МОДУЛЬ VI «КЛИНИЧЕСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ»
6.1. «ОППОРТУНИСТИЧЕСКИЕ ИНФЕКЦИИ. УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫЕ БАКТЕРИИ – ВОЗБУДИТЕЛИ ЭНДОГЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ»
Цель:
1. Изучить роль отдельных групп условно-патогенных микроорганизмов (УПМ) в патологии человека и в развитии внутрибольничных инфекций. Актуальность госпитальных инфекций для стационаров разного профиля.
2. Овладеть основными методами лабораторной диагностики инфекций мочевых путей.
3. Овладеть методами идентификации госпитальных штаммов.
Вопросы для подготовки:
-
Понятия «постоянная (аутохтонная) и транзиторная (аллохтонная) микрофлора», «условно-патогенный микроорганизм», «оппортунистическая инфекция». Факторы, способствующие развитию оппортунистической инфекции.
-
Основные виды УПБ, возбудителей оппортунистических инфекций (энтеробактерии, стафилококки и стрептококки). Анаэробные УПБ (клостридии и неспорообразующие анаэробы).
-
Факторы патогенности УПБ (факторы колонизации, вирулентности и персистенции). Механизмы персистенции бактерий.
-
Этиология, патогенез и особенности клинической картины эндогенных болезней.
-
Лабораторная диагностика эндогенной инфекции.
-
Особенности эпидемиологии ВБИ.
-
Характеристика госпитальных штаммов и их критерии идентификации.
-
Основные направления профилактики и лечения оппортунистических и госпитальных инфекций.
Письменное задание
для самостоятельной работы во внеучебное врЕмя
Заполните таблицу:
Условно-патогенные микроорганизмы, возбудители оппортунистических инфекций
Анаэробные микроорганизмы
|
Факультативно анаэробные
микроорганизмы
|
Грамположительные
|
Грамотрицательные
|
Грамположительные
|
Грамотрицательные
|
Палочки
|
Кокки
|
Палочки
|
Кокки
|
Палочки
|
Кокки
|
Палочки
|
Кокки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План самостоятельнОЙ работЫ:
-
Изучить таблицу: Механизмы и пути передачи инфекционных заболеваний.
-
Выполнить практические работы:
- Лабораторная диагностика инфекций мочевых путей
- Идентификация госпитальных штаммов стафилококков.
МОДУЛЬ VI «КЛИНИЧЕСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ»
6.2. «МИКРОБИОЦЕНОЗЫ ВАЖНЕЙШИХ БИОТОПОВ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. ДИСБИОЗЫ»
Цель:
-
Изучить количественный и качественный составы нормальной микрофлоры важнейших биотопов организма человека (пищеварительный тракт, мочеполовая система, кожа, дыхательные пути), ее значение для макроорганизма.
-
Овладеть основными методами лабораторной диагностики дисбиоза кишечника и принципами его коррекции.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.
-
Основные представители нормальной микрофлоры кожи, ротовой полости, дыхательных путей, мочевыводящих путей, половых путей. Гомеостатитческие функции нормофлоры. Понятие о колонизационной резистентности.
-
Микрофлора кишечника. Основные представители, их количественное содержание. Обратить внимание студентов на современные нормативы содержания бактерий в кишечнике.
-
Дисбактериозы. Определение, классификации. Микробиологические критерии дисбиоза. Степени дисбактериоза кишечника.
-
Методы лабораторной диагностики дисбиоза кишечника: классический (бактериологический) и экспресс - методы (скрининговые).
-
Принципы коррекции и профилактики дисбиозов. Основные группы препаратов и их механизм действия.
задания
для самостоятельной работы во внеучебное врЕмя
Заполните таблицу:
Препараты, используемые для коррекции дисбиозов
Группа
препарата
|
Определение
|
Примеры
|
Пробиотики
|
|
|
Эубиотики
|
|
|
Пребиотики
|
|
|
Синбиотики
|
|
|
МОДУЛЬ VI «КЛИНИЧЕСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ»
6.3. «МИКРОБИОЛОГИЯ АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ»
Цель:
-
Выяснить особенности этиологии, патогенеза клостридиальных (столбняк, ботулизм, газовая гангрена) и неклостридиальных инфекций.
-
Приобрести умения оценки результатов лабораторной диагностики столбняка, ботулизма, газовой инфекции и некслостридиальной анаэробной инфекции.
-
Научиться решать практические задачи по специфической профилактике, терапии столбняка, ботулизма, газовой гангрены и неклостридиальной анаэробной инфекции.
Вопросы для подготовки:
-
Своеобразие условий заражения возбудителями столбняка, ботулизма, газовой гангрены.
-
Патогенез столбняка, ботулизма, газовой гангрены. Факторы вирулентности возбудителей.
-
Методы лабораторной диагностики клостридиозов.
-
Особенности иммунитета при столбняке, ботулизме, газовой гангрене.
-
Специфическая профилактика и лечение столбняка, ботулизма, газовой гангрены.
-
Значение неспорообразующих анаэробов в патологии человека.
-
Методы лабораторной диагностики и терапии неклостридиальных анаэробных инфекций.
План самостоятельной работы:
-
Изучить схемы лабораторной диагностики ботулизма, столбняка, газовой гангрены и неклостридиальных анаэробных инфекций.
-
Выполнить практические работы:
- «Использование экспресс метода для обнаружения экзотоксинов возбудителей газовой гангрены в исследуемом материале»
- «Бактериологический метод диагностики неклостридиальной анаэробной инфекции»
ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Задание 1.
Задача. Пострадавшему в автомобильной катастрофе больному С., 45 лет, после оказания экстренной хирургической помощи было введено 3000 МЕ противостолбнячной антитоксической сыворотки. Вопрос о давности вакцинации против столбняка не был выяснен. Спустя два месяца он был доставлен в инфекционное отделение с диагнозом «Столбняк». В течение указанного срока никаких других травм не было.
№
| Вопросы | Ответы |
1.
|
Мог ли развиться столбняк у данного больного в результате автокатастрофы?
|
|
2.
|
Основные клинические симптомы, позволяющие поставить диагноз «столбняк»
|
|
3.
|
Возможная причина развития столбняка у данного больного?
|
|
4.
|
Укажите врачебные ошибки, которые могли способствовать развитию заболевания
|
|
5.
|
Какой препарат используется для создания активного иммунитета против столбняка, какой иммунитет по направленности он создает и на какой срок (при однократном введении)?
|
|
Задание 2.
Изучить препараты для специфической профилактики, терапии и диагностики анаэробных инфекций. Заполнить таблицу.
№ п/п
|
Название препарата
|
Состав
|
Показания к примене-
нию
|
Характер действия в организме
|
Единица измерения силы антитоксических сывороток
|
1
|
Противоботулиническая антитоксическая
сыворотка
(диагностическая)
|
|
|
|
|
2
|
Противостолбнячная антитоксическая сыворотка
(диагностическая)
|
|
|
|
|
3
|
Противогангренозная антитоксическая сыворотка
(диагностическая)
|
|
|
|
|
4
|
Анатоксин столбнячный адсорбированный
(АС- анатоксин)
|
|
|
|
|
5
|
Секста(пента-, тетра-, три-)-анатоксин
|
|
|
|
|
6
|
Противостолбнячная лошадиная сыворотка (ПСС)
|
|
|
|
|
7
|
Иммуноглобулин человеческий противостолбнячный (ПСЧИ)
|
|
|
|
|
8
|
Сыворотки противоботулинические типов A, B, E лошадиные очищенные
|
|
|
|
|
9
|
Противогангренозная поливалентная лошадиная сыворотка
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ VI «КЛИНИЧЕСКАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ»
7.4. «МЕДИЦИНСКАЯ МИКОЛОГИЯ. ГРИБЫ КАК ВОЗБУДИТЕЛИ ОППОРТУНИСТИЧЕСКИХ ИНФЕКЦИЙ»
Цель:
1. Овладеть основными методами лабораторной диагностики микозов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
-
Значение грибов в жизнедеятельности человека. Ультраструктура грибной клетки. Таксономическое положение и систематика грибов.
-
Морфологические свойства грибов. Особенности морфологии дрожжей и плесеней, Псевдомикозы.
-
Этиология кандидозов. Основные виды возбудителей. Эпидемиология и патогенез кандидозов. Диагностика кандидозов.
-
Этиология аспергиллезов. Основные виды возбудителей. Эпидемиология и патогенез аспергиллезов. Диагностика аспергиллезов.
-
Возбудители глубоких эндемичных микозов (бластомикоз, гистоплазмоз), эпидемиология, диагностика, профилактика.
-
Лечение микозов. Основные группы антимикотиков. Механизм действия препаратов.
задания
для самостоятельной работы во внеучебное врЕмя
Заполните таблицу:
Возбудители подкожных микозов:
|
Представители
|
Патогенез
|
Лабораторная диагностика
|
Терапия
|
Профилактика
|
Sporothrixschenckii
|
|
|
|
|
Exophiala jeanselmei
|
|
|
|
|
Madurella grisea
|
|
|
|
|
Возбудители поверхностных микозов
|
Malassezia furfur
|
|
|
|
|
Exophiala werneckii
|
|
|
|
|
Piedraiahortae
|
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |