Программа экологического воспитания школьников МБОУ г. Владимира
"Средняя общеобразовательная школа № 42"
Афонина Любовь Александровна, заместитель директора по ВР
Орлова Наталья Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель биологии
I. Характеристика общеобразовательного учреждения
МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 42» основана в 1995 году.
Школа расположена в микрорайоне Юрьевец города Владимира. В школе обучается 735 учащихся. Режим занятий – одна смена с 8.30 до 15.30.
В школе 27 классов-комплектов. На базе школы действуют кружки экологической направленности: «Цветочный дизайн», «Экология здоровья», «Экологическая безопасность», факультатив «Экологические проблемы современности», библиотека с читальным залом; школьный оздоровительный лагерь «Непоседы», организована работа Досугового центра «Прометей», дополнительного образования ДК Маяковского: клуб «Почемучка» и клуб «Хочу все знать».
II. Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, в рамках новых стандартов ФГОС к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы экологического воспитания. Не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
III. Цель и задачи Программы
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности в рамках экологической безопасности на пользу себе и обществу.
Задачи:
-
воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовно-нравственного развития личности;
-
формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
-
развитие таланта и способностей как особой ценности;
-
формирование здорового образа жизни учащихся.
IV. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – создание модели выпускника МБОУ «СОШ № 42» , обладающего экологической культурой.
Модель выпускника
МБОУ «СОШ № 42»
обладающего экологической культурой.
V. Содержание Программы экологического воспитания
Программа экологического воспитания школьников МБОУ СОШ №42 включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
|
Младший школьник
(1–4 классы)
|
Подросток
(5–8 классы)
|
Старшеклассник
(9–11 классы)
|
Цель:
|
Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности
|
Задачи:
|
Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
|
Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.
|
Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.
|
Общешкольные творческие дела
|
Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Альтернатива живой ели», «Моя малая Родина» - уборка территории микрорайона, «Живи Родник», «Ты – Владимирец»
Тематические праздники «Праздник урожая», «День птиц», «День воды», «День Земли»
Конкурс экологических рисунков и плакатов, поделок «Экосумка».
Конкурс экологических агитбригад.
Экскурсии в природу. «Путешествие в волшебный мир растений».
|
Формы работы с классом
|
Общение с природой
|
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.
|
Обследование флоры пришкольной территории.
Опытническая работа на УОУ.
|
Экологический мониторинг. Выращивание на
пришкольном участке лекарственных трав. Научно-исследовательская деятельность.
|
Экологические игры
|
Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека.
|
Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.
|
Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников.
|
Экологические проекты
|
Родничок.
Зеленый класс. «Жалобная книга» природы.
|
Экологическая почта. Не проходите мимо! Чистый двор. Школьный дворик. Чистый микрорайон.
|
Экологический паспорт пришкольной территории.
|
Классные часы, беседы
|
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».
|
«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Владимирской области»,
«О чем рассказали деревья?», «Памятники животным».
|
«Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение».
|
Посещение музея природы г.Владимир. Лосефермы, зообазы, дельфинария, зоопарка - город Москва
|
ДОО «Республика Детства»
|
Кружки «Цветочный дизайн», «Экологическая безопасность», «Рукодельница», деятельность «Зеленого патруля», просветительская деятельность в микрорайоне, опытническая деятельность на пришкольном участке.
ДОО «Светлячок» - «Эко - проект» - «Общество любознательных» (1–4 классы), ДОО «Солнце в ладошах» - «Творческие мастерские» (5–7 классы), «Исследовательская работа» (8–11 классы) – Совет Старшеклассников.
«Природоохранная деятельность нашей школы», «Памятники природы города Владимира и его окрестностей» и др.; поисковая работа. Областная филармония г. Владимира : музыкально-познавательные программы Видеолекторий: познавательные программы», «А сердце чистейшей породы» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель» и др. – ВПОО «Милосердие и порядок»
Летний экологический отряд. Зеленый патруль.
|
Работа с семьей
|
Родительская конференция: «Экологическая безопасность школы»
Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе», «Осенняя неделя Добра», «Весенняя неделя Добра». «Экологическая безопасность», «Зверье мое» - мы в ответе за тех, кого приручили.
|
Заповеди
|
Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.
|
Предполагаемый результат
|
Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей за качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.
|
Направление «Экология здоровья»
|
Младший школьник
(1–4 классы)
|
Подросток
(5–8 классы)
|
Старшеклассник
(9–11 классы)
|
Цель
|
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.
|
Задачи
|
Научить соблюдать гигиенические нормы, культуру быта и полноценного питания. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.
|
Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.
|
Формировать экологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций
|
Общешкольные творческие дела
|
Спартакиада школьников.
Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года).
Дни здоровья.
Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты.
Работа по благоустройству школы и ее территории.
|
Формы работы с классом
|
Оформление классных уголков, информационных экологических листовок.
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» , «Дети и лесные пожары», «Правила поведения на воде».
|
Психологические Тренинг «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты».
|
Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. Игра «Азимут».- спортивная секция «Радиопеленг».
|
«Мы выбираем жизнь» «Береженного…бережёт» «Скажи наркотикам нет» Военизированные и спортивные игры. Организация работы летних трудовых отрядов.
|
Классные часы, беседы
|
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?»
|
«Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит».
|
«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?»
|
Деятельность Досуговых центров города Владимира и «ДК Маяковского»
|
Спортивные секции: футбол, волейбол, хоккей, легкая атлетика.
Кружки: Юные инспекторы дорожного движения, ДЮП, спасатели..
Музей истории школы: музейные уроки и тематические занятия «Спортивные достижения нашей школы», «Видеолекторий: познавательные программы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Киножурнал «Ералаш» о здоровье» , «Урок Чемпиона», «Урок юридической грамотности».
|
Работа с семьей
|
Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Информационная безопасность детей», «Домашняя экология».
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Походы выходного дня.
|
Заповеди
|
Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.
|
Предполагаемый результат
|
Осознание учащимися значимости физического здоровья для будущей жизни в реализации семейных ценностей, развития нравственных качеств, профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества детей, занимающихся в спортивных секциях.
|
Направление «Экология души»
|
Младший школьник
(1–4 классы)
|
Подросток
(5–8 классы)
|
Старшеклассник
(9–11 классы)
|
Цель
|
Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника
|
Задачи
|
Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира.
|
Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире.
|
Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души».
|
Общешкольные творческие дела
|
Интеллектуальный марафон. Участие в предметных Олимпиадах. Фестиваль детского творчества и педагогических идей. « Я – Лидер»
Конкурс «Школьное созвездие». Рассвет Победы. Праздник «За честь, добро и справедливость». Деятельность органов детского самоуправления.
|
Формы работы с классом
|
Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Свет в окне»- помощь ветеранам. Акция «Сотвори добро» - посещение военного госпиталя и Детского дома г. Владимир
|
Классные часы, беседы.
|
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае».
|
«Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми.
|
«Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие проекты «Равнение на героев», «Диалог поколений», «Моя малая Родина»
|
Деятельность Досуговых центров
г. Владимира «Прометей», ДК Маяковского
|
Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Город мастеров».
Экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия
«На экране герои былин» и др., просмотр и обсуждение фильмов нравственно-этической проблематики. Общественная организация «Милосердие и порядок»
Областная филармония: музыкально-познавательные программы в рамках абонемента. Интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция.
|
Работа с семьей
|
Открытые занятия в рамках новых стандартов ФГОС «Школьный день вместе».
Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок, программ областной филармонии, экскурсий и видеолектория.
|
Заповеди
|
Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе.
|
Предполагаемый результат
|
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.
Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.
|
VI. Мониторинг
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Поделитесь с Вашими друзьями: |