Психологические защиты у девочек-подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами



страница1/13
Дата03.05.2016
Размер1.35 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИВАНОВСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОСЗДРАВА»



На правах рукописи


УДК: 616.89 - 008.441.13 + 616 – 053.71

ВЕТЮГОВ ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ,

ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.

19.00.04 – «Медицинская психология»

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Научный руководитель:

доктор медицинских наук, доцент

Худяков Алексей Валерьевич

Москва- 2008

СОДЕРЖАНИЕ








стр.

Введение




4

Глава I

Психологическая защита в структуре приспособительных реакций личности и ее значение в формировании злоупотребления психоактивными веществами подростками женского пола. (Обзор литературы)

1.1. Современные представления о психологической защите.

1.2.Хронология образования механизмов психологической защиты и возрастная периодизация развития ребенка

1.3. Половозрастные особенности механизмов психологической защиты.

1.4. Подростковый кризис и механизмы психологической защиты

1.5. Адаптационный потенциал психологических защит.

1.6. Соотношение психологических защит и копинг-стратегий.

1.7.Влияние механизмов психологической защиты на развитие психопатологических симптомов.

1.8. Психологические защиты в структуре наркологических заболеваний

1.9. Роль психологических защит в формировании злоупотребления психоактивными веществами подростками женского пола.

1.9.1. Злоупотребление психоактивными веществами подростками женского пола, их личностные ресурсы и психопатологические симптомы

1.9.2. Генезис механизмов психологической защиты у злоупотребляющих психоактивными веществами подростков



11
11

15
20
22
25
27
29
32

37

37


39


Глава II

Общая характеристика материалов и методы исследования.

2.1. Характеристика контингента и методы исследования

2.2. Клинико-социальные характеристики выделенных групп.

2.2.1. Группа аддиктивного поведения и контрольная группа.

2.2.2. Группа химической зависимости.


47
47
52
52

54


Глава III



Психологические защиты в структуре личности девочек-подростков злоупотребляющих психоактивными веществами. Генезис, динамика, функционирование. Сравнительный анализ.

3.1.Сравнение напряженности механизмов психологической защиты между группами.

3.2.Возрастная динамика механизмов психологической защиты.

3.3.Взаимодействие механизмов психологической защиты.

3.4.Копинг-стратегии и их соотнесенность с механизмами психологической защиты.

3.5. Особенности защитного поведения исследуемых в детском возрасте и роль условий развития в патологическом функционировании механизмов психологической защиты.

3.6 Механизмы психологической защиты и черты характера личности.


61
61


68
74
82

88
98



Глава IV

Механизмы психологической защиты и динамика зависимости от психоактивных веществ. Возможности психотерапевтического вмешательства.

4.1. Связь механизмов психологической защиты с симптомами наркологического заболевания и их влияние на динамику становления химической зависимости.

4.2. Психотерапевтическая работа с зависимыми девочками.


105

105
118


Заключение




154

Выводы





167


Практические рекомендации

Список литературы

Приложение


168

170


186

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к резкой смене нормативной системы общества. Когда старые нормы уже не существуют, а новые еще не сформированы, людям становится сложно ориентироваться в выборе целей и способов их достижения. Наиболее незащищенными и уязвимыми в этих условиях оказываются дети и подростки. Не обладая жизненными навыками и не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, они не справляются с многочисленными проблемами, что приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, одним из видов, которого является злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ).

Расширение злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних, снижение возраста приобщения и стирание половых различий определяют актуальность изучения особенностей адаптационных механизмов, вовлеченных в наркопотребление и алкоголизацию, подростков женского пола. Исследование психического здоровья данной половозрастной группы имеет также большую актуальность в связи с проблемой будущего материнства.

Последнее время аддиктивное поведение, связанное с употреблением ПАВ, рассматривается, как следствие недостаточной способности личности справляться со стрессом, что обусловлено несформированностью и неэффективностью собственных адаптационных механизмов, к которым относят психологическую защиту, как компенсацию стресса, и копинг, как совладание со стрессом. Роль копинг-стратегий в формировании аддиктивного поведения хорошо систематизирована и концептуально изложена некоторыми учеными. В отношении психологической защиты, несмотря на проявляемый в последние годы к ней высокий интерес, такого сказать нельзя. Работы большинства исследователей этого феномена в основном сосредоточены в сфере изучения невротических и психосоматических заболеваний, детско-родительских отношений, гендерных и возрастных особенностей, психосоциальной адаптации. Данные о роли психологической защиты в формировании злоупотребления ПАВ немногочисленны, разрозненны и порой противоречивы. Большинство встречающихся в литературе сведений об этом процессе являются следствием гипотетических рассуждений авторов, а не результатом экспериментальных проверок. Исследования часто ограничиваются лишь констатацией факта предпочтения тех или иных защит злоупотребляющими ПАВ. Упускается характер и результат взаимодействия между защитами. Не освещен генезис дезадаптивного стиля защиты, приводящего к злоупотреблению ПАВ. Установление закономерностей взаимодействия защит позволило бы прояснить условия, при которых их взаимовлияние обеспечивает детерминацию заложенных в защите потенциальных девиантных качеств. Наличие таких закономерностей предполагает определенное взаимодействие разных защит, и целенаправленное незаметное, что очень важно при активном сопротивлении пациента, позволяло бы более продуктивно проводить психотерапевтические мероприятия.
Цели и задачи исследования

Цель.

Изучение формирования и функционирования психологических защит у злоупотребляющих психоактивными веществами девочек-подростков и разработка, на основе полученных данных, дифференцированных рекомендаций по профилактике и психотерапии зависимости.



Задачи:

  1. Выявить особенности функционирования психологических защит и копинг-стратегий у девочек-подростков, злоупотребляющих ПАВ: с аддиктивным поведением и зависимостью.

  2. Выявить характерные сочетания психологических защит, при которых происходит нарушение адаптации у злоупотребляющих ПАВ.

  3. Определить динамику психологических защит в зависимости от влияния семьи, личностных особенностей, вида ПАВ, этапов формирования зависимости и лечения.

  4. Определить связь различных психологических защит с прогредиентностью течения аддиктивного поведения и наркологического заболевания.

  5. С учётом полученных сведений внести предложения по совершенствованию профилактических и психотерапевтических мероприятий в отношении девочек-подростков, злоупотребляющих ПАВ.


Научная новизна исследования

Впервые проведено обследование подростков женского пола в возрасте от 12 до 18 лет, направленное на углубленное изучение механизмов психологической защиты при аддиктивном поведении, связанном с употреблением ПАВ, и химических зависимостях. Практически все сведения, приводимые в литературе по изучаемому вопросу, основаны на исследовании подростков мужского пола. В отличие от теоретической оценки предрасположенности к аддикции по предпочтению той или иной психологической защиты, что свойственно ранее проводившимся исследованиям, наша работа обеспечила возможность конкретного изучения особенностей использования и генезиса базовых защит у зависимых от ПАВ девочек-подростков. Дано научное обоснование механизмов участия психологических защит в формировании аддиктивного поведения и зависимостей от ПАВ. Выявлена возрастная динамика формирования психологических защит, способствующих развитию аддиктивного заболевания.


Практическая значимость исследования

Исследование позволило изучить динамику защит на различных этапах формирования зависимости, что способствует более объективному анализу личностных факторов, предрасполагающих к аддиктивному поведению, и имеет большое прогностическое значение. Предложены конкретные рекомендации по оказанию психотерапевтической помощи девочкам-подросткам, страдающим зависимостями от психоактивных веществ. Разработана авторская методика психотерапии, позволяющая оптимизировать использование собственных психологических защит девочек–подростков. При использовании данной программы осуществляется коррекция базовых личностных образований подростков (самооценки, эмоциональной сферы осознания своего поведения и основания новых форм и способов взаимодействия с миром), что определяет возможность более широкого ее использования для психокоррекционной работы с разными проблемами у подростков.


Основные положения, выносимые на защиту

1. Норма и патология функционирования психологических защит девочки-подростка зависят от особенностей влияния микросоциального окружения на ее развитие.

2. Существуют определенные различия в особенностях функционирования защит при условно нормативном отношении к ПАВ, аддиктивном поведении и химических зависимостях. Особенности функционирования некоторых защит способствуют ускоренному формированию аддиктивного поведения и зависимости от ПАВ, а также играют определенную значимую роль в формировании вида наркологического заболевания и особенностей его протекания.

3. Нарушение адаптации обусловлено не только определенной ведущей защитой, но и сочетанием нескольких защит, образующих устойчивые защитно-адаптивные комплексы, соответствующие определенным особенностям поведения (нормативное, аддиктивное, химическая зависимость).

4. Психологические защиты являются личностной составляющей копинг-ресурсов и вместе с копинг-стратегиями образуют единую адаптационную систему индивида.

5. Фрустрация потребностей девочки приводит к неадекватной самооценке и, соответственно, ненормативному использованию психологических защит, способствуя при этом проявлению отклоняющегося от нормы поведения.

6. Психотерапевтическое воздействие, корректирующее самооценку личности, изменяет патологическое функционирование психологических защит, что в свою очередь позитивно отражается на адаптационном потенциале девочки-подростка и создает возможность для последующих позитивных изменений

Личный вклад автора

Автором лично было проведено обследование 201 человека женского пола в возрасте от 12 до 18 лет. Проанализированы данные экспериментально-психологического исследования, анкеты и карты обследования. В ходе сбора материала Ветюговым В.В. были освоены методики проведения сбора анамнеза и сеансов психотерапии у подростков женского пола в условиях стационарного отделения и амбулаторного приема. Лично разработана авторская методика психотерапии. Описаны психическое состояние и особенности поведения девочек, злоупотребляющих различными ПАВ.


Апробация работы.

Результаты исследования представлены в докладах и сообщениях на совместном заседании кафедр психиатрии, наркологии и психологии и восстановительной медицины, психиатрии, психотерапии, наркологии и наркологии детского возраста ФД ППО ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава и кафедр психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, психиатрии, наркологии и психотерапии ФПДО ГОУ ВПО «МГМСУ» Росздрава.


Внедрение результатов работы

Результаты исследования внедрены в практику в Нижегородской областной наркологической больнице, используются при обучении слушателей кафедры восстановительной медицины, психиатрии, психотерапии, наркологии и наркологии детского возраста ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, кафедры психиатрии и медицинской психологии ГОУ ВПО НГМА Росздрава.


Список работ, опубликованных по теме диссертации:

По результатам исследования опубликовано 9 статей, из них 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Ветюгов В.В. Некоторые особенности психологических защит у девочек-подростков с аддиктивным поведением //Новые методы лечения и реабилитации в наркологии: Сборник материалов международной конференции. - Казань. – 2004. – 420 с. – С. 63 – 67

Ветюгов В.В. Характеристика употребления психоактивных веществ девочками-подростками //«Дети улиц». Проблемы. Поиски. Решения. Научно-методическое пособие. – Москва. – 2005. – 91 с.

Ветюгов В.В. Копинг-стратегии подростков и их изменения при развитии аддиктивного поведения //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии». - СПб. - 2005. - с. 133 - 134

Ветюгов В.В. Взаимодействие механизмов психологической защиты у девочек-подростков с аддиктивным поведением // «Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация» Материалы Российской научно-практической конференции. – Иваново. – 2005. – 150 с. – С. 44 – 50.

Ветюгов В.В. Механизмы психологической защиты у девочек подростков с аддиктивным поведением, связанным со злоупотреблением психоактивных веществ: возрастная динамика и адаптационные проблемы// Психическое здоровье. - № 5 (5). - 2006. – С. 45- 49.

Хмелев Е.А., Ветюгов В.В. Исследование роли фрустрации базисных потребностей в развитии аддиктивного поведения у девочек-подростков. //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ. - Выпуск 1 (5). - 2006. – 599 с. – С. 97-106.

Ветюгов В.В. Психологические защиты девочек-подростков в норме и при аддиктивном развитии // Наркология. – №11. - 2007. – С. 54-59

Ветюгов В.В. Адаптационные механизмы в структуре личности наркологических больных // Ивановская региональная психиатрия, современые вопросы оказания психиатрической помощи: сборник научных трудов / Под общ. ред. А.М.Футермана. – Иваново: Талка. - 2008. – 320 с. – С. 111-115.

Ветюгов В.В. Динамика психологических защит в процессе становления наркологического заболевания у девочек-подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами // «Лечение и профилактика болезней зависимости» Материалы Российской конференции. – Иваново. – 2008. – 170 с. – С. 19-26.


Список сокращений

АП – аддиктивное поведение

ЛОВ – летучие органические вещества

МПЗ – механизмы психологической защиты

ПАВ – психоактивные вещества

ПЗ – психологическая защита

ХЗ – химическая зависимость

Глава 1


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА В СТРУКТУРЕ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

ПОДРОСТКАМИ ЖЕНСКОГО ПОЛА

(обзор литературы)



1.1. Современные представления о психологической защите.

Концепция ПЗ принадлежит классическому психоанализу начала XX в. и является одним из наиболее важных его вкладов в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Взгляды современных исследователей на этот феномен в большинстве своем опираются на идеи З.Фрейда (Freud S., 1893, 1894), А.Фрейд (Freud A., 1936) и их последователей. А. Фрейд одной из первых указала, что защитные механизмы – это деятельность «Я», начинающаяся тогда, когда «Я» находится в ситуации чрезмерной атаки со стороны побуждений и аффектов, представляющих для «Я» опасность. Она рассматривала механизмы защиты как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы разной степени сложности и придавала определяющее значение в их образовании травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений (Фрейд А., 2003).

В современной науке наметилась тенденция к изучению данного психического феномена как самостоятельного свойства личности. Однако на сегодняшний день представления о ПЗ достаточно спорны. Среди авторов нет единства мнения о том, сколько МПЗ существует у человека. В монографии А.Фрейд (2003) их описано 15, Р.Плутчик (1979) выделяет 16 механизмов, Р.М. Грановская (2001) - 11, Л.Д. Демина и И.А. Ральников (2000), как и J. Perry (1990) - 26, у G.E. VailIant (1971) их 18 и т.д.. Присутствует также определенная путаница в терминологии их описания. Содержательные и оценочные характеристики ПЗ, причины ее порождения и функционально-целевые особенности определены неоднозначно, и зависят от тех парадигм областей научного знания, в которых работают те или иные исследователи.

Меньше всего разногласий среди исследователей вызывает понимание цели ПЗ, которую они видят в сохранении позитивного самовосприятия и достижении внутрипсихической адаптации субъекта. Сущность же данного психического явления рассматривается или в терминах деятельностного подхода, как некоторая форма активности (Бассин Ф.В., 1988; Воловик В.М., Вид В.Д. 1976; Грановская Р.М., 1988; Демина Л.Д., Ральников И.А., 2000; Зачепицкий Р.А., 1980; Налчаджян А.А., 1988), или в терминах когнитивных теорий, как специфическая обработка информации (Власенко В.И., 1997; Гребенников Л.Р., 1996; Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л., 2000; Плутчик Р., 1979; Ташлыков В.А., 1984; Тонконогий И.М., 1973; Чумакова Е.В., 1998). Часть авторов трактуют данный феномен так широко, что включают в него любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт (Братусь Б.С., 1988; Зейгарник Б.В., 1986), где субъектами могут выступать не только люди, но и государства (Доценко Е.Л., 1993).

Причиной таких расхождений является сложность объекта исследования. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Все это затрудняет выделение общего.

На наш взгляд, наиболее проработанной и последовательной концепцией ПЗ является «Структурная теория защит Эго» Р.Плутчика (1979). Согласно его теории, МПЗ являются производными эмоций, а эмоции определяются как базисные средства адаптации, призванные решать проблемы выживания на всех филогенетических уровнях (Plutchik R., 1979, 1980). Одним из основополагающих факторов образования механизмов защиты автор определяет универсальные проблемы адаптации, которые обозначает как проблемы иерархии, территориальности, идентичности и временности (Plutchik R., 1980, 1984). Все многообразие ПЗ ученый сводит к 16 механизмам, которые редуцирует в список из восьми базисных МПЗ, соответствующих восьми базисным эмоциям. Конфликт эмоций, связанный с решением универсальных проблем адаптации, есть то противоречие, которое разрешается благодаря МПЗ.

Адаптационная проблема иерархии относится к вертикальному измерению жизни. Некоторые люди знают больше других, некоторые старше, некоторые сильнее или подготовленнее, благодаря чему занимают более высокую позицию в иерархии, что определяет их приоритетный доступ к еде, жилищу, удобствам, сексу и т.д. Базисные эмоции, связанные с определением своего места в иерархических организациях, это эмоции страха и гнева, спонтанное выражение которых в человеческом обществе грозит осложнениями в решении этой адаптационной проблемы. Для сдерживания эмоции гнева и страха предназначены защитные механизмы «замещения» и «подавления».

Вторая адаптационная проблема касается территориальности. У каждого вида животных любой организм должен знать, какие аспекты окружающей среды ему «принадлежат». Познавая окружающую среду, индивид может каким-то образом контролировать ее. Таким образом, базисные эмоции, относящиеся к территориальности, - это предвидение или контроль и его противоположность – удивление или потеря контроля. Инициатива и исследовательская деятельность ребенка могут блокироваться взрослыми на определенных этапах онтогенеза. Позднее боязнь ошибки и разочарования актуализируют защитные механизмы группы «интеллектуализации», предназначенные для сдерживания эмоции ожидания или контроля. Противоположная эмоция – удивление, сдерживается благодаря защитной «регрессии», перемещая индивида на более ранние ступени онтогенеза, когда спонтанное выражение этой эмоции и соответствующие поведение встречали сочувствие и помощь извне.

Третья проблема обусловлена самой сущностью социальной среды - это проблема идентичности. Генетическая программа выживания требует, чтобы организм узнал другие организмы того же вида, с которыми он может контактировать. Изолированные от общества индивиды обычно не выживают и не размножаются, и, следовательно, групповое объединение является базисом выживания. Две базисные эмоции, связанные с идентичностью, - это принятие и отвержение, которые для человека на определенных стадиях развития «Я» равнозначны самопринятию и самоотвержению. Эти две пары эмоций контролируются такими МПЗ, как «отрицание» и «проекция».

Четвертой адаптационной проблемой является проблема временности. Индивидуальная жизнь ограничена во времени и без поддержки других членов группы индивиды могут жить очень недолго. В ходе эволюции было выработано несколько решений проблемы потери и отделения - развитие дистрессовых сигналов и развитие реакций сочувствия. Функция дистрессовых сигналов, представляющих собой эмоции печали, горя и т.п., заключается в прямом или косвенно выраженном призыве на помощь. Когда сигналы дистресса не достигают цели, генетическая программа выживания требует от индивида поиска замещающего объекта на реальном или идеальном уровне. Таким образом, развиваются защитные механизмы группы «компенсации». Если сигнал полностью достигает цели, возникает противоположная печали эмоция – радость. Спонтанное выражение радости, как правило, социально не одобряется и сдерживается с помощью «реактивного образования».

Неравномерность выраженности у людей различных МПЗ Р. Плутчик (1979, 1980, 1984) и Л.Р. Гребенников (1996) связывают с особенностями удовлетворения в онтогенезе базисных потребностей и выделяют четыре потребности соответствующих четырем проблемам адаптации: в безопасности (временность), в свободе и автономии (иерархия), в успехе и эффективности (территориальность), в признании и самоопределении (идентичность). Реализация или фрустрация базисных потребностей в определенные сенситивные периоды онтогенеза вызывают противоположные социально-чувствительные переживания и, в случае их травмирующего характера, обеспечивают появление соответствующих механизмов защиты. Чрезмерное использование защитных механизмов наблюдается в том случае, если одна или несколько потребностей блокируются и соответствующие им проблемы адаптации остаются перманентно актуальными.

Разработанный Р. Плутчиком диагностический инструмент (LSI – Индекс жизненного стиля) удобен в использовании для различных контингентов и возрастных групп и значительно расширяет возможности изучения МПЗ в области научных исследований и индивидуального консультирования. «Структурная теория защит Эго» прослеживает связи между отдельными видами защит и типами клинической патологии и асоциального поведения, что особенно важно при исследовании лиц с девиантным поведением.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




©zodomed.ru 2024


    Главная страница