Рабочая программа дисциплины «телесно-ориентированная психотерапия в историческом аспекте»



Скачать 215.83 Kb.
Дата03.05.2016
Размер215.83 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»

Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич



Введение
Телесно-ориентированная психотерапия – это «группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознание пациентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение реалистическим способам разрешения дисфункций в этой области.

Данная программа посвящена изучению телесно-ориентированной психотерапии и возможности познакомить участников с таким направлением современной психотерапии как телесно-ориентированная психотерапия, т.е. подготовить теоретическую базу для дальнейшего обучения различным школам и направлениям телесно-ориентированной психотерапии. Работа в телесных техниках помогает человеку обрести доступ к своему телу, умение чувствовать и уделять внимание глубинным телесным ощущениям, его языку, потребностям; тому, как чувства, мысли, желания кодируются в теле.

Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – телесно-ориентированная психотерапия, методологические основы этого метода. Возможность попробовать методики и упражнения телесно-ориентированной психотерапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии. Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов.

Программа рассчитана на 90 часов, из них 20 часов лекционного материала,


48 – практических занятий и 22 часа на самостоятельную работу. Программа предусматривает самостоятельную работу студентов с теоретическим материалом, подготовку рефератов и докладов. В данной программе используются последние исследования, посвященные этой теме. На практических занятиях студенты имеют возможность познакомиться с методиками, как составляющие классическую школу телесно-ориентированной психотерапии, так и современные методы, и подходы работы. В этой программе предлагается четкая и удобная система анализа и осмысления способов использования телесно-ориентированной психотерапии и инновационные технологии, используемые в работе с больными психиатрических клиник.

  1. Цель и задачи дисциплины.

Профессиональная теоретическая и практическая подготовка психологов, по расширению навыков психотерапии и использованию новых методов в своей работе.

Цель дисциплины:

  1. Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – телесно-ориентированная психотерапия, методологические основы этого метода.

  2. Возможность попробовать методики и упражнения телесно-ориентированной психотерапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии.

  3. Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов, кроме того, практический курс телесно-ориентированной психотерапии позволяет лучше узнать себя и творчески относиться к своей профессии.

Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:



  • Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии;

  • Основы телесно-ориентированной психотерапии;

  • Диагностика и телесное считывание;

  • Соматическая вегетотерапия Райха и неорайхианские направления;

  • Биоэнергетический анализ Лоуэна;

  • Осознанное движение Фельденкрайза;

  • Основы биосинтеза;

  • Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии;


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
а) Студент должен знать и уметь использовать

  • Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии;

  • Основы телесно-ориентированной психотерапии;

  • Диагностика и телесное считывание;

  • Особенности соматической вегетотерапии Райха и неорайхианского направления;

  • Создание и использование ресурсных трансовых состояний;

  • Использование техник телесно-ориентированной психотерапии в клинике;

  • Использование техник телесно-ориентированной психотерапии при работе с психосоматическими больными;

  • Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии;


б) Студент должен иметь навыки:

  • организации работы и этика телесно-ориентированного психотерапевта;

  • Критический анализ основных подходов отечественной и зарубежных школ в развитии ТОП;

  • Диагностические возможности и телесное считывание;

  • Овладение техниками и методами ТОП в психиатрической клинике;

  • Овладение техниками и методами ТОП в кризисных ситуациях;

  • Овладение техниками и методами ТОП Райха, Лоэна, Фельденкрайза;

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.


в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам:

- для психологов: по физиологии, анатомии, введению в профессию, введению в общую психологию, психиатрии, возрастной психологии, психокоррекции кризисных состояний;


3. Уровень компетентности:

Создать общее представление, об основных принципах и задачах телесно-ориентированной психотерапии и возможность использовать данное направление в практической работе психолога.


4. Коммуникативность:

Понимать и уметь использовать данное направление в комплексе с другими методами и школами психотерапии.


5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов


Общая трудоемкость дисциплины

90

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

  • самостоятельная работа (СР)

90

20

48



22

Формы текущего контроля

Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Выполнение упражнений и супервизия.


Вид итогового контроля

Зачет



90


6. Содержание дисциплины
6.1 .Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего

Лекции

ПЗ

СР

I. Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии

1.

Введение в телесно-ориентированную психотерапию

2

-



2

2.

Этика при работе в телесно-ориентированной психотерапии. Понятие психотерапевтического процесса


2

-

2

4

3.

Обзор школ в современной телесно-ориентированной психотерапии


2

-

4

6

4.

Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха

4

12

4

20

5.

Биоэнергетика Александра Лоэна

4

8

4

16

6.

Телесное осознавание Мойше Фельденкрайза

4

8

2

14

7.

Диагностика в телесно-ориентированной психотерапии

2

10

4

16

8.

Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии





10

2

12

Отчетность: зачет










(4)

Итого (по отчетности):
















Итого

20

48

22

90(4)


6.2. Содержание разделов дисциплины:
Тема 1. Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии

История становления и развития ТОП, основные положения, направления Существующие определения Общие факторы психотерапии Понятие телесно-ориентированной психотерапии (разведение понятий «работа с телом», «телесные техники» и т.п.) Преимущества и ограничения ТОП, сочетание с другими направлениями психотерапии области применения ТОП (психокоррекция, психотерапия, саморазвитие и личностный рост, психосоматические заболевания, аддиктивное поведение, психологические травмы различного вида) Представление о терапевтической эффективности ТОП Западная и восточная парадигмы отношения к телу Истоки формирования ТОП (анатомия, физиология, философия) Базовые понятия (социальное и животное тело; энергия; контакт; образ тела, схема тела, структура тела; телесная метафора; блок и зажим; проблемная анатомия; топография тела)


Тема 2. Этика при работе в телесно-ориентированной психотерапии. Понятие психотерапевтического процесса

Этические принципы и правила Соблюдение границ Контракт в ТОП Особенности работы с определенным контингентом (дети, подростки, соматические больные и т.п.) Знания, необходимые терапевту для работы в ТОП Рамки процесса (контракт) Диагностика (сбор информации, способы фиксации, использование и анализ) Разведение понятий «считывание телесной информации» и «диагностика» Стратегии (работа с запросом истинным и предъявляемым, ведение клиента, активность терапевта – Райх: “Нужно идти так долго, как хочет клиент, а потом сделать еще один шаг вперед”) Трансфер (представление об особенностях переноса и контрпереноса при работе в телесно-ориентированной психотерапии)Понятие проективной идентификации, соматического резонанса: разница, безопасность Психологическая защита клиента (особенно пограничного) в виде проективной идентификации. Психологическая защита терапевта Групповая и индивидуальная ТОП



Тема 3. Обзор школ в современной телесно-ориентированной психотерапии

Теоретические обоснования и методология в подходах Общее и различное в школах и подходах западной ТОП (вегетотерапия В.Райха, биоэнергетика А.Лоуэна, биодинамика Г.Боуэнна, бодинамика Л.Марчер, процессуальная терапия А.Минделла, биосинтез Д.Боаделлы, соматическая психология П.Левина, телесное осознавание М.Фельденкрайза, рольфинг И.Рольф, Розен-метод, биоэнергетическая стимуляция тела (БЭСТ) Е.Зуева, метод телесной интеграции Ф.Александера, плазменная терапия А.Янова)

восточные подходы и направления (йога, цигун-терапия, аюрведа, цалунг, шаманские техники, телесные медитации и др.). Интегративные направления в современной телесно-ориентированной психотерапии

Тема 4. Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха

Усвоение концепции вегетотерапии Усвоение понятийного аппарата данного направления Практическое усвоение технических приемов и подходов вегетотерапии Практика телесной диагностики и «восстановления личной истории» по Райху Основные понятия, введенные в телесно-ориентированную психотерапию В.Райхом: Опора Энергия (телесная энергия - оргазмическая энергия – оргонная энергия) Базовая (ядерная) проблема Мышечный зажим, блок, вторичная блокировка Мышечный панцирь и панцирь характера Структура панциря и структура характера Психосоматическая медицина Телесный паттерн и формирование типа личности Психологический рост Основные положения выдвинутой В.Райхом


Тема 5. Биоэнергетика Александра Лоэна

Базовые представления Биоэнергетические способы раскрепощения энергии:

увеличение состояния вибрации тела, заземление, углубление дыхания, обострение сознания, расширение репертуара выражения (двигательных паттернов) типы характеров: оральный, мазохистский, истерический, фаллически-нарциссический, пассивно-женственный, шизоидный, шизофренический Самостоятельная клиентская работа с супервизией
Тема 6. Телесное осознавание Мойше Фельденкрайза

Осознавание через движение Образ себя состоит из 4 компонентов: ощущение, чувствование, движение, мышление Двигательный (мышечный) образ себя имеет особенности: уникальность основан на наблюдении меньше, чем наши потенциальные возможности расхождение его с реальностью может достигать 300% полный образ себя - идеальное состояние для человека Образ себя легче изменить через компонент движения, так как: движение легче различить опыт движений более богат всякая деятельность есть движение дыхание – движение движение - основа сознавания и т.п. Это изменение возможно только в бодрствующем состоянии. Существуют три состояния бытия: сон, бодрствование и сознавание (что именно я делаю). Сознавание - задержка между мыслью и действием.


