Направление подготовки 034300 Физическая культура
Профиль подготовки Физкультурно-оздоровительные технологии
Квалификация выпускника Бакалавр
Форма обучения
Заочная форма обучения 5л,
заочная на базе СПО по профилю,
на базе ВПО не по профилю
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Биология
Цели освоения дисциплины «Биология»:
– дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле;
– показать практическое применение достижений современной биологии в области медицины, сельского хозяйства, техники, космоса и промышленности;
– дать представление о положении человека в мире живой природы и его роль в сохранении окружающей среды.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
-
Биология относится к вариативной части математического и естественно - научного цикла и является дисциплиной по выбору.
-
Теоретические и практические значения по данной дисциплине необходимы для дальнейшего изучения студентами следующих дисциплин: анатомия человека и биомеханика двигательной деятельности, основы экологии, физиология человека, возрастная физиология, психология физической культуры, гигиенические основы физического воспитания.
-
Рабочая программа дисциплины «Биология» имеет трудоемкость, равную 3 зачетным единицам.
Краткое содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Уровни и основные свойства живой материи.
Биология как наука о многообразии форм жизни. Уровни организации живой материи. Основные свойства и специфика живых систем: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, раздражимость, дискретность, саморегуляция, ритмичность.
Раздел 2. Происхождение и эволюция Вселенной.
Предпосылки возникновения жизни. Теория химической эволюции Опарина. Эволюция предбиологических систем. Возникновение прокариот и эукариот. Особенность аутотрофного типа питания и аэробного обмена. Возникновение многоклеточных.
Радел 3. Клетка – элементарная биологическая система.
Клеточная теория строения организмов Шванна и Вирхова. Общая характеристика неклеточных форм жизни.
Радел 4. Основы генетики и селекции.
Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, чистая линия, гибрид, гомо - и гетерозигота.
Раздел 5. Теория эволюции органического мира. Антропогенез.
Тема 8. Основные положения учения Ч.Дарвина. Наследственная изменчивость – основа эволюционного процесса.
Тема 9. Происхождение и эволюция человека.
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Целями освоения дисциплины «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» являются: формирование у студентов основ гигиенических знаний в области общей и спортивной гигиены, раскрытие современного представления, понятия, методов, актуальных проблем в современной гигиенической науке.
Подготовка учащихся к самостоятельной педагогической деятельности с использованием широкого спектра профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья в процессах занятий физической культурой и спорта.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» относится вариативной части профессионального цикла.
Для освоения дисциплины требуются знания по биологии, основам экологии, анатомии человека, физиологии человека.
Рабочая программа дисциплины «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» имеет трудоемкость равную 6 зачетным единицам.
Краткое содержание разделов дисциплины:
Предмет и задачи курса «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности». Значения гигиены в деятельности учителя физкультуры. История гигиены. Здоровый образ жизни, факторы, его составляющие. Закаливание. Гигиенические принципы закаливания и средства. Критерии эффективности закаливания. Гигиена воздуха, его состав. Значение воздуха для человека. Физические, химические, бактериологические, радиологические, факторы загрязнения воздуха. Гигиеническая характеристика спортивных сооружений. Роль водного фактора в укреплении здоровья и в повышении работоспособности спортсменов. Гигиена питания современного человека. Количественная и качественная адекватность питания. Составление и анализ суточного рациона питания. Применение в спортивной практике витаминно - минеральных комплексов и биологически активных добавок. Гигиена детей и подростков как научная дисциплина. Гигиена людей зрелого возраста. Биологический возраст.
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Доврачебный контроль в спортивной деятельности
Целями освоения дисциплины «Доврачебный контроль в спортивной деятельности» являются:
- обеспечение учащихся необходимым запасом знаний, формирование у них научного мировоззрения и умения использовать полученные знания для осуществления физиолого-педагогического контроля спортивной деятельности, сохранение и укрепление здоровья;
- ориентирование студентов на оптимальные пути решения педагогических задач в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования с учётом функционального состояния организма;
- ориентирование студентов на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Доврачебный контроль в спортивной деятельности» является дисциплиной по выбору и относится к вариативной части профессионального цикла.
«Доврачебный контроль в спортивной деятельности» является необходимой дисциплиной в курсе медико-биологической подготовки специалистов в области физической культуры.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области анатомии человека, физиологии человека, биохимии челавека, спортивной физиологии, спортивной метрологии.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Комплексный контроль в спортивной деятельности» могут быть использованы студентами в повседневной жизни, а также при коррекции тренировочного процесса и состояния учащихся на доврачебном этапе.
Рабочая программа дисциплины «Доврачебный контроль в спортивной деятельности» имеет трудоемкость, равную 6 зачетным единицам.
Краткое содержание учебной дисциплины
Основы общей патологии. Оценка функционального состояния и характеристика состояния опорно-двигательного аппарата. Оценка функционального состояния функционального состояния и заболевания сердечно-сосудистой системы спортсменов. Оценка функционального состояния и заболевания дыхательной системы спортсменов. Оценка функционального состояния и заболевания системы крови спортсменов. Оценка функционального состояния и заболевания нервной системы спортсменов. Оценка функционального состояния и заболевания системы пищеварения спортсменов. Оценка функционального состояния и заболевания эндокринной системы спортсменов. Оценка функционального состояния и заболевания мочеполовой системы спортсменов. Оценка функционального состояния и нарушения обмена веществ спортсменов. Самоконтроль спортсменов. Медицинский контроль в массовой физической культуре
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Здоровый образ жизни
Целями освоения дисциплины «Здоровый образ жизни» являются:
- формирование жизненно необходимого уровня знаний в области здоровья и здорового образа жизни, соответствующего требованиям федеральных государственных стандартов;
- формирование знаний, умений по идентификации и квантификации факторов, влияющих на личную безопасность индивидуума;
- формирование знаний, умений по идентификации и квантификации социально-педагогических факторов и психолого-педагогических аспектов здорового образа жизни;
- формирование жизненно необходимого уровня знаний о факторах, разрушающих здоровье;
- формирование навыков и умений мониторинга здоровья;
- обеспечение учащихся необходимым запасом знаний, формирование у них мотивации направленной на этапы формирования, сохранение и укрепление здоровья;
- ориентирование студентов на оптимальные пути решения педагогических задач в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования с учётом функциональных возможностей организма;
- ориентирование студентов на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Здоровый образ жизни» относится к вариативной части профессионального цикла и является дисциплиной по выбору.
«Здоровый образ жизни» является необходимой дисциплиной в курсе медико-биологической подготовки специалистов в области физической культуры.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области биологии, анатомии человека, основ медицинских знаний, безопасности жизнедеятельности.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Здоровый образ жизни» могут быть использованы студентами в повседневной жизни, а также при коррекции состояния учащихся на доврачебном этапе.
Рабочая программа дисциплины «Здоровый образ жизни» имеет трудоемкость, равную 3 зачетным единицам.
Краткое содержание учебной дисциплины
Понятие здоровья и здорового образа жизни. Исследование оздоровительных методик. Физическая активность и здоровье. Психическое здоровье. Стрессы и психологическая разгрузка. Закаливание. Виды закаливания. Питание и здоровье. Иммунитет. Иммунодефициты (СПИД). Репродуктивное здоровье и его значение для обеспечения благополучия личности. Репродуктивное поведение и его безопасность.
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Лечебная физическая культура и массаж
Целями освоения дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» (ЛФК) являются:
-образование студентов на современном научном уровне знаниями о средствах лечебной физической культуры и массажа для общей тренировки, оздоровления, укрепления организма, а также восстановление утраченных функций в связи с заболеваниями или травмами, профилактики различных заболеваний;
-получения дополнительных медико-биологических знаний, повышения общетеоретического кругозора и педагогического мастерства, что позволяет рационально использовать полученные навыки и умения в последующей трудовой деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
«Лечебная физическая культура и массаж» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла;
«Лечебная физическая культура и массаж» является необходимой дисциплиной в курсе медико-биологической подготовки специалистов в области физической культуры.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области анатомии человека, физиологии человека, биохимии, спортивной физиологии, спортивной медицины.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» могут быть использованы студентами в повседневной жизни, а также при коррекции тренировочного режима и состояния учащихся на доврачебном этапе.
Рабочая программа дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж» имеет трудоемкость, равную 7 зачетным единицам.
Краткое содержание учебной дисциплины
Общие основы ЛФК, средства, формы, методы. Лечебное действие физических упражнений. Дозировка и критерии физической нагрузки в ЛФК, контроль за нагрузкой. Массаж, виды, классификация, формы, показания, противопоказания. Основные приёмы классического массажа Точечный массаж. Сегментарный массаж. Гигиенический, лечебный, косметический массаж. Спортивный массаж, классификации, методика поведения. ЛФК и массаж при заболеваниях сердечно- сосудистой системы. ЛФК и массаж при заболеваниях органов дыхания. ЛФК и массаж при заболеваниях обмена веществ. ЛФК и массаж при заболеваниях нервной системы. ЛФК и массаж при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ОДА)
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Основы экологии
Целями освоения дисциплины «Основы экологии» являются:
-
формирование у студентов современных представлений об экологии как междисциплинарной науке, о взаимосвязях природы и общества;
-
ознакомление обучающихся с терминологией, основными понятиями и законами экологии.
-
изучение роли антропогенного воздействия в конкретном регионе и на биосферу в целом.
-
изучение факторов экологического риска и их влияния на состояние здоровья человека;
-
формирование экологической культуры и нового экологического сознания личности обучающихся;
-
ознакомление обучающихся с особенностями организации школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Основы экологии» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла и является дисциплиной по выбору.
Для успешного изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении следующих дисциплин: «Естественнонаучные основы физической культуры», «Биология».
Дисциплина «Основы экологии» является предшествующей для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Рабочая программа дисциплины «Основы экологии» имеет трудоемкость, равную 3 зачетным единицам.
Краткое содержание разделов дисциплины
Экология в системе естественных наук и ее структура. Экологические факторы и закономерности их действия. Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы современности. Пути и методы сохранения современной биосферы. Пути сохранения биоразнообразия и генофонда биосферы. Генофонд живой природы. Красные книги. Программа устойчивого развития. Педагогические основы экологического образования. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды. Формирование нового экологического сознания. Внеурочные формы экологического образования.
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Профилактика наркомании и вредных привычек средствами физической культуры
Целями освоения дисциплины «Профилактика наркомании и вредных привычек средствами физической культуры» являются:
- формирование жизненно необходимого уровня знаний в области основ медицины, соответствующего требованиям федеральных государственных стандартов;
- формирование знаний, умений по идентификации и квантификации опасностей и навыков в определении стратегического направления предупреждения нарушения здоровья человека;
- формирование навыков и умений оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при терминальных состояниях.
- обеспечение учащихся необходимым запасом знаний, формирование у них мотивации направленной на сохранение и укрепление здоровья;
- ориентирование студентов на оптимальные пути решения педагогических задач в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования с учётом функциональных возможностей организма;
- ориентирование студентов на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Профилактика наркомании и вредных привычек средствами физической культуры» относится к вариативной части профессионального цикла и является дисциплиной по выбору.
«Профилактика наркомании и вредных привычек средствами физической культуры» относится к циклу медико-биологической подготовки специалистов в области физической культуры.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области биологии, анатомии человека, безопасности жизнедеятельности.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Профилактика наркомании и вредных привычек средствами физической культуры» могут быть использованы студентами в повседневной жизни, а также при коррекции состояния учащихся на доврачебном этапе.
Рабочая программа дисциплины «Профилактика наркомании и вредных привычек средствами физической культуры» имеет трудоемкость, равную 3 зачетным единицам.
Краткое содержание учебной дисциплины
Вредные привычки как многоаспектная проблема современного общества. Влияние табакокурения и алкоголизма на организм и здоровье человека. Проблема наркотической зависимости в современном мире. Первый контакт человека с наркотиком. Устойчивое патологическое состояние организма при употреблении наркотиков. Основные принципы и подходы к предупреждению наркомании и других вредных привычек. Профилактические ресурсы физической культуры и спорта.
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Спортивная медицина
Целями освоения дисциплины «Спортивная медицина» являются:
- обеспечение оптимального уровня подготовленности учащихся в области спортивной медицины, соответствующего требованиям федеральных государственных стандартов,
- обеспечение учащихся необходимым запасом знаний, формирование у них научного мировоззрения и умения использовать знания спортивной медицины для сохранения и укрепления здоровья;
- ориентирование студентов на оптимальные пути решения педагогических задач в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования с учётом функционального состояния организма;
- ориентирование студентов на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Спортивная медицина» относится к вариативной части профессионального цикла и является дисциплиной по выбору.
«Спортивная медицина» является необходимой дисциплиной в курсе медико-биологической подготовки специалистов в области физической культуры.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области анатомии человека, физиологии человека, биохимии, спортивной физиологии.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания в области анатомии человека, физиологии человека, биохимии, спортивной физиологии, теории и методики физической культуры, спортивной метрологии.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Спортивная медицина» могут быть использованы студентами в повседневной жизни, а также при коррекции тренировочного режима и состояния учащихся на доврачебном этапе.
Рабочая программа дисциплины «Спортивная медицина» имеет трудоемкость, равную 6 зачетным единицам.
Краткое содержание учебной дисциплины
Введение в курс «Спортивной медицины», её предмет, цели и задачи. Основы общей патологии. Физическое развитие. Особенности физического развития и телосложения спортсменов. Клинические и параклинические методы в системе оценки состояния ведущих систем организма у спортсменов. Врачебно-педагогический контроль в процессе тренировочных занятий и соревнований. Перенапряжение ведущих органов и систем у спортсменов. Понятие о кардиореспираторной системе; ее компоненты и лимитирующие звенья. Методы и средства, ускоряющие процессы постнагрузочного восстановления спортсменов. Самоконтроль при занятиях спортом. Острые травмы и повреждения опорно-двигательного аппарата у спортсменов
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Спортивная физиология. Биохимия человека
Целями освоения интегрированной дисциплины «Спортивная физиология с основами биохимии» являются:
- обеспечение оптимального уровня подготовленности обучающихся в области спортивной физиологии и биохимии, соответствующего требованиям федеральных государственных стандартов;
- обеспечение обучающихся необходимым запасом знаний о физиологических реакциях организма при спортивной деятельности;
- раскрытие особенностей приспособления организма спортсмена к различным внешним условиям, что позволит учитывать их влияние на спортивную работоспособность, планировать тренировочные нагрузки при подготовке спортсмена к соревнованиям в разных условиях с учетом характера и механизма приспособления к ним – акклиматизации.
- обеспечение необходимыми знаниями о химическом составе организма, о химических реакциях, лежащих в основе жизнедеятельности, что позволит понять сущность процессов, определяющих физическую работоспособность, адаптационные изменения, двигательные возможности человека, закономерности протекания восстановительных процессов;
- ориентирование студентов на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Спортивная физиология с основами биохимии» относится к вариативной части профессионального цикла.
Для успешного изучения дисциплины «Спортивная физиология с основами биохимии» необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении следующих дисциплин: «Естественнонаучные основы физической культуры», «Анатомии с биомеханикой».
Дисциплина «Спортивная физиология с основами биохимии» является предшествующей для освоения следующих дисциплин «Спортивная медицина», «Лечебная физкультура и массаж».
Рабочая программа дисциплины «Спортивная физиология с основами биохимии» имеет трудоемкость, равную 6 зачетным единицам.
Краткое содержание разделов учебной дисциплины
«Спортивная физиология с основами биохимии»
Общие закономерности физиологии спорта и ее основные понятия. Физиологические основы классификации физических упражнений и их характеристика. Физиологическая характеристика функциональных состояний организма при мышечной активности. Физиологические критерии тренированности при различных функциональных состояниях организма и в зависимости от вида спортивной деятельности. Физиологические основы спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды. Значение биохимии для теории и практики физического воспитания и спорта. Биоэнергетика. Биохимические основы обмена веществ. Биохимические основы спортивной тренировки и характеристика тренированного организма. Возрастные особенности биохимического состояния организма. Биохимические основы рационального питания спортсмена.
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Физиология человека с основами возрастной физиологии
Целями освоения интегрированной дисциплины «Физиология человека с основами возрастной физиологии» являются:
- обеспечение оптимального уровня подготовленности обучающихся в области физиологии человека и основ возрастной физиологии, соответствующего требованиям федеральных государственных стандартов;
- формирование общей и профессиональной культуры личности обучающихся посредством изучения основных механизмов деятельности различных органов и систем организма человека в покое и при мышечной работе;
- ориентирование студентов на оптимальные пути решения педагогических задач в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования с учётом организменного и системного уровней организации тела человека, а также его филогенезом и онтогенезом;
- ориентирование студентов на анализ научной и научно-практической литературы, обобщение практики в области физической культуры и образования.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Интегрированная дисциплина «Физиология человека с основами возрастной физиологии» относится к вариативной части профессионального цикла.
Для успешного изучения интегрированной дисциплины «Физиология человека с основами возрастной физиологии» необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении следующих дисциплин: «Естественнонаучные основы физической культуры», «Анатомии с биомеханикой».
Интегрированная дисциплина «Физиология человека с основами возрастной физиологии» является предшествующей для освоения следующих дисциплин «Спортивная физиология с основами биохимии», «Спортивная медицина», «Лечебная физкультура и массаж».
Рабочая программа интегрированной дисциплины «Физиология человека с основами возрастной физиологии» имеет трудоемкость, равную 8 зачетным единицам.
Краткое содержание разделов учебной дисциплины «Физиология человека»
Общие закономерности физиологии и ее основные понятия. Физиология нервной системы. Физиология нервно-мышечного аппарата. Физиология высшей нервной деятельности. Физиология сенсорных систем. Физиология крови. Физиология кровообращения. Физиология дыхания. Физиология пищеварения. Физиология обмена веществ и энергии. Физиология выделения. Тепловой обмен. Внутренняя секреция.
Краткое содержание разделов учебной дисциплины «Возрастная физиология»
Закономерности индивидуального развития человека.
Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, основные этапы развития.
Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности.
Возрастные особенности кардиореспираторной системы.
Возрастные особенности сенсорных систем.
Гигиена учебно-воспитательного процесса.
Аннотация к рабочей программе дисциплины
Поделитесь с Вашими друзьями: |