1 Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Межвузовский сборник научных трудов В ы пуск Издательство Научная книга 2012 2 УДК [159.923+316.6+015.3](082) ББК я Ад 28 Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. / Ад 28 под ред. МВ. Григорьевой. – Саратов Изд-во Научная книга, 2012. – Вып. 5. – 320 сил В сборнике представлены работы ученых из вузов городов Москвы, Волгограда, Минска, Казани, Оренбурга, Самары, Саратова, Ставрополя и других научных центров России и ближнего зарубежья, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы психологии адаптации личности, вопросы адаптации субъектов учебной и профессиональной деятельностей, психологической и социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья к условиям жизни и учебы, проблемы социально- психологической адаптации в условиях семьи или ее отсутствия. Для студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников факультетов психологии, научных работников, а также всех интересующихся проблемами психической, психологической и социально-психологической адаптации личности. Р еда к ц ионная коллегия М.В. Григорьева (отв. редактор, А.Р.Вагапова (отв. секретарь, Е.Е. Бочарова, Л.Е. Тарасова, Р.М. Шамионов Издание сборника Адаптация личности в современном мире вып. 5 осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проекта УДК[159.923+316.6+015.3](082) ББК88.52я43 ISBN 978-5-9758-1432-6 © Авторы статей, 2012
3 Оглавление ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................ 7 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ Григорьева М.В.Динамика адаптационных феноменов в образовательной среде школы системно-диахронический подход ................................................................................................... 8 Красильников И.А.Адаптационный подход к проблеме разрешения внутриличностных конфликтов ....................................................................................................................................... 11 Одинцова М.А.Особенности виктимного ролевого межличностного взаимодействия ............ 17 Печерский А.В., Руднева Л.В.Адаптация подростков и юношества в изменяющемся мире социально-психологический анализ ...................................................... 27 РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Бахтеева Э.И.Детская субкульура как ведущий фактор успешной адаптации ребенка на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту ...................... 34 Бочарова Е.Е.Конструирование образа-Я студенческой молодежью в процессе социализации ..................................................................................................................................... 39 Григорьева М.В.Этнопсихологические типы адаптирующейся личности ................................ 47 Семенова Т.В.Диагностика созерцательного и деятельностного типов сознания .................... 51 Ткаченко В.В.Поликультурная образовательная среда как условие формирования толерантных отношений старших дошкольников к сверстникам. 56 Усова Н.В.Взаимосвязь адаптационного потенциала личности и персональной религиозности ................................................................................................................................... 63 РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ АДАПТАЦИИ Бескова Т.В.Защитные механизмы субъекта зависти в разных условиях гендерной социализации .................................................................................................................................... 68 Григорьева М.В., Семина А.В.Влияние установочных тенденций личности на когнитивную составляющую адаптационных способностей ................................................. 77 Печерский В.Г., Беляков А.Е.Самосознание и стратегии психологического преодоления трудных ситуаций у девиантных подростков ............................................................................... 81 Шавалиева Г.Т.Роль психических состояний и цвета в адаптации человека к современным условиям жизни и деятельности .......................................................................... 91 4 РАЗДЕЛ 4. АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Арендачук И.В.Социализация подростков и юношей в образовательном пространстве современной библиотеки. 95 Великая Т.С.Процесс адаптации школьников в условиях реализации инновационных технологий ...................................................................................................................................... 102 Григорьева М.В., Давыдчик И.В.Социальный интеллект в структуре адаптационных способностей старшеклассников .................................................................................................. 106 Куликова М.Ю.Система работы тьютора с детьми с риском школьной дезадаптации .......... 116 Прокопенко А.Ю. Темпоральная компетентность социального педагога как условие развития индивидуальности воспитанника ................................................................................. 119 Разживина Н.В.Психологическое сопровождение как средство адаптации трудных подростков в условиях общеобразовательной школы ............................................................... 122 Столярова Т.П.Проблемы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе .................................................................................... 128 Сулимова К.П.Особенности адаптации учащихся к условиям обучения в школе ................. 131 Соколова И.С.Индивидуальные особенности психологических репрезентаций образовательной среды у школьников ......................................................................................... 135 Тарасова Л.Е.Связь адаптационной готовности и личностной саморегуляции выпускников средней школы ........................................................................................................ 136 Якиманская И.С.Мониторинг качества образования и механизмы социального партнерства как условия социальной адаптации воспитанников в дополнительном образовании .................................................................................................................................... 143 РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Акопян Л.С.Социальная адаптация воспитанников специальных образовательных учреждений ..................................................................................................................................... 157 Заболотина Е.Н.Особенности адаптации детей с нарушениями речи к школьному обучению ................................................................................................................. 162 Куликова Т.И.Педагогическая толерантность как фактор преодоления стереотипов о детях с ограниченными возможностями здоровья .................................................................. 166 Руднева Л.В., Печерский А.В.Эмоциональная обусловленность психологической защиты у подростков и юношей с психическим недоразвитием ............................................................ 171 Степанова О.А.Социально-психологическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учебном коллективе гетерогенного типа ...................................... 177 Шатрова С.А.Организация дифференцированного обучения первоклассников с нарушением речи в общеобразовательной школе ................................................................... 181 РАЗДЕЛ 6. ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 Бехтер А.А.Совладающее поведение специалистов помогающих профессий как процесс адаптации к условиям деятельности ....................................................................... 184 Каракозова И.Е.Роль толерантности учителя в процессе профессиональной деятельности ................................................................................................................................... 186 Ковтун Ю.Ю.Взаимодействия в системе «врач-пациент» как параметры профессиональной среды медицинского работника .................................................................. 191 Куликова О.В.Проблемы социально-психологической адаптации молодых специалистов .................................................................................................................................. 195 Плугина М.И., Шведенко Ю.В. Психолого-акмеологические условия оптимизации психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации Терещенко Н.Г.Психологическое обеспечение адаптации персонала в организации ............ 204 Флоровский С.Ю.Социально-психологические особенности трудовой адаптации личности в различном организационно-культурном контексте ................................................ 215 Черникова Т.В.Диагностика эмоционального выгорания у студентов-выпускников медицинского вуза на этапе перехода в профессиональную среду .......................................... 221 РАЗДЕЛ 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ............................................................................................................................ 228 Кашавкина О.И.Роль способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности в процессе психологической адаптации студента вуза ..................................... 228 Куренная А.Ф.Образовательная среда вуза как психолого-педагогический феномен ........... 237 Локаткова О.Н.Профессиональная компетентность преподавателя как педагогическое условие адаптации студентов-первокурсников .......................................................................... 242 Майорова Т.Е.Тренинговая программа Успешная адаптация студентов в вузе ................. 246 Мамедова А.К.Адаптация студентов к условиям обучения на первом курсе вуза ................. 251 Селезнева М.В.Динамика адаптационных процессов в образовательной среде военного вуза .................................................................................................................................. 255 РАЗДЕЛ 8. РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА .................................. 263 Куфтяк Е.В.Трудности становления замещающей семьи и стратегии адаптации ................ 263 Летягина С.К.Проблемы социально-психологической адаптированности детей старшего подросткового возраста из числа сирот и оставшихся без попечения родителей ........................................................................................................................................ 272 Манакина Е.А.Условия эффективности психологической поддержки процесса адаптации детей-сирот в интернатном учреждении ................................................................... 280 Рягузова Е.В.Адаптационные ресурсы и проблемы воспитанников специальных образовательных учреждений в контексте взаимодействия Я – Другой ............................. 285 Суменко Л.В.Особенности социальной адаптации детей, воспитывающихся в интернатах и детских домах ...................................................................................................... 292 6 Шубина А.С. Семья – реальное будущее воспитанника интернатного учреждения ............... 298 РАЗДЕЛ 9. АДАПТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ ................................................................................... 307 Лазарева Е.Ю. Патогенный потенциал и саногенные ресурсы личности у больных, страдающих кардиологическими заболеваниями ....................................................................... 307 Погодин И.А. Этиология психической травмы утрата способности к творческому приспособлению ............................................................................................................................. 309 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .......................................................................................................... 315
7 ВВЕДЕНИЕ Пятый выпуск сборника Адаптация личности в современном мире подготовлен в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского. Среди авторов сборника – исследователи различных научных центров, которых объединяет общий интерес к проблемам адаптации личности к жизни и деятельности в современных условиях. В своих статьях они акцентируют внимание на теоретических и прикладных аспектах проблемы адаптации, связанных с успешностью учебы и профессиональной деятельности, с психологическими соматическим здоровьем, сформированием социально важных качеств личности. Широта и актуальность проблематики определили содержание и структуру предлагаемого сборника научных трудов. Сборник открывается разделом, включающим теоретические исследования психологического феномена адаптации. Второй раздел включает материалы, раскрывающие характер социально- психологической адаптации личности в условиях значительных общественных трансформаций. В третьем разделе помещены статьи, в которых раскрываются личностные характеристики субъектов адаптации. Содержание четвертого раздела касается проблемы адаптационных процессов в образовательной среде школы и учреждений дополнительного образования. Проблемы адаптации студентов к условиям обучения в среднем и высшем профессиональном образовательном учреждении освещаются в четвертом разделе. Пятый раздел посвящен социально-психологической адаптации личности с особыми потребностями. Шестой раздел содержит статьи, в которых отражены особенности трудовой адаптации. В седьмом разделе рассматриваются адаптационные процессы в образовательной среде вуза и средних профессиональных образовательных учреждений. Восьмой раздел касается социально-психологических проблем сиротства и адаптации в условиях семьи. В девятом разделе помещены статьи, связывающие вопросы адаптации с психологическими соматическим здоровьем. Предлагаемый сборник позволит читателям ознакомиться с новыми исследованиями психологов, выполненными в традициях комплексного и системного подходов и охватывающими широкий круг проблем адаптации личности в современном мире. 8 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ М.В.Григорьева Динамика адаптационных феноменов в образовательной среде школы системно-диахронический подход Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы" (2012-1.2.1-12-000-3005-012) Изменения условий взаимодействий школьника и образовательной среды ОС, обусловленные трансформациями современных общественных отношений, приводят к тому, что целостная система данных взаимодействий является гибкой и находится в постоянной динамике. Изменяются ее структура, соотношение различных элементов внутри отдельных субсистем и внутрисистемные взаимосвязи. Система взаимодействий школьника и ОС функционирует также в зависимости от контекста ситуации взаимодействия ив соответствии с требованиями возрастных периодов. В современной психологии существуют научные подходы, позволяющие рассматривать психическое явление в динамике это – системногенетический, системно-функциональный, синергетический и др. подходы к исследованию. Все они акцентируют внимание исследователя на процессуальных аспектах изучаемого явления. Выполненные с учетом процессуального аспекта исследования социализации и адаптации представляют научные данные не только об актуальных признаках данных процессов, но и обращены к анализу исторического развития явления на определенном временном промежутке. Системно-диахронический подход к исследованию школьной адаптации позволяет изучать явление как целостное психологическое образование, динамичное и развивающееся на определенном временном промежутке. Рассмотрим динамику адаптационных феноменов в образовательной среде школы с позиций системно-диахронического подхода. Изменения качественных характеристик отдельных элементов субсистем могут по-разному влиять на функционирование всей системы в целом. Так, например, на психофизиологическом уровне, динамика взаимодействий 9 обусловлена свойствами нервной системы. Возможности изменений элементов на физиологическом уровне, связанные с изменениями, например, динамичных характеристик нервной системы существуют (Теплов, 1961). Но они связаны с большими временными затратами систематической тренировки и значительными энергетическими затратами самого индивида. В условиях группового обучения выполнение этих условий практически невозможно. По нашим наблюдениями из бесед с учащимися, имеющими ярко выраженные динамичные особенности свойств нервной системы (те. инертными и лабильными, все они испытывают более или менее выраженные трудности в процессе взаимодействия с ОС, но некоторые из них со временем находят собственные методы адаптивного приспособления. Динамика интеллектуальных составляющих когнитивной субсистемы взаимодействий школьника и ОС определяется требованиями учебной деятельности и возрастными и индивидуальными особенностями когнитивной сферы личности ученика. Как было показано в ряде наших исследований, развитие интеллекта происходит волнообразно (Григорьева, 2010, 2011). При переходе учащихся изначальной школы в среднее звено, обнаруживается общее снижение уровня интеллекта с высокого уровня до уровня выше среднего. При переходе из среднего звена гимназии в старшие классы уровень развития интеллекта учащихся повышается до высокого. Ученики общеобразовательных классов имеют в основном средний уровень развития интеллекта. Исходя из полученных нами результатов, можно сделать вывод о том, что высокий уровень развития интеллекта школьников позволяет им относительно эффективно взаимодействовать с образовательной средой в 1,5,10 классах. Первоклассники с высокой интеллектуальной готовностью к обучению в школе не механически воспроизводят предложенные знания, а хорошо выделяют и сравнивают признаки предметов, объединяют группу предметов по общему признаку в более широкое понятие, классифицируют предметы по различным признакам, замечают закономерности изменения признаков. Все это позволяет им осмысленно воспринимать информацию, строить четкую и многомерную структуру своих знаний, быстро и успешно использовать данные знания для решения проблемной ситуации входе обучения, то есть успешно интеллектуально адаптироваться. Изменения показателей интеллектуальных возможностей учащихся по мере продвижения от 1 к 11 классу, в соответствие с нашей концепцией, выглядят в общем виде так при переходе в 5 классу школьников наблюдается значительный спад интеллектуальных возможностей, связанный с необходимостью соответствовать новым условиям взаимодействий с ОС, которые требуют развития понятийного мышления, далее от 5 к 11 классу интеллект учащихся развивается по синусоиде, наибольший прогресс виден при переходе изв классы и изв классы, наибольший регресс – при переходе изв классы. 10 Таким образом, пики развития интеллекта учащихся приходятся на 2 – 3, 7 и 11 классы, а применение интеллекта в процессе взаимодействий школьника и ОС, скорее всего, затруднено в 5 классе. Наибольшее снижение уровня развития интеллекта при переходе изначального звена в среднее наблюдается у учащихся общеобразовательных классов. Их интеллектуальные возможности на протяжении всего обучения не повышаются, но темпы снижения уровня развития интеллекта уменьшаются к 8 классу. Очевидно, данное снижение интеллектуальных возможностей у школьников общеобразовательных классов связано стем, что требования к их мышлению не включают в себя наличие высокого уровня развития интеллекта и ограничиваются развитием репродуктивных возможностей учащихся. В старших классах наблюдается тенденция обособления процессов когнитивной и социально-психологической субсистем взаимодействий школьника и ОС адаптации. Если в начальной школе интеллектуальные способности были связаны с социально-психологическими процессами в 57 % случаев, в средних классах – в 43 % случаев, тов старших классах гимназии корреляционная взаимосвязь интеллектуальных способностей и социально- психологической адаптации наблюдается в 33 % случаев. Таким образом, у учащихся гимназии по мере продвижения от 1 класса кв общем, наблюдается расширение сферы интеллектуальной деятельности, постепенный переход от применения своего интеллекта в учебных ситуациях до его применения во внешкольных ситуациях, связанных с интеллектуальной деятельностью. Одновременно происходит уменьшение случаев прямой взаимосвязи интеллектуальных способностей и успешности социально- психологической адаптации. Очевидно, с увеличением возраста гимназистов интеллектуальная деятельность все более обособляется от самочувствия в различных социальных условиях. Возрастает также направленность на интеллектуальную деятельность в будущем, а также на взаимосвязь интеллектуальных способностей и профессиональных и социальных достижений. Эмоциональная субсистема в силу своей сигнальной функции является очень динамичной в процессе взаимодействия учащегося с ОС. Изменения в ней связаны с механизмом тревоги, которая возникает в ответ на значимые для школьника изменения условий взаимодействия с ОС. Поскольку любое значимое изменение является таковым в силу потенциальной угрозы для индивида, тревога подготавливает организм и психику школьника, активизируя все внутренние процессы. Ситуативная индивидуальная динамика эмоций ученика дополняется динамикой, обусловленной развитием его личностных качеств и произвольной саморегуляции в течение всего времени обучения. Изучение системы взаимодействий школьника и ОС с позиций системно- диахронического подхода может способствовать раскрытию внутренних механизмов ее функционирования, полностью соответствующих ее онтологическим особенностям. 11 Обобщая вышесказанное, можно сказать, что динамика развития системы взаимодействий школьника и ОС связана с особенностями ее структурных связей, изменением значимости ее отдельных элементов и цикличностью процессов разрушения четкой структуры и ее создания. Общее развитие системы взаимодействий школьника и ОС происходит, таким образом, нелинейно. Библиографический список Григорьева М.В. Интеллект как общая адаптационная способность // Актуальные проблемы психологии и педагогики Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием мая, 2011 г. / Под ред. В.Г.Печерского, Н.В.Зайцевой. – Саратов Изд-во СГСЭУ, 2011. – 222 с. С. 86- 89. Григорьева М.В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации // Психология обучения. 2010. №6. С. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Поделитесь с Вашими друзьями: |