Министерство здравоохранения РФ
Департамент здравоохранения Брянской области
ГАПОУ «Брянский медико-социальный техникум им. ак. Н.М. Амосова»
МОДУЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Здоровый человек и его окружение
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Квалификация – Фельдшер
Раздел 1. Здоровье. Потребности человека. Рост и развитие
Раздел 3. Зрелый возраст Тема 3.3. Здоровье семьи
Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста
УРОКИ ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Часть 3: Методические рекомендации для самоподготовки студентов
АВТОР: Заслуженный учитель РФ, преподаватель дисциплины здоровый человек и его окружение высшей категории ГАПОУ «Брянский медико-социальный техникум им. ак. Н.М. Амосова» Цаплина Э.Г.
Брянск
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ.
-
Рекомендации студентам при самоподготовке к практическим занятиям.
|
Стр.3
| -
История здоровья.
|
6
| -
Тематический план практических занятий
|
9
| -
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
|
9
| -
Практическое занятие 1. Тема 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение
|
9
| -
Практическое занятие 2. Тема 1.2. Концепции здоровья
|
11
| -
Практическое занятие 3. Тема 1.3. Потребности человека в разные возрастные периоды
|
12
| -
Практическое занятие 4. Тема 1.4. Рост и развитие
|
15
| -
Практическое занятие 5. Тема 3.3. Здоровье семьи
|
16
| -
Практическое занятие 6. Тема 4.1. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста
|
20
| -
Рейтинговая система оценки знаний студентов.
|
21
| -
Творческие задания – проекты (по выбору студента)
|
23
| -
Темы курсовых работ
|
24
| -
Задания в тестовой форме.
|
24
| -
Вопросы к промежуточной аттестации.
|
26
|
14. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
|
27
|
Здравствуйте все и всегда!
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Если мы перефразируем древнюю мудрость - «Медик - исцелись сам», то становится понятно: нельзя почувствовать страдания пациента, найти эффективное средство помощи, если ты сам не знаешь норм и правил сохранения собственного здоровья. Именно в помощь тебе на нелегком пути самопознания и создано данное пособие.
Памятка для рационального слушания, восприятия, записывания лекций
-
Если заранее известна тема лекции, следует ознакомиться с материалом учебника по данному вопросу. Это позволит избежать повторного записывания уже известного материала, сосредоточиться на записи новых сведений о последних достижениях науки, на понимании точки зрения преподавателя.
-
При подготовке к лекции проработайте конспект предыдущей лекции, тогда логические выводы новой лекции будут более понятными.
-
Слушая лекцию, следите за ходом мысли преподавателя, за логической последовательностью изложения. Не стремитесь к дословному записыванию. Чем внимательнее Вы слушаете, тем легче записывать, и, наоборот, попытка механически зафиксировать все, не вникая в смысл, существенно снижает качество конспекта.
-
В конспекте рекомендуется записать основные положения, формулировки, определения, выводы, аргументы, которые, как правило, преподаватель или повторяет, или произносит медленнее.
-
Если преподаватель формулирует какое-либо положение, а затем доказывает, аргументирует его, приводит примеры, то внимательно следите за ходом рассуждений. Стремитесь их понять. Преподаватель повторит основные мысли и положения в той же форме или выразит их в другой форме, вот тогда Вы и законспектируете материал, который уже будет Вам понятен, а значит, законспектируете его легче и правильнее.
-
В тетради для конспектирования лекций оставляйте широкие поля, примерно 1/3 страницы, для заметок при отработке записей самостоятельно, под руководством преподавателя на семинаре, практическом занятии.
-
Каждая новая мысль лекции должна быть выделена в отдельный абзац, с соблюдением цифровой нумерации там, где это возможно.
-
Старайтесь писать грамотно.
-
После лекции необходимо прочесть конспект и отработать его, то есть исправить неразборчиво написанные слова, дописать сокращенные, внести дополнения. Лучше это сделать в тот же день. На поля можно вписывать дополнительные сведения из учебника, соответствующие основной мысли абзаца в конспекте лекции.
Творческие шаги на пути самопознания и подготовке к практическим занятиям:
-
К первому семинару начинаем подготовку в тот же день (вечером перед сном) после того как вы прослушали первую лекцию.
-
Внимательно прочитайте, пожалуйста, первый раздел пособия, которое вы держите в руках.
-
Оформите свой дневник здоровья (качество работы с дневником зависит от степени любви к себе).
-
Запомните: все, что вы делаете, вы делаете для себя любимого.
-
К каждому семинару вам предлагаются
-
обязательные творческие задания для всех, которые должен выполнить каждый студент,
-
перечень индивидуальных обязательных заданий (из предложенных заданий каждый студент должен выполнить обязательно только одно, но при условии, что все задания будут подготовлены членами бригады),
-
творческие задания, которые могут быть выполнены только по желанию студента.
ХОД РАБОТЫ
-
Внимательно прочитайте задание к практическому занятию.
-
Изучите материалы практического занятия по лекциям и рекомендованной литературе.
Памятка по работе с основной и дополнительной литературой.
-
Изучите список рекомендованной литературы.
-
Отберите необходимую вам литературу.
-
Изучите аннотацию к конкретному учебнику (монографии).
-
Изучите информацию об авторе учебника (монографии), его научные характеристики.
-
Приступайте к работе: читайте, выделяйте главное, делайте записи, в случае трудностей обращайтесь к словарно-энциклопедической литературе, к преподавателю.
-
Изучите заключение, запишите выводы.
-
Сделайте по данному учебнику (монографии, книге) конспект или тезисный (сложный) план.
-
Ответьте на вопросы самоконтроля по данной теме практического занятия.
-
Проверьте усвоение материала, решив рекомендованные тесты и задачи. Ответы сверьте с эталонами.
-
Выполните обязательные творческие задания для всех, работая с дневником здоровья, после прослушивания очередной лекции (лучше перед сном).
-
Выполните обязательное индивидуальное задание.
Презентацию оздоровительных методик (систем) подготовьте по алгоритму:
а) Краткое представление автора оздоровительной системы (Ф.И.О. возраст, профессия).
б) Что явилось причиной создания системы, оздоровительной методики?
в) Суть, содержание оздоровительной системы (при необходимости продемонстрировать упражнения).
г) Результаты работы по системе автора, других людей.
д) Отзывы специалистов.
Презентацию книг, журналов подготовьте по алгоритