ность» на противопоставление «излишество — довольство»: «Важ
но подчеркнуть еще одну особенность усадебных видов Держави
на: поэт акцентирует внимание читателя на достатке, довольстве и
даже своеобразной роскоши поместной жизни, отказываясь от став
шего стереотипом мотива умеренности, честной бедности. Но это
роскошь без излишеств и разврата».
17
В то же время Капнист напря
мую обращается к восхвалению умеренности как залога счастья:
Умеренность, о друг небесный!
Будь вечно спутницей моей!
Ты к счастию ведешь людей;
Но твой олтарь, не всем известный,
Сокрыт от черни богачей.
Аналогичную мысль высказывает и Бакунин:
Счастлив, кто жребием доволен —
Каким бы ни был он — своим
От лени, от хлопот уволен,
И счастье неразлучно с ним.
Умеренность потребностей дает ощущение свободы, одной из
важнейших ценностей усадебной жизни:
Возможно ли сравнять что с вольностью златой
С уединением и тишиной на Званке?
(Державин)
«Сельская свобода» (Бакунин) описывается в стихах и как не
зависимость, и как ощущение простора, и как тишина, то есть сво
бода от лишних, мешающих напряженной внутренней жизни, внеш
них раздражителей и умеренный темп жизни («Зачем же в Петро-
поль на вольну ехать страсть, / С пространства в тесноту, с свободы
на затворы»). Слово «тихий» достаточно часто встречается во всех
анализируемых текстах, являясь контекстным синонимом словам
«мирный» и «вольный».
Но эта тишина не оборачивается скукой, так как обитатель
усадьбы имеет возможность выбора занятий. Из мемуарной литера
туры соответствующего периода известно, что занятия эти были
разнообразны, хотя чаще всего склонялись в сторону «изящных ис
кусств»: «Находясь в обществе близких и снисходительных друзей,
желая удовлетворить то, что мы называем сейчас эстетическими
потребностями, здесь, как мы увидим далее, фантазировали и диле-
тантствовали на все лады: „играли" в архитектуру, воздвигали ста
туи, писали маслом, исполняли миниатюрные портреты, сочиняли
17
Агамалян Л. Г. Изображение дворянской усадьбы в русской поэзии.
С. 120.
213