МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет» (КемГУ)
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Юрге (ЮФ КемГУ)
ЦМК социально – гуманитарных дисциплин и
по основам безопасности жизнедеятельности
Практические работы
Физиология с основами биохимии
Для специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Углубленный уровень
Юрга
2014
Содержание
Перечень практических работ
|
Страницы
|
Практическая работа 1 - 2. Возникновение возбуждения и его проведение. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы
|
4
|
Практическая работа 3. Координация деятельности ЦНС
|
6
|
Практическая работа 4. Типы ВНД, первая и вторая сигнальная система
|
6
|
Практическая работа 5. Одиночное и тетаническое сокращение. Электромиограмма
|
10
|
Практическая работа 6. Роль различных отделов ЦНС в регуляции позно – тонических реакций и движений
|
11
|
Практическая работа 7. Сенсорные системы: зрительная, слуховая. Вестибулярная. Двигательная. Кожи, внутренних органов. Вкуса и обоняния
|
15
|
Практическая работа 8. Физико – химические свойства плазмы. Свертывание и переливание крови
|
20
|
Практическая работа 9. Движение крови по сосудам
|
21
|
Практическая работа 10. Объем газов в легких и перенос кровью
|
24
|
Практическая работа 11. Пищеварение в различных отделах желудочно – кишечного тракта
|
24
|
Практическая работа 12. Регуляция обмена веществ и энергии
|
25
|
Практическая работа 13. Процесс мочеобразования и его регуляция
|
26
|
Практическая работа 14. Температура тела человека и изометрия. Регуляция теплообмена
|
26
|
Практическая работа 15. Изменения эндокринных функций при различных состояниях
|
27
|
Практическая работа 16. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам. Понятие о физиологических резервах организма
|
28
|
Практическая работа 17. Физиологические закономерности развития функциональных состояний
|
28
|
Практическая работа 18. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной и переменной мощности
|
28
|
Практическая работа 19. Устойчивое состояние при циклических упражнениях. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности
|
29
|
Практическая работа 20. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте. Резервы физической работоспособности
|
30
|
Практическая работа 21. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок. Переутомление, хроническое утомление и переутомление
|
30
|
Практическая работа 22. Физиологические закономерности восстановительных процессов и мероприятия повышения эффективности восстановления
|
31
|
Практическая работа 23. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок, стандартных циклических и ациклических движений, характеристика нестандартных движений
|
31
|
Практическая работа 24. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости
|
32
|
Практическая работа 25. Физиологические закономерности, стадии формирования и совершенствования двигательных навыков
|
33
|
Практическая работа 26. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое, при стандартных и предельных нагрузках
|
33
|
Практическая работа 27. Спортивная работоспособность в условиях изменения барометрического давления, при смене поясно – климатических условий
|
34
|
Практическая работа 28. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла
|
36
|
Практическая работа 29. Использование генетических маркеров для поиска высоко – и быстротренируемых спортсменов
|
35
|
Практическая работа 30. Генетические маркеры ДНК, допинги в спорте. Обнаружение допингов
|
35
|
Практическая работа 31. Аксерелация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст
|
36
|
Практическая работа 32. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам
|
36
|
Практическая работа 33. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам
|
37
|
Практическая работа 34. Физиолого – педагогический контроль за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников
|
37
|
Практическая работа 35. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам
|
38
|
Практическая работа 36. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий
|
38
|
Практическая работа 37. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной ассиметрии
|
39
|
Практическая работа 38. Индивидуально – типологические особенности биоритмов и их влияние на работоспособность человека
|
39
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1-2
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ЕГО ПРОВЕДЕНИЕ.
РЕФЛЕКТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Цель:
- определение возникновения возбуждения и его проведения;
- изучение рефлекторного механизма деятельности нервной системы;
- изучение состава рефлекторной дуги.
Порядок выполнения работы:
Прочитать теоретический материал.
Составить отчёт по следующему плану:
МЕМБРАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
-
Как устроена мембрана клеток.
-
Какие частицы участвуют в образовании мембранных потенциалов.
-
Какую роль выполняют два специальных белка в возникновении и поддержании мембранного потенциала покоя.
-
Как измеряют мембранный потенциал покоя.
-
Что лежит в основе возбуждения нервных и мышечных клеток.
-
Что называют порогом возбудимости, или критическим уровнем деполяризации.
-
К чему приводят: большие потери натрия, кислородное голодание, концентрация ионов кальция в крови.
ПРОВЕДЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ
-
Как происходит распространение возбуждения.
-
Сальтаторное проведение возбуждения.
-
Повышение скорости проведения нервного импульса.
РЕФЛЕКТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
-
Что называется рефлексом.
-
Что представляет собой рефлекторная дуга.
-
Основной состав рефлекторной дуги.
-
Понятие замкнутого рефлекторного кольца.
Исследование рефлекторных реакций человека
Цель: ознакомиться с некоторыми безусловными рефлексами человека.
Материалы и оборудование: неврологический молоточек, вата.
Основу функций нервной системы - от самых простых до наиболее сложных реакций — составляет рефлекторная деятельность, проявляемая сложным взаимодействием безусловных и условных рефлексов.
Безусловными рефлексами называют постоянные и врожденные реакции на различные воздействия из внешней и внутренней среды, осуществляемые через посредство низших отделов ЦНС — спинного мозга, ствола мозга. Существуют следующие группы простых двигательных рефлексов спинного мозга: миотатические (рефлексы на растяжение), сгибательные и разгибательные. У человека наиболее ярко наблюдаются надбровный, мигательный рефлексы, рефлекс сухожилий сгибателя и разгибателя верхней конечности, коленный и Ахиллов рефлексы!
Мигательный (корнеальный) рефлекс
Ход работы.
Испытуемый сидит, Экспериментатор осторожно прикасается ваткой к ресницам глаза испытуемого. Ответная реакция - смыкание век.
Надбровный рефлекс.
Ход работы»
Испытуемый сидит. Экспериментатор наносит слабый удар неврологическим молоточком по краю надбровной дуги испытуемого. Ответная реакция - смыкание век.
Коленный рефлекс
Ход работы.
Испытуемый в положении сидя кладет правую ногу на левую. Экспериментатор наносит легкий удар неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы правой ноги (повторите эксперимент с левой ногой), Сравните рефлексы справа и слева. Ответная реакция - сокращение четырехглавого разгибателя бедра и разгибание голени,
Ахиллов рефлекс
Ход работы.
Испытуемый встает коленями на стул. Ступни ног свободно свисают. Неврологическим молоточком наносится легкий удар по пяточному (ахиллову) сухожилию. Ответная реакция сгибание
стоп.
Рефлекс сухожилия сгибателя верхней конечности
Ход работы.
Испытуемый сидит, а его полусогнутая и расслабленная рука находится на ладони экспериментатора. Большой палец последнего ложится на сухожилие двуглавой мышцы испытуемого. Удар молоточком наносится по большому пальцу испытуемого. Ответная реакция - сокращение мышц и сгибание руки в локтевом суставе.
Рефлекс сухожилия разгибателя верхней конечности
Ход работы.
Испытуемый сидит. Экспериментатор становится сбоку от него, отводит пассивно его плечо снаружи до горизонтального уровня и поддерживает его левой рукой у локтевого сгиба так, чтобы предплечье свисало под прямым углом. Удар неврологическим молоточком наносится у самого локтевого сгиба испытуемого. Ответная реакция - сокращение трехглавой мышцы плеча и сгибание руки в локтевом суставе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3
КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС
Цель:
- изучение процессов торможения: постсинаптического и пресинаптического;
- изучение явления иррадиации и концентрации;
- определение доминанты по А.А. Ухтомский;
Ход работы:
Изучить теоретический материал по тексту
Составить отчёт по вопросам
ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ТОРМОЖЕНИЯ В ЦНС
-
Кем открыто явление торможения.
-
Опыты по изучению торможения.
-
Суть Сеченовского торможения.
-
Значение процесса торможения для ЦНС.
ПОСТСИНАПТИЧЕСКОЕ И ПРЕСИНАПТИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
-
Протекание постсинаптического торможения.
-
Протекание пресинаптического торможения.
-
Специальные тормозные нейроны: клетки Рэншоу, клетки Пуркинье, корзинчатые клетки.
-
Явление иррадиации и концетрации.
ДОМИНАНТА
-
Понятие доминанта, кто обозначил
-
Возникновение доминирующего очага.
-
Скрытое состояние доминанты.
-
Актуализация доминанты.
-
Значение доминанты.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4
ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Цель:
- ознакомление с типами высшей нервной деятельности;
- изучение специфически человеческих типов высшей нервной деятельности, связанных с наличием второй сигнальной системы.
Ход работы:
По текстам учебника изучить типы высшей нервной деятельности, рассмотреть понятия первой и второй сигнальной систем.
Составить отчёт по вопросам.
ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Основные свойства нервной системы.
-
Четыре типа высшей нервной деятельности: тип сильный неуравновешенный (холерик), тип сильный уравновешенный и высокоподвижный (сангвиник), тип сильный уравновешенный инертный (флегматик), тип слабый (меланхолик).
-
Специфически человеческие типы ВНД, выделенные И.П. Павловым, связанные с наличием у человека второй сигнальной системы.
-
С различным соотношением у людей реакций, связанных с преобладанием первой или второй сигнальной системы, какие специфически человеческие типы нервной системы различал И.П. Павлов.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Все формы психической деятельности человека обусловлены множеством самых разнообразных биологических и социальных потребностей, которые возникают в процессе взаимодействия организма с окружающей средой. Человек обладает чрезвычайно высокой приспособляемостью и изменчивостью поведения, что непосредственно связано с максимальным развитием головного мозга и возникновением сознания, которое включает все проявления, Психической деятельности; ощущение и восприятие, представление и мышление, внимание и память, чувства и нолю.
Деятельность коры больших полушарий, обеспечивающая адаптацию человека в изменяющихся условиях среды, И.П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью (ВНД).
Однако при всей сложности работы ЦНС ее основной, элементарной функциональной единицей служит рефлекс. Рефлексы бывают безусловными (врожденными) и условными (приобретенными). Условный рефлекс представляет собой «функциональную единицу» высшей нервной деятельности.
И. П. Павлов разделил животных по особенностям выработки и угасания условных рефлексов на несколько типов. Эта классификация основывалась на силе процессов возбуждения и торможения, уравновешенности этих процессов и их подвижности.
Данный подход представляет собой единое целое с классификацией Гиппократа, выделявшей 4 типа людей:
- холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный);
- сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный);
- флегматик (сильный, уравновешенный, инертный);
- меланхолик (слабый, инертный).
Сила нервной системы
Цель: научиться определять силу нервной системы разными способами.
Материалы и оборудование: лист бумаги, карандаш.
Сила нервной системы характеризуется пределом работоспособности нервных клеток, то есть способностью выдерживать, не переходя в состояние запредельного торможения, либо очень сильное, либо длительное возбуждение. Для слабой нервной системы характерен высокий уровень активации в покое по сравнению с сильной нервной системой, поэтому у лиц со слабой нервной системой выше реактивность нервной системы и короче время реакции.
1 вариант (неавтоматизированный)
Ход работы.
Для определения силы нервных процессов можно использовать неавтоматизированную методику теппинг-теста. Для ЭТОГО необходимо взять лист бумаги (формата А4) и разделить его на шесть равных прямоугольников.
Испытуемый в течение 30 секунд (по 5 секунд в каждом прямоугольнике) должен работать кистью руки с максимально возможной для него скоростью (стучать карандашом по бумаге в каждом прямоугольнике), не опираясь при этом кистью (локтем) на поверхность стола.
Оценка результатов.
Для обработки теста необходимо:
1) подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике;
2) построить график работоспособности, для чего отложить по оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
По кривой работоспособности определяется тип нервной системы.
Выпуклый тип: максимальный темп движений отмечается в первые 10-15 сек, а затем может сократиться. Такой тип кривой свидетельствует о сильной нервной системе.
Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот темп свидетельствует о средней силе нервной системы.
Нисходящий тип: максимальный темп снижается, начиная со второго 5-секундного отрезка, и далее продолжает уменьшаться. Такой тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.
Промежуточный тип: (между ровным и нисходящим) – первые 10-15 секунд темп удерживается на одном уровне, а затем снижается (среде-слабая нервная система)
Вогнутый mum: первоначальное снижение сменяется нарастанием темпа до исходного уровня (срендне-сильный тип нервной системы).
Количественная оценка силы нервной системы проводится с помощью вычисления суммы (с учетом знака) отклонений за каждые последующие 5-секундные отрезки но отношению к первому (исходному уровню)|
Оценка кратковременной смысловой памяти
Цель: определить объем кратковременной смысловой памяти.
Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов, часы.
Память — это способность к усвоению, хранению и воспроизведению информации.
Выделяют различные виды памяти: оперативную, кратковременную, долговременную память, а также механическую, смысловую, ассоциативную, логическую, образную. К характеристикам памяти относятся объем, быстрота запоминания, прочность удержания и точность воспроизведения запомненного.
Ход работы.
В течение 1 мин внимательно прочитайте предложенный текст, затем отложите и закройте его. При этом постарайтесь запоминать слова, связывая их между собой по смыслу.
В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.
Оценка результатов.
Подсчитайте число правильно написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите 1 балл. По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти, сделайте вывод, сравнивая ваши результаты и данные характеристики из таблицы № 3.
Определение характеристик объема памяти
Таблица 3
Число баллов
|
Характеристика памяти
|
6 и меньше
|
Объем внимания низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти
|
7-12
|
Объем внимания ниже среднего. Главной причиной может быть неумение сосредоточиться
|
13-17
|
Объем памяти хороший (средний уровень)
|
18-21
|
Объем памяти отличный
|
Свыше 22
|
Ваша память феноменальна
|
Оценка кратковременной образной памяти
Цель: оценить объем образной кратковременной памяти.
Материалы и оборудование: секундомер, таблица с 16-ю разнообразными рисунками.
I вариант (неавтоматизированный)
Ход работы.
В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 сек запомнить максимальное количество предъявляемых образов. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или зарисовать).
Оценка результатов.
Подсчитывается число правильно произведенных образов. Нормой считается 6 и более баллов.
Высокий уровень развития образной памяти соответствует 9-10 баллам; выше среднего - 7-8 баллам; средний уровень - 5-6 баллам; 4 балла и ниже - ниже среднего и низкий уровень.
Оценка кратковременной механической памяти
Цель: оценить объем кратковременной механической памяти.
Материалы и оборудование: секундомер, таблица с цифровыми рядами.
I вариант (неавтоматизированный)
Ход работы.
Испытуемому даётся инструктаж: «Сейчас я буду называть несколько цифр. Постарайтесь их запомнить и повторить в том же порядке».
Зачитываются ряды цифр, каждый из которых содержит на одну цифру больше, чем предыдущий. Наименьший ряд состоит из трёх, а наибольший из 9 цифр.
Цифры читаются по одной, с равными интервалами между НИМИ. Группировка цифр по 2 или по 3 не допускается. Ряды цифр прямого воспроизведения:
3-8-6
3-4 -1-7
8-4-2-3-9
3-8-6-1-7-4
5-1-7-4-2-3-8
1-2-4-5-9-7-6-3
5-3-8-7-1-2-4-6-9
После зачтения каждого ряда испытуемого просят повторить услышанные цифры. Если ряд не был повторён правильно - тест заканчивается.
Оценка результатов
Показатель объема кратковременной механической памяти равен максимальному количеству правильно воспроизведенных цифр, например: 5-7-1-3 – 4 балла.
Оценивать объем механической памяти следует с учетом того, что средний уровень составляет 6-7 баллов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |