Программа мастер-класса педагога-психолога
МАОУ СОШ №1 им.И.А.Куратова г. Сыктывкара
Степановой И.Ф.
«Использование кинетического песка в коррекционных, развивающих и диагностических мероприятиях с младшими школьниками, педагогами и родителями»
Содержание данного мастер-класса направлено на представление одного из разделов работы педагога-психолога с учащимися, обнаружившими когнитивный дефицит. По результатам диагностического исследования выявлено 8% учащихся из общего количества первоклассников в 2015 г, которые обнаружили:
- несформированность пространственных отношений;
- нарушение зрительно-моторной координации;
- несформированность знаний о геометрических фигурах и формах;
-ризкий темп усвоения материла по предметам «Чтение», «Математика»;
-низкая учебная мотивация.
Одним из методов коррекции обнаруженных нарушений является интегративная модифицированная терапия на основе кинетического песка. Преимуществомданного метода является полифункциональность: игры с кинетическим песком могут решать как коррекционные и развивающие задачи, так и использоваться для отработки актуального эмоционального состояния. А также песочная терапия имеет огромный потенциал как один из диагностических проективных методов и может использоваться в комплексе мероприятий в работе как с детьми, так со взрослыми.
Кроме этого, игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого- педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Он может здесь найти решение или изменить свое отношение к конфликтным ситуациям со сверстниками или взрослыми. Игра с песком полезна для развития мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей. В условиях общеобразовательной школы не только педагог-психолог может использовать песочницу, но и педагоги, прошедшие специальную подготовку и родители для самостоятельных занятий с детьми. Таким образом, мастер-класс по песочной терапии является эффективной формой профессионального обучения педагогов-психологов и педагогов.
Актуальность мастер-класса.
Актуальность данного мастер-класса обусловлена доминирующей целью психологических знаний в содержании и организации образовательной среды.
Практическая значимость.
Участие в данном мастер-классе даст педагогам возможность обогатитьсвой педагогический опыт, активизировать творческий потенциал, повысить уровень профессиональной компетентности.
Инновационность
В мастер-классе используется инновационный материал – кинетический песок. Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.
Цель мастер-класса.
Целью данного мастер-класса является создание условий для отработки практических навыков работы по песочной терапии, повышения профессионального уровня педагогов-психологов и педагогов.
Задачи мастер-класса.
-
Познакомить участников с технологией песочной терапии;
-
Познакомить участников с возможностями использования кинетического песка в развивающих и коррекционных занятиях с детьми;
-
Обучить практическим навыкам работы с кинетическим песком;
-
Способствовать развитию навыков диагностики и консультирования с использованием метода песочной терапии.
Материалы и оборудование.
Для проведения мастер-класса необходимы следующие материалы: ноутбук, видеопроектор, ванночки , специализированный кинетический песок sandplay, набор миниатюрных фигурок, индивидуальные бланки для рефлексии.
Организационная форма.
Количество участников: 10-15 участников. Длительность мастер-класса -0, 5 часа.
Ожидаемые результаты
Повышение компетентности участников мастер-класса в области песочной терапии.
Предполагаемые трудности
Возможные трудностипри проведении мастер-класса связаны с особенностями проективных методов работы в песочной терапии. Для исключения ошибок при работе с данным направлением терапии в качестве диагностического и терапевтического метода требуется высокий уровень профессионализма педагога.
Структура мастер-класса:
-
Презентация: основные научные идеи, характеристика метода.
-
Использование кинетического песка в коррекционно-развивающих занятиях с детьми.
-
Имитационная игра с участниками мастер-класса с демонстрацией методов работы с учащимися.
-
Игра «Картина мира» с участниками мастер-класса, обсуждение результатов.
-
Обратная связь от участников мастер-класса.
Программа мастер-класса
-
Основные научные идеи, характеристика метода.
Педагог-психолог: Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников мастер-класса). Педагог-психолог: Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых. Вспомните, какое удовольствие водить ладонями по песку, а самое увлекательное строить из него волшебные замки и ощущать покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой. А главное – время совершенно не ощущается при взаимодействии с песком. Сегодня на мастер-классе я постараюсь познакомить Вас с одним из направлений арт-технологии – песочной терапией (sand-play) с использованием кинетического песка и показать возможности ее использования в работе с детьми младшего школьного возраста, а также с родителями и педагогами. Дональд Сандер, известный песочный терапевт, говорит: «В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери веду в бессознательное и скрытые в нем тайны». В свою очередь, швейцарский аналитик, создатель песочной терапии, Дора Калфф, утверждает: «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Принцип «терапии песком» был предложен еще К.Г. Юнгом, основателем аналитической психологии. Формирование концепции «песочной терапии» (или «sandplay» дословно – песочная игра) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - психологи СПб Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме.
В 2013 году шведскими учеными разработан интересный инновационный материал – (kinetic sand) кинетический песок, состоящий из чистого кварцевого песка и полимерных материалов в разных пропорциях. Состав кинетического песка дает возможность удерживать песчинки и они рассыпаются иначе, чем обычный песок, добавляя свойства пластичности, рассыпчатости и полувлажности одновременно. Кинетический песок гипоаллергенен, нетоксичен, не требует дополнительной обработки в использовании и обладает антибактериальными свойствами.
Преимущества песочной терапии с использованием кинетического песка:
-
Доступность материала;
-
Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения;
-
Экономия профессиональных ресурсов специалиста за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.
-
Использование кинетического песка в коррекционно-развивающих занятиях с детьми.
Песочную терапию можно использовать в работе с детьми от трех лет со следующим спектром проблем:
различные формы нарушений поведения;
сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками;
психосоматические заболевания;
повышенная тревожность, страхи;
сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (школа, друзья);
неврозы.
- нарушения в когнитивной и эмоциональной сферах.
Во время занятий детей с песком наряду с развитием мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка;
2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к проведению занятий;
3. Отсутствие в анамнезе диагноза эпилепсия или шизофрения, невроза навязчивых состояний;
4. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных и легочных заболеваний, порезов на руках.
Автор этого метода, Дора Калфф, считает главным принципом, положенным ею в основу работы - «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент - ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно ведь игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Ребенок, играя, создавая мир, всегда показывает, что его волнует на данный момент. Песочница, комната и, конечно, психолог, создают у ребенка чувство безопасности, защищенности. В такой особой атмосфере психолог «слушает» игру ребенка, помогая любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию проиграть в песочнице. Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.
Для организации занятий традиционной песочной терапией понадобится:
1. Ящик для песка (песочница) стандартного размера (50см х 70см х 8см). Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет – это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие. Однако преимуществом использования кинетического песка является то, что можно не использовать специальную песочницу – песок не рассыпается, работать можно просто на столе.
2. Кинетический песок.
4. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов (лучше не выше 10-12 см., такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия).
В песочной терапии обычно применяют следующие предметы: люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.; животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млеко- питающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) – т.е. разнообразные представители животного мира; растения - деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и натуральные растения; объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния; объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты; аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, монетки; естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.
В песочнице Вы самостоятельно можете: рисовать на песке палочкой; возводить на поверхности песка разного рода рельефы (холмики, горки, долины, впадины, бордюры, домики, рвы и т.д.); рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке; расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или небытия.
-
Имитационная игра с участниками мастер-класса с демонстрацией методов работы с учащимися.
Педагог-психолог: Давайте перейдем к практической части нашего мастер- класса. Вначале давайте познакомимся с песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок на листе. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было? (ответы участников). Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.
Упражнение «Сапер». В песок закапывается любой предмет. Каждый участник по очереди откапывает предмет. В процессе раскопок участник должен догадаться, что было закопано.
Упражнение «Спички».Спички разбрасываются на поверхность песка,дети называют в каком направлении смотрят головки спичек. Упражнение «Картина мира».
Педагог-психолог: Выберите фигурки и предметы, которые привлекают ваше внимание. Постройте на песке картину вашего мира, дайте название, расскажите историю. Участники выполняют задание, после этого происходит обсуждение и психологический анализ.Когда клиент выбирает фигурки для создания песочной композиции, происходит перенос внутренних психических процессов на миниатюрные предметы. Он может идентифицировать себя с какой-либо фигурой, наделить ее желанными качествами и через нее проводить в жизнь новые сценарии, даже самые несбыточные. Кроме этого, можно моделировать и создавать свое окружение, подбирая в друзья или недруги соответствующих игрушечных персонажей. Последовательность появления и местоположение фигурок дает психологу массу полезной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего-то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно. Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее. Самым главным считается то, что сам автор думает по поводу фигур.
Для анализа картин можно использовать аналитическую карту.
Аналитическая карта (для праворуких)
Левый верхний угол. Прошлое, процессы. Воспоминания либо мысли о доме, матери, др.значимой женщине
|
Центральная часть, верх. Настоящее. То, о чем думает сейчас, фантазирует.
|
Правый верхний угол. Будущее. Мечты, планы, мысли о взаимодействии в социуме. С отцом, другими мужчинами.
|
Левая часть, центр. Прошлые эмоции, переживания, связанные с домом, матерью.
|
Центр. Сосредоточены самые важные фигуры. Это актуальное эмоциональное состояние, нечто очень важное.
|
Правая часть, центр. Отражает стремление, желание автора.
|
Левый нижний угол. Действия в прошлом., связанные с домом, матерью, др.значимыми женщинами
|
Центр, нижняя часть. Действия, реализуемый в данный момент.
|
Правый нижний угол. Действия, возможные в будущем. Действия с соц.окружением и др.значимыми мужчинами.
|
-
Обратная связь от участников мастер-класса.
Педагог-психолог: Мастер-класс подошел к концу, хочется попросить вас про- анализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезным для вашей работы? Что показалось трудным. В условиях школы не только педагог-психолог может использовать арт-технологию Sandplay, но и педагоги могут проводить развивающие игры на песке, являющиеся более эффективными, чем стандартные приёмы обучения. Кроме того, данный метод рекомендован родителям для совместных занятий с детьми.
Использованная литература
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010. – 74 с.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Инсти- тут специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. 3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011. – 61 с.
Приложения:
Поделитесь с Вашими друзьями: |