Самохин В. В. Иное. Система спортивной тренировки



страница1/11
Дата05.05.2016
Размер1.23 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Самохин В.В. - ИНОЕ. Система спортивной тренировки.


Самохин Валентин Владимирович в 1961г. окончил Московский Областной Педагогический Институт им. Н.К.Крупской факультет физвоспитания и спорта с отличием. Заслуженный тренер России.

С 1961 по 1977г. работал тренером в специализированной ДЮСШ Спартак – отделение Рублево..

С 1977 по 1992г. работал в ЦСК ДСО Профсоюзов и СКСССР со сборными командами по подготовке резерва сборной команды и подготовке команды к соревнованиям соцстран Дружба и чемпионату мира среди юниоров. Сотрудничество со Смирновым В. - 1990-1993г., с Прокуроровым А.- 1993-2002г.

С 1992 по 1994г. работа со сборной командой по лыжному двоеборью.

С 1995 по 1997г. со сборной командой Чехии по лыжным гонкам – мужской состав.

Поделиться своим подходом к подготовке спортсменов при работе со сборными командами и отдельными спортсменами заставили просьбы ребят, с которыми работал. Им интересна «кухня» подготовки спортсменов и возможные приемы совершенствования в этом.

Традиционная система подготовки, применяемая и сейчас, чаще всего затрагивала в основном количественные нагрузки, выходя на качественные изменения (переход количества в качество). Недельный – основной, рабочий цикл - включал разноплановое развитие качеств – чем больше дадим – тем больше получим, это не всегда работало, с точки зрения физиологии. Если к этому еще добавить директивный подход к выполнению программы, то темпы роста спортивных результатов особенно у молодых спортсменов были занижены, а иногда мы этих спортсменов просто лишались. Необходимо было изменить эту систему, быть поближе к спортсмену - так возникло иное направление. Тренировочные средства и предельные однократные нагрузки практически остались на том же уровне, но изменилось построение рабочего – развивающего цикла, повысилась отдача от работы, а главное качество. Это позволило от качественной работы перейти к количеству – способности больше держать соревновательную скорость – дольше работать на утомлении. Не было забыто и все продуктивное наработанное раньше тренерами и рекомендованное для подготовки спортсменов. Я с благодарностью вспоминаю тренеров старой школы Карпова А.А., под руководством которого сам тренировался, В.Л.Талят-Келпш, П.К.Колчина, И.Н.Ворончихина (ученика И.П.Рогожина) и многих других, с которыми общался во время работы. Можно только сказать им спасибо за ту информацию, которую получал от них и, которая послужила основой совершенствования методики. Иной подход - это не открытие Америки. Этими приемами, особенно по оценке субъективного состояния, пользовались многие спортсмены и тренеры и в лыжных гонках. Очень четко представлял свою подготовку, используя свои ощущения, И.Н. Ворончихин. Он в конце своих выступлений добился практически 100% попадания в наилучшее состояние специальной готовности, жаль, что эта особенность его подготовки не была востребована в дальнейшем. Доверяли « чутью» сильнейших спортсменов тренеры сборной В.А.Иванов и Б.М.Быстров, особенно в подводке к главным стартам, но обобщить и использовать этот поход при работе с молодыми сборниками они не рискнули. Я рад, что у В.Смирнова и А.Прокуророва хватило мужества и сил поверить в этот подход, использовать его в своей подготовке, будучи уже признанными спортсменами, и продолжать показывать достойные результаты. Этот подход использовался при работе со спортсменами в сборных командах, находил понимание и постоянное удовлетворение от совершенствования в управлении своим организмом, достижении мастерства. Ужесточение требований допинг контроля, заставит более четко подходить к методике подготовки и разработки

программ, обеспечивающих большую степень попадания в наилучшее состояние работоспособности в планируемые сроки.

Подход несколько необычен, что-то может показаться надуманным, сложным, но все что предлагается, вызвано практикой работы. Был необходим ответ на вечные вопросы тренера что, как и когда делать и как использовать различные средства в подготовке, которые могли положительно повлиять на результат.

Во время работы постоянно шло совершенствование этого подхода и сейчас предлагается тот вариант, который мне кажется более удачным с учетом всех сторон подготовки. Вариант подхода, конечно, может меняться за счет уточнения биологических разработок по реакции организма на виды нагрузок. Но схема и сам подход, думаю, останется приемлемым без изменения. Последние публикации и разработки в области методики спортивной тренировки подтверждают правильность выбора направления.

Работа тренера это работа двух людей, тренера и спортсмена, делающих одно дело с равной степенью ответственности за результат. В конечном счете, тренер и спортсмен возьмет на вооружение и освоит столько – сколько позволит ему наработанный опыт и ощущения в подготовке. Важно то, что это заставит задуматься о сути своего труда, подойти творчески к достижению наилучшего результата.

В конце рекомендаций предлагается список статей и разработок, которые можно прочитать и найти подтверждение, а может и найти что-то новое со своей точки зрения. Ведь дорогу осилит идущий.

Лыжные гонки сильно изменились за последние 10 лет. Появились новые виды гонок, изменился регламент соревнований и условия, подход к фармакологическому обеспечению – все это сказывается на подготовке спортсмена и работе тренера, но прежним остался сам спортсмен как человек, как организм со своими возможностями и индивидуальной реакцией на физическую нагрузку. Чаще всего тренер ставит вопрос при планировании, какую однократную работу предложить спортсмену, которая дала бы улучшение необходимых качеств, сколько таких работ предложить, чтобы изменения стали устойчивыми, и был наработан потенциал. Сколько времени можно использовать этот потенциал, работая на соревновательных режимах. Как подойти к соревнованиям, не дорабатывая и отрабатывая необходимые режимы и приемы по ходу гонок. То – есть, выстроить логическую цепочку нагрузок при решении задачи развития и реализации необходимых качеств. Как оценить тренировочную нагрузку, используя объективные и субъективные приемы. Как оценить степень утомления и восстановления с точки зрения физиологии человека с тем, чтобы создать благоприятные условия для адаптации к соревновательной нагрузке. Как подключить к работе чисто человеческие, психические стороны спортсмена, чтобы подготовка стала более управляемой и прогнозируемой. Субъективная оценка своего состояния, степень утомления, характеристика уровней психического состояния практически не используется при подготовке спортсмена. Много научных, методических разработок и рекомендаций, но связать в единое целое и применить на практике бывает трудно. Все научные разработки чаще затрагивают, какую либо сторону подготовки не увязывая с работой всего организма. Тренеру приходится увязать все стороны подготовки в течение всего сезона. Легче бывает отследить динамику подготовки, проконтролировать и решить проблему по деятельности систем и органов, не вдаваясь в тонкости биохимии на молекулярном и ионном, субклеточном и клеточном уровне. Разработки по функционированию организма на молекулярном и ионном уровнях, могут дать результат, если их можно будет привязать к ощущениям организма, а таких возможностей у тренера в полевых условиях пока нет. Так что остается дерзать.
Организм спортсмена обладает определенным количеством адаптационных возможностей – энергией, которую он может расходовать в зависимости от нагрузки (ее количества и качества - величины раздражителя). При воздействии на организм любой физической нагрузки, он отвечает соответствующей реакцией. Это будет, в зависимости от ее величины: стадия тревоги (тренировки) – выход на дотренировочный уровень; стадия устойчивости (активации) – приспособление и выход

на новый уровень работоспособности; стадия истощения - реакция стресс – срыв адаптации и уход на уровень ниже до тренировочного уровня.

Во время тренировочной работы и после нее организм проходит через следующие фазы, каждая из которых имеет свои индивидуальные временные характеристики.

1 фаза – тревоги - (реакция – тренировки) - мобилизация и развертывание адаптационных механизмов. Длительность ее 24-48 часов.

2 фаза - устойчивости - (реакция активации) – приспособление и функционирование на максимуме своих адаптационных возможностей, в зависимости от силы и продолжительности действующей нагрузки.

