Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
На
правах рукописи Пономарева Марина Сергеевна
ОЦЕНКА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ Специальность 08.00.05 – Экономика и управление
народным хозяйством (экономика труда)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Научный руководитель:
Колосницына М.Г. к.э.н., доцент
Москва - 2013
Содержание Введение ........................................................................................................... 4 1 Потребление алкоголя: масштабы и экономические последствия ....... 13 1.1 Масштабы проблемы .............................................................................. 13 1.2
Особенности потребления алкоголя в России ...................................... 20 1.3 Экономические последствия потребления алкоголя ........................... 36 2 Экономический
анализ потребления алкоголя: теоретические основы и эмпирические оценки ............................................................................................ 56 2.1 Факторы, определяющие потребление алкоголя:
обзор исследований ......................................................................................................................... 56 2.2 Обоснование необходимости государственного вмешательства ....... 66 2.3 Оценка релевантности мер государственной антиалкогольной политики в отношении молодых людей: обзор исследований ................. 77 3 Эмпирическая оценка микроэкономических факторов, влияющих на потребление алкоголя молодыми людьми в России ......................................... 95 3.1
Описание источника данных и обоснование допущений анализа ..... 95 3.2 Гипотезы эмпирического исследования ............................................. 100 3.3 Обоснование выбора и построения зависимых и независимых переменных .................................................................................................. 101 3.4
Оценка факторов, влияющих на потребление спиртных напитков . 117 3.4.1 Потребление пива ....................................................................... 117 3.4.2 Потребление водки ..................................................................... 126 3.4.3 Потребление вина ....................................................................... 133 3.4.4 Потребление алкоголя в целом ................................................. 140 3.4.5 Проверка выдвинутых гипотез .................................................. 149 3.5 Рекомендации для государственной политики, направленной на снижение объемов потребления алкоголя
среди молодого населения России ........................................................................................................... 151
Заключение .................................................................................................. 157 2
Список используемой литературы ............................................................ 162
Приложения ................................................................................................. 176
Приложение А Статистические данные по
проблеме злоупотребления алкоголем в мире согласно данным ВОЗ .................................................. 177
Приложение Б Динамика потребления алкогольных напитков в России
............................................................................................................................... 182
Приложение В Экономические последствия потребления алкоголя молодыми людьми ....................................................................................... 184
Приложение Г Фрагменты из
индивидуального опросника и опросника домохозяйств РМЭЗ-ВШЭ о потреблении алкоголя ............................... 185
Приложение Д Характеристики исходных данных и их анализ ............ 187
Приложение Е Результаты оценивания моделей ..................................... 194 1. Построение моделей для вычисления независимой переменной курения ......................................................................................................... 194 2. Модели Хекмана для цены на алкогольные напитки .......................... 198 3. Результаты оценивания систем одновременных уравнений для выявления эндогенности алкогольных напитков ..................................... 202 4. Основные характеристики
методов оценивания .................................. 204 3