проект
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Основы маркетинга
2012 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060301 Фармация.
Организация-разработчик:
ГОУ СПО Свердловский областной фармацевтический колледж.
Разработчик:
Каримова Нина Яновна – преподаватель дисциплины «Основы маркетинга».
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №_______ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
| ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5
| условия реализации примерной программы учебной дисциплины |
9
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10
|
-
паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы маркетинга
-
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060301 Фармация.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы маркетинга» является частью цикла общих профессиональных дисциплин (ОП-11) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 060301 Фармация углубленной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
производить маркетинговые исследования;
-
использовать инструменты маркетинга в практической деятельности;
-
составлять рекламные тексты с учетом требований к рекламе;
-
пользоваться основными законодательными актами и нормативно-правовыми документами, определяющими управление маркетинговой деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
концепции маркетинга;
-
основы ценообразования;
-
особенности фармацевтического рынка;
-
основы мерчандайзинга в аптеках:
-
жизненный цикл товара.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
75
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
50
|
в том числе:
|
|
лабораторные работы
|
0
|
практические занятия
|
36
|
контрольные работы
|
0
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
25
|
в том числе:
|
|
домашняя работа (работа с учебником, конспектирование)
|
25
|
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Основы маркетинга
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1.
|
Основные теоретические аспекты маркетинга
|
33
|
|
Тема 1.1.
Маркетинг.
Цели и задачи дисциплины. Сущность и содержание маркетинга
|
Содержание учебного материала
|
2
|
1
|
Понятие «маркетинг». История возникновения маркетинга. Предмет дисциплины, его цели и задачи.
|
2
|
2
|
Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке фармацевта углубленной подготовки.
|
3
|
Эволюция содержания и форм маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности. Отличие маркетинга от сбыта. Основные принципы маркетинга. Функции маркетинга. Основные требования к социально - этическому маркетингу.
|
Лабораторные работы
|
0
|
|
Практические занятия
|
0
|
Контрольные работы
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение дополнительного материала по указанной теме.
|
1
|
Тема 1.2. Рынок, как экономическая основа маркетинга. Фармацевтический рынок России, как часть мирового
|
Содержание учебного материала
|
6
|
1
|
Товарная структура рынка. Отличительные признаки товарных рынков. Рынок сбыта - основа маркетинговых исследований. Емкость товарного рынка.
|
3
|
2
|
Сегментация рынка потребительских товаров. Целевой сегмент рынка. Критерии сегментации рынка. Позиционирование товаров.
|
3
|
Анализ инфраструктуры мирового фармацевтического рынка. Региональная структура мирового фармацевтического рынка. Российский фармацевтический рынок как часть мирового.
|
4
|
Основные факторы, влияющие на объем и структуру российского фармацевтического рынка.
|
5
|
Отечественное фармацевтическое производство.
|
Лабораторные работы
|
0
|
|
Практические занятия
Маркетинговые исследования рынка сбыта, определение емкости товарного рынка, ситуационные задачи, деловые игры.
|
4
|
Контрольные работы
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение дополнительного материала по указанной теме.
|
3
|
Тема 1.3. Объекты и субъекты рынка. Окружающая среда маркетинга
|
Содержание учебного материала
|
6
|
1
|
Объекты: нужда, потребность. Спрос. Определение понятий, их общность, различия.
|
3
|
2
|
Классификация потребностей: физиологические социальные, психические, интеллектуальные и духовные; приоритет потребностей. Краткая характеристика отдельных видов и разновидностей потребностей. Классификация потребителей по разным признакам.
|
3
|
Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса. Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга. Положение об отделе маркетинга.
|
4
|
Окружающая среда маркетинга: понятие; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга. Макросреда маркетинга: понятие. Разновидности макросреды. Краткая характеристика разных сред.
|
Лабораторные работы
|
0
|
|
Практические занятия
Разработка и анализ маркетинговых мероприятий при разных видах спроса, ситуационные задачи.
|
4
|
Контрольные работы
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме.
|
3
|
Тема 1.4. Товар и товарная политика
|
Содержание учебного материала
|
6
|
1
|
Общая характеристика товара. Товары потребительского и производственного назначения. Три группы товаров личного пользования: изделия длительного пользования, краткосрочного пользования и услуги. Жизненный цикл товара. Товарный знак и его значение. Функции товарного знака. Фирменный стиль. Упаковка и маркировка товаров. Штриховое кодирование товара и его значение. Формирование ассортимента товаров. Планирование ассортимента.
|
3
|
2
|
Понятие цена. Рыночный механизм ценообразования. Функции цен: учетная, стимулирующая, распределительная, сбалансированности спроса и предложения. Классификация цен. Способы ценообразования. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая и неценовая конкуренция. Особенности формирования свободных розничных цен на фармацевтические товары.
|
Лабораторные работы
|
0
|
|
Практические занятия
Ситуационные задачи, деловые игры, формирование свободных розничных цен по установленному заданию.
|
4
|
Контрольные работы
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме.
|
3
|
Тема 1.5. Система товародвижения
|
Содержание учебного материала
|
2
|
1
|
Каналы распределения товаров. Структуру и уровень каналов распределения. Роль посреднических организаций в распределении продукции. Смешанные каналы товародвижения.
|
3
|
2
|
Планирование товародвижения. Управление каналами товародвижения. Организационные формы оптовой торговли. Розничная торговля.
|
Лабораторные работы
|
0
|
|
Практические занятия
|
0
|
Контрольные работы
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Проанализировать работу поставщиков товара на примере вашей аптеки.
|
1
|
Раздел 2.
|
Прикладные аспекты маркетинга
|
42
|
Тема 2.1. Продвижение товаров на фармацевтическом рынке. Основы мерчандайзинга аптеки
|
Содержание учебного материала
|
14
|
1
|
Формирование спроса и стимулирование сбыта. Товарная реклама. Виды рекламы: информативная, увещевательная, напоминающая. Средства распространения рекламы. Правила рекламы. Формирование общественного мнения.
|
3
|
2
|
Понятие «мерчандайзинг». Классификация витрин: по товарному признаку, по месту размещения. Требования, предъявляемые к размещению товаров в витринах.
|
Лабораторные работы
|
0
|
|
Практические занятия
Ситуационные задачи, деловая игра.
|
12
|
Контрольные работы
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме методы, используемые при формировании общественного мнения вашей аптеки.
|
7
|
Тема 2.2. Техника «личных продаж»
|
Содержание учебного материала
|
14
|
1
|
Персональная продажа как способ продвижения товаров. Два способа организации персональных продаж. Требования, предъявляемые к продавцу. Причины, мешающие успешным личным продажам.
|
3
|
Лабораторные работы
|
0
|
|
Практические занятия
Ситуационные задачи, деловая игра по преодолению негатива со стороны покупателя в различных ситуациях.
|
12
|
Контрольные работы
|
0
|
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме.
|
7
|
Всего
|
75
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. − ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. − репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. − продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы маркетинга.
Оборудование учебного кабинета:
-
Доска классная
-
Стол и стул для преподавателя
-
Столы и стулья для студентов
-
Шкафы
-
Наглядные пособия
Технические средства обучения:
-
Компьютер
-
Мультимедийная установка
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
-
Алексунин В.И. Маркетинг. Учебное пособие. М., «Дашков и К», 2008
-
Басовский Л.Е. Маркетинг. Учебное пособие М., «Инфа-М» 2006
Дополнительные источники:
-
Косова И.В. Организация и экономика фармации. М., «АСА ДЕМА», 2004
-
Кнышева Е.Н. Маркетинг. М., «Форум – инфра - М», 2004
-
Синичкин А.А. Справочник для работников первого стола аптек. М., «Профессионал-центр», 2002
-
Котлер Ф. Основы маркетинга. М., «Прогресс», 2001
-
Панова Т.И. Маркетинг. Теория, ситуации, тесты. Учебно–методическое пособие. М., «Книга - сервис», 2003
-
Нормативно-правовая документация.
-
Справочные правовые системы (Консультант плюс, гарант и др.)
-
Периодические издания: журналы «Фармация», «Экономический вестник фармации», «Новая аптека»
Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:
-
www.consultant.ru,
-
www.garant.ru
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Освоенные умения:
- производить маркетинговые исследования;
|
Индивидуальные,
практические
|
- использовать инструменты маркетинга в практической деятельности;
|
Групповые, индивидуальные,
практические
|
- составлять рекламные тексты с учетом требований к рекламе;
|
Групповые, индивидуальные, практические, письменные
|
- уметь пользоваться основными законодательными актами и нормативно-правовыми документами, определяющими управление маркетинговой деятельности.
|
Групповые, индивидуальные,
практические, письменные
|
Усвоенные знания:
- концепции маркетинга;
|
Индивидуальные, групповые,
фронтальные, устные,
письменные, практические
|
- основы ценообразования;
|
Индивидуальные, групповые,
фронтальные, устные,
письменные, практические
|
- особенности фармацевтического рынка;
|
Индивидуальные, групповые,
фронтальные, устные,
письменные, практические
|
- основы мерчандайзинга в аптеках;
|
Индивидуальные, групповые,
фронтальные, устные,
письменные, практические
|
- жизненный цикл товара.
|
Индивидуальные, групповые,
фронтальные, устные,
письменные, практические
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |