РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
на 2009/10 учебный год
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе профессор
И. А. Волчегорский
«____ » _________________ 2009г.
По дисциплине ФАРМАКОЛОГИЯ
По специальности 060108.65 – Фармация
Форма обучения Заочная
Факультет Фармацевтический
Кафедра Фармакологии
Курсы III-IV-V Семестр VI-X
Лекции_26 час
Практические занятия_48_час
Самостоятельная работа_294 час
Экзамен VIII семестр Зачеты VII, X семестры
ВСЕГО 368 час
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта №134 высшего профессионального образования по специальности 060108.65 Фармация в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной Министерством образования РФ в 2001г.
Разработчик программы доцент к.м.н. ____________
Зав. учебной частью кафедры доцент к.м.н._________
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры фармакологии_
________________________________________________________
Л.С.Коротовских
Л.С.Коротовских
( № и дата протокола заседания кафедры)
Зав. кафедрой, проф., д.м.н.
_____________________________________ И.А.Волчегорский
(подпись)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Цикловой методической комиссии
медико-биологических и фармацевтических дисциплин “____”______________ г.
__________________________________________________________________________________
( № и дата протокола)
Председатель ЦМК__________________________________Е.Л.Казачков
СОГЛАСОВАНО: зав. УМЦ________________ В. Б. Патрушева
1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1.Основные цели обучения:
Основной целью преподавания фармакологии на фармацевтическом факультете является обучение студентов ориентироваться в номенклатуре ЛС по теме занятия, распределять препараты по фармакологическим, фармакотерапевтическим, химическим группам; определять синонимы ЛС, аргументировать возможности замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакотерапевтической и фармакологической активностью; контролировать правильность выписывания рецепта и корректировать его; пользоваться справочной литературой по ЛС, владеть составлением и передачей фармацевтической информации для врачей и населения; давать советы населению о рациональном приеме ЛС и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.
1.2.Задачи изучения дисциплины:
В итоге изучения фармакологии студенты должны знать:
1. Классификацию ЛС.
2. Международные и торговые названия лекарственных препаратов.
3. Механизмы действия ЛС.
4. Показания к применению ЛС.
5. Отрицательные побочные действия ЛС и противопоказания к их применению.
6. Формы выпуска и дозировки ЛС.
В итоге изучения предмета студенты должны уметь:
1.Определять принадлежность препарата к фармакологической группе.
2.Определять место лекарственного препарата в классификации ЛС.
3.Определять по международному названию ЛС его торговые названия.
4. Проводить замену одного ЛС на другое ЛС, аналогичное по действию.
5. Информировать больного о рациональном приеме ЛС, о возможных побочных
отрицательных реакциях и мерах их устранения.
В итоге изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими практическими навыками:
- составление рецептурных прописей
- оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков
- выписывание рецептов на различные лекарственные формы
- расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента
- выполнение экспериментальной работы на лабораторных животных, оформление протокола исследования, анализ полученных данных.
1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения фармакологии.
-
Латинский язык
- умение читать и писать латинские названия лекарственных средств
- умение читать и писать рецептурные термины
-
Иностранный язык
- умение читать номенклатурные и фирменные названия лекарственных средств, аннотации на лекарственные средства
-
Общая биология
-
строение и жизненный цикл простейших (лямблии, лейшмании, малярийные плазмодии)
-
виды патогенных гельминтов, строение, циклы развития, особенности жизнедеятельности круглых, ленточных и плоских червей
-
митотический цикл, его фазы и периоды
-
Общая и бионеорганическая химия
-неорганические ионы натрия, калия, магния, хлора – их свойства и
биологические функции
-свойства и биологические функции иона кальция, как основного
минерального компонента костной ткани
-свойства и биологические функции воды
-основные положения теории электролитной диссоциации
-растворимость химических агентов в воде и липидах
-свойства кислот, оснований, понятие о буферных системах
организма
-
Биологическая и биоорганическая химия
-структура и функции биологических мембран, механизмы
трансмембранного переноса веществ
-белки, углеводы, липиды – строение, биологические функции,
особенности метаболизма в норме и патологии
-нуклеиновые кислоты – строение, свойства, функции
-система циклических нуклеотидов, ее роль в жизнеобеспечении клеток
-биомолекулы с регуляторными и метаболическими функциями:
гормоны, витамины, ферменты, медиаторы
-
Физиология с основами анатомии
-
основные механизмы жизнедеятельности клеток
-
внутренняя среда организма, роль гистогематических барьеров
-
основы регуляции жизнедеятельности организма: строение и функция вегетативной и соматической нервной систем, центральной нервной системы, гуморальная и гормональная регуляция функционального состояния
-
строение и функциональные особенности костной, мышечной, нервной систем возрастные аспекты формирования и функционирования
-
физиология локального и системного гемостаза
-
строение и функции систем кровообращения, крови, выделения, дыхания, пищеварения,
-
физиологические основы старения организма
-
основы валеологии
-
Патология
-
местные и общие реакции организма на повреждающие факторы
-
типовые патологические процессы - воспаление, ишемия
-
патофизиология боли
-
нарушения процессов местного и общего гемостаза
-
патофизиология аллергических реакций
-
патофизиология сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной систем
-
Микробиология
-учение об инфекции, бактерии и заболевания, вызываемые ими
-основы вирусологии, вирусные инфекции человека
-патогенные и условно-патогенные грибы, заболевания, обусловленные
ими
2.Содержание дисциплины
2.1. Лекционные занятия: наименование тем, их содержание, объем в часах
1. Введение в курс фармакологии. Общая фармакология
Современное определение фармакологии, место среди других медико-биологических наук. Пути введения лекарственных средств в организм. Всасывание лекарственных веществ из мест введения, транспорт кровью, распределение в органах и тканях. Депонирование. Выведение лекарственных веществ из организма.
2 часа
2. Средства, влияющие на эфферентную иннервацию. Холинергические средства.
Строение холинергического синапса и этапы медиации в нем. Средства, действующие на холинергические синапсы. М-холинергические средства. Классификация. Фармакологические эффекты. Механизмы действия. Показания. Признаки отравления и меры помощи. Н-холинергические средства. Классификация. Фармакологические эффекты. Клиническое применение. Ганглиоблокаторы. Периферические миорелаксанты. Применение, побочные эффекты, признаки передозировки и меры помощи. Средства, влияющие на М- и Н-холинорецепторы. Антихолинэстеразные средства. Реактиваторы холинэстеразы.
2 часа
3. Средства, влияющие на адренореактивные структуры.
Адренергический синапс, строение и этапы медиации в нем. Виды адренорецепторов и их локализация. Адреномиметики. Классификация. Влияние на органы и системы. Сравнительная характеристика адреномиметических средств. Клиническое применение.
Адреноблокаторы. Классификация. Влияние на функции органов, применение. Побочные эффекты, противопоказания. Сравнительная характеристика препаратов. Симпатолитики. Механизмы действия симпатолитических средств, эффекты, применение, нежелательные побочные эффекты.
2 часа
4. Средства, влияющие на ЦНС. Снотворные, противосудорожные средства.
Структура сна. Классификация снотворных средств. Механизмы действия, эффекты, применение. Признаки острого отравления снотворными средствами, меры помощи. Противоэпилептические средства. Классификации по механизму действия, химическому строению и клиническому применению.
2 часа
5. Анальгезирующие средства.
Анальгетики определение, классификация. Значение ноцицептивной и антиноцицептивной систем в возникновении, передаче и восприятии болевых ощущений. Опиоидные (наркотические) анальгетики, механизм анальгетического действия, сравнительная характеристика препаратов, клиническое применение. Клиника острого отравления наркотическими средствами, меры экстренной помощи. Клиника хронического отравления опиатами. Наркомания. Лекарственная терапия наркотической зависимости. Анальгетические средства преимущественно периферического действия. Механизм действия, фармакологические эффекты, клиническое применение, сравнительная характеристика препаратов, нежелательные побочные эффекты.
2 часа
6. Психотропные средства.
Антипсихотические средства, классификация, механизм действия, характеристика препаратов, влияние на органы и системы, побочные эффекты. Анксиолитические средства (транквилизаторы), классификация, применение. Антидепрессанты. Теории возникновения депрессий. Классификация и механизмы действия различных антидепрессантов, эффекты, побочные действия.
2 часа
7. Кардиотонические средства. Антиангинальные средства.
Понятие о кардиотонических средствах гликозидной и негликозидной природы. Классификация сердечных гликозидов, механизм кардиотонического действия, экстракардиальные эффекты препаратов. Показания к применению, спектр побочного действия. Средства, применяемые при стенокардии. Классификация. Органические нитраты, механизм действия, фармакологические эффекты.
2 часа
8. Антигипертензивные средства. Средства, влияющие на выделительную функцию почек.
Факторы, влияющие на уровень артериального давления. Классификация антигипертензивных средств, механизмы действия, особенности клинического применения.
Мочегонные средства (диуретики). Строение нефрона, процессы и регуляция мочеобразования. Классификации мочегонных средств по локализации действия на уровне нефрона, по механизму действия и влиянию на электролитный баланс. Сравнительная характеристика препаратов, особенности применения.
2 часа
9. Средства, влияющие на систему крови.
Основы физиологии тромбообразования. Классификация средств, влияющих на свертывающую систему крови. Антиагреганты, классификация, механизмы действия, характеристика препаратов, показания к применению. Факторы свертывающей системы крови. Антикоагулянты прямого и непрямого действия. Механизмы, применение. Средства, повышающие свертывание крови. Фибринолитические и антифибринолитические средства.
2 часа
10. Средства, регулирующие функции пищеварительной системы.
Классификация рвотных и противорвотных средств. Механизмы действия препаратов, клиническое применение. Средства, влияющие на аппетит: стимуляторы аппетита (горечи), анорексигенные средства. Механизмы действия препаратов, побочные действия. Антацидные средства, классификация, сравнительная характеристика препаратов. Антисекреторные средства, классификация, механизм действия препаратов, показания к назначению. Гастропротекторы (обволакивающие, адсорбирующие, вяжущие средства), фармакодинамика, характеристика препаратов.
2 часа
11.Противовоспалительные препараты. Антиаллергические средства.
Классификация противовоспалительных средств. Механизмы действия, сравнительная характеристика препаратов, показания к назначению. Противоаллергические средства. Классификация. Антигистаминные средства, сравнительная характеристика препаратов. Стабилизаторы мембран тучных клеток. Особенности применения.
2 часа
12. Антибиотики.
Понятие об антибиозе. Классификация современных антибактериальных средств в зависимости химической структуры, механизма действия, спектра действия, первоочередности клинического применения. Характеристика различных групп и препаратов. Фармакодинамика, применение при инфекционных заболеваниях, побочные эффекты, противопоказания.
2 часа
13. Формулярная система.
Понятия, термины, принципы отбора ЛС для формулярного списка. Значение формуляра для рационального использования лекарств.
2 часа
V семестр 8 часов
VI семестр 2 часа
VII семестр 4 часа
VIII семестр 6 часов
IX семестр 4 часа
X семестр 2 часа
ИТОГО: 26 часов
2.2. Практические занятия: наименование тем, их содержание, объем в часах.
Проведение практических занятий по фармакологии со студентами фармацевтического факультета включает:
1.Проверку выполнения студентами домашнего задания по фармакотерапии (выписывание рецептов, проверка выписанных рецептов) и фармакодинамике в соответствии с материалом методических разработок для студентов
2.Проведение фронтального опроса по основным вопросам фармакодинамики, особенностям применения препаратов в практике
3.Выполнение заданий по УИРС, включающих:
а) решение ситуационных и этапных задач по теме
б) реферативные сообщения по предлагаемым темам с использованием дополнительной литературы
Демонстрация учебных фильмов по темам занятий
Подведение итогов занятия
I. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
1.Общая фармакология. Фармакокинетика.
Пути введения лекарственных веществ. Всасывание, распределение и депонирование лекарственных веществ в организме. Биотрансформация лекарственных веществ. Пути выведения лекарственных веществ из организма. Математическое моделирование фармакокинетических процессов. Оптимизация дозирования лекарственных веществ. Фармакологические эффекты, локализация и механизмы действия лекарственных веществ. Повторное применение лекарственных веществ. Комбинированное применение и взаимодействие лекарственных веществ
2 часа
II. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕРИФЕРИЧЕСКУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ
2. Средства, влияющие на холинорецепторы
Строение холинергического синапса. Этапы медиации. Классификация лекарственных средств, влияющих на М - холинорецепоры. Фармакодинамика, отрицательное действие. Классификация средств, влияющих одновременно на М- и Н- холинорецепторы. Антихолинэстеразные средства, фармакодинамика, клиническое применение, клиника острого отравления ФОС, меры помощи.
2 часа
3. Средства, влияющие на никотиночувствительные холинорецепторы.
Классификация, показания для применения. Фармакологические эффекты, сравнительная характеристика препаратов ганглиоблокаторов и миорелаксантов.
2 часа
4. Средства, влияющие адренергические синапсы.
Структура адренергического синапса и этапы адренергической медиации. Адреномиметические средства прямого и косвенного действия. Фармакологические эффекты. Классификация, фармакологические эффекты и применение в медицинской практике антиадренергических средств. Фармакодинамика симпатолитиков, отличие от адреноблокирующих препаратов, побочные эффекты.
2 часа
III. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ
5. Введение в наркологию. Снотворные средства. Противосудорожные средства
Спирт этиловый, применение различных концентраций в медицине. Снотворные средства, классификация, сравнительная характеристика фармакодинамики снотворных, побочных эффектов различных препаратов, в т.ч.- способности вызывать лекарственную зависимость. Классификация противоэпилептических средств, их фармакодинамика, применение при различных формах эпилепсии.
2 часа
6. Анальгетики центрального и периферического действия
Механизмы передачи болевых импульсов, способы фармакологического воздействия на ноцицепцию. Классификация наркотических анальгетиков по источникам получения, химической структуре, типам действия на опиатные рецепторы. Сравнительная характеристика природных и синтетических препаратов, механизм обезболивающего действия. Применение в медицинской практике, отрицательное действие. Медицинские и социально-правовые аспекты опиоидной наркомании, роль провизора в решении этой проблемы.
Механизмы анальгетического, жаропонижающего и противовоспалительного действия ненаркотических анальгетиков. Сравнительный анализ эффективности анальгезирующего действия наркотических и ненаркотических анальгетиков. Отличительные особенности препаратов разного химического строения.
2 часа
7. Психотропные средства угнетающего типа действия
Получить представление о спектре фармакологических эффектов, классификации, применении в психоневрологической и общеврачебной практике антипсихотических, анксиолитических средств. Использование транквилизирующих препаратов в комплексе подготовки больных к хирургической операции. Побочные эффекты препаратов, в т.ч. - возможность развития лекарственной зависимости при применении анксиолитиков.
2 часа
8. Психотропные средства стимулирующего типа действия.
Углубить представление о фармакологических эффектах, показаниях к применению, спектре побочного действия антидепрессантов. Психостимулирующие средства, классификация, механизмы действия, влияние на органы и системы. Сравнительная характеристика препаратов, применение и побочные эффекты.
2 часа
IV. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
9. Средства, влияющие на функции органов дыхания
Получить представление об основных группах лекарственных средств, воздействующих на органы дыхания, фармакодинамике, показаниях для применения, отрицательном действии. Характеристика наркогенного действия кодеина. Сравнительные параметры различных противокашлевых, отхаркивающих, бронхолитических препаратов.
2 часа
10. Средства, влияющие на функции желудочно-кишечного тракта
Получить представление о лекарственных средствах, влияющих на аппетит, применяющихся при нарушениях секреторной функции желез желудка, рвотных и противорвотных средствах. Знать классификации препаратов, механизмы реализации их основных фармакологических эффектов, применение в медицине, осложнения.
2 часа
11. Кардиотонические средства.
Закрепить знания о кардиотонических средствах гликозидной и негликозидной природы. Кардиальные и экстракардиальные эффекты сердечных гликозидов, механизмы их реализации. Проявления интоксикации сердечными гликозидами, принципы коррекции передозировки.
2 часа
12. Антиангинальные средства.
Усвоить классификацию антиангинальных средств, принципы терапии ишемической болезни сердца, отрицательные эффекты препаратов-нитровазодилататоров, средств аденозинового механизма действия.
2 часа
13. Антигипертензивные средства.
Углубить знания о классификации средств, понижающих системное артериальное давление, фармакодинамике препаратов, особенностях их клинического использования. Запомнить проявления отрицательного действия препаратов, основные противопоказания.
2 часа
14. Мочегонные средства.
Знать классификацию диуретических средств, локализацию их действия в различных отделах нефрона, скорость проявления и силу мочегонного действия. Показания для применения диуретиков, в т.ч. - в комплексной терапии острых отравлений, основные побочные эффекты, способы их профилактики и коррекции.
2 часа
15. Средства, влияющие на гемопоэз
Иметь представление о средствах, влияющих на кроветворение. Изучить лекарственные средства, стимулирующие эритро - и лейкопоэз
2 часа
16. Средства, влияющие на гемостаз.
Изучить лекарственные средства, понижающие и повышающие свертывание крови. Средства, применяющиеся для остановки кровотечений. Фармакодинамика гемостатиков системного и местного действия, антифибринолитических средств. Применение препаратов, повышающих свертывание крови, для профилактики и остановки кровотечений в медицинской практике. Характеристика средств, применяющихся для предотвращения и лечения тромботических состояний, применение, побочные эффекты.
2 часа
V. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ И ОБМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
17. Гормональные препараты.
Изучить основные свойства гормональных препаратов полипептидной, аминокислотной и структуры, их влияние на обменные процессы и проявления неспецифического фармакологического действия. Применение гормональных препаратов щитовидной железы и антитиреоидных средств. Препараты инсулина и синтетические противодиабетические средства. Изучить основные свойства глюкокортикоидов, их влияние на обменные процессы и проявления неспецифического фармакологического действия. Побочные эффекты гормональных препаратов, основные противопоказания.
2 часа
18. Средства, влияющие на иммунные процессы.
Знать противовоспалительные средства стероидной и нестероидной структуры, их фармакодинамику, побочные эффекты. Особенности применения противовоспалительных средств, основные противопоказания.
Углубить знание о фазах аллергических реакций немедленного и замедленного типа, знать классификацию и механизмы действия противоаллергических средств в зависимости от влияния на фазы реакций ГНТ и ГЗТ. Антигистаминные средства, особенности фармакодинамики, применение, отрицательные эффекты. Характеристика противоаллергического действия препаратов глюкокортикоидов, использование при анафилактическом шоке.
2 часа
VI. ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
19.Сульфаниламидные препараты. Синтетические противомикробные средства разной химической структуры.
Углубить представление о строении, механизме и спектре бактериостатического действия, сравнительной эффективности, показаниях для назначения и отрицательном действии сульфаниламидных средств. Характеристика противомикробных препаратов-производных нитрофурана, 8-оксихинолина, хинолона.
2 часа
20. Антибиотики.
Получить четкое представление об антибиозе, делении антибактериальных препаратов по химической структуре, механизму антибактериального действия, спектру и типу действия, первоочередности клинического применения. Антибиотики, нарушающие синтез клеточной стенки: пенициллины, цефалоспорины, препараты, комбинированные с ингибиторами β-лактамаз. Особенности механизма действия, показания для применения, осложнения. Характеристика тетрациклинов, макролидов, аминогликозидов. Осложнения антибиотикотерапии. Препараты, нарушающие функции цитоплазматических мембран возбудителей. Применение, побочные эффекты.
2 часа
21. Противовирусные препараты.
Изучить противовирусные средства различной химической структуры, механизмы их действия, применение для профилактики и терапии вирусных инфекций, возможные осложнения.
2 часа
22. Противогрибковые средства.
Характеристика противогрибковых средств, механизмы действия, спектр антимикозной активности, показания к применению. Антибактериальные средства и препараты синтетического ряда, применяющиеся при грибковых поражениях кожи, ее придатков и слизистых оболочек.
2 часа
ФОРМУЛЯРНАЯ СИСТЕМА
23. Составление формулярных списков и справочников.
Источники информации, используемые при составлении формулярных списков и справочников. Использование данных фармакоэкономического анализа и биостатистики.
Основные понятия и определения фармакоэкономики. Классификация затрат. Методы фармакоэкономического анализа. Фармакоэкономические исследования и расчеты в зависимости от вида экономической оценки (анализа).
2 часа
24. Составление и обсуждение кратких аннотаций на ЛС по информационным материалам по данному препарату.
Структура аннотации на ЛС. Виды информационных материалов и работа с ними при составлении аннотации на ЛС.
2 часа
Итого: 48 часов
3. Учебно-методические материалы.
3.1. Основная и дополнительная литература.
3.1.1. Основная.
1. Фармакология. Учеб. для вузов. / под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-
Медиа, 2005. – 591 с.
2. Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.
3. Д.А. Харкевич. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.:
ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.
4. Д.А. Харкевич. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 8-е изд. перераб., доп. и испр. - М.:
ГЭОТАР - Медиа, 2007. – 735 с.
5. Д.А. Харкевич. Фармакология с общей рецептурой: Учеб. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.:
МИА, 2005. – 440 с.
3.1.2. Дополнительная.
-
Арушанян Э.Б. Хронофармакология. Ставропольская гос. мед. акад. - Ставрополь, 2000.- 424 с.
-
Брюханов В.М., Зверев Я.Ф., Госсен И.Е.. Тесты по фармакологии: Учеб. пособие для вузов - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. -392 с.
-
Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие. – М.: Физматлит, 2006.- 702 с.
-
Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.
-
Зборовский А.Б. Неблагоприятные побочные эффекты лекарственных средств: научное издание: А.Б.Зборовский, И.Н.Тюренков, Ю.Б.Белоусов. – М..: Медицинское информационное агентство, 2008 – 656 с.
-
Катцунг Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: в 2 томах: Учебное пособие. – М., СПб.: Диалект, - 2008. -1т./ под ред. Бертрама Г. Катцунга; пер с англ. Под ред. Э.Э. Звартау. - 2-е изд. перераб. и доп.– 2008. – 648с.; 2т./под ред. Бертрама Г. Катцунга; пер. с англ. Под ред. Э.Э. Звартау. –2-е изд. перераб. и доп. - 2008. – 784 с.
-
Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.
-
Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976 с.
-
Левин О.С. Основные лекарственные средства, применяемые в неврологии: справ. / О.С. Левин. – М.: МЕДпресс, 2006. – 336 с.
-
Майский В.В. Фармакология для студентов: 288 вопросов и ответов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 96с.
-
Майский В.В. Элементарная фармакология: учеб. пособие/ В.В. Майский. –М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008 – 544с.
-
Машковский М.Д. “Лекарственные средства. Пособие для врачей” - 15-е изд. перераб., испр. и доп. - М., Новая волна: Издатель Умеренков , 2008. – 1206 с.
-
Метаболизм лекарственных средств. Научные основы персонализированной медицины: рук. Для врачей / В.Г.Кукес, С.В.Грачев, Д.А.Сычев и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 304 с.
-
Мирошниченко И.И.. "Основы фармакокинетики" - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 192с.
-
Наркология: нац. рук./ под ред. Н.Н.Иванца, И.П.Анохиной, М.А.Винниковой. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 720 с.
-
Нейропротекция при острой и хронической недостаточности мозгового кровообращения: сб. науч. статей / под ред. А.А.Скоромца, М.М.Дьяконова. – СПб.: Наука, 2007. – 200с.
-
Нил М.Дж. Наглядная фармакология учеб. пособие/ М.Дж Нил Под ред. Р.Н.Аляутдина; пер. с англ. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.- 104 с.
-
Рациональная фармакотерапия аллергических заболеваний: рук. для практ. врачей / под ред. Р.М.Хаитова, Н.И.Ильиной, Т.В. Латышевой и др. – М.: Литерра, 2007. – 504с.
-
Регистр лекарственных средств России РЛС. Энциклопедия лекарств. Вып. 14: Энциклопедия лекарств; Ежегод. сб. - М.: 2006. – 1392 с.
-
Российский национальный педиатрический формуляр: справ. изд./гл. ред. А.А.Баранов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 912 с.
-
Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии/ под ред. Д.А. Харкевича. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: МИА, 2004. -452 с.
-
Руководство по рациональному использованию лекарственных средств (формуляр)/ Под ред. А.Г. Чучалина, Ю.Б. Белоусова, Р.А. Хабриева и др. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 768с.
-
Руководство по использованию лекарственных средств: Для врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 769с.
-
Руководство по фармакологии: учеб. пособие / под ред. А.Г.Муляра. – М.: Ч.1:Общая рецептура. Препараты, влияющие на вегетативную и афферентную нервную систему. – 2007. - 316 с.
-
Середенин С.Б. Лекции по фармакогенетике: Учеб. пособие для вузов. - М.: МИА, 2004. -303 с.
-
Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., пераб., испр. и доп. - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.
-
Справочник Видаль 2006: Лекарственные препараты в России. – 12-е изд. - М.: АстраФармСервис, 2006. – 1473 с.
-
Тесты для подготовки к экзамену по курсу «Фармакология» для студентов фармацевтических вузов (факультетов): тесты/ сост. В.К. Данилова, Т.М. Коньшина, С.А. Шеленкова. – Пермь: 2008. – 153с.
-
Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 560 с.
-
Фармакология. Рук-во к лабораторным занятиям: учеб. пособие. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 400 с.
-
Фармакотерапия в неврологии и психиатрии / под ред. С.Д. Энна, Дж. Т.Койла, пер. с англ. под ред. О.С.Левина. – М.:МИА, 2007. - 800с.
-
Энтони П.К. Секреты фармакологии: Учеб. пособие для вузов / перевод с англ.: под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2004.- 384 с.
3.2. Перечень наглядных пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.
3.2.1. Диапозитивы.
-
Общая фармакология. Под ред. В.Ф.Давыдова. М.,1979
-
Д.А.Харкевич, В.В.Майский. Задание по фармакологии. М., 1974, Ч.I-VI
-
Д.А.Харкевич и соавт. Этапные задачи по фармакологии. М.,1981,Ч. I-III
-
С.В.Золотухин. Готовые лекарственные формы. М., 1980, Ч. I-IV
-
Лекарственные растения. М., 1980, Ч. I-III.
3.2.2. Набор таблиц по темам лабораторных занятий:
-
Холинергический синапс
-
Строение холинэстеразы и взаимодействие с ацетилхолином
-
М-холиномиметики и М-холинолитики
-
Антихолинэстеразные вещества
-
Реактиваторы холинэстеразы
-
Адренергический синапс
-
Адреномиметики
-
Основные эффекты адреномиметиков
-
Адреномиметики и адренолитики
-
Н-холиномиметики и Н-холинолитики
-
Вещества, вызывающие наркоз
-
Наркотические анальгетики
-
Ненаркотические анальгетики
-
Нейролептики фенотиазинового ряда
-
Психотропные средства
-
Психотонические средства
-
Сердечные гликозиды
-
Гипотензивные средства
-
Средства, применяемые при ИБС
-
Местоанестезирующие средства
-
Диуретические средства
-
Антикоагулянты
-
Активаторы и ингибиторы фибринолиза
-
Сульфаниламидные препараты
-
Антибиотики
3.2.3. Стенды
-
Программа по фармакологии
-
Галерея портретов ученых-фармакологов
-
Образцы рецептурных бланков и рецептов на лекарственные формы
-
Формулы для расчета доз лекарственных средств детям
-
Местноанестезирующие средства
-
Фармакология веществ медиаторного действия
-
М-холиномиметики
-
Н-холиномиметики и Н-холинолитики
-
Адреномиметики
-
Фармакология ЦНС
-
Снотворные средства
-
Наркотические средства
-
Противопаркинсонические и противоэпилептические средства
-
Психотропные вещества
-
Аналептики
-
ГАМК-эргические средства
-
Сердечные гликозиды
-
Гормоны
-
Гормоны. Ферменты
-
Витамины
-
Химиотерапевтические средства
-
Антибиотики
-
Противотуберкулезные средства
3.2.4. Шкафы с выставленными образцами лекарственных препаратов по темам лабораторных занятий
3.2.5. Методические разработки для подготовки студентов к лабораторным занятиям по темам 1 – 24.
3.2.6. Методические разработки для преподавателей по темам 1 – 24, включающие:
а) методическую разработку для подготовки студентов к лабораторным занятиям
б) методическую разработку для преподавателей по проведению лабораторного занятия
в) список материального оснащения лабораторного занятия
г) образцы разработки алгоритмов на механизмы действия рассматриваемых групп фармакологических средств
д) этапные задания и ситуационные задачи
е) задания для проведения индивидуального контроля знаний студентов
3.2.7. Список тем для подготовки студентами обзорных сообщений по наиболее актуальным проблемам дисциплины
3.2.8. Индивидуальные задания для проведения контроля знаний студентов по темам 1 – 24
3.2.9. Технические средства
Диапроектор “Витязь” – 3 шт.
Диапроектор “Свет” – 3 шт.
Экран - 3 шт.
Компьютер
Ноутбук
3.2.10 Медиа презентации
-
Презентация «Индукторы интерферона»
-
Презентация «Антиоксидантная терапия инсультов»
-
Презентация «Средства для лечения остеопороза»
-
Презентация «Ингибиторы АПФ»
-
Презентация «Седативные средства»
-
Презентация «Средства для лечения ВИЧ-инфекций»
-
Презентация «Реамберин в клинической практике»
-
Презентация «Отечественные витамин-минеральные комплексы»
-
Презентация «Блокаторы кальциевых каналов»
-
Презентация «Фармакология иммуномодуляторов»
-
Презентация «Особенности лекарственной терапии у беременных»
-
Презентация «Дезинтоксикационная терапия в практике хирурга»
-
Презентация «Ферментные препараты, применяющиеся при нарушениях экзокринной функции поджелудочной железы (Пензитал)»
-
Презентация «Комбинированные анальгетики (Ревалгин)»
-
Презентация «Ингибиторы протонной помпы (Омепразол)»
-
Презентация «Антибактериальные препараты из группы азалидов (Азитрал)»
-
Презентация «Новые гиполипидемические средства (Липримар)»
3.2.11 Федеральные законы, приказы и распоряжения
-
Приказ №110 от 12 февраля 2007 " О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
-
ФЗ N 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»
-
Распоряжение Правительства РФ №376-р от 29.03.2007 Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств
-
Приказ №330 от 12 ноября 1997 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ"
-
Приказ №472 "О перечне лекарственных средств списков А и Б"
-
Приказ №578 от 13.09.2005 г "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача"
-
Приказ №493 "О внесении изменений в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России № 578 от 13.09.2005 г
-
Приказ №823 от 4 декабря 2006 «О внесении изменений в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача»
-
Письмо N 294-22/24 "Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача"
Поделитесь с Вашими друзьями: |