Тема: Введение в педиатрию. История развития отечественной педиатрии. Общие принципы организации педиатрической службы. Педиатрия как предмет в системе медицинского образования, её задачи и методы. История отечественной педиатрии; организации охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача в общей практике в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности. Периоды детского возраста. Особенности сбора анамнеза в педиатрии.
-
Причины невынашивания беременности.
-
Этапы внутриутробного развития плода.
-
Подготовка семьи к появлению ребенка, уход за новорожденным.
-
Адаптация детей к рождению и условиям внеутробной жизни.
-
Пограничные состояния у новорожденных детей.
-
Понятие и критерии живорождения.
-
Оценка функционального состояния и степени зрелости новорожденного.
-
Периоды детского возраста.
-
Цель и сроки проведения дородового патронажа.
-
Наблюдение за новорожденным ребенком на педиатрическом участке.
11. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению.
12. Организация стационарной помощи детскому населению.
13. Понятие перинатальной смертности, ее структура.
14. Понятие неонатальной и младенческой смертности.
15. Особенности сбора анамнеза у детей и заполнение истории болезни.
16. Методика осмотра детей.
Темы для реферативных сообщений:
1. "Алкогольный" синдром плода.
2. "Никотиновый" синдром плода.
3. Обстинентный синдром у новорожденного ребенка.
4. Биологический возраст.
Тема: Анатомо-физиологические особенности нервной системы ребенка. Физиологические рефлексы новорожденного. Закономерности развития психики и моторики у детей в возрастном аспекте. Методы оценки нервно-психического развития детей. Перинатальное поражение центральной нервной системы: причины и общая симптоматика.
1. эмбриогенез центральной нервной системы (медуллярная трубка, головной, спинной мозг, созревание центральной нервной системы - дифференцировка и миелинизация волокон);
2. влияние неблагоприятных факторов на развитие и функциональную способность головного мозга во внутриутробном и внеутробном периоде (гипоксия, родовая травма, гипербилирубинемия, наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации);
3. анатомо-физиологические особенности головного мозга;
4. изменения веса головного мозга в возрастном аспекте;
5. особенности миелинизации нервных волокон;
6. особенности химического состава мозговой ткани;
7. особенности кровоснабжения головного мозга;
8. борозды и извилины;
9. мозжечок и продолговатый мозг;
10. анатомо-физиологические особенности спинного мозга: вес, длина, особенности миелинизации волокон;
11. физиологические рефлексы новорожденного;
12. периодичность нервно-психического развития на первом году жизни; нервно-психическое развития детей старше года;
13. этапы речевого развития ребенка;
14. методику исследования нервной системы;
15. семиотику нарушений нервной системы;
16. перинатальное поражение нервной системы: причины, общая симптоматика.
Тема: " Анемии. Классификация анемий. Дефицитные анемии. Этиопатогенез, клинические проявления, принципы лечения, профилактики, диспансеризация. Гемолитические анемии - врожденные и приобретенные".
-
строение и функции клеток крови
-
этапы внутриутробного кроветворения
-
постнатальное кроветворение
-
классификацию и механизм действия препаратов железа.
-
этиологию и патогенез железодефицитных анемий
-
клинические проявления железодефицитных анемий в зависимости от степени тяжести
-
лабораторные критерии постановки диагноза железодефицитная анемия - классификация железодефицитных анемий
-
принципы терапии железодефицитных анемий, расчет дозы препаратовжелеза
-
диспансеризацию детей с железодефицитной анемией.
Темы для реферативных сообщений:
-
Наследственная гемолитическая анемия Миньковского-Шоффара.
-
Талассемии.
-
Серповидноклеточная анемия.
Тема: Хронические расстройства питания. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, подкожно-жировой клетчатки. Хронические расстройства питания: гипотрофия, гипостатура, паратрофия. Вопросы диагностики, лечения и профилактики на примере курируемых больных.
1. Анатомия и физиология кожи, подкожно-жировой клетчатки.
2. Обмен белков, жиров, углеводов и других веществ в организме здорового
ребенка.
3.Физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
4. Этиология, патогенез дистрофии.
5. Классификация хронических расстройств питания у детей раннего возраста.
6. Механизм развития симптомов дистрофии (гипотрофии, гипостатуры, паратрофии).
7. Клиника хронических расстройств питания в зависимости от степени тяжести.
8. Диагностика хронических расстройств питания.
9. Принципы лечения больных с дистрофией.
10. Диетотерапия при лечении гипотрофии в зависимости от степени тяжести.
Темы для реферативных сообщений:
1. Семиотика изменения массы тела и роста у детей раннего возраста.
2. Классификация и характеристика лечебных смесей, используемых про
хронических расстройствах питания.
3. Понятие и причины развития врожденной гипотрофии.
4. Алиментарно-ассоциированные состояния у детей (квашиоркор, алиментарный
маразм, цинк-, медь-, селен-дефицитные состояния).
5. Гипо- и гипервитаминозы: причины, клинические проявления.
Тема: " Анатомо-физиологические особенности и методика исследования костно-мышечной системы у детей. Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз витамина Д".
1. Морфологические особенности мышечной ткани в зависимости от возраста.
-
Развитие мышц у детей различного возраста.
-
Функциональные особенности мышечной системы у детей (механическая и электрическая возбудимость, хронаксия).
-
Морфологические особенности костной ткани у детей.
-
Регуляцию отложения минеральных солей в костях (значение витаминов, правильное питание, эндокринных желез).
-
Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей и его регуляция.
-
Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной системы.
-
Методику обследования костной системы.
-
Анатомо-физиологические особенности мышечной системы.
-
Методику обследования мышечной системы.
-
Сроки и порядок прорезывания зубов.
-
Рахит у детей. Этиопатогенез, классификация, клиника, дифференциальный диагноз, связь с заболеваниями зубочелюстной системы.
-
Рахит у детей. Современные методы неспецифической и специфической профилактики и лечения рахита.
-
Роль профилактики и лечения рахита в физиологическом созревании зубочелюстной системы.
-
Гипервитаминоз D: клиника, диагностика, лечение, связь с заболеваниями зубочелюстной системы.
Тема: Атопический дерматит и острые аллергические реакции. Анатомо-физиологические особенности лимфатической системы. Особенности обмена веществ, иммунологической защиты у детей. Атопический дерматит у детей. Этиопатогенез, классификация, критерии диагностики, лечение. Острые аллергические реакции: понятие, основные механизмы развития. Крапивница, ангионевротический отек, анафилактический шок: клиника, оказание неотложной помощи.
-
структура и функции иммунной системы;
-
типы аллергических реакций;
-
классификация аллергенов;
-
строение лимфатической системы;
-
строение и функции кожи;
-
классификация и механизм действия антигистаминных препаратов.
-
понятие о диатезах: виды, клинические проявления и диагностика аллергического, лимфатического, нервно-артрического диатезов;
-
факторы риска развития атопического дерматита;
-
механизмы развития атопического дерматита;
-
принципы оздоровительных мероприятий при различных видах диатезов и атопическом дерматите;
-
анатомо-физиологические особенности лимфатической системы, особенности обмена веществ, иммунологической защиты у детей.
-
классификация, клиника атопического дерматита;
-
диагностика, принципы лечения атопического дерматита;
-
острые аллергические реакции: понятие, основные механизмы развития;
-
оказание неотложной помощи при крапивнице, отеке Квинке, анафилактическом шоке
Темы для реферативных сообщений:
-
Крапивница: клиника, оказание неотложной помощи;
-
Анафилактический шок: клиника, оказание неотложной помощи;
-
Антоневротический отек: клиника, оказание неотложной помощи;
-
Организация помощи больным с атопическим дерматитом (школы).
-
Ассортимент гипоаллергенных продуктов питания для детей с атопическим дерматитом (в зависимости от возраста).
Поделитесь с Вашими друзьями: |