Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по биологии для общей образовательной школы 8 класса составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2.Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 г.Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
4.Приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5. Авторская программа по биологии В.В. Пасечника «Биология. 5-11 классы» («Дрофа», 2010 год), учебником «Биология. Человек. 8класс» Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева («Дрофа», 2013 год).
6. Учебного плана МАОУ Абаульская ООШ, утвержденного директором МАОУ Абаульской ООШ приказом №32/1-од от 28 мая 2015 г.
7. Положения о рабочей программе МАОУ Абаульская ООШ от 26.05.2014г. №25/1 од
- программа полностью реализует требования, предъявляемые к уровню подготовки обучающихся;
- рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;
- программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя;
- программа ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Основное содержание программы.
Содержание рабочей программы по биологии для 8 класса полностью соответствует содержанию авторской программы по предмету.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Планируемые результаты изучения предмета «Биология» в 8 классе полностью соответствуют изложенным в авторской программе.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Биология» в 8 классе в соответствии с учебным планом МАОУ Абаульская оош
в 2015/2016 учебном году отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование
№
урока по порядку
|
№
урока по теме
|
Тема урока
|
Дата
проведения
урока
|
Основные формируемые понятия
|
Знания, умения, навыки
|
Оснащение урока
|
Контроль
(контрольные работы, лабораторные работы, экскурсии и т.п.)
|
Примечания
|
план
|
факт
|
Введение (1 час)
|
1
|
1
|
Науки, изучающие организм человека. Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии.
|
|
|
Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Становление наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены.
|
Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине
|
Эл.приложение к учебнику
|
|
|
Раздел 1. Происхождение человека (3 часа)
|
2
|
1
|
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
|
|
|
Доказательства происхождения человека от животных. Таксоны, рудименты, атавизмы
|
Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументируют) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных
|
Презентация «Место человека в систематике»
|
|
|
3
|
2
|
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.
|
|
|
Строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей. Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.
|
Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека
|
|
|
|
4
|
3
|
Человеческие расы. Человек как вид.
|
|
|
Соотношение биологических и социальных факторов, становление рас и народов. Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная; расизм
|
Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов
|
Табл. «Человеческие расы» + Презентация «Человеческие расы. Несостоятельность расизма»
|
|
|
Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов)
Общий обзор организма (1 час)
|
5
|
1
|
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
|
|
|
Уровни организации, структура: органы, система органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы.
|
Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами
|
Табл. «Расположение внутренних органов» + эл.приложение к учебнику
|
|
|
Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)
|
6
|
1
|
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки.
|
|
|
Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосома, гены, ДНК, РНК, ядрышко.
|
Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов.
|
Модель-аппликация«Строение клетки»
|
|
|
7
|
2
|
Органоиды клетки.
|
|
|
Органоиды, ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы.
|
Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов
|
Модель-аппликация «Строение клетки», табл. «Клетка» + эл.приложение к учебнику
|
|
|
8
|
3
|
Деление. Жизненные процессы клетки.
|
|
|
Обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.Центриоли, обмен веществ, рост, развитие, ферменты.
|
Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов
|
Эл.приложение к учебнику
|
|
|
9
|
4
|
Ткани. Образование тканей.
|
|
|
Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Взаимосвязь, строение и функции, типы тканей.
|
Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах.
Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
|
Табл. «Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани» + Презентация «Ткани»
|
ЛР №1«Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».
|
|
10
|
5
|
Строение и функция нейрона. Синапс.
|
|
|
Нервная ткань: тело нейрона, дендриты, аксон, нейроны, нейроглия, нервное волокно, синапс.
|
Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции
жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.
|
Эл.приложение к учебнику
|
|
|
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)
|
11
|
1
|
Центральная и периферическая части нервной системы.
|
|
|
Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.Рефлекс, рефлекторная дуга и ее части.
|
Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции
жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
|
Мультимедиа + презентация «Рефлекс и рефлекторная дуга» +
Табл. «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги»
|
ЛР. №2«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»
ЛР №3
«Коленный рефлекс»
|
|
Опорно-двигательная система (7 часов)
|
12
|
1
|
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей.
|
|
|
Функции скелета и мышц, химический состав костей, типы костей, возрастные изменения костей.
|
Распознают на наглядных пособиях органы опорнодвигательной системы
(кости). Выделяют существенные
признаки опорнодвигательной
системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
|
Табл. «Скелет», «Скелетные мышцы»
Скелет человека
|
ЛР. №4«Микроскопическое строение кости»
|
|
13
|
2
|
Скелет человека.
|
|
|
Сравнение скелета человека и животных, особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Строение и функции скелета.
|
Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника
|
Презентация «Скелет» + Табл. «Скелет», «Скелетные мышцы»
Скелет человека
|
|
|
14
|
3
|
Скелет человека. Типы соединения костей.
|
|
|
Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные – суставы.
|
Определяют типы соединения костей
|
Эл.приложение к учебнику + Табл. «Скелет», «Строение костей и типы их соединения»
|
|
|
15
|
4
|
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.
|
|
|
Строение мышц. Мышцы-антагонисты, мышцы-синергисты, группы мышц.
|
Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
|
Табл. «Скелетные мыщцы, «Мышцы»
Объемная модель «Мышцы человека»
|
ЛР №5
«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)
|
|
16
|
5
|
Работа скелетных мышц и их регуляция.
|
|
|
Двигательная единица. Динамическая, статическая работа, тренировочный эффект, биологическое окисление. Гиподинамия.
|
Объясняют особенности работы мышц.
Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
|
Эл.приложение к учебнику + Табл. «Скелетные мышцы»
|
ЛР №6
«Утомление при статической и динамической работе»
ЛР. №7 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»
|
|
17
|
6
|
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
|
|
|
Осанка.
Остеохондроз. Корригирующая гимнастика. Сутулость. Сколиоз. Плоскостопие.Их выявление, предупреждение и исправление.Влияние физкультуры на формирование скелета. Повреждения скелета: ушиб, переломы, синяк, шина, растяжение связок, вывих.
|
Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия
|
Табл. «Предупреждение искривления позвоночника»
«Предупреждение плоскостопия»
|
ЛР №8
«Выявление нарушений осанки»
ЛР №9
«Выявление плоскостопия» (выполняется дома)
|
|
18
|
7
|
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
|
|
|
Меры первой помощи.
|
Приводят доказательства
(аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики
травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорнодвигательной системы
|
Презентация «Первая помощь при ушибах»
|
|
|
Внутренняя среда организма (3 часа)
|
19
|
1
|
Компоненты внутренней среды.
|
|
|
Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; раскрыть понятие гомеостаз; проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, рассмотреть механизм свертывания крови; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных.Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
|
Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между
особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение
|
Презентация «Внутренняя среда организма» + Табл. «Кровь»
|
ЛР №10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»
|
|
20
|
2
|
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма.
|
|
|
Ввести понятия: «фагоцитоз», «антигены» и «антитела». Иммунитет и его виды; значение клеточного и гуморального иммунитета; ввести сведения об органах иммунной системы; показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни.Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.
|
Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета
|
Презентация «Иммунитет» + эл.приложение к учебнику
|
|
|
21
|
3
|
Иммунология на службе здоровья. Естественный и искусственный иммунитет.
|
|
|
Иммунология, история открытия вакцинации (работы Э. Дженнера и Л. Пастера); лечебные сыворотки, вакцины, антитела, антитоксины, естественный иммунитет, искусственный иммунитет, аллергия, аллерген, тканевая совместимость, группы крови, резус – фактор, донор, реципиент.Пересадка органов и тканей.
|
Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови
|
Эл.приложение к учебнику
|
|
|
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
|
22
|
1
|
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.
|
|
|
Взаимодействие кровеносной и лимфатической систем. Виды кровеносных сосудов, аорта, лимфатические сосуды.
|
Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем
|
Эл.приложение к учебнику + Табл. «Кровеносная система»
|
|
|
23
|
2
|
Круги кровообращения.
|
|
|
Изменение состава крови в кругах кровообращения. Артериальная кровь, венозная кровь, венечная артерия.
|
Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят
биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
|
Презентация «Круги кровообращения» +эл.приложение к учебнику + Табл. «Схема кровообращения», рельефная таблица
|
ЛР №11 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».
ЛР №12
«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |