Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по ППО
Профессор ___________________(ФИО)
Подпись
«__________» ______________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (УО-216 ч.)
по специальности «Терапия»
Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
Программа обсуждена на заседании кафедры терапии ФПК и ППС ДГМА
«____»_____________20____г. Протокол №___
Зав. каф., доцент д.м.н. Кудаев М.Т.
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по послевузовскому и дополнительному образованию по специальности лечебного профиля
«_____»_______________20__г. Протокол №___
Председатель комиссии, профессор _____________________________
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета ДГМА
«______»__________20___г. Протокол ______
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
1.1. Целями освоения учебной дисциплины на цикле ОУ по терапии являются дальнейшее пополнение знаний врача–терапевта по актуальным вопросам терапии и смежных дисциплин, а также совершенствование практических умений и навыков, необходимых в их профессиональной деятельности в соответствии с профессионально-должностными требованиями, предъявляемыми к врачу–терапевту.
Целью обучения на цикле является подготовка к сдаче экзамена на получение сертификата по специальности «терапия», упорядочение имеющихся знаний, умений и навыков (по современным методам диагностики, дифференциальной диагностики, профессиональной ориентации и ВВЭ заболеваний внутренних органов), которые необходимы для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей специалиста.
1.2. Для оказания высококвалифицированной медицинской помощи
необходимо совершенствование профессионального мастерства
медицинских работников и, в связи с этим, повышение
эффективности подготовки врачей, в том числе и в последипломном
периоде.
Одним из направлений повышения уровня подготовки врачей на ФПК и ППС является дальнейшая оптимизация учебного процесса, совершенствование и внедрение в него унифицированных учебных программ.
Настоящая переработанная рабочая программа предназначена для последипломного обучения врачей-терапевтов и разработана на основании унифицированной программы по терапии 2003 г., ГОУ «ВУНМЦ Росздрава». В данной программе нашли отражение важнейшие достижения теоретической и практической терапии и смежных дисциплин.
Данный цикл изучается в объёме 216 часов с чтением лекций (38 часов), практических занятий (69 часов), семинаров (31 часов) и самостоятельной работы (72 часа).
Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях при необходимости демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются мультимедийные презентации.
Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом. Количество слушателей в клинической группе составляет 6 человек.
В ходе учебного занятия слушатели проходят:
- выявление базисных знаний в виде тестового контроля, также практических навыков на семинарах и практических занятиях вначале обучения;
- самостоятельно и при участии/помощи преподавателя решают поставленные перед ними задачи (ситуационные задачи, оценивают истории болезни)
- участвуют в обходах и разборах больных;
- овладевают знаниями и приобретают необходимые практические навыки;
- в процессе учебы проводится ежедневный тестовый контроль по различным разделам (пульмонологии, кардиологии и ревматологии, нефрологии и гематологии, гастроэнтерологии).
Работа слушателей на занятиях оценивается в рамках принятой на кафедре традиционной системы оценок (внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки) образовательной деятельности слушателей.
В результате прохождения цикла слушатель должен знать:
-
основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
-
общие вопросы организации терапевтической помощи в стране, работу лечебно-профилактических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и подростковому населению;
-
организацию работы поликлиники, преемственность в ее работе с другими учреждениями;
-
организацию и содержание работы семейного врача;
-
организацию дневного стационара;
-
основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
-
основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса; возможные типы их нарушений и принципы лечения;
-
систему кроветворения и гемостаза, физиологию свертывающей системы крови, показатели гемостаза в норме и патологии;
-
основы иммунологии и реактивности организма;
-
клиническую симптоматику и патогенез основных терапевтических заболеваний у взрослых и подростков, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний;
-
основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств; осложнения, вызванные применением препаратов, методы их коррекции;
-
основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля; показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
-
основу рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии терапевтических больных;
-
противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
-
МСЭК при внутренних болезнях;
-
диспансерное наблюдение за здоровыми и больными, проблемы профилактики;
-
демографическую и социальную характеристику участка;
-
принципы организации службы «медицины катастроф».
Врач-терапевт должен уметь
-
получать информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;
-
оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую экстренную помощь;
-
определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, ультразвуковых, радиоизотопных и др.);
-
определить показания для госпитализации и организовать ее;
-
провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного; назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;
-
организовать консультацию больного специалистами;
-
определить нетрудоспособность больного: временную или стойкую, направить на экспертизу нетрудоспособности;
-
осуществлять меры по реабилитации больного;
-
осуществить раннее выявление и диагностику инфекционных болезней, провести необходимые противоэпидемические мероприятия, направит извещение в соответствующую СЭС;
-
организовать и провести профилактические прививки и дегельминтизацию населения;
-
организовать и провести комплекс мероприятий по диспансеризации взрослого и подросткового населения участка;
-
проводить профилактические осмотры;
-
проводить санитарно-просветительную работу среди населения участка, осуществлять мероприятия по борьбе с вредными привычками;
-
оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению, составить отчет о своей работе.
Врач-терапевт должен уметь установить диагноз и оказать экстренную помощь при следующих неотложных состояниях:
-
острая дыхательная недостаточность, гипоксическая кома, тромбоэмболия легочной артерии;
-
астматический статус при бронхиальной астме;
-
пневмоторакс;
-
шок (токсический, травматический, геморрагический, анафилактический, кардиогенный);
-
острая сердечно-сосудистая недостаточность (обморок, сердечная астма, отек легких);
-
нарушения ритма сердца;
-
гипертонический криз и острое нарушение мозгового кровообращения;
-
острые аллергические состояния;
-
печеночная недостаточность;
-
острая почечная недостаточность, острая токсическая почка, почечная колика;
-
кома (диабетическая, печеночная);
-
нарушения проводимости сердца, в т.ч. синдром Морганьи-Эдемса-Стокса;
-
ожоги, отморожения; поражения электрически током, молнией; тепловой и солнечный удар; утопление;
-
внезапная смерть.
Врач-терапевт должен установить диагноз и провести лечебно-профилактические мероприятия при заболеваниях:
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ:
-
ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и его осложнения (аневризма сердца и др.);
-
гипертоническая болезнь и симптоматические артериальные гипертензии;
-
миокардиты, перикардиты;
-
врожденные пороки сердца (открытый артериальный проток, дефекты перегородок сердца, коарктация аорты, синдром Эйзенменгера);
-
нейроциркуляторная дистония;
-
миокардиодистрофия (алкогольная, дисгормональная);
-
кардиомиопатии;
-
инфекционный эндокардит;
-
нарушения сердечного ритма и проводимости;
-
острая и хроническая недостаточность кровообращения (лево-правожелудочковая, комбинированная).
Поделитесь с Вашими друзьями: |