Программа экологического воспитания школьников мбоу г. Владимира



Дата01.10.2017
Размер105 Kb.
ТипПрограмма

Программа экологического воспитания школьников МБОУ г. Владимира

"Средняя общеобразовательная школа № 42"

Афонина Любовь Александровна, заместитель директора по ВР

Орлова Наталья Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель биологии



I. Характеристика общеобразовательного учреждения

МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 42» основана в 1995 году.


Школа расположена в микрорайоне Юрьевец города Владимира. В школе обучается 735 учащихся. Режим занятий – одна смена с 8.30 до 15.30.
В школе 27 классов-комплектов. На базе школы действуют кружки экологической направленности: «Цветочный дизайн», «Экология здоровья», «Экологическая безопасность», факультатив «Экологические проблемы современности», библиотека с читальным залом; школьный оздоровительный лагерь «Непоседы», организована работа Досугового центра «Прометей», дополнительного образования ДК Маяковского: клуб «Почемучка» и клуб «Хочу все знать».

II. Аналитическая записка

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, в рамках новых стандартов ФГОС к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы экологического воспитания. Не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.


Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

III. Цель и задачи Программы

Цель:  создание широких возможностей для творческой самореализации личности в рамках экологической безопасности на пользу себе и обществу.

Задачи:

  • воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовно-нравственного развития личности;

  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

  • развитие таланта и способностей как особой ценности;

  • формирование здорового образа жизни учащихся.

IV. Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания – создание модели выпускника МБОУ «СОШ № 42» , обладающего экологической культурой.



Модель выпускника

МБОУ «СОШ № 42»

обладающего экологической культурой.



V.   Содержание Программы экологического воспитания

Программа экологического воспитания школьников МБОУ СОШ №42 включает следующие   направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.



Направление «Экология природы»

 

Младший школьник
(1–4 классы)


Подросток
(5–8 классы)


Старшеклассник
(9–11 классы)


Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Альтернатива живой ели», «Моя малая Родина» - уборка территории микрорайона, «Живи Родник», «Ты – Владимирец»
Тематические праздники «Праздник урожая», «День птиц», «День воды», «День Земли»
Конкурс экологических рисунков и плакатов, поделок «Экосумка».
Конкурс экологических агитбригад.

Экскурсии в природу. «Путешествие в волшебный мир растений».



Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

Обследование флоры пришкольной территории.

Опытническая работа на УОУ.



Экологический мониторинг. Выращивание на
пришкольном участке лекарственных трав. Научно-исследовательская деятельность.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека.

Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.

Экологические проекты

Родничок.

Зеленый класс. «Жалобная книга» природы.



Экологическая почта. Не проходите мимо! Чистый двор. Школьный дворик. Чистый микрорайон.

Экологический паспорт пришкольной территории.

Классные часы, беседы

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Владимирской области»,

«О чем рассказали деревья?», «Памятники животным».



«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».

Посещение музея природы г.Владимир. Лосефермы, зообазы, дельфинария, зоопарка - город Москва

ДОО «Республика Детства»

Кружки «Цветочный дизайн», «Экологическая безопасность», «Рукодельница», деятельность «Зеленого патруля», просветительская деятельность в микрорайоне, опытническая деятельность на пришкольном участке.
ДОО «Светлячок» - «Эко - проект» - «Общество любознательных» (1–4 классы), ДОО «Солнце в ладошах» - «Творческие мастерские» (5–7 классы), «Исследовательская работа» (8–11 классы) – Совет Старшеклассников.
«Природоохранная деятельность нашей школы», «Памятники природы города Владимира и его окрестностей» и др.; поисковая работа. Областная филармония г. Владимира : музыкально-познавательные программы Видеолекторий: познавательные программы», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» и др. – ВПОО «Милосердие и порядок»
Летний экологический отряд. Зеленый патруль.

Работа с семьей

Родительская конференция: «Экологическая безопасность школы»
Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе», «Осенняя неделя Добра», «Весенняя неделя Добра». «Экологическая безопасность», «Зверье мое» - мы в ответе за тех, кого приручили.

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей за качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Направление «Экология здоровья»

 

Младший школьник
(1–4 классы)


Подросток
(5–8 классы)


Старшеклассник
(9–11 классы)


Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы, культуру быта и полноценного питания. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.

Формировать экологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников.
Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года).
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.

Формы работы с классом

Оформление классных уголков, информационных экологических листовок.
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» , «Дети и лесные пожары», «Правила поведения на воде».

Психологические Тренинг «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».

Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут».- спортивная секция «Радиопеленг».

«Мы выбираем жизнь» «Береженного…бережёт» «Скажи наркотикам нет» Военизированные и спортивные игры. Организация работы летних трудовых отрядов.

Классные часы, беседы

«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»

«Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».

«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?»

Деятельность Досуговых центров города Владимира и «ДК Маяковского»

Спортивные секции: футбол, волейбол, хоккей, легкая атлетика.
Кружки: Юные инспекторы дорожного движения, ДЮП, спасатели..
Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Видеолекторий: познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» , «Урок Чемпиона», «Урок юридической грамотности».

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Информационная безопасность детей», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.

Заповеди

Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.

Предполагаемый результат

Осознание учащимися значимости физического здоровья для будущей жизни в реализации семейных ценностей, развития нравственных качеств, профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества детей, занимающихся в спортивных секциях.

Направление «Экология души»

 

Младший школьник
(1–4 классы)


Подросток
(5–8 классы)


Старшеклассник
(9–11 классы)


Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».

Общешкольные творческие дела

Интеллектуальный марафон. Участие в предметных Олимпиадах. Фестиваль детского творчества и педагогических идей. « Я – Лидер»
Конкурс «Школьное созвездие». Рассвет Победы. Праздник «За честь, добро и справедливость».  Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Свет в окне»- помощь ветеранам. Акция «Сотвори добро» - посещение военного госпиталя и Детского дома г. Владимир

Классные часы, беседы.

«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».

«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми.

«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и  ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие проекты «Равнение на героев», «Диалог поколений», «Моя малая Родина»

Деятельность Досуговых центров

г. Владимира «Прометей», ДК Маяковского

Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров».
Экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия 

«На экране герои былин» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики. Общественная организация «Милосердие и порядок»


Областная филармония: музыкально-познавательные программы в рамках абонемента. Интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция.

Работа с семьей

Открытые занятия в рамках новых стандартов ФГОС «Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок, программ областной филармонии, экскурсий и видеолектория.

Заповеди

Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.

Предполагаемый результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

VI.   Мониторинг

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле,  к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде,  оказать помощь природе.
Каталог: uploads -> doc -> 0dd4
doc -> Наркотики и здоровье
doc -> Проектная работа по физике «Магнитные бури: мифы и реальность»
doc -> Наука об отрезвлении общества
doc -> Тесты по теме «Класс Птицы»
doc -> Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей
0dd4 -> Мкоу малышевская сош
0dd4 -> Урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 11 классе Тема урока: «Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница