МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ
|
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т. Сохов
« 03 » июня 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»
Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
-
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)
-
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
«____»___________20 ___ года Протокол №___
Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
« 23 » мая 2013 года Протокол № 9
Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
« 30 » мая 2013 года Протокол № 34
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Введение
Телесно-ориентированная психотерапия – это «группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознание пациентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение реалистическим способам разрешения дисфункций в этой области.
Данная программа посвящена изучению телесно-ориентированной психотерапии и возможности познакомить участников с таким направлением современной психотерапии как телесно-ориентированная психотерапия, т.е. подготовить теоретическую базу для дальнейшего обучения различным школам и направлениям телесно-ориентированной психотерапии. Работа в телесных техниках помогает человеку обрести доступ к своему телу, умение чувствовать и уделять внимание глубинным телесным ощущениям, его языку, потребностям; тому, как чувства, мысли, желания кодируются в теле.
Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – телесно-ориентированная психотерапия, методологические основы этого метода. Возможность попробовать методики и упражнения телесно-ориентированной психотерапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии. Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов.
Программа рассчитана на 90 часов, из них 20 часов лекционного материала,
48 – практических занятий и 22 часа на самостоятельную работу. Программа предусматривает самостоятельную работу студентов с теоретическим материалом, подготовку рефератов и докладов. В данной программе используются последние исследования, посвященные этой теме. На практических занятиях студенты имеют возможность познакомиться с методиками, как составляющие классическую школу телесно-ориентированной психотерапии, так и современные методы, и подходы работы. В этой программе предлагается четкая и удобная система анализа и осмысления способов использования телесно-ориентированной психотерапии и инновационные технологии, используемые в работе с больными психиатрических клиник.
-
Цель и задачи дисциплины.
Профессиональная теоретическая и практическая подготовка психологов, по расширению навыков психотерапии и использованию новых методов в своей работе.
Цель дисциплины:
-
Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – телесно-ориентированная психотерапия, методологические основы этого метода.
-
Возможность попробовать методики и упражнения телесно-ориентированной психотерапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии.
-
Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов, кроме того, практический курс телесно-ориентированной психотерапии позволяет лучше узнать себя и творчески относиться к своей профессии.
Задачи дисциплины:
Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
-
Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии;
-
Основы телесно-ориентированной психотерапии;
-
Диагностика и телесное считывание;
-
Соматическая вегетотерапия Райха и неорайхианские направления;
-
Биоэнергетический анализ Лоуэна;
-
Осознанное движение Фельденкрайза;
-
Основы биосинтеза;
-
Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии;
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
а) Студент должен знать и уметь использовать
-
Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии;
-
Основы телесно-ориентированной психотерапии;
-
Диагностика и телесное считывание;
-
Особенности соматической вегетотерапии Райха и неорайхианского направления;
-
Создание и использование ресурсных трансовых состояний;
-
Использование техник телесно-ориентированной психотерапии в клинике;
-
Использование техник телесно-ориентированной психотерапии при работе с психосоматическими больными;
-
Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии;
б) Студент должен иметь навыки:
-
организации работы и этика телесно-ориентированного психотерапевта;
-
Критический анализ основных подходов отечественной и зарубежных школ в развитии ТОП;
-
Диагностические возможности и телесное считывание;
-
Овладение техниками и методами ТОП в психиатрической клинике;
-
Овладение техниками и методами ТОП в кризисных ситуациях;
-
Овладение техниками и методами ТОП Райха, Лоэна, Фельденкрайза;
-
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам:
- для психологов: по физиологии, анатомии, введению в профессию, введению в общую психологию, психиатрии, возрастной психологии, психокоррекции кризисных состояний;
3. Уровень компетентности:
Создать общее представление, об основных принципах и задачах телесно-ориентированной психотерапии и возможность использовать данное направление в практической работе психолога.
4. Коммуникативность:
Понимать и уметь использовать данное направление в комплексе с другими методами и школами психотерапии.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины
|
90
|
Аудиторные занятия:
-
лекции
-
практические занятия (ПЗ)
-
самостоятельная работа (СР)
|
90
20
48
22
|
Формы текущего контроля
|
Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).
Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.
Выполнение упражнений и супервизия.
|
Вид итогового контроля
Зачет
|
90
|
6. Содержание дисциплины
6.1 .Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
|
Виды учебной работы
|
Количество часов
|
Всего
|
Лекции
|
ПЗ
|
СР
|
I. Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии
|
1.
|
Введение в телесно-ориентированную психотерапию
|
2
|
-
|
|
2
|
2.
|
Этика при работе в телесно-ориентированной психотерапии. Понятие психотерапевтического процесса
|
2
|
-
|
2
|
4
|
3.
|
Обзор школ в современной телесно-ориентированной психотерапии
|
2
|
-
|
4
|
6
|
4.
|
Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха
|
4
|
12
|
4
|
20
|
5.
|
Биоэнергетика Александра Лоэна
|
4
|
8
|
4
|
16
|
6.
|
Телесное осознавание Мойше Фельденкрайза
|
4
|
8
|
2
|
14
|
7.
|
Диагностика в телесно-ориентированной психотерапии
|
2
|
10
|
4
|
16
|
8.
|
Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии
|
|
10
|
2
|
12
|
Отчетность: зачет
|
|
|
|
(4)
|
Итого (по отчетности):
|
|
|
|
|
|
Итого
|
20
|
48
|
22
|
90(4)
|
6.2. Содержание разделов дисциплины:
Тема 1. Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии
История становления и развития ТОП, основные положения, направления Существующие определения Общие факторы психотерапии Понятие телесно-ориентированной психотерапии (разведение понятий «работа с телом», «телесные техники» и т.п.) Преимущества и ограничения ТОП, сочетание с другими направлениями психотерапии области применения ТОП (психокоррекция, психотерапия, саморазвитие и личностный рост, психосоматические заболевания, аддиктивное поведение, психологические травмы различного вида) Представление о терапевтической эффективности ТОП Западная и восточная парадигмы отношения к телу Истоки формирования ТОП (анатомия, физиология, философия) Базовые понятия (социальное и животное тело; энергия; контакт; образ тела, схема тела, структура тела; телесная метафора; блок и зажим; проблемная анатомия; топография тела)
Тема 2. Этика при работе в телесно-ориентированной психотерапии. Понятие психотерапевтического процесса
Этические принципы и правила Соблюдение границ Контракт в ТОП Особенности работы с определенным контингентом (дети, подростки, соматические больные и т.п.) Знания, необходимые терапевту для работы в ТОП Рамки процесса (контракт) Диагностика (сбор информации, способы фиксации, использование и анализ) Разведение понятий «считывание телесной информации» и «диагностика» Стратегии (работа с запросом истинным и предъявляемым, ведение клиента, активность терапевта – Райх: “Нужно идти так долго, как хочет клиент, а потом сделать еще один шаг вперед”) Трансфер (представление об особенностях переноса и контрпереноса при работе в телесно-ориентированной психотерапии)Понятие проективной идентификации, соматического резонанса: разница, безопасность Психологическая защита клиента (особенно пограничного) в виде проективной идентификации. Психологическая защита терапевта Групповая и индивидуальная ТОП
Тема 3. Обзор школ в современной телесно-ориентированной психотерапии
Теоретические обоснования и методология в подходах Общее и различное в школах и подходах западной ТОП (вегетотерапия В.Райха, биоэнергетика А.Лоуэна, биодинамика Г.Боуэнна, бодинамика Л.Марчер, процессуальная терапия А.Минделла, биосинтез Д.Боаделлы, соматическая психология П.Левина, телесное осознавание М.Фельденкрайза, рольфинг И.Рольф, Розен-метод, биоэнергетическая стимуляция тела (БЭСТ) Е.Зуева, метод телесной интеграции Ф.Александера, плазменная терапия А.Янова)
восточные подходы и направления (йога, цигун-терапия, аюрведа, цалунг, шаманские техники, телесные медитации и др.). Интегративные направления в современной телесно-ориентированной психотерапии
Тема 4. Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха
Усвоение концепции вегетотерапии Усвоение понятийного аппарата данного направления Практическое усвоение технических приемов и подходов вегетотерапии Практика телесной диагностики и «восстановления личной истории» по Райху Основные понятия, введенные в телесно-ориентированную психотерапию В.Райхом: Опора Энергия (телесная энергия - оргазмическая энергия – оргонная энергия) Базовая (ядерная) проблема Мышечный зажим, блок, вторичная блокировка Мышечный панцирь и панцирь характера Структура панциря и структура характера Психосоматическая медицина Телесный паттерн и формирование типа личности Психологический рост Основные положения выдвинутой В.Райхом
Тема 5. Биоэнергетика Александра Лоэна
Базовые представления Биоэнергетические способы раскрепощения энергии:
увеличение состояния вибрации тела, заземление, углубление дыхания, обострение сознания, расширение репертуара выражения (двигательных паттернов) типы характеров: оральный, мазохистский, истерический, фаллически-нарциссический, пассивно-женственный, шизоидный, шизофренический Самостоятельная клиентская работа с супервизией
Тема 6. Телесное осознавание Мойше Фельденкрайза
Осознавание через движение Образ себя состоит из 4 компонентов: ощущение, чувствование, движение, мышление Двигательный (мышечный) образ себя имеет особенности: уникальность основан на наблюдении меньше, чем наши потенциальные возможности расхождение его с реальностью может достигать 300% полный образ себя - идеальное состояние для человека Образ себя легче изменить через компонент движения, так как: движение легче различить опыт движений более богат всякая деятельность есть движение дыхание – движение движение - основа сознавания и т.п. Это изменение возможно только в бодрствующем состоянии. Существуют три состояния бытия: сон, бодрствование и сознавание (что именно я делаю). Сознавание - задержка между мыслью и действием.
Тема 7. Диагностика в телесно-ориентированной психотерапии
Представление о диагностике проблематики клиента в ТОП: проблемная картография и динамический анализ. Диагностика в бодинамике. Диагностика по паттернам дыхания, предложенная Выховски. Возможности тестирования в телесно - ориентированной психотерапии Рисуночный тест «Человек». Диагностика по напряженным позам сбалансированность, ригидность, сверхгибкость, фрагментарность. Структурная диагностика.
Тема 8. Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии
Детско-родительские отношения: содержание понятие, специфика работы. Особенности регресса в индивидуальной и групповой работе. Способы выхода из регрессивного состояния. Работа с эмбриональным и перинатальном периодам в ТОП родительское ожидание работа с границами в, виды границ сепарация: этапы, проблемы зависимости Формирование структуры характера Модели родительского поведения и формирующие структуры, основные темы, защиты, манипуляции. Специфика переноса и конрпереноса. Прием телесной метафоры.
6.3.Тематический план лекций
Лекция 1.
Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии
-История становления и развития ТОП основные положения, направления;
-Существующие определения;
-Общие факторы психотерапии;
-Понятие телесно-ориентированной психотерапии (разведение понятий «работа с телом», «телесные техники» и т.п.);
- Преимущества и ограничения ТОП, сочетание с другими направлениями психотерапии
Лекция2.
- Области применения ТОП (психокоррекция, психотерапия, саморазвитие и личностный рост, психосоматические заболевания, аддиктивное поведение, психологические травмы различного вида);
- Представление о терапевтической эффективности ТОП;
- Западная и восточная парадигмы отношения к телу;
- Истоки формирования ТОП (анатомия, физиология, философия);
Лекция 3.
- Базовые понятия (социальное и животное тело; энергия; контакт; образ тела, схема тела, структура тела;
- Телесная метафора; блок и зажим; проблемная анатомия; топография тела).
Этика при работе в телесно-ориентированной психотерапии. Понятие психотерапевтического процесса
- Этические принципы и правила;
- Соблюдение границ Контракт в ТОП;
Лекция 4.
- Особенности работы с определенным контингентом (дети, подростки, соматические больные и т.п.);
- Знания, необходимые терапевту для работы в ТОП Рамки процесса (контракт) Диагностика (сбор информации, способы фиксации, использование и анализ);
- Разведение понятий «считывание телесной информации» и «диагностика»;
- Стратегии (работа с запросом истинным и предъявляемым, ведение клиента, активность терапевта;
- Трансфер (представление об особенностях переноса и контрпереноса при работе в телесно-ориентированной психотерапии);
- Понятие проективной идентификации, соматического резонанса: разница, безопасность;
Лекция 5.
- Психологическая защита клиента (особенно пограничного) в виде проективной идентификации;
- Психологическая защита терапевта;
- Групповая и индивидуальная ТОП. Особенности и правила работы.
Лекция 6.
Обзор школ в современной телесно-ориентированной психотерапии;
- Теоретические обоснования и методология в подходах;.
- Общее и различное в школах и подходах западной ТОП;.
- (вегетотерапия В.Райха, биоэнергетика А.Лоуэна, биодинамика Г.Боуэнна, бодинамика Л.Марчер;
Лекция 7.
- процессуальная терапия А.Минделла, биосинтез Д.Боаделлы, соматическая психология П.Левина;
- телесное осознавание М.Фельденкрайза, рольфинг И.Рольф, Розен-метод, биоэнергетическая стимуляция тела (БЭСТ) Е.Зуева;
- метод телесной интеграции Ф.Александера, плазменная терапия А.Янова);
восточные подходы и направления (йога, цигун-терапия, аюрведа, цалунг, шаманские техники, телесные медитации и др.);
- Интегративные направления в современной телесно-ориентированной психотерапии.
6.4. Тематический план практических занятий (практикумы).
1. Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха
Мышечный зажим, блок, вторичная блокировка Мышечный панцирь и панцирь характера. Упражнения по основным телесным блокам (Райха).Диагностика по блокам. Работа с «грудным» блоком, работа с «тазовым» блоком. Принципы практической работы с пациентом. Клиентская работа и супервизия.
-
Биоэнергетика Александра Лоэна
Техники работы Лоэна. Биоэнергетический стул, арка Лоэна, экспрессивные техники. Упражнения на заземление. Вибрация тела, упражнение на углубление дыхания. Клиентская работа. Структурное упражнение по блокам в модификации Лоэна.
-
Телесное осознавание Мойше Фельденкрайза
Диагностика Фельденкрайза. Трансовые техники. Двигательный (мышечный) образ, его особенности. Упражнение «эмбриональное движение». Упражнение используемое в психосоматической практике (дыхательной патологии)
4. Диагностика в телесно-ориентированной психотерапии
Диагностика в бодинамике. Диагностика по паттернам дыхания, предложенная Выховски. Возможности тестирования в телесно - ориентированной психотерапии Рисуночный тест «Человек». Диагностика по напряженным позам сбалансированность, ригидность, сверхгибкость, фрагментарность. Структурная диагностика
5. Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии
Особенности регресса в индивидуальной и групповой работе. Работа с эмбриональным и перинатальном периодами в ТОП Упражнения «Мать и дитя», варианты. Родительское ожидание работа с границами, виды границ Упражнение границы социальные, личностные, бессознательные Сепарация: этапы, проблемы зависимости Прием телесной метафоры.
6. Групповая работа в телесно-ориентрованной психотерапии
Работа на формирование группы, доверия и безопасности. Упражнение «Театр прикосновений» в модификации В. Баскакова. Упражнение «маятник», варианты. Использование игровых упражнений в телесно-ориентрованной психотерапии. Способ ведения группы в ТОП, особенности и рекомендации.
6.5. Самостоятельная работа студентов
№п/п
|
Наименование темы
|
Содержание
самостоятельной работы
|
Вид контроля
|
Часы
|
1.
|
Этика при работе в телесно-ориентированной психотерапии. Понятие психотерапевтического процесса
|
1.Требования к работе телесно-ориентированного терапевта. Особенности и необходимые личностные качества
|
Реферат, доклад
|
2
|
2.
|
Обзор школ в современной телесно-ориентированной психотерапии
| -
Работа с литературой.
-
Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.
|
реферат, представление докладов.
|
4
|
3.
|
Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха
|
1. Работа с литературой.
2. Подготовить биографию В. Райха
3. Учение В. Райха, теоретические основы телесно-ориентированной психотерапии.
|
Подготовить рефераты, доклады
|
4
|
4.
|
Биоэнергетика Александра Лоэна
|
1.Работа с литературой.
2. Основы теории А. Лоэна.
|
Подготовить доклады
|
4
|
5.
|
Телесное осознавание Мойше Фельденкрайза
|
1.Работа с литературой.
2. Жизнь и особенности подхода М. Фельденкрайза
|
Доклады, обсуждение
|
2
|
4.
|
Диагностика в телесно-ориентированной психотерапии
|
1. Работа с литературой.
2. Основные подходы и диагностика Райха, Лоэна, Александера. Рольф, Фельденкрайза, кинезиотерапия.
|
Собеседование, представление рефератов.
|
4
|
5.
|
Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии
|
1.Работа с литературой.
2.Способы работы с проблемами детско-родительских отношений.
Явление трансфера, проработка в ТОП.
|
Собеседование
|
2
|
Всего
|
22
|
7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.
Общие:
-
Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – телесно-ориентированная психотерапия, методологические основы этого метода.
-
Возможность попробовать методики и упражнения телесно-ориентированной психотерапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии.
-
Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов, кроме того, практический курс телесно-ориентированной психотерапии позволяет лучше узнать себя и творчески относиться к своей профессии.
Конкретные знания:
-
организации работы и этика телесно-ориентированного психотерапевта.
-
Критический анализ основных подходов отечественной и зарубежных школ в развитии ТОП.
-
Диагностические возможности и телесное считывание.
-
Овладение техниками и методами ТОП в психиатрической клинике.
-
Овладение техниками и методами ТОП в кризисных ситуациях.
-
Овладение техниками и методами ТОП Райха, Лоэна, Фельденкрайза.
-
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
8.1. Литература.
а) Основная литература:
-
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.
-
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.
-
Психосоматика: телесность и культура. /Е.Б. Айвазян и др.; под ред. В.В. Николаевой В.В. Учебное пособие. М.: Академический проект, 2009. -311с.
б) Дополнительная литература:
-
Телесная психотерапия. Бодинамика. /ред.-сост.: В.Б. Березкина-Орлова.- М.:АСТ, 2010, 416с.:ил.
-
Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.
-
Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.
8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
-
Учебные комнаты.
-
Учебно-методическая литература, материалы, технические средства для телесно-ориентированной психотерапии (маты, одеяла)
-
Возможность проводить упражнения телесно-ориентированной психотерапии
9. Материально-техническое обеспечение.
-
Учебные классы
-
Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном, для просмотра учебных видеофильмов
-
Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В процессе обучения курсантов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.
Практическое занятие состоит из следующих этапов:
-
проверка исходных знаний;
-
выполнение упражнений, обсуждение, психологическое трактовка;
-
подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы слушателей студентов.
Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой).
Обязательным условием освоения дисциплины является освоение психотерапевтических методик и техник, набор опыта в работе с пациентами, выполнение которого контролируется на практических занятиях.
Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Телесно-ориентированная психотерапия в историческом аспекте» составлена доцентом кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Искандировой А.Б. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».
Поделитесь с Вашими друзьями: |