3 фаза – торможения - реакции адаптации – протекают по трем вариантам:

А – действие нагрузки прекратилось раньше истощения энергии адаптации в системе или организме.

Б - резервы энергии истощились быстрее завершения нагрузки, результат

– истощение и переход на более низкий уровень существования.

В – резервы энергии и нагрузка закончились одновременно. При этом варианте - положительный эффект тренировки. Правило игры в очко-21. При этом недобор лучше, чем перебор, чрезмерная нагрузка вызывает развитие фазы истощения и эффект детренированности.

4 фаза - восстановление затраченной энергии. Если восстановление идет из фазы истощения, то система может вернуться к исходному или более высокому уровню. Но если последующая нагрузка дается до окончания 4 фазы (восстановления) после предыдущей нагрузки, то организм, после нескольких тренировок с чрезмерной или частого повторения нормальных нагрузок перейдет на более низкий уровень, по отношению к исходному.

Таким образом, положительный эффект тренировок определяется:

1- сила физической нагрузки во время тренировки не должна переходить в фазу истощения.

2 - периодом времени между нагрузками. Времени должно хватить для восстановления затраченной энергии и в то же время этот период не должен быть длительным, поскольку отсутствие нагрузки сводит на нет положительный эффект от тренировок.

Это общие положения схемы адаптации организма спортсмена.

Более конкретной является принципиальная схема биологически обоснованной системы спортивной тренировки \БОССТ\, предложенная Ю.П.Сергеевым еще в 80 годах, (см. раздел, что где прочитать). Суть ее, заключается в том, что после того как работа до утомления проведена и организм вышел на новый уровень адаптации, этот уровень поддерживается небольшими по объёму нагрузками, осуществляемыми через 1-2 дня, и полностью соответствующими по своему характеру первоначальной утомляющей работе. Организм должен быть поставлен в условия, отражающие достигнутый уровень адаптации.

Указанная схема осуществляется на практике следующим образом. Определяются индивидуальные основные характеристики физического развития спортсмена и его биоэнергетики, ставится задача развития необходимого физического качества (в лыжных гонках ведущего качества мощности - сила + скорость или силовой выносливости) и в целях решения этой задачи делается выбор соответствующего режима воздействия (характер тренирующей нагрузки - максимально приближенной к соревновательному режиму). Затем в рамках выбранного режима спортсмену даётся физическая работа до утомления (переводная нагрузка (ПН), поскольку она переносит организм на новый уровень адаптации). Кроме того, прослеживаются фазы адаптации, которые по времени занимают в целом от 1 до 7 суток, в зависимости от состояния тренированности спортсмена и характера переводной нагрузки. По достижении нового уровня адаптации даются удерживающие нагрузки (УДН). Смысл последних нагрузок заключается в том, чтобы каждый раз вывести спортсмена на уровень стабильной работы в режиме переводной нагрузки. Длительность

адаптационной тренировочной ступени, как показал опыт, составляет 7-18 календарных дней, из которых тренировочными являются 4-7 дней.

Общий объём развивающей работы (переводная и удерживающие нагрузки) находится в пределах 3-7 часов — и этого уже вполне достаточно, чтобы получить близкий к максимальному тренировочный эффект.

Применительно к лыжным гонкам, опробовав ее на практике, эта схема несколько изменилась, но суть ее осталась. Это предельная и развивающие (удерживающие) работы /т.н. горка/. Такая схема вписывается в продолжительность тренировочного сбора 18- 21 день. Составляет основной цикл, как этапа накопления, так и этапа реализации потенциала и имеет продолжение в виде регулировочного цикла в домашнем периоде с включением определенного количества удерживающих работ \чаще не больше двух \, составляя законченный цикл этапа накопления и этапа реализации продолжительностью по 30-31 день. Вся тренировочная программа составляет чередование этапов накопления и реализации. Ведущим в подготовительный период является этап накопления. В соревновательный период этап реализации, этап накопления проводится в зависимости от состояния спортсмена и продолжительность его индивидуальна, иногда может нести характер регулировочного цикла (откатка и серия поддерживающих работ по спецсиле). Принцип чередования этапов /принцип маятника/ был предложен Д.А.Аросьевым в конце 70-х годов и нашел применение в нашей работе в лыжных гонках, но не знаю, найдет ли продолжение в будущем – поживем, увидим. Близко к этой схеме подходит Ю.В.Верхошанский в публикации «Блоковая система тренировки спортсменов высокого класса. 2005г. «

В связи с применением такого принципа построения тренировочной программы необходимо уточнить терминологию тренировочных нагрузок применяемых в планировании нагрузок.

Развивающая (основная) нагрузка решает задачу развития ведущего качества мощности, основных его компонентов силы и скорости. Она состоит из переводной \ вариант предельная по И.Г. Огольцову \ и удерживающей.

Адаптационный принцип подхода к тренировочным нагрузкам определяет их содержание. Адаптационные процессы это следствие инстинкта самосохранения организма, где все подчинено выживанию человека. С этой целью природа соединила вместе в единое целое три функции управления организмом. Управление мышцами тела, управление соматическими функциями (работой внутренних органов и гормональной системой), управление сознанием через психические переживания, эмоции. То, что мы обычно рассматриваем как независимые друг от друга компоненты тела, на самом деле крепко спаянный единый механизм деятельности, адаптации, выживания. Любое изменение в одном из этих компонентов влечет за собой изменение остальных. Все эти компоненты спаяны в единое целое и работают только одновременно. При предъявлении организму необычных для него физических нагрузок мы сразу комплексно воздействуем на все три функции организма. Каждая из этих функций имеет несколько уровней напряженности, от низкого до предельного, оценить и ощутить которые мы можем, подключив сознание, используя субъективные ощущения организма – необходимо лишь научиться слушать, чувствовать эти ощущения.

Напряженность при соревновательных и тренировочных нагрузках мы можем оценить комплексно, по слаженной работе всех трех его составляющих. Это можно назвать состоянием специальной готовности, верхним уровнем которой, будет идеально проведенный старт, его ощущения, когда организм работал слаженно, как единое целое по всем составляющим.. Можно оценивать и раздельно – по работе трех его составляющих, выделяя уровни напряженности в каждой из них - от предельной до минимальной величины. Этим частям можно дать названия: физическая, технико-тактическая и психическая (мобилизационная). Каждая из этих частей будет иметь индивидуальные характеристики - столько уровней, сколько состояний может оценить субъективно сам спортсмен, от предельного (верхнего) до легкого (нижнего). Помимо субъективных оценок, мы можем оценить работу организма и объективно по показаниям приборов, используя спорттестор, учитывая скорость передвижения, показатели ЧСС на различных участках трассы- то, что обычно контролируется во время тренировки.

Поскольку основным видом деятельности является мышечная работа, то основой тренировочных нагрузок будет совершенствование работы систем и органов, обеспечивающих развитие основного двигательного качества – мощности – его составляющих силы и скорости.



Обеспечением развития этих составляющих будет заниматься мышечная система – сердечная мышца и скелетные мышцы и проводящая система. Возможно, более правильно – нервно-мышечный аппарат и центральная нервная система. При проработке сердечной и скелетных мышц важным моментом будет создание баланса между обеспечением доставки кислорода к работающим мышцам и потреблением его в этих мышцах. Необходимыми требованиями к работе сердечной мышцы, дающей тренировочный эффект будет соблюдение ЧСС соответствующей максимальному ударному объему. Требование к работе скелетных мышц будет соблюдение усилий при выполнении технических приемов с максимально возможной амплитудой при сохранении ЧСС соответствующей максимальному ударному объему. Недопустима потеря качества выполнения технических приемов - т.н. пробуксовка - это будет совсем иной уровень адаптации организма. Потеря качества при выполнении технических приемов, как правило, ведет к снижению скорости передвижения и служит сигналом окончания развивающей нагрузки.