Тема 7. Диагностика в телесно-ориентированной психотерапии

Представление о диагностике проблематики клиента в ТОП: проблемная картография и динамический анализ. Диагностика в бодинамике. Диагностика по паттернам дыхания, предложенная Выховски. Возможности тестирования в телесно - ориентированной психотерапии Рисуночный тест «Человек». Диагностика по напряженным позам сбалансированность, ригидность, сверхгибкость, фрагментарность. Структурная диагностика.


Тема 8. Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии

Детско-родительские отношения: содержание понятие, специфика работы. Особенности регресса в индивидуальной и групповой работе. Способы выхода из регрессивного состояния. Работа с эмбриональным и перинатальном периодам в ТОП родительское ожидание работа с границами в, виды границ сепарация: этапы, проблемы зависимости Формирование структуры характера Модели родительского поведения и формирующие структуры, основные темы, защиты, манипуляции. Специфика переноса и конрпереноса. Прием телесной метафоры.


6.3.Тематический план лекций
Лекция 1.

Теоретические положения телесно-ориентированной психотерапии

-История становления и развития ТОП основные положения, направления;

-Существующие определения;

-Общие факторы психотерапии;

-Понятие телесно-ориентированной психотерапии (разведение понятий «работа с телом», «телесные техники» и т.п.);

- Преимущества и ограничения ТОП, сочетание с другими направлениями психотерапии

Лекция2.

- Области применения ТОП (психокоррекция, психотерапия, саморазвитие и личностный рост, психосоматические заболевания, аддиктивное поведение, психологические травмы различного вида);

- Представление о терапевтической эффективности ТОП;

- Западная и восточная парадигмы отношения к телу;

- Истоки формирования ТОП (анатомия, физиология, философия);

Лекция 3.

- Базовые понятия (социальное и животное тело; энергия; контакт; образ тела, схема тела, структура тела;

- Телесная метафора; блок и зажим; проблемная анатомия; топография тела).

Этика при работе в телесно-ориентированной психотерапии. Понятие психотерапевтического процесса

- Этические принципы и правила;

- Соблюдение границ Контракт в ТОП;



Лекция 4.

- Особенности работы с определенным контингентом (дети, подростки, соматические больные и т.п.);

- Знания, необходимые терапевту для работы в ТОП Рамки процесса (контракт) Диагностика (сбор информации, способы фиксации, использование и анализ);

- Разведение понятий «считывание телесной информации» и «диагностика»;

- Стратегии (работа с запросом истинным и предъявляемым, ведение клиента, активность терапевта;

- Трансфер (представление об особенностях переноса и контрпереноса при работе в телесно-ориентированной психотерапии);

- Понятие проективной идентификации, соматического резонанса: разница, безопасность;
Лекция 5.

- Психологическая защита клиента (особенно пограничного) в виде проективной идентификации;

- Психологическая защита терапевта;

- Групповая и индивидуальная ТОП. Особенности и правила работы.



Лекция 6.

Обзор школ в современной телесно-ориентированной психотерапии;

- Теоретические обоснования и методология в подходах;.

- Общее и различное в школах и подходах западной ТОП;.

- (вегетотерапия В.Райха, биоэнергетика А.Лоуэна, биодинамика Г.Боуэнна, бодинамика Л.Марчер;

Лекция 7.

- процессуальная терапия А.Минделла, биосинтез Д.Боаделлы, соматическая психология П.Левина;

- телесное осознавание М.Фельденкрайза, рольфинг И.Рольф, Розен-метод, биоэнергетическая стимуляция тела (БЭСТ) Е.Зуева;

- метод телесной интеграции Ф.Александера, плазменная терапия А.Янова);

восточные подходы и направления (йога, цигун-терапия, аюрведа, цалунг, шаманские техники, телесные медитации и др.);

- Интегративные направления в современной телесно-ориентированной психотерапии.


6.4. Тематический план практических занятий (практикумы).
1. Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха

Мышечный зажим, блок, вторичная блокировка Мышечный панцирь и панцирь характера. Упражнения по основным телесным блокам (Райха).Диагностика по блокам. Работа с «грудным» блоком, работа с «тазовым» блоком. Принципы практической работы с пациентом. Клиентская работа и супервизия.





  1. Биоэнергетика Александра Лоэна

Техники работы Лоэна. Биоэнергетический стул, арка Лоэна, экспрессивные техники. Упражнения на заземление. Вибрация тела, упражнение на углубление дыхания. Клиентская работа. Структурное упражнение по блокам в модификации Лоэна.


  1. Телесное осознавание Мойше Фельденкрайза

Диагностика Фельденкрайза. Трансовые техники. Двигательный (мышечный) образ, его особенности. Упражнение «эмбриональное движение». Упражнение используемое в психосоматической практике (дыхательной патологии)
4. Диагностика в телесно-ориентированной психотерапии

Диагностика в бодинамике. Диагностика по паттернам дыхания, предложенная Выховски. Возможности тестирования в телесно - ориентированной психотерапии Рисуночный тест «Человек». Диагностика по напряженным позам сбалансированность, ригидность, сверхгибкость, фрагментарность. Структурная диагностика



5. Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии

Особенности регресса в индивидуальной и групповой работе. Работа с эмбриональным и перинатальном периодами в ТОП Упражнения «Мать и дитя», варианты. Родительское ожидание работа с границами, виды границ Упражнение границы социальные, личностные, бессознательные Сепарация: этапы, проблемы зависимости Прием телесной метафоры.


6. Групповая работа в телесно-ориентрованной психотерапии

Работа на формирование группы, доверия и безопасности. Упражнение «Театр прикосновений» в модификации В. Баскакова. Упражнение «маятник», варианты. Использование игровых упражнений в телесно-ориентрованной психотерапии. Способ ведения группы в ТОП, особенности и рекомендации.



6.5. Самостоятельная работа студентов

п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Этика при работе в телесно-ориентированной психотерапии. Понятие психотерапевтического процесса


1.Требования к работе телесно-ориентированного терапевта. Особенности и необходимые личностные качества

Реферат, доклад

2

2.

Обзор школ в современной телесно-ориентированной психотерапии


  1. Работа с литературой.

  2. Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.

реферат, представление докладов.

4

3.

Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха

1. Работа с литературой.

2. Подготовить биографию В. Райха

3. Учение В. Райха, теоретические основы телесно-ориентированной психотерапии.


Подготовить рефераты, доклады

4

4.

Биоэнергетика Александра Лоэна

1.Работа с литературой.

2. Основы теории А. Лоэна.



Подготовить доклады

4

5.

Телесное осознавание Мойше Фельденкрайза

1.Работа с литературой.

2. Жизнь и особенности подхода М. Фельденкрайза




Доклады, обсуждение

2

4.

Диагностика в телесно-ориентированной психотерапии

1. Работа с литературой.

2. Основные подходы и диагностика Райха, Лоэна, Александера. Рольф, Фельденкрайза, кинезиотерапия.




Собеседование, представление рефератов.

4

5.

Детско-родительские отношения в телесно-ориентированной психотерапии


1.Работа с литературой.

2.Способы работы с проблемами детско-родительских отношений.



Явление трансфера, проработка в ТОП.

Собеседование

2

Всего

22



7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

Общие:

  1. Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – телесно-ориентированная психотерапия, методологические основы этого метода.

  2. Возможность попробовать методики и упражнения телесно-ориентированной психотерапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии.

  3. Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов, кроме того, практический курс телесно-ориентированной психотерапии позволяет лучше узнать себя и творчески относиться к своей профессии.


Конкретные знания:

  • организации работы и этика телесно-ориентированного психотерапевта.

  • Критический анализ основных подходов отечественной и зарубежных школ в развитии ТОП.

  • Диагностические возможности и телесное считывание.

  • Овладение техниками и методами ТОП в психиатрической клинике.

  • Овладение техниками и методами ТОП в кризисных ситуациях.

  • Овладение техниками и методами ТОП Райха, Лоэна, Фельденкрайза.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.


8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

8.1. Литература.

а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.

  3. Психосоматика: телесность и культура. /Е.Б. Айвазян и др.; под ред. В.В. Николаевой В.В. Учебное пособие. М.: Академический проект, 2009. -311с.

б) Дополнительная литература:

  1. Телесная психотерапия. Бодинамика. /ред.-сост.: В.Б. Березкина-Орлова.- М.:АСТ, 2010, 416с.:ил.

  2. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.

  3. Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.

8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература, материалы, технические средства для телесно-ориентированной психотерапии (маты, одеяла)

  3. Возможность проводить упражнения телесно-ориентированной психотерапии

9. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном, для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения курсантов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:


  • проверка исходных знаний;

  • выполнение упражнений, обсуждение, психологическое трактовка;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы слушателей студентов.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой).

Обязательным условием освоения дисциплины является освоение психотерапевтических методик и техник, набор опыта в работе с пациентами, выполнение которого контролируется на практических занятиях.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Телесно-ориентированная психотерапия в историческом аспекте» составлена доцентом кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Искандировой А.Б. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».







Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Рабочая программа дисциплины «перинатальная психология» Курс 3, семестр 5, форма обучения очная
fac -> Министерство здравоохранения и социального развития
fac -> Примерная программа дисциплины неврология для студентов обучающихся по
fac -> Кафедра патологической физиологии лечебного факультета
fac -> Примерная программа дисциплины внутренние болезни клиническая фармакология
fac -> Примерная программа дисциплины акушерство для студентов, обучающихся по
fac -> Об охране здоровья граждан
fac -> Примерная программа дисциплины общая хирургия, хирургические болезни
fac -> Врачебная тактика при фибрилляции предсердий на догоспитальном этапе

Скачать 215.83 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница