"Логопедический квест как форма организации коррекционной работы по речевому развитию дошкольников с ОНР "
Одной из задач, стоящих перед современными логопедами, является выбор эффективных методов и приёмов работы с детьми, внедрение в практику инновационных форм работы.
И сегодня я хочу рассказать вам об одном из современных игровых форматов - логопедическом квесте, который даёт детям возможность экспериментировать, получать и синтезировать новые знания, мотивирует и создает условия для углубленного развития речи, развития творческих способностей и коммуникативных навыков, а также позволяет родителям стать более активными участниками образовательного процесса.
ФГОС ДО, базирующийся на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности - образовательная деятельность в формате квеста замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Возможно ли использование квеста в работе с детьми, имеющими ОНР? Безусловно, да! Только содержание, задания, и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дошкольники, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут.
Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого).
В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. Для того чтобы добиться цели, дети должны последовательно решать определенные задачи или загадки, выполнять упражнения. Квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой.
Квест может быть, как краткосрочным, в рамках одного занятия, так и долгосрочным, занимающие неделю, месяц, квартал. Я же в своей работе использую квесты краткосрочные.
Традиционную форму проведения коррекционных занятий можно заменить на логопедические квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квета, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны квесты как проведение итогового занятия по изученной лексической теме.
Для этого логопеду следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; совместное прочтение пиктографического текста и т. д.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, имеющих ОНР, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов) в решении логопедических задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
Наши наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику квест-технологии помогли дошкольникам с ОНР справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировали речевое общение.
Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.
Жолобова Марина Александровна,
учитель-логопед МБДОУ
Детский сад №112
Поделитесь с Вашими друзьями: |