Напряженность работы нейромышечной системы оценивается по динамике движений. При передвижении на рельефе, усиление отталкивания приводит к увеличению скорости передвижения и, как следствие, к увеличению ЧСС и напряжению центральной нервной системы и ее составляющих. Таким образом, между этими характеристиками существует обратная связь в выборе скорости передвижения. С учетом состояния работоспособности и степени закисления происходит наработка своеобразной коробки передач в выборе степени усилий и технических приемов. Использование в оценке тренировочных нагрузок субъективных и объективных показателей предполагает творчество спортсмена. Это заключается в выборе напряженности тренировки - как ее оценивать, чувствовать своеобразную коробку передач при передвижении на рельефе. В ощущении качества мышечной проработки и загрузки мышц. В оценке технико-тактической стороны - как идти, чтобы хватило на всю тренировочную дистанцию, т.е. восприятие целостности дистанции. Границы однократной нагрузки определяется самим спортсменом субъективно по возникновению трудностей при поддержании скорости передвижения. Последние километры дистанции – около одной четверти – преодолеваются за счет волевого усилия. Работа на утомлении является важной составляющей, дающей тренировочный эффект. Конец работы это невозможность поддерживать скорость передвижения из-за значительного утомления, идет «пробуксовка» по технике и это служит сигналом окончания работы. Давая характеристику развивающей нагрузке необходимо помнить, что тренирующий эффект может дать только серия из этих работ, т.н. «горка», пусковым механизмом в накоплении потенциала или развитии мощности будет предельная или переводная нагрузка, выполненная до отказа – « все сил моих больше нет». Эта нагрузка служит отправной точкой отсчета времени необходимого в хронобиологических характеристиках для качественного изменения в мышцах – двигательных единицах. Ориентировочные сроки окончания этих процессов 12-14 дней – лучше ориентироваться на субъективные ощущения спортсмена. Прирост функциональных возможностей идет не благодаря прямому благотворному влиянию физических нагрузок, а в период отдыха, во время восстановительных нагрузок. Организм не просто возвращается на исходный уровень состояния, но и восполняет его с избытком. Объем и интенсивность переводящей нагрузки определяются уровнем тренированности спортсмена и ориентируются на пост тренировочные ощущения. Легкая пост тренировочная боль в мышцах в 1-2 дня признак достижения цели, а более сильная и длительная угнетающая боль, как и комфортные ощущения – признак неточно выбранного объема и интенсивности переводной нагрузки. Исчезновение пост тренировочных болей – сигнал пора вводить удерживающие нагрузки. Объем удерживающих нагрузок (напряженность остается в рамках требований к этим работам) подбирается так, чтобы исключить болевые ощущения на следующий день после тренировки. Слишком легкие тренировки малоэффективны, поэтому необходимо ориентироваться на продолжительность болевых ощущений в мышцах. Из практики разрывы между удерживающими нагрузками 2-3 дня (возможно, это назвать принципом сердечного ритма – временное соотношением циклов работы и пауз расслабления). Количество удерживающих работ - меньше 3 - не дает эффекта и не больше 5 - далее идет привыкание – «закатка» на этих режимах (это стыкуется с рекомендациями Ю.Сергеева -4-7 тренировочных дней и 3-7 час –

суммарной работы; у нас, правда, часов суммарной работы побольше, при том же количестве работ). Ориентир окончания решения поставленной задачи – ощущение общего прилива сил. Это служит сигналом к переходу, через регулировочный цикл на реализацию наработанного качества или потенциала. Необходимость регулировочного цикла вызвана, в большей степени, стремлением уйти

от напряженности в работе нервной системы – сменить место и режимы работы. При реализации нарабатывается темпоритм, решаются технико-тактические задачи, совершенствуются уровни специальной готовности. Реализацию наработанного качества можно проводить в двух вариантах.

Первый вариант - на основе построения этапа накопления с предельной и удерживающими работами – выстраивание горки. При этом меняется тренировочное средство оно должно быть максимально приближено к лыжам. Если на ЭН применяли бег с имитацией, то на ЭР - лыжероллеры, т.е. по степени близости к соревновательным действиям. Можно использовать то же тренировочное средство, но нагрузку дать более жесткую за счет рельефа - максимально приблизив к рельефу основного старта или использовать лыжероллеры с пониженной скоростью проката. Предельную работу можно поставить практически в любое место, предварительно просчитав предполагаемую отдачу от нее – она работает как пусковая в наработке мощности на более высоком качественном уровне. Основные работы, выполняемые до предельной работы, носят характер подводящих к предельной нагрузке и затрагивают 1 фазу адаптации – тревоги (тренировки), мобилизуют развертывание адаптационных механизмов организма. При этом учитывается и количество удерживающих нагрузок, включая и домашний период подготовки.

Второй вариант - на основе основного цикла соревновательного периода или всего этапа. При этом учитывается количество стартов, стиль, продолжительность в работе, вся нагрузка в ритуале подводки к основному старту.

Второй вариант более прогрессивен в плане наработки спецготовности на более высоком уровне, риск состоит лишь в возможности сорваться и от силового варианта наработки темпоритма уйти в скоростной, т.е. можно больше исчерпать потенциал, чем можно восстановить в планируемые сроки – раньше об этом говорили, перебрал по функции. Большая часть нагрузки пошла на нервную систему, а ей нужно большее время на восстановление, чем мышцам. Поэтому и «стоит» спортсмен дольше.

На этапе реализации подготовительного периода, при работе по принципу адаптации, нагрузка предлагается на более качественно высоком уровне, по сравнению с предыдущим. Режим основных тренировок будет так же приближен к соревновательным, наработка темпоритма будет идти от мощности, продолжительность основных работ до утомления и на утомлении. Степень утомления будет определяться работой до исчерпания в режиме той дистанции, которой отдаем предпочтение - короткой или длинной. Т.О. идет наработка на более высоком уровне специальной готовности всех ее частей, исключая верхние уровни психической (мобилизационной).

Можно рассматривать чередование этапов накопления потенциала и его реализации, как вариант разборки состояния организма по качествам, определяющим его работоспособность, определение слабого звена – лимитирующего его работу и качественное повышение его уровня, а затем сборку соединение всех качеств и переход на новый – качественно иной уровень работоспособности, за счет наработки соревновательных режимов. Но и при таком подходе все равно организм будет совершенствовать свои состояния по принципам адаптации организма в выбранном режиме работы.

Вариант чередования этапов накопления и реализации более точен по содержанию работы.

При выполнении основных работ степень загрузки мышечных групп идет не равномерно, т.к. разные группы мышц имеют разное строение, а поэтому обладают разным потенциалом, разной степенью восстановления. Разная степень восстановления мышечных групп требует дополнительной нагрузки восстановившихся мышц или тех, которые не получили достаточного утомления. Эти нагрузки носят название - поддерживающих (вариант-тонизирующая – В.Н.Селуянова).



Поддерживающая нагрузка - решает задачу поддержания, сохранения чаще всего мышечного тонуса, возможно мощности /сила + скорость/. Выбор воздействия на определенную группу мышц будет идти по степени конечного утомления этой группы и планируется индивидуально на

различных этапах подготовки в зависимости от состояния по принципу слабого звена. Возможно применение двух вариантов воздействия на мышечные группы. Первый – воздействие через предельное утомление - создать условия для гипертрофии мышц и далее удерживающие нагрузки по схеме. Второй - стабилизировать мышечный тонус за счет поддерживающей нагрузки (близкой по напряжению к основным тренировкам при комплексном воздействии), не доводя конечно утомление

до предельных величин, чтобы оно не повлияло на качество выполнения основной нагрузки. Главное здесь не дать организму возможность выбора варианта адаптации к другому виду работоспособности, отличающегося от развивающих режимов, что вызовет сбой в наработке основного, близкого к соревновательному режиму. Такую работу можно оценить, как совершенствование механизмов энергообеспечения (креатин-фосфатного и гликолитического), определяя выбор усилий, продолжительность однократного воздействия напряжения, количества подходов и серий.

Из разработок по совершенствованию силового потенциала наиболее полным мне кажется принципы, описанные В.Селуяновым и С.Сарсания (см. в приложении). Определяющим в выборе нагрузок служит показатель максимальной произвольной силы (МПС) данной мышечной группы в двигательном действии, применительно к способу передвижения – технике. В зависимости от напряжения от100% МПС, выбирается количество повторений и длительность выполнения упражнения время отдыха – паузы между упражнениями и сериями. Чаще всего использовались на практике и рекомендовались в научных разработках следующие варианты: - с напряженностью 90-100 МПС – с количеством повторов 3; с напряженностью -70-90 МПС с количеством повторений 6-12 в одном подходе, при длительности 30-70 сек.; с напряжением -30-70 МПС с количеством повторений -15-25 водном подходе и продолжительностью -50-70-сек.

Количество серий выбирается в зависимости от степени утомления, которая планируется в зависимости от состояния организма. Учитывается и генетическая предрасположенность к работе на утомлении и быстрота восстановления после нагрузки. На практике бывает сложно определить процент от МПС. Чаще используется в качестве ориентира - время в работе (определяется генетической предрасположенностью к виду работы), а напряженность усилий контролируется по мощности в отталкивании, любой отрезок работы выполняется с усилием в конце работы на грани сильного утомления – отказа от работы из-за потери качества и скорости – мощности. Эти режимы использовались всеми тренерами очень давно – весь вопрос в уточнении подхода к оценке параметров нагрузки, это, видимо, и есть подход с точки зрения совершенствования механизмов энергообеспечения. Последние наработки в практике ориентируют на то, чтобы не смешивать вместе различные по энергообеспечению нагрузки, если решается задача накопления потенциала к.л. группы мышц это должно идти законченным логическим циклом по количеству работ и с субъективной оценкой состояния утомления этой группы мышц.

При росписи этих нагрузок вокруг основных тренировок учесть, чтобы нагрузка на данную мышечную группу выполнялась не менее 2 раз в неделю, а суммарное их количество по принципу адаптации. Это обусловлено временем необходимым для строительства миофибрилл. Здесь работают те же принципы адаптации, рассмотренные выше (количества однотипных нагрузок - не меньше и не больше), поэтому эффект от нагрузок можно ожидать через 10-15 дней, ведя отсчет от предельной – пусковой. Или, как вариант, - 7 дней после ухода болей в мышцах.

Должен дать положительный результат вариант статодинамических серий предлагаемых В.Селуяновым. Аналогичный подход использовался в нашей практике при совершенствовании техники передвижения различными способами. Он заключался в повторном прохождении подъемов в максимально низких стойках, Движение шло от одной опоры к другой с ограничением расслабления. Упражнение выполнялось до отказа, пауза отдыха до восстановления - готовности выполнять следующий подход, чаще хватало спокойного спуска с подъема. Общее количество подходов и серий по субъективному чувству удовлетворения от работы, по состоянию утомления. Такая же работа проводилась одновременными и попеременными ходами на сложном рельефе т.н. тянущая работа практически без расслабления. После таких тренировок повышался мышечный тонус особенно в

ногах и что самое главное – лучше ощущалась степень усилий в технике при работе на рельефе в выборе коробки передач, а, следовательно, и техническое совершенствование шло эффективней т.к.

убирались лишние движения. Такой подход применялся практически на всех этапах подготовки, но особо был заметен результат в соревновательный период. Этот прием можно отнести к разряду палочки – выручалочки в ритуале подводки к старту.

Восстанавливающая нагрузка решает задачу восстановления, выполняется в аэробном режиме в любом средстве циклики. Необходимость этих нагрузок обоснована в последних методических разработках (подробно в статье С.Сейлера – Норвежский стиль - в приложении). Выполняются эти длительные тренировки на ЧСС 60-70% от максимальной ЧСС, оцениваются как важные и составляют большую часть тренировочного объема (но не забываем, что эти тренировки носят переменный характер за счет рельефа). Аэробный режим работы создает благоприятные условия на клеточном уровне для развивающих нагрузок высокой интенсивности – максимально приближенным к соревновательным. На практике ощущалось значительное улучшение общего состояния после длительных тренировок типа кросс-походов в аэробном режиме. Внимание при этих нагрузках надо обратить на то, чтобы утомление после этой работы не повлияло на, следующую за ней, основную нагрузку.

Принципы применения восстановительных и поддерживающих нагрузок зависит от степени остаточного утомления после основных тренировок или соревновательных нагрузок. Чем опытнее спортсмен, тем быстрее и точнее он определяет свое состояние. По тому, как спал, как встал с кровати, как идет по неотложным делам. Далее уточняется состояние на зарядке по тому, как бежится - идется, какова растяжка мышц. Это грубая оценка начального уровня утомления после нагрузок, но она позволяет предположить какой вид работы предложить. Чаще не торопятся определить вид работы и проводят восстановительную тренировку. Если, есть необходимость, то проводят оценочную нагрузку и определяют более точно, в каком состоянии находятся мышцы по тому, как работается в основных режимах на рельефе - как дышится, как тянут мышцы, какое общее состояние. Выбор поддерживающих нагрузок сложнее, чем восстанавливающих. При планировании поддерживающих нагрузок необходимо решить, по степени напряжения и утомления, направленность нагрузки для получения необходимого эффекта и выстроить логическую цепочку по количеству этих тренировок. Тренировка должна пойти или в развивающем режиме параллельно основному качеству, или стабилизации – удержания имеющихся качеств, чтобы они не притихли после основных тренировок - держать себя в тонусе. Как вариант, можно рассматривать ежедневное выполнение силовых упражнений (только на одну группу мышц, но соблюсти время повтора для этих групп - ориентировочно через два дня), что даст общий оздоровительный эффект, будет способствовать восстановлению, за счет повышения внутреннего гормонального фона. В любом случае необходимо довольно точно выбирать специально силовые упражнения их направленность, временные характеристики, ожидаемое утомление и восстановление.

Можно предложить сделать инвентаризацию необходимых тренировочных средств по спецсиле. Это делается по схеме: - направленность воздействия (по механизму энергообеспечения), по компонентам мощности - силовому и скоростному, по слабому звену мощности, технике- тактике, психическому, спецготовности, - технический прием, способ передвижения, - условия выполнения (рельеф, тренажер, скорость скольжения), - однократное усилие, время в работе,- количество подходов, - количество серий, - качество утомления, - возврат к повтору серии, - логическая цепочка нагрузок, - оценка результативности. Все необходимые записи можно сделать на обратной стороне графического плана-дневника в виде таблицы с оценкой степени загрузки по любой приемлемой шкале – из 5, 10, 100 балов. Такой подход даст возможность четко планировать этот важный раздел тренировок, ничего не забыть и сделать вовремя.

Выбор поддерживающих нагрузок этапов накопления отличается от нагрузок этапов реализации и в соревновательный период. На этапе накопления подготовительного периода применение поддерживающих нагрузок возможно в различных вариантах, даже перевести их в ранг развивающих по отдельным группам, с целью определения их эффективности и если возникла в этом потребность. На этапе реализации подготовительного периода и на соревновательных этапах

использование этих вариантов для наработки ритуала подводки к стартам, необходимо успеть наработать рабочий ритм, ощущения его к конкретному сроку. И, в случае необходимости, доработать те стороны подготовки, которые не были проработаны достаточно точно.



Каталог: download -> version
version -> Мбоу сош №42 с. Сандата основы формирования здорового образа школьников
version -> А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55
version -> Синдром эмоционального выгорания у педагогов: эмоционально-нравственные аспекты
version -> А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных технология лекарств
version -> Лекция №3: Психосоматика План лекции: • этиопатогенез психосоматических расстройств
version -> Литература Для учащихся медицинских училищ Под редакцией проф. С. А. Георгиевой
version -> По рецептам северных монастырей Древней Руси XVI века
version -> Обзор Острое повреждение почек в кардиохирургии Ключевые слова


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©zodomed.ru 2024


    Главная страница