УТВЕРЖДАЮ
Проректор по ПП
Профессор___________Омаров Н.С.-М.
«____»_______________2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общего усовершенствования «Амбулаторно-поликлиническая помощь инфекционным больным»
по специальности 040106 Инфекционные болезни
Кафедра инфекционных болезней ФПК и ППС
Форма обучения: очная
Сроки обучения – 1 мес. – 144 ч.
Лекции - 78 ч.
Семинарские занятия – 60 ч.
Экзамен – 6 ч.
Категория слушателей – врачи с высшим медицинским образованием по
базовым специальностям 040100 лечебное дело.
Махачкала 2014
Рабочая программа составлена на основании:
-
Государственного образовательного стандарта по специальности
040100 «Лечебное дело»
-
Типовой программы дополнительного профессионального образования
врачей по инфекционным болезням, утвержденной Минздравсоцразвития,
2007
-
Квалификационных характеристик должностей работников в сфере
здравоохранения, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от
23.07.2010 № 541н;
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры инфекционных болезней ФПК и ППС от «____»____________ 2014 г Протокол №
Зав. кафедрой, к.м.н., доцент ______________ Арбулиева Е.А.
Составители:
Зав. кафедрой, к.м.н., доцент ________________ Арбулиева Е.А.
Ассистент ________________ Цветкова О.А.
1. ВВЕДЕНИЕ
Высокая социальная, эпидемиологическая и экономическая значимость инфекционных болезней определяет их статус как важнейшего критерия здоровья и социально-эпидемического благополучия населения.
Современное общество должно обеспечивать высокое качество медицинских услуг по сохранению здоровья населения и профилактике заболеваний.
Практическое здравоохранение предъявляет повышенные требования к знаниям врачей по вопросам инфекционных болезней вследствие усиления внимания к консультативно-диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической помощи инфекционным больным.
2. Целью программы является совершенствование знаний врачей терапевтов и педиатров по ранней диагностике, клинике, дифференциальной диагностике, лечению и диспансеризации инфекционных больных и реконвалесцентов.
Мотивацией к обучению на цикле является желание врачей-педиатров и терапевтов совершенствовать знания по вопросам этиологии, патогенеза, клиники и лечения больных с инфекционной патологией и приобретение знаний по выявляемым новым нозологическим формам инфекционных болезней.
3. Задачи обучения:
- получить знания по клиническим проявлениям наиболее
распространенных инфекционных заболеваний;
- овладеть методикой дифференциальной диагностики инфекционных
заболеваний и анализом клинико-лабораторных и инструментальных
методов исследования больных с целью постановки диагноза;
- формирование объемного клинического мышления;
- выработка стереотипа врачебных действий (диагностических,
лечебных, профилактических) в стандартных клинических ситуациях
для оказания практической медицинской помощи инфекционным
больным при различных заболеваниях и патологических состояниях;
- овладение необходимыми практическими врачебными навыками и
манипуляциями;
- способность принимать правильные самостоятельные и адекватные
решения в различных клинических ситуациях, включая
экстремальные;
- овладение знаниями и умениями для оказания врачебной помощи
инфекционным больным при неотложных состояниях на
догоспитальном этапе и в условиях стационара;
- повысить знания по смежным специальностям и терапии неотложных
состояний;
- овладеть методиками проведения первичной и вторичной
профилактики инфекционных заболеваний, пропаганды санитарно-
профилактических знаний среди населения.
4. Профессиональные компетенции врачей педиатров и терапевтов по инфекционной патологии характеризуются:
в диагностической деятельности:
- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования при инфекционных заболеваниях;
- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы инфекционных заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при инфекционных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний при инфекционных заболеваниях;
в лечебной деятельности:
- способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при инфекционных заболеваниях среди пациентов, способных вызвать тяжелые осложнения и летальный исход; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
- способностью и готовностью назначить инфекционным больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как инфекционным больным, так и больным с другими заболеваниями.
в реабилитационной деятельности:
- способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных инфекционных заболеваниях;
- способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации инфекционных больных, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;
в профилактической деятельности:
- способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии инфекционных болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных и паразитарных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении;
- способностью и готовностью использовать знания организационной структуры инфекционной службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели их работы, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам с инфекционной патологией.
5. Квалификационные требования к врачу-педиатру и терапевту по вопросам инфекционной патологии:
Врачи педиатры и терапевты должны знать:
- общие вопросы организации медицинской помощи инфекционным больным, организацию скорой и неотложной помощи инфекционным больным;
- правовые вопросы;
- организацию санпросвет работы и гигиенического воспитания населения; современное состояние инфекционной заболеваемости
- современные отечественные и зарубежные концепции теоретической и практической медицины, касающиеся инфекционных заболеваний
- современную классификацию, этиологию, эпидемиологию и патогенез инфекционных болезней, принципы эпидемиологического анализа и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
- механизмы иммунитета и состояние системы иммунитета при различных инфекционных болезнях;
- патоанатомические и патофизиологические изменения в органах и тканях при инфекционных заболеваниях;
- клиническую симптоматологию инфекционных заболеваний, осложнения, исходы;
- клинику неотложных состояний в инфекционной патологии, оказание неотложной помощи при токсико-инфекционном шоке, дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, лекарственном анафилактическом шоке, острых отравлениях, гиповолемическом шоке, комах;
- методы лабораторной диагностики (выделение возбудителя, специфические иммунологические реакции, сроки появления специфических антител, классы иммуноглобулинов), инструментальной диагностики (эндоскопии), специальные методы исследования (рентгенологические, радиологические, КТМ, ЯМР, УЗИ и др.);
- дифференциальную диагностику с наиболее часто встречающимися заболеваниями;
- современные методы лечения (специфическая, патогенетическая терапия, основы рационального питания и диетотерапия ) при инфекционных заболеваниях;
- общие и специфические меры профилактики инфекционных заболеваний;
- показания к госпитализации, сроки госпитализации и сроки карантина при инфекционных заболеваниях, правила выписки реконвалесцентов;
- организацию диспансерного наблюдения за переболевшими;
- реабилитацию после инфекционных заболеваний, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
- вопросы ВТЭ при инфекционных заболеваниях.
Должны уметь:
- собрать анамнез заболевания, эпиданамнез, назначить необходимый комплекс лабораторных исследований, обосновать и поставить диагноз, обеспечить своевременную госпитализацию и лечить больного.
- оказать необходимую помощь при неотложных состояниях.
- определить временную, стойкую, частичную утрату трудоспособности, направить на ВТЭ.
- провести необходимые профилактические мероприятия.
- проводить санитарно - просветительную работу среди больных и населения.
- оформить необходимую медицинскую документацию.
6. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
|
144
|
в том числе:
|
|
лекции
|
78
|
семинары
|
60
|
Экзамен
|
6
|
Для оценки текущего уровня освоения образовательной программы проводится периодический тестовый контроль.
Освоение программы завершается итоговой аттестацией (экзаменом), состоящей из решения тестовых заданий и собеседования с членами экзаменационной комиссии.