлиники. Принципы работы. Нормативы деятельности.

        5. Виды отчетно-учетной документации поликлиники. Показатели деятельности поликлиники.

        6. Разделение больниц по объему медицинской помощи, категории, профилю.

        7. Организация работы стационара.

        8. Виды отчетно-учетной документации стационара.

        9. Основные показатели стационара.

        10. Организация скорой и неотложной помощи населению.

Охрана здоровья населения является комплексной задачей всего общества.

Для медицинских работников охрана здоровья населения приоритетная задачи.

В ближайшее время Вы приступите к своей профессиональной деятельности в медицинских организациях.

Понимание политики в области здравоохранения, структуры управления здравоохранения, номенклатуры медицинских организаций, знания нормативно-правовой документации, особенности организационной структуры и принципов работы в различных медицинских организациях, поможет Вам быстрее адаптироваться в системе здравоохранения.

Разработана программа развития здравоохранения Саратовской обл. 2020 года



Цели государственной программы являются:

  • совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического
    и психического здоровья каждого чел., поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

  • повышение качества и доступности медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

Задачами государственной программы являются:

  • обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья
    и развития первичной медико-санитарной помощи;

  • повышение качества и доступности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации;

  • развитие государственно-частного партнерства;

  • повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

  • развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан, в том числе детей;

  • обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными
    и мотивированными кадрами;

  • совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях;

  • развитие информатизации в здравоохранении.

Каталог: userfiles -> file
file -> Ьное государственное бюджетное учреждение «научный центр психического здоровья» российской академии медицинских наук
file -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы»
file -> Руководство для врачей / под ред. В. И. Мазурова. Спб.: СпецЛит, 2009. 192 с.
file -> Методические рекомендации по применению в невролгии, при заболеваниях суставов, позвоночника, спинного мозга и лечению послеоперационных осложнений
file -> Вопросы Ответы
file -> Перечень работ я услуг, выполняемых и оказываемых за плату некоторыми учреждениями, подведомственными Министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности Государственная республиканская инспекция по защите растений
file -> 14 потребитель 9 октября 2009 год №41 (663)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




©zodomed.ru 2024


    Главная страница