МОДУЛЬ ӀV «ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ»
4.1. ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. МИКРОФЛОРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.
II. ЦЕЛЬ:
-
Изучить роль микробов в инфекционном процессе.
-
Овладеть методами изучения и оценки микрофлоры внешней среды и тела человека.
III. План самостоятельной работы:
1. Учесть результат посева воздуха различных помещений лечебно-
профилактического учреждения (Задание № 1, стр. 72-73).
2. Оценить результат определения коли-индекса воды.(Задание 2,стр. 74).
3. Изучить макропрепараты, демонстрирующие факторы вирулентности
бактерий (Задание № 3, стр. 74-75).
4. Ознакомиться с таблицами «Нормальная микрофлора тела человека» и
«Микрофлора кишечника новорожденных».
5. Определение бактерицидности кожи (начало), (Задание № 4, стр. 76).
IV. Вопросы для подготовки:
-
Определение понятий: «инфекция», «инфекционный процесс»,
«инфекционное заболевание».
-
Движущие силы инфекционного процесса.
-
Роль микробов в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность. Факторы вирулентности.
-
Микрофлора внешней среды и тела человека, ее роль в происхождении патогенных микробов.
-
Роль нормальной микрофлоры тела человека в норме и при патологии.
-
Коли-титр. Коли-индекс. Методы определения.
Студенту предлагается дома заполнить таблицу по классификации факторов вирулентности бактерий.
Название фактора
(заполняют студенты)
|
Назначение фактора
|
Факторы, предлагаемые для внесения в незаполненный столбец таблицы
|
1.
|
1. Фермент защиты
|
Плазмокоагулаза
Лизоцим
Лецитовителлаза
Антилизоцимная активность
Капсула
Гемолитическая активность (гемолизин)
Гиалуронидаза
|
2.
|
2.Экзотоксин
|
3.
|
3. Фактор микробного антагонизма
|
4а.
4б.
|
4. Ферменты, усиливающие проницаемость (ферменты агрессии)
|
5.
|
5. Секретируемый фактор персистенции
|
6.
|
6. Иммуносупрессивный фактор (подавляет фагоцитоз)
|
МОДУЛЬ ӀV «ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ»
4.2. ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. РОЛЬ МАКРООРГАНИЗМА В ИНФЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ. БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ
II. ЦЕЛЬ:
-
Изучить роль макроорганизма и внешней среды в инфекционном процессе.
-
Изучить методы воспроизведения и оценки экспериментальной инфекции.
-
Овладеть навыком оценки результатов биологического метода диагностики.
-
Овладеть методами оценки микрофлоры тела человека и факторов естественной резистентности.
III. ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
-
Экспериментальная инфекция (биологический метод) (Задание № 6, стр. 79-81).
а) демонстрация способов заражения животных;
б) воспроизведение экспериментальной бактериальной инфекции на мышах:
- приготовить препарат из культуры бактерий, используемой для
заражения мыши;
- произвести внутрибрюшинное заражения мыши;
в) вскрытие погибших животных:
- приготовить и окрасить метиленовым синим препараты из крови, печени
и селезенки;
- посеять кровь из сердца, ткань печени и селезенки на кровяной агар;
- учесть результат посева из органов.
-
Микрофлора тела человека. Учесть результат опыта по определению бактерицидной активности кожи. (Задание № 4, стр. 76).
-
Факторы естественной резистентности:
а) ознакомиться с методами определения лизоцима, комплемента и бактерицидной активности сыворотки;
б) учесть результат опыта по определению лизоцима, комплемента и бактерицидной активности сыворотки. (Задание № 5 , стр. 77-79).
IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
-
Роль макроорганизма в инфекционном процессе (понятие о восприимчивости, инфекционной чувствительности).
-
Причины и условия, влияющие на восприимчивость и инфекционную чувствительность макроорганизма.
-
Факторы естественной резистентности организма человека.
-
Влияние внешней среды на устойчивость макроорганизма к действию патогенных микробов.
-
Роль социальных факторов в возникновении и развитии инфекционного процесса.
-
Этапы в развитии инфекционного заболевания.
-
Пути распространения микробов и токсинов в организме.
-
Формы инфекционного процесса по длительности происхождению, по выраженности клинических проявлений, по числу возбудителей.
9. Экспериментальная инфекция и ее значение в научных исследованиях и практической медицине. Биологический метод диагностики (биологическая проба).
Студенту предлагается заполнить таблицу:
-
Название фактора(ов)
|
Роль в антимикробной защите
|
Нейтрофилы
|
|
Естественные киллеры (NК-клетки)
|
|
Белки системы комплемента
|
|
Белки острой фазы (БОФ)
|
|
Лизоцим
|
|
Дефенсины
|
|
Макрофаги
|
|
Дендритные клетки
|
|
Тромбоцитарный катионный белок (ТКБ)
|
|
МОДУЛЬ ӀV «ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ»
-
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕАКЦИЙ ИММУНИТЕТА В РЕАЛИЗАЦИИ I ПРИНЦИПА ДИАГНОСТИКИ – ПОИСКА АНТИГЕНОВ
ЦЕЛЬ:
-
Изучить закономерности взаимодействия антигенов с организмом человека и в системе «антиген-антитело».
-
Изучить принципы и овладеть методами постановки и оценки реакций иммунитета для идентификации бактерий на основе выявления специфических антигенов.
-
Ознакомиться с принципами изготовления и применения диагностических препаратов.
МОДУЛЬ ӀV «ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ»
-
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕАКЦИЙ ИММУНИТЕТА ВО II ПРИНЦИПЕ ДИАГНОСТИКИ – ВЫЯВЛЕНИЕ АНТИТЕЛ
ЦЕЛЬ:
-
Изучить принципы и овладеть методами постановки и оценки реакций иммунитета для определения адаптивного иммунитета на основе выявления специфических антител.
-
Ознакомиться с основными группами препаратов, использующихся для специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
-
Антитела. Классы иммуноглобулинов, их определение.
-
Современные модификации реакции агглютинации: РНГА, РКоА. Механизм, практическое использование.
-
Препараты для специфической профилактики и лечения инфекционных заболеваний.
Поделитесь с Вашими друзьями: |