Социально-психологическое тестирование как элемент системы администрирования в управлении образовательной средой распределенного вуза
Е.В. Чмыхова, А.В. Козлова, О.С. Михно
Современная гуманитарная академия
В Современной гуманитарной академии (СГА) разработана уникальная автоматизированная система комплексного массового тестирования (КМТ), основанная на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и являющаяся обязательным элементом информационного обеспечения администрирования образовательной среды распределенного вуза.
Главным условием функционирования распределенного вуза является наличие образовательной среды и информационной системы администрирования на основе ИКТ.
Образовательная среда включает в себя социокультурное окружение студента, способное обеспечить его продуктивную деятельность (например, учебные материалы, двухуровневую телекоммуникационную библиотеку и доступ к базам знаний, систему повышения квалификации преподавателей и сотрудников, учебное администрирование и др.).
Учебное администрирование в СГА опирается на ИКТ. Система КМТ является, с одной стороны, частью образовательной среды, с другой – информационной среды СГА.
Кроме академического тестирования, существующего во всех LMS (Learning Management Systems), в СГА разработан специальный блок социально-психологического тестирования. Он представляет собой централизованную сеть получения и обработки массивов персональной информации, включающих данные анкетирования студентов, психологического и психофизиологического приборного тестирования. Информация, получаемая с помощью КМТ, позволяет руководству СГА принимать решения относительно контента обучения, контингента, политики и рекламы, а также других управленческих задач. Уникальность системы КМТ заключается в том, что она обеспечивает индивидуализацию обучения в условиях массового обучения с использованием информационно-телекоммуникационных средств, а также возможность информационного обеспечения управленческих решений.
Управление образовательной средой распределенного вуза осуществляется по нескольким направлениям:
-
администрирование контингента;
-
администрирование учебного процесса;
-
администрирование контента;
-
администрирование качества;
-
администрирование оплаты.
Система КМТ является частью информационного обеспечения административных функций СГА.
Персональные данные студентов, получаемые с помощью КМТ, в обобщенном виде анализируются и результаты анализа ежегодно представляются руководству СГА в виде отчетов. Так, в управлении контингентом используется модель типологии обучаемости для разработки мероприятий по снижению отчисляемости на первых курсах. Измерения показателей обучаемости необходимы для реализации балансового метода проектирования образовательного процесса, лежащего в основе технологии обучения СГА. Характеристики интеллектуальной сферы студентов в обобщенном виде применяются для определения дидактических параметров разрабатываемого контента.
База данных КМТ используется также в научных целях. Результаты научных исследований, в свою очередь, становятся основой для построения стереотипных моделей обработки данных КМТ.
Управление образовательной средой является обеспечивающим процессом системы качества распределенного вуза, в которой данные КМТ используются для оценки:
-
образовательных достижений обучаемых;
-
прироста когнитивных возможностей обучаемых за период обучения;
-
динамики состояния здоровья обучаемых;
-
экспертизы качества и безопасности образовательной среды.
Таким образом, КМТ обеспечивает руководство вуза информацией, на основе которой разрабатываются, совершенствуются методы и виды деятельности вуза оперативного характера, используемые для выполнения современных требований к качеству образования (компетентностный подход, уровневость обучения, индивидуализация обучения и др.).
Так, если традиционный вуз обладает возможностью задействовать преподавателей для обеспечения индивидуального подхода к каждому студенту – определению посильной для него нагрузки, наиболее подходящих методов учебной работы и самоподготовки, то для распределенного вуза требуются другие методы индивидуализации обучения. КМТ решает одну из важнейших задач индивидуализации обучения в условиях распределенного вуза. По результатам тестирования каждый студент получает научно обоснованные рекомендации по оптимальным для него методам обучения в СГА.
КМТ включает три направления: мониторинг когнитивной сферы, мониторинг показателей здоровья студента и динамику социальных характеристик и запросов к образовательной системе СГА.
Мониторинг когнитивной сферы осуществляется с помощью двух компьютерных методик, являющихся собственной разработкой СГА: темп операций классификаций (ТОК), экспресс-оценка интеллектуальных способностей и темп усвоения знаний (ТУЗ), измеряющий скоростные параметры памяти. Серия экспериментальных исследований, выполненная СГА совместно с Институтом психологии РАН (научный руководитель НИР – В.Н. Дружинин, 1996–1998 гг.) и Институтом мозга человека РАН (научный руководитель НИР – Н.П. Бехтерева, 2001–2008 гг.), показала, что эти две методики позволяют адекватно оценивать обучаемость студента вуза.
В СГА разработана математическая модель, описывающая типологию студентов по обучаемости на основе методик ТОК и ТУЗ. Типологизация студентов позволяет выдавать им рекомендации сразу после тестирования в автоматизированном режиме и отслеживать динамику прироста их когнитивных показателей в зависимости от таксона по обучаемости.
Разработанная типология студентов по обучаемости позволяет не только осуществлять прогнозы успешности обучения студентов, но и выявлять группу риска отчисления, а следовательно, разрабатывать специальные меры, препятствующие отсеву.
Мониторинг показателей здоровья студента осуществляется методом анкетирования (анкета здоровья) и измерения биометрических данных с помощью оригинальных периферических модулей, например программно-алгоритмического комплекса (ПАК) «Пульсар-А», а также являющегося собственной разработкой СГА.
Анкета здоровья СГА разработана на базе международных валидизированных опросников (Cindi, Brfss, Finbalt) и включает маркеры состояния здоровья студентов (состояние зрения, позвоночника (осанка), уровень стресса на основе самооценки), поведенческие факторы риска (курение, употребление алкоголя, наркотиков, физическая активность, питание), а также оценку потребностей студентов в области своего здоровья и отношение к вопросам, связанным со здоровьем.
Комплекс «Пульсар-А» используется в качестве экспертной системы в шкале гипогиперфункции сердечно-сосудистой системы. В результате полного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в СГА, было показано, что он дает высоковалидные и воспроизводимые результаты в условиях массовых обследований. Доказано, что комплекс «Пульсар-А», использующий метод вариационной пульсометрии, позволяет оценить индивидуальный уровень неспецифической активации без громоздкой и дорогостоящей процедуры ЭЭГ-обследования и может применяться как скрининговый метод для оценки состояния неспецифической активирующей системы головного мозга в донозологической шкале «Спортивная форма», «Норма», «Практически норма», «Имеются отклонения», «Возможна патология», а также для оценки безопасности применяемых и новых технологий обучения.
В действующей системе имеются два уровня анализа информации: глобальный – сравнение распределения студентов конкретного ЦД с нормой и персональный. Персональный анализ выполняется по сопоставлению двух измерений – в состоянии покоя и в процессе когнитивной нагрузки. В зависимости от типа зарегистрированной реакции на умственную нагрузку студенту даются рекомендации по самоорганизации и оздоровительным мероприятиям, оптимальному режиму учебы и отдыха.
Социологическая анкета имеет версии для обучаемых разных уровней образования (бакалавров первого и последнего курсов, для специалистов и аспирантов, магистров). Она состоит из социально-демографического блока и блока исследования запросов к образовательной системе СГА.
По результатам социологического анализа формируется обобщенный социальный портрет студента СГА, а также выявляются типовые характеристики разных групп студентов. Например, студенты в больших городах и малых поселениях используют различные стратегии выбора вуза и каналы получения информации о нем, имеют разные первоначальные цели обучения. Эта и другая подобная информация применяется при разработке рекламных кампаний, планировании воспитательной работы и другой административной деятельности центров доступа СГА.
Запросы студентов к образовательной системе СГА учитываются при разработке контента, администрировании учебного процесса (например, при составлении индивидуального расписания занятий, использовании личного компьютера студента для сокращения количества поездок в учебный центр и т. п.).
Генеральный уровень анализа социальной информации позволяет оценивать вклад СГА в развитие человеческого капитала в регионах (обучение в СГА является для многих студентов «социальным лифтом», позволяющим повысить свой социальный статус по сравнению с родительской семьей).
На основе психологических и психофизиологических тестов КМТ студент получает «Карту комплексного мониторинга студента», в которой обобщены результаты всех методик и представлены индивидуальные рекомендации по обучению в СГА. Студенту предлагаются рекомендации по организации самостоятельной учебной работы в СГА, дозированию учебной нагрузки, оптимальной когнитивной стратегии, сохранению работоспособности; намечается индивидуальная образовательная траектория.
При повторном тестировании в индивидуальной «Карте комплексного мониторинга студента» отражаются изменения показателей относительно предыдущих тестирований, а также комментарии по динамике результатов в соответствии с различными вариантами их изменений.
С 2006 года КМТ функционирует в рабочем режиме согласно концепции, утвержденной в 2007 г. ректором СГА. КМТ каждый семестр включается в выписки из учебных планов в качестве обязательного элемента учебного процесса для всех студентов первого и выпускного курсов, имеет разработанный и апробированный контент, программное и методическое обеспечение.
На настоящий момент отработаны следующие функции:
-
быстрого сбора персональной информации об обучающихся из ЦД;
-
организации и хранения результатов анкетирования и тестирования обучающихся в единой центральной базе данных (БД);
-
обеспечения доступа администрации ЦД к результатам анкетирования и тестирования локальных БД;
-
формирования отчетов по тематическим запросам.
Опыт использования КМТ показал, что:
-
существующий уровень методического и программного обеспечения дает возможность проводить тестирование большого числа студентов и обеспечивает высокую достоверность собранных данных;
-
периферический модуль «Тонус» (линия «Пульсар») работает удовлетворительно; недостатки – в основном организационные (нехватка устройств, неотлаженная техподдержка) – устранимы; возможности устройства ограничены, но вполне отвечают задачам, в соответствии с которыми устройство было разработано (обеспечение массовой диагностики без участия специалиста и значительных финансовых затрат);
-
собранная в ходе тестирования информация используется в целях информационного обеспечения управленческих решений, в научных целях, для включения в отчеты по качеству и аттестационные отчеты.
Результаты трехлетнего периода эксплуатации системы доказывают ее жизнеспособность и целесообразность дальнейшего развития.
Развитие КМТ соответствует как новым задачам государственной политики в области высшего образования в целом, так и задаче повышения конкурентоспособности СГА в условиях демографического спада в частности и идет по пути:
-
производства и модернизации контента тестирования;
-
совершенствования методологического обеспечения;
-
разработки и совершенствования программного обеспечения;
-
обеспечения полноты и надежности собираемых данных;
-
разработки дополнительных периферических модулей тестирования (устройств сбора данных);
-
более полного использования собираемой информации в целях обеспечения администрирования вуза;
-
проведения широкомасштабных научных исследований, разработки нейросетевых экспертных систем прогноза успешности обучения, оценки безопасности для здоровья образовательной среды, ее развивающего эффекта;
-
разработки на основе КМТ самостоятельной учебной дисциплины для студентов всех направлений подготовки, обучающей использованию результатов самотестирования для управления личной эффективностью.
Поделитесь с Вашими друзьями: |