По Нижней Тунгуске
(заметки, сделанные в пути)
Пролог
И так… Поход! Поход!! Поход!!! Ещё задолго до того, как он начнётся, в тебе возникает и тихонько звучит некая мелодия, которую напевает Ветер Странствий.
Ты заранее предвкушаешь новое общение с Природой, и мысленно представляешь намеченный маршрут, разглядываешь топографические карты, разложенные на столе.
Поход, это особая часть жизни, когда ты выпадаешь из привычного пространства–времени окружающей тебя цивилизации и городской среды. Конечно, я говорю не о походах выходного дня в ближнее Подмосковье с жаркой шашлыков. Там, тоже можно выпасть, и из пространства, и из времени, но только по другой причине.
Я говорю о больших походах, когда от городов тебя отделяют тысячи километров, а от маленьких таёжных посёлков, сотни. Ты можешь подолгу не видеть других людей, кроме товарищей идущих рядом, и неделями не знать о том, что делается в мире. В этот период, мир для тебя, это только твои друзья-попутчики, окружающее пространство тайги, моря, реки или тундры, и бескрайнее голубое небо над головой, украшенное кучевыми и перистыми облаками, или скрытое грозовыми тучами.
Здесь нет городской суеты, нет шума и едкого дыма несущихся куда-то машин. Нет въедлевой вездесущей рекламы, нет телевизора с дешёвыми развлекательными каналами, где в «нашей раше все счастливы вместе ». Здесь нет аптек, количество которых в городе наводит на мысли о том, что всё население страны поголовно и неизлечимо больно. Нет банков, пытающихся на каждом углу впарить вам кредит. Нет таких необходимых народу казино. Нет политиков, нет бандитов, нет манагеров, мерчендайзеров, промоудеров, киллеров, дилеров, и прочих городских тружеников с нечеловеческими названиями профессий, зачем-то перетянутыми из чужого языка.
Здесь, вдали от цивилизации, деньги не имеют никакого значения и цены. На них невозможно купить горсть ягод или кедровых орехов. Ты можешь собрать их только сам.
Здесь очень важно твоё умение понимать идущего рядом товарища, чувствовать окружающую природу и изменения происходящие в ней. Здесь ценятся выносливость, умелые руки, и походные навыки, умение из простых продуктов приготовить вкусный обед, и складно рассказать смешную байку. Тот, кто ходил и ходит – знают это.
-
Путь на Восток
Каждый поход рождается по-своему. Иногда какой-то маршрут вынашивается годами, прежде, чем наступит день его осуществления. А бывает, что всё происходит очень быстро, и почти спонтанно. Но в любом случае сначала появляется идея, которая начинает обрастать вполне конкретными вещами.
Постепенно определяются участники похода, средства передвижения, день выезда и сроки прохождения маршрута.
В апреле Вадим сказал мне, что ранее обсуждавшееся посещение Шантарских островов по ряду причин откладывается, и есть другой вариант летнего похода – пройти по реке Нижняя Тунгуска. Общий километраж сплава по ней около 2700 километров, не считая заброски, и водного пути обратно на пароходе, от посёлка Туруханск, вверх по Енисею, до города Красноярск.
Чтобы попасть в верховья Нижней Тунгуски, нужно поездом доехать до г. Усть - Кут, который стоит на р. Лена, и сплавиться по ней до г. Киренск. Это примерно 300 километров (GPS показал 299,5 км.), а потом перебраться через водораздел, отделяющий Нижнюю Тунгуску от Лены. В районе Киренска водораздел менее 30 километров.
Ни одну из этих рек я раньше не видел, и было очень заманчиво побывать не только на Нижней Тунгуске, но и на Лене и Енисее за летний сезон. Надо сказать, что смущало расчетное время на это мероприятие, оно составляло 40-45 дней. Но желание, было сильнее возможных осложнений на работе.
Только ограничение в свободном времени заставило нас взять подвесной лодочный мотор HONDA мощностью 5 л.с. Этот мотор должен был гарантировать нам прохождение в день не менее 100 км.
Сплавляться мы собирались на надувной резиновой лодке «Магаданка» грузоподъемностью более 700 кг. Изготовлением этих лодок занимается фирма RAFTMASTER. На этой лодке должны были разместиться 4 человека, запас бензина 130-140 литров, походные вещи и продукты.
С Вадимом Алексеевым мне доводилось путешествовать много раз, Игоря Бейдулаева (Саида) я знал по походу на Соловецкие острова, и в Карелию, на реки Тохмайоки и Уксунийоки, а вот с товарищем Вадима, Сергеем Клепко, или, как он иногда себя называл Клёпой, мне только предстояло познакомиться.
Чтобы зафиксировать хронологию похода и наиболее важные события, Сергей и я вели дневники. С содержанием своих записей я собираюсь вас ознакомить.
В 12 часов 50 минут 28.06.2008 г. от первого пути Казанского вокзала отправился скорый поезд №92 «Москва-Северобайкальск», который увозил нас в новое путешествие. В поезде нам предстоит провести почти 4 дня. Мне приходилось бывать в местах более удалённых, чем Усть–Кут, но я всегда добирался туда самолётом, поэтому трястись в замкнутом пространстве вагона сначала казалось очень утомительным делом. Но в нашем небольшом коллективе оказались хорошие рассказчики, которые могли часами развлекать народ, повествуя о своих путешествиях и забавных случаях из жизни.
Особенно хорошо разные байки удавались Сергею, кроме того, нам повезло с соседями. Наши места были в двух смежных отсеках плацкартного вагона, где мы занимали верхние полки. В отсеке, где были я и Вадим, на нижних местах ехали две пожилые очень приветливые женщины. Они спокойно и благодушно переносили наши сборища за столом и с интересом слушали беседы о предстоящем походе и разные истории.
На восток мы ехали через Нижний Новгород – родину моей матери. В детстве в этом городе я часто проводил свои каникулы, гостя у родных сестёр матери – моих тёток. Здесь, на Мещерском озере и на реке Оке, я научился плавать. Здесь, с местными знакомыми пацанами из Гордеевки, совершал вылазки на соседские огороды и в яблоневые сады. А какие сражения на самодельных мечах устраивали мы на двухэтажных деревянных сараях! Много чего было…
Безмятежное, утопающее в зелени садов и солнечных бликах окской воды моё нижегородское детство! Оно осталось далеко-далеко позади, за многими поворотами судьбы и десятками лет прожитой жизни, но навсегда сохранило мою любовь и привязанность к этому городу.
Каждый год я приезжаю сюда, чтобы поклониться могиле матери, которая похоронена здесь, и ещё, чтобы навестить тёток. Они стали совсем старыми, но всё так же радуются моему приезду.
Наш поезд стоял в Нижнем 25 минут, я предложил Вадиму сходить в торговый комплекс «Республика», который поднялся на привокзальной площади стеклянной сверкающей стеной, несколько лет тому назад.
В вагоне было душно и хотелось какого-нибудь холодного питья. Мы купили большую 3-х литровую баклажку «Бочкового кваса» и по паре бутылочек холодного пива. Вяленый лещ у нас имелся.
Пока выбирали, что взять, пока стояли в небольшой очереди, время стало поджимать, и мы быстрым шагом двинулись к вокзалу. Когда переходили площадь, услышали объявление, что провожающих просят выйти из вагонов, т.к. поезд «Москва-Северобайкальск» через 2 минуты отправляется от первого пути. Мы кинулись к зданию вокзала, и тут поняли, что совершили оплошность. Когда выходили на площадь, то не зафиксировали вход. В левом крыле вокзала имелось несколько одинаковых групп дверей с затенёнными стёклами. Вошли в одни – здесь тупик, это кассовый зал пригородных поездов. Мы бегом в другие – там турникеты и лестница, уходящая вниз к тоннелю, но из этого тоннеля нет выхода на первую платформу, где стоит наш поезд.
Разворачиваемся и летим к следующим дверям – они просто закрыты. И только четвертый вход выпускает нас на перрон. Все пассажиры уже в вагоне, а проводники опустили тамбурные площадки. Бежим к ближайшему вагону и кричим проводнице: «Пустите нас! Мы свои!». Она сомневается, но мы сходу влезаем в тамбур, преодолев закрытую площадку.
К своим местам идём через три вагона. Поезд почти сразу трогается от платформы, как только мы в нём оказались. Добираемся до Игоря и Сергея, теперь можно сесть, и спокойно продегустировать напитки. Нижегородский квас оказался очень вкусным, он намного лучше «Очаковского» кваса, который делают в Москве. Да и холодное пиво к лещу было весьма кстати.
Так за разговорами, посиделками за обеденным столом, чтением книг и разгадыванием кроссвордов проходило время, а поезд неуклонно двигался на восток, приближая нас к намеченной цели. На крупных станциях непременно выходили из закрытого пространства вагона размять ноги. На вторые сутки организм уже не хотел сидеть или лежать, ему требовалось движение.
Утром третьего дня мы подъезжали к городу Омску. Пейзаж за окном поменялся. Смешанные леса исчезли, их сменили огромные зелёные равнины, на которых отдельными группами и целыми перелесками росли берёзы. Причём только берёзы! Никаких других деревьев не было видно. И такой пейзаж был до горизонта, как справа, так и слева от нашего поезда. Проходили часы, поезд наматывал на колёса сотни километров, а картина за окном не менялась. Мы ехали по Западно-Сибирской равнине. Местами зелёный ковёр полей прорезали грунтовые дороги, и было видно чёрную, жирную землю.
Смешанные леса стали снова появляться только на подъезде к Ачинску, а сплошная хвойная тайга подступила к железной дороге в районе Тайшета. Характер рельефа также сменился в районе Ачинска, равнина отступила, и на юге появились невысокие холмы и увалы. А когда пересекли Енисей, на правом его берегу потянулись невысокие сопочки со скалистыми останцами.
Иногда наши ребята брали на остановках попробовать местные сорта пива. Порой дегустация могла затянуться и перейти в некую цепную реакцию по опустошению запасов алкогольных напитков, имеющихся у проводника. Но пиво это коварный напиток, который требует не только потребления, но и отдачи.
30 июня после того, как мы отметили 100 лет со дня падения Тунгусского метеорита, у Саида возникла некая потребность. Но, пока он медленно начал движение к заветной комнате, девица из соседнего купе с пакетом в руках шмыгнула туда и закрыла дверь перед его носом. Игорь обреченно остался дежурить у открытого окна напротив купе проводников. Минут через 20 я подошёл к окну подышать воздухом, Игорь всё ещё стоял там. Он свирепо вращал глазами и буквально кипел от негодования.
- Ты что здесь завис? – спросил я
- Да девка все ещё в сортире, - трагическим голосом ответил он
- А ты дёргал дверь? – спросил я
- И не один раз! – ответил Саид, – Что там можно делать 30 минут?! Она что, верёвку съела?
- Может быть Вадим угостил её мармеладовыми червячками? - предположил я
Вадим взял с собой в дорогу так называемый жевательный мармелад, это были разноцветные колбаски длиной 10-12 см, напоминающие толстых дождевых червей. На вкус эти представители кольчатых были сделаны из резины с небольшим добавление сахара. Единственно чего в них абсолютно не было, это мармелада. Они не рассасывались и почти не разжевывались зубами. При экономном использовании одного «червяка» могло хватить на чаепитие в течение всего похода.
Но Саиду было не до шуток.
-Я убью эту стерву,- сказал он. И, если бы в этот момент дверь заветной комнаты не открылась, Игорь мог выполнить своё обещание.
Появилась девушка. Но, что это?! На голове у неё было намотано полотенце! Я всё понял:
- Игорь, она мыла голову или принимала душ!
Саид вытаращил глаза и не мог сказать ни слова, он только мотал головой, потом стал бормотать в бороду:
-Вот стерва! Вот стерва!
Я поторопил Игоря, чтобы он устремился к цели, поскольку кабину могли занять ещё на полчаса.
Чуть позже у нас разгорелся диспут: « Как можно под краном умывальника в туалете помыть голову?»
- Это нереально! – горячился Саид – Туда же невозможно голову засунуть! Даже у собаки не пролезет!
- А вот она умудрилась это сделать, - сказал Вадим.
- Возможно, она мыла голову вовсе и не в умывальнике, - высказал предположение Сергей.
- Да, там есть ещё устройство, где циркулирует вода, - поддержал я Серёгу.
Мы быстро представили эту картину и покатились со смеху. А каким образом девушка смогла вымыть в туалетной кабине голову, так и осталось тайной.
Поезд уносит нас все дальше и дальше. Железнодорожные мосты - как вехи большого пути. Давно осталась позади широкая гладь Камы. Перед городом Омском промелькнул мутный Иртыш. Отстучали колеса по длинному мосту через Обь в районе Новосибирска. Суровой красотой и статью порадовал нас Енисей. Ещё немного, и нашим взорам должна открыться Лена.
2. По реке Лене
02.07.08г. В 2.00 по московскому времени, или в 7.00 по местному наш поезд прибыл на стацию «Лена». Это и есть город Усть-Кут. По долине р.Кута мы ехали последние 30-40 минут. Всё вокруг было скрыто густым туманом, и лишь изредка, когда он становился менее плотным, внизу угадывалась лента Куты и густой лес на её берегах.
Когда поезд выбрался в долину Лены, туман растянуло, и мы увидели широкое русло великой сибирской реки. В районе г. Усть-Кут её ширина до 200-т
метров. Это ещё верхнее течение. От впадения реки Витим, до места впадения реки Алдан – среднее. Далее, нижнее течение.
Из поезда выгрузились быстро. Вещи оставили на перроне под присмотром Сергея и Игоря, а я и Вадим пошли через город на берег реки, чтобы найти место, где можно расположиться и собрать лодку. Такое место нашлось в полукилометре от вокзала. В два приёма перетащили вещи, после чего Вадим и Игорь, взяв канистры, отправились на поиски бензина, а мы с Серёгой распаковали лодку, и стали её надувать.
Вскоре подъехали ребята с полными канистрами. Бензин (92-й) они взяли без проблем, хотя местный житель, ехавший с нами в поезде, пугал, что могут быть сложности. Когда лодка была готова, а вещи собраны и погружены на неё, мы сходили в магазин за хлебом. Взяли 8 буханок. По нашим расчётам его должно было хватить до пос. Ербогачён.
В 11- 00 местного времени, наша лодка отчалила от берега и двинулась вниз по течению. Началась водная часть путешествия. Город Усть-Кут проходили достаточно долго. Он вытянут вдоль реки на 14 – 15 километров. Наше мимолётное впечатление о нём осталось в целом положительным.
В центральной части города стоят 5 – 9-ти этажные дома. Дороги заасфальтированы, но городской автобусный парк старый. Бегают небольшие ПАЗики и автобусы, собранные на базе ГАЗ-53. Во владении у частников, как и везде по стране, преимущественно иномарки, которые отработали свой срок за рубежом, а теперь доживают вторую жизнь на просторах России.
В городе много зелени. Растут преимущественно раскидистые, толщиной в обхват и более, тополя. Есть берёзы и сосны, а на берегу целые заросли ивняка.
Речной вокзал города называется «Осетрово». Это старое, но хорошо сохранившееся здание середины 50-х годов прошлого века. Оно недавно отремонтировано, и смотрится весьма пристойно. Если стоять лицом к реке, то вправо от пристани идёт набережная, которая заканчивается аллеей памяти павших в годы Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Там же стоит высокий монумент скорбящей женщины из серого камня.
Местные магазины имеют почти тот же набор товаров и продуктов, что имеется в более крупных городах. Единственно, что нам очень не понравилось,
так это огромные кучи мусора возле некоторых новых домов. Причём в этих домах
существует мусоропровод, но отходы уже месяцами никто не убирает. Двери
ведущие к шахтам мусоропроводов открыты, и горы отходов вывалены прямо на улицу. В 20-ти метрах от дома может находиться площадка, где стоят контейнеры для мусора, но они почти пустые. Такое впечатление, что люди специально выбрасывают мусор рядом с домом. Очень не приятно. Можно сказать, что проблемы с уборкой отходов существуют не только в Неаполе.
Усть-Кут является одним из основных по своей значимости портов, через
которые осуществляется завоз грузов в Якутию, поэтому причалы со стоящими на них кранами, поднимаются из воды на всём протяжении берега в пределах городской черты. Возле многих из них стоят под погрузкой суда и баржи. Наконец город остаётся позади.
Погода улыбается нам. День выдался солнечным. По голубому небу плывут редкие облака. Зелень густого леса на холмистых берегах и речная вода, рассекаемая лодкой, радуют и веселят душу.
Мы опробовали ходовые качества нашего судна, и остались ими довольны. Лодка свободно везёт 4-х человек (~330 кг.) и около 300 кг. груза, из которого 136 литров составляет бензин. Согласно показаниям GPS мы делаем 12.5-13 км. в час, хотя можно и больше, но это оптимальная крейсерская скорость при которой нет перерасхода бензина.
Мотор сыто урчит, экипаж любуется видами природы, а солнце припекает столь хорошо, что нам пришлось раздеться и загорать. Но тут нами заинтересовались различные кровососущие. Это были слепни и оводы различных видов и размеров, которые нарезали круги над нашими головами. Если человек на минуту отвлекался, они тут же пребольно жалили. Им помогала приносимая с берега мелкая мошка. Она стремилась залезть в глаза, нос, уши, и вообще везде, куда только могла забраться. Приходилось постоянно отмахиваться снятыми футболками. Иногда помогал ветер, который сдувал насекомых, но как только он стихал, крылатая нечисть неуклонно возвращалась.
Напротив деревни Подымахино, увидели небольшой ручеёк, и причалили к берегу пообедать. Разожгли костёр, чтобы вскипятить чай, и пока в кане закипала вода, Вадим, Сергей, и я искупались в Лене. Вода была бодрящей, но позволила нам смыть пот, после нескольких дней пути. Течение реки оказалось столь мощным, что плыть против него невозможно, а если заходишь поглубже, то сбивает с ног.
После купания быстро оделись и перекусили тем, что осталось с поезда. Спокойно поесть не давала мошка. Всем пришлось надеть накомарники, чтобы как-то укрыться от тучи мошки, которая злобно кидалась на нас, пытаясь найти открытые участки тела.
Наш первый день сплава продолжался до 22 часов. За день было пройдено 109 км. На ночёвку встали на левом берегу, недалеко от места впадения безымянного ручья. Участок, где мы остановились, имеет небольшой уклон и сложен галькой со щебнем. Между камнями пробивается редкая трава.
На берегу опять хозяйничала мошка, и всем нам пришлось надеть накомарники, но и это помогало мало. Спокойно посидеть у костра и поужинать не удалось, так как сетки с лица приходилось регулярно снимать, чтобы съесть кусок пищи, или сделать глоток чая.
03.07.08. Утром проснулся легко. Выглянул из палатки - о чудо! Вампиров нет! Вылез из палатки и смог одеться совершенно свободно. Народ в шатре прислушивался: чем кончится мой выход на улицу, и сколь быстро меня сожрут. Но, увидев, что я оделся и пошел разжигать костер, ребята тоже стали вылезать из палатки. Мошка практически отсутствовала. Те две – три штуки, которые всё-таки летали возле нас, уже не досаждали.
Погода ясная, светит солнце, на небе редкие облака. После завтрака собираем лагерь и идём дальше. От берега отчаливаем в 11.00. Каждый из нас по часу отрабатывает свою смену на руле, управляя лодкой. На реке стоят красные и белые бакены, указывающие фарватер для движения судов, а на берегах белые трапеции створов. Как объяснил нам Сергей, при движении вниз по течению красные бакены показывают правую границу фарватера, а белые – левую. Мы тоже пользуемся этими ориентирами, и несколько раз они выручали, предупреждая о скрытых мелях.
Обедали в 500 м ниже устья р. Таюра на правом берегу. В том месте, где мы причалили, на лугу, полого спускающемся к воде, росли большие оранжевые лилии. Вместо чая у нас с утра был заварен в термосе шиповник, но небольшой костер – дымокур все-таки пришлось развести, чтобы можно было спокойно сидеть за трапезой.
Около 18.00 над нами повисла тёмная туча и по воде застучали крупные капли дождя. Нас слегка промочило, но минут через 15 дождь кончился, а ветер и солнце подсушили нашу одежду.
Характер берегов не меняется, над руслом реки поднимаются невысокие гряды сопочек, густо поросшие преимущественно хвойным лесом. Нижняя часть склона спускается к воде под углом 15 – 20 градусом. Эти участки покрыты травой и невысокими кустами. Ровную площадку под лагерь найти сложно. Местами к реке выходят обрывы, обнажая слои песчано-глинистых сланцев красновато-коричневого цвета. Эти породы имеют горизонтальное или близкое к нему залегание, и становится понятным, почему вершины сопок имеют здесь плоскую или слегка наклонную поверхность.
Ширина реки может немного меняться, но пока остается в пределах 150 – 200 метров. Вода малопрозрачная с желтоватым оттенком. У берега дно просматривается до глубины 0.3 – 0.4 м.
На ночную стоянку стали поздно, около 22.30, после того, как прошли деревню Кривая Лука. Пока шли последние километры, выискивая место для стоянки, облака на вечернем небе сложили удивительную по красоте картину заката. Сергей и Вадим схватились за фотоаппараты и стали снимать.
Над темными гребнями сопок на переднем плане висело пушистое белое облако с легкой синевой внизу, за ним поднимались темные серые облака, а из-за них высоко вверх уходило огромное розово-белое облако, подсвеченное лучами заходящего солнца. Мы с восхищение молча любовались закатом.
На стоянку вытаскивали вещи из лодки в начинающихся сумерках. Нас встретили комары, но ни одной мошки не было. Я и Сергей быстро поставили палатку, Игорь и Вадим занимались костром. Через 40 минут у нас уже был готов ужин. Легли в 0.30. За день было пройдено 136 километров.
Ночью, приглушенно урча дизелями и подсвечивая себя зелеными, красными и белыми ходовыми огнями, по Лене продолжают идти суда. Где-то около 4-х ночи пошел дождь, но к рассвету туча ушла.
3. Нижняя Тунгуска
04.07.08. Утром выглянул из палатки, небо пасмурное, серое. Восемь часов, ребята пока спят. Достал дневник и полчаса делал запись, потом пошел разжигать костер. Вскоре подошли ребята, в канах уже закипала вода, и мы быстро соорудили нехитрый завтрак.
Вышли в 10.55. С каждым часом хода река становится шире, а прямые просматриваемые перегоны все длиннее. Теперь ширина реки составляет 300-350 метров.
Около 16.00, пройдя 54 км, подошли к городу Киренск. На подходах на левом берегу издалека виден 30-метровый обрыв красновато-коричневого цвета с зеленой шапкой соснового леса наверху. Смотрится очень красиво. Когда проходили под этим обрывом, решили остановиться и сфотографировать обнажения пород. Это оказались все те же песчано-глинистые сланцы. Породы были сильно выветрелые и разрушенные, и от подножья к середине склона поднимались конуса осыпей из мелкого щебня.
Сфотографировав обрыв, пошли дальше к виднеющимся кранам порта. Ширина реки в районе Киренска 450 – 500 метров. Пока мы решали куда пристать, у нас вдруг заглох мотор. Заправиться можно было только на берегу, чтобы не залить лодку бензином. Сергей, сидевший на руле, смог наклонить бачок и закачать остатки бензина. Движок завелся, и мы самым тихим ходом пошли к ближнему левому берегу.
Лодка ткнулась носом в галечниковый пляж, в 50-ти метрах от того места, где выгружал и забирал машины местный паром. Городок Киренск разделен рекой, и для перевозки людей и техники работают два парома.
Пока мы заливали бензин, причалил паром, на котором перевозили небольшую иномарку повышенной проходимости. Машина была немного меньше отечественного УАЗика «буханки», но мы прикинули, что в неё могли бы поместиться все наши вещи и мы сами. Вадим пошёл договариваться с хозяином машины, и вскоре вернулся довольный. Дядька водитель оказался очень приветливым, он рассказал, где нам можно дозаправиться бензином, и согласился отвезти через перевал на Нижнюю Тунгуску. Дав нам, час на сборы, он уехал, а мы пошли на лодке, на другой берег, где находилась заправка. На середине реки к нам подошел катер инспекторов ГИМС. Поздоровавшись, они спросили, откуда мы и куда идём. Ответив на их вопросы, мы продолжили путь к правому берегу, а инспектора ушли вниз по реке, но когда наша лодка причалила, и Вадим с Сергеем ушли на заправку, инспектора вновь подъехали к нашей лодке, и более подробно расспросили нас о предстоящем маршруте.
Через час, как и было намечено, наши вещи и лодка были погружены в машину, и мы поехали. По пути заглянули в 3-4 магазина, прежде, чем смогли докупить несколько буханок хлеба. Левобережная часть Киренска застроена преимущественно одноэтажными деревянными домами. Дороги разбитые, грунтовые. С 1775 года, когда был основан город, в этом плане мало что изменилось. Сейчас в городе проживает немногим более 15 тысяч жителей.
От Киренска до деревни Верхнее Карелина, которое находится на левом берегу Нижней Тунгуски идет хорошая грунтовая дорога. Проложили ее благодаря тому, что она подходит к нефтепроводу, который тянут на Дальний Восток. Хозяин машины довёз нас до самого берега, мы поблагодарили его и расплатились, отдав 1000 рублей.
Мешок с лодкой отнесли к самой воде и стали надувать её. Деревня Верхнее Карелина состоит всего из 10 домов. Народ из Киренска приезжает сюда порыбачить и поохотится. Речка возле деревни имеет ширину 30 – 40 метров, в русле есть травянистые отмели и острова. Течение спокойное, вода значительно чище, чем в р. Лена, хотя имеет желтоватый оттенок. Дно просматривается до метровой глубины, местами оно скрыто длинными прядями травы.
Пока мы собирали лодку и перекусывали над нами кружили целые полчища мошки. Она появилась через 1-2 минуты, как мы вылезли из машины, и не давала нам житья пока мы не начали движение.
Несколько раз мимо проезжали мужики из Киренска, приехавшие на рыбалку. Один из них остановился возле нас, и мы разговорились. Он рассказал нам о том, какого фарватера следует придерживаться при прохождении отмелей в районе деревни и какие есть сложные места на первых километрах пути.
Наконец, наша лодка было надута и полностью загружена. Мы начинали своё путешествие по Нижней Тунгуске!
В первые дни сплава, когда шли по Лене, заботиться о проложении курса было не нужно. Мы пользовались бакенами и створами, установленными для судов, а глубина реки позволяла осуществлять практически любые маневры. Но Тунгуска в сравнении с Леной казалась ручьём, который постоянно петлял, сужался до 20 метров шириной и образовывал шиверы и перекаты, глубина воды на которых была не более 20-30 см.
Приспосабливаясь к особенностям реки, осторожно вели судно малым ходом. За руль сел хозяин лодки, Сергей, а на нос с шестом в руках забрался Вадим, чтобы можно было подруливать ход судна на мелководье. Так мы шли до 21.00. На ночёвку решили встать на левом берегу реки, на песчано-галечной косе, после небольшого переката. В этом месте уже кто-то останавливался. Были видны следы костра, и рядом лежала охапка собранного плавника.
На косе, ближе к перекату, росли невысокие кусты тальника, а остальное её пространство было свободно и хорошо продувалось ветерком. Над косой, в глубь берега, поднималась надпойменная терраса, густо заросшая травой и ивовыми кустами. На другой стороне реки картина берега была совершенно другой. Склон невысокой сопочки круто опускался в воду. В нижней его части было много упавших деревьев, которые вытянули свои кроны к воде.
Мы быстро разгрузили свою лодку. На ровном песчаном участке поставили палатку. Чуть в стороне загорелся костер, и в начинающихся сумерках наш лагерь принял обжитой и уютный вид.
За ужином отметили начало нашего пути по Нижней Тунгуске. У костра сидели долго, хорошо и душевно беседовали.
По реке мы успели пройти 10 километров. После ужина, перед сном, Сергей первым из нас открыл купальный сезон в Нижней Тунгуске.
Поделитесь с Вашими друзьями: |