Глава 19 РАССТРОЙСТВА СНА Проблемы со сном имеют значение для специалистов по психическому здоровью детей из-за сложных взаимоотношений между расстройствами сна и психическими расстройствами: • Психические расстройства могут вызывать проблемы со сном. Например, при тревожных и депрессивных расстройствах часто бывают трудности при засыпании и с поддержанием сна, тогда как заметным признаком посттравматического стрессового расстройства могут быть ночные кошмары. • И, напротив, расстройства сна могут вызывать, копировать, или усиливать психические расстройства. Например, у 6-летнего ребенка лишение сна может приводить к чрезмерной активности, плохой концентрации внимания, импульсивности и раздражительности, т.е. к признакам гиперактивности и поведенческих расстройств. • Может быть трудно провести различие между расстройствами сна и психическими расстройствами, например ночные панические атаки могут быть ошибочно приняты за ноч- ные кошмары или ночные ужасы и наоборот. • Проблемы со сном могут быть вызваны психотропными препаратами (или их отменой), например трудности при засыпании во время приема метилфенидата или ночные кошмары вслед за резкой отменой антидепрессантов. • И к проблемам со сном, и к психиатрическим трудностям ребенка может предрасполагать единый фактор риска. Например, у детей, растущих в хаотичном доме, без порядков и систе- матически проводимых в жизнь правил, с большей вероятностью развиваются и поведенче- ские проблемы, и трудности в получении регулярного ночного сна. Нормальный сонСтруктура нормального ночного сна схематично представлена во вставке 19.1 наряду с сопут- ствующими примечаниями. Дневная сонливость обычно достигает пика после полудня; ожида- ния по поводу того, когда (если вообще) детям следует перестать спать днем (в сиесту) различа- ются в различных культурах. Гормон шишковидной железы мелатонин помогает координиро- вать цикл сна-бодрствования с 24-часовым циклом темноты-света. Хорошая или плохая «гигие- на сна» изменяет риск проблем со сном - точно так же, как хорошая или плохая гигиена изменя- ет риск инфекционных заболеваний. Во вставке 19.2 перечислены некоторые ключевые состав- ляющие хорошей гигиены сна. Эпидемиология проблем со сномОчень тяжелые расстройства сна редки, например нарколепсия поражает примерно 1 из 10000 детей, а некоторая степень обструктивного апноэ во сне поражает 2% детей. Менее тяжелые проблемы со сном встречаются гораздо чаще, например, примерно у четверти дошкольников значительные проблемы с засыпанием или поддержанием сна, и почти у 15% тинейджеров - неустойчивый или отсроченный цикл сна-бодрствования. Проблемы со сном особенно распро- странены среди детей с генерализованной недостаточной обучаемостью, а также сопутствуют физическим ограничениям (таким как церебральный паралич), сенсорным нарушениям (таким как слепота), психическим расстройствам (таким как генерализованная тревога) и соматиче- ским расстройствам, которые обостряются ночью (таким как астма) или вызывают дискомфорт в ночное время (например, зуд вследствие экземы). 122 Вставка 19.1 Структура сна Примечание • БДГ 13 = Быстрые движения глаз: стадия сна, когда возникает большая часть сновидений, и мышечный тонус наиболее низок. Составляет примерно 25% сна и чаще всего встречается к концу ночи. • Не-БДГ: самый глубокий не-БДГ-сон (стадии 3 и 4, показаны черным) по большей части возникает в первые два цикла. • Краткие пробуждения в любом возрасте нормальны, и могут наступать либо из БДГ, либо из легкого не-БДГ (на диаграмме показаны *). • Засыпание после раннего младенчества– это переход к не-БДГ сну. • Циклы сна в детстве длятся около 50-60 минут и возрастают до 90-100 минут у подростков и взрослых. • Общее количество сна уменьшается от 12 часов в день в среднем у 4-летних до 8 часов в день в среднем в позднем подростковом возрасте. ПредъявлениеПроблемы со сном обычно присутствуют в виде одного (или нескольких) из трех образований: • Проблемы с засыпанием или поддержанием сна • Чрезмерная дневная сонливость • Эпизодические нарушения ночью, такие как ночные кошмары и ночные ужасы Это предъявления, а не диагнозы. Для постановки диагноза требуется детальная клиническая история болезни, могут также потребоваться специальные исследования, такие как полисомно- графия с одновременной записью активности мозга (ЭЭГ), мышечных движений и движений глаз во время сна. 123 Время в кровать Утро Бодрствование БДГ Не БДГ Циклы * * Вставка 19.2 Хорошая гигиена сна Днем • Избегайте дремать, особенно поздно днем • Регулярно упражняйтесь (но не перед сном) • Справьтесь с беспокойствами и постройте планы на следующий день (чтобы не оставлять все это на время сна) • Ограничьте напитки, содержащие кофеин (кофе, кола), особенно поздно днем • Табак, алкоголь и наркотики также могут нарушать сон и могут применяться подростками без ведома родителей Подходит время сна • Заканчивайте любую домашнюю работу задолго до времени сна • Постепенное расслабление без избыточной стимуляции • Избегайте поздно вечером обильной еды Выбор времени сна • Продолжительность времени от укладывания в кровать до подъема должна обеспечивать до- статочный сон для ребенка данного возраста и конституции • Если детей отправляют в кровать слишком рано, они приучаются связывать лежание в крова- ти не со сном, а с бодрствованием Пойти в кровать • Примерно в одно и то же время • Достаточно уставши, чтобы относительно быстро заснуть • Без неоднократных вставаний с кровати • С успокаивающим привычным порядком, например слушать сказку или запись; избегать в кровати пугающих историй или возбуждающих телепрограмм • Постепенный отказ от необходимости присутствовать родителю создает детям возможность заснуть (и снова засыпать) самостоятельно Спальная • Удобная кровать • Температура, свет и шум контролируются • Не слишком возбуждающая, но и не неприятная Подъем • Примерно в одно и то же время (долгое лежание может переустановить цикл сна- бодрствования) • Не поощряйте слишком раннее вставание, например снабжая прекрасными видео 124
Специфические типы нарушений снаПроблемы со сном, имеющие наибольшее значение для детских психиатров - практиков: Трудности при засыпании или с поддержанием сна. Это наиболее распространенная пробле- ма сна от младенчества до старости особенно среди дошкольников. Обычно эту проблему мож- но успешно решить, улучшая гигиену сна (см. вставку 19.2) и постепенно отменяя вознагражде- ния за то, чтобы не спать. Когда детям требуется родительское внимание, чтобы после пробу- ждения среди ночи снова уснуть, часто это бывает потому, что они не обучились навыку засы- пать самостоятельно. Простейший способ обучить их этому навыку - упражняться перед сном. Если родители во время отхода ко сну постепенно исчезают (например, покидая спальню перед тем, как ребенок заснет), дети учатся засыпать самостоятельно и потом обычно могут делать это и среди ночи. Иногда детям не дают спать страхи и беспокойства, которые необходимо преодо- леть сами по себе (см. главу 9). Расстройство суточного цикла сна-бодрствования. Когда вы перемещаетесь из Новосибир- ска в Лондон или обратно, переводятся ваши телесные часы и цикл сна-бодрствования. Пред- ставьте, что может случиться, если ваш цикл сна-бодрствования не переведется. Сибиряк в Лон- доне всегда засыпал бы раньше всех, а затем смехотворно рано просыпался (синдром опереже- ния фазы сна). И, напротив, лондонец в Новосибирске, вставал бы каждый день очень поздно и не засыпал бы до раннего утра (синдром задержки фазы сна). Именно такого рода проблема с «застреванием в неправильной временной зоне» и возникает у некоторых детей, а чаще – у под- ростков. Синдром опережения фазы сна относительно редок и обычно обусловлен тем, что ро- дители слишком рано укладывают детей в постель, в результате они привыкают слишком рано просыпаться и мешают остальному семейству. Синдром задержки фазы сна встречается гораздо чаще, особенно у подростков. Они сидят до- поздна (телевизор, домашние задания, компании), а потом спят допоздна всякий раз, когда мо- гут. Их трудно поднять в школу, и часто главная жалоба - ухудшение школьных показателей (и поведения) вследствие дневной сонливости. Стоит фазе сна сместиться, лечь пораньше больше не помогает, а лишь обрекает подростка на то, чтобы лежать часами без сна перед тем, как ран- ним утром, наконец, уснуть «как обычно». При терпении, усилии и мотивации перестроить фазу сна возможно, но некоторые подростки не стремятся измениться. Когда фаза сна задержана только на 2 или 3 часа, можно позволить подростку несколько дней спать допоздна, а затем сдвигать время подъема - примерно на 15 минут раньше каждый день; время отхода ко сну, естественно, тоже сдвинется на более раннее. Когда фаза сна задержана на 3-4 часа или больше, обычно лучше сдвинуть ее еще позднее, чтобы подросток каждую ночь бодрствовал дополни- тельно 2 или 3 часа до тех пор, пока не восстановится нормальная фаза: например, за неделю сдвинуться вперед на 18 часов, вместо того, чтобы пытаться сдвинуться на 6 часов назад. Сдвинуться помогает яркое освещение во время бодрствования и темнота во время сна. И со- вершенно необходимы высокий уровень мотивации родителей и их большой вклад. Обструктивное апноэ во сне. Во время сна снижается мышечный тонус верхних дыхательных путей, поэтому если дыхательные пути уже частично заблокированы, сон может приводить к недостаточной вентиляции. Большая часть взрослых с этим заболеванием тучные, но это спра- ведливо только примерно для 20% пораженных детей. Самая распространенная причина в дет- стве – это увеличение миндалин и аденоидов. Дети с синдромом Дауна также подвержены высо- кому риску. Бывает хронический громкий храп, и родители могут заметить периодическую обструкцию - повторные приступы, когда ребенок прекращает дышать или задыхается. Ребенок может просы- паться расстроенным после обструктивных приступов, а могут быть незамеченные родителями частые кратковременные возбуждения, нарушающие качество сна. Даже когда ребенок спит нормальное количество часов, плохое качество сна может приводить к дневной сонливости (или к гиперактивности, плохой концентрации внимания, импульсивности и раздражительности). Ва- рианты лечения представляют хирургическое удаление увеличенных миндалин и аденоидов, 125 или потерю веса при тучности. У взрослых с обструктивным апноэ во сне иногда используют трициклические препараты, но они не проявили эффективности у детей. Ночные ужасы, снохождение и спутанность при возбуждении – все включают частичное возбуждение (без пробуждения) из глубокого не-БДГ-сна 13 . Поэтому они чаще всего возникают в первые часы сна, когда сконцентрирован глубокий не-БДГ (см. вставку 19.1). Они могут воз- никать чаще обычного, когда ребенок живет с тревогой, например после взлома дома. Спутанность при возбуждении 14 часто встречается среди младенцев и ходунков-ползунков: ребенок плачет, кричит или мечется и не реагирует, когда с ним говорят. Если его оставить одно- го, ребенок примерно через 5-15 минут успокаивается и снова тихо засыпает. Попытка разбу- дить ребенка, как правило, увеличивает ажитацию и продлевает приступ. Снохождение у детей встречается с частотой до 17%, пик приходится на возраст 4-8 лет. Ребе- нок блуждает с широко раскрытыми глазами и остекленевшим взглядом до 10 минут или около того, а затем может вернуться в постель или заснуть в другом месте. Может возникать мочеис- пускание в несоответствующих местах. Значителен риск травмы, например падения с лестницы. Необходимо сделать окружающую среду как можно более безопасной. Попытка удержать или разбудить ребенка, как правило, ухудшает дело. Ночные ужасы поражают примерно 3% детей, главным образом в возрастном диапазоне 6-12 лет. Родители просыпаются от внезапного вопля и обнаруживают, что ребенок выглядит испу- ганным: потный, с учащенным пульсом, широко раскрытыми глазами, кричит или плачет. Ребе- нок может вылезти из постели и носиться повсюду в ажитированном состоянии (возможно, по- лучая травмы). После всего лишь нескольких минут ребенок снова тихо засыпает и часто утром ничего не помнит о приступе. Если детям случается проснуться после приступа, они могут опи- сать интенсивное, но неспецифическое ощущение опасности, но они не описывают ничего вро- де проработанного сюжета типичного ночного кошмара. Основные дифференциальные диагно- зы - ночные кошмары (с яркими воспоминаниями и возникающие по большей части во второй половине ночи) и некоторые виды ночных припадков. Когда ночные ужасы (или снохождение или спутанность при возбуждении) возникают часто и в определенное время, иногда их можно предотвратить «пробуждениями по расписанию». Это означает: нежно будить ребенка за 15-30 минут перед тем, как должны произойти приступы, а затем позволять ему снова быстро уснуть. Если пробуждения по расписанию не помогают, и если возбуждения подвергают ребенка опасности, следует подумать о медикаментозном лече- нии. Могут быть эффективны бензодиазепины, но их следует назначать только краткосрочно и под наблюдением специалиста. Ночные кошмары встречаются очень часто и возникают из БДГ сна. Ребенок просыпается ис- пуганный и настороженный и помнит очень ясно все, что происходило во сне. Нужно некоторое время, чтобы страх настолько прошел, чтобы ребенок снова уснул. Ночные кошмары с большей вероятностью возникают, если ребенок испытал стресс или болен. Посттравматическое стрессо- вое расстройство часто приводит к выраженным ночным кошмарам, относящимся к травме. БДГ-сон подавляют алкоголь и многие лекарственные средства (большая часть антидепрессан- тов, бензодиазепинов, стимуляторов). И резкая отмена любого вещества, подавляющего БДГ, может приводить к ночным кошмарам вследствие эффекта БДГ-отдачи. Расстройство ритмических движений включает удары головой, катание головы или раска- чивание телом в начале сна, а иногда и в течение ночных пробуждений или в конце сна. Присту- пы могут длиться до 15 минут и дольше. Часто встречается в младенчестве и почти всегда за- канчивается к 3 или 4 годам. Тогда как удары головой во время бодрствования часто связаны с тяжелыми трудностями при обучении или психиатрическими проблемами, удары головой во время сна, как правило, доброкачественны. Все, что требуется в большинстве случаев - ободре- ние родителей и обивка стенок детской кроватки. Нарколепсия и связанные симптомы. Нарколепсия имеется примерно у 1 из 2000 взрослых, причем примерно у трети первые симптомы появляются в подростковом возрасте и даже в дет- стве (у 5% - до 5 лет). Симптомы включают элементы БДГ сна, внедряющиеся в бодрствование: 126 (1) Приступы сна – внезапное начало сна, даже во время таких занятий, как еда. (2) Катаплексия – внезапная потеря мышечного тонуса, приводящая к тому, что ребенок, не те- ряя сознания, оседает. Часто бывает спровоцирована сильной эмоцией, такой как гнев или изумление. (3) Сонный паралич – потеря способности двигаться или говорить во время бодрствования, либо сразу перед засыпанием или сразу после пробуждения. (4) Галлюцинации при засыпании (гипнагогические галлюцинации) или при пробуждении (гип- нопомпические галлюцинации). Это действительно сны наяву 15 При совместном возникновении эти четыре симптома составляют классическую тетраду нарко- лепсии. Еще чаще бывает, что один из этих симптомов возникает сам по себе или в сочетании только с одним или двумя другими. При приступах сна часто полезен метилфенидат (в сочета- нии с хорошей гигиеной сна и плановым дневным сном), тогда как трициклические антидепрес- санты могут уменьшить или предотвратить катаплексию. При параличе сна и галлюцинациях также могут помочь трициклические препараты, хотя часто достаточно ободрения. Синдром Клейне – Левина (Kleine-Levin) встречается редко. Обычно поражает подростков мужского пола; включает приступы избыточного сна, переедание и сексуально расторможенное поведение, иногда это сопровождается расстройством настроения, беспокойностью и причудли- вым поведением. Эпизоды могут длиться часами, днями или неделями и повторяться каждые несколько недель или месяцев. Предполагались гипоталамические аномалии, но они не доказа- ны. Можно заверить подростков, родителей и учителей, что это признанное заболевание, и оно не является умышленным или психотическим. Рецидивы могут быть уменьшены трицикличе- скими препаратами или литием. Медикаментозное лечениеОсновное лечение расстройств сна в детском и подростковом возрасте - обучение, ободрение и совет как с ними справляться. Имеются некоторые показания и для медикаментозного лечения, как описано выше. Однако важно подчеркнуть, что снотворные следует применять редко. Они дают краткосрочный эффект при обычных проблемах с засыпанием или поддержанием сна, но в долгосрочной перспективе гораздо менее эффективны (а потенциально и более опасны), чем психологические подходы. Применять бензодиазепины более недели или двух, как правило, ошибочно, поскольку они теряют эффективность, вызывают зависимость и часто приводят к ухудшению проблем со сном, когда их, наконец, прекращают принимать, вследствие эффекта «отдачи». Был значительный интерес к применению мелатонина: это не панацея, но, вероятно, он действительно полезен, хотя и ограниченно, при лечении расстройств суточного ритма у не- которых детей с тяжелой генерализованной недостаточной обучаемостью. Дополнительное чтениеStores G. (2001) A clinical guide to sleep disorders in children and adolescents. Cambridge University Press, Cambridge. 127 Document Outline - Бодрствование
- БДГ
- Не БДГ
- Циклы
- Время в кровать
- Утро
Поделитесь с Вашими друзьями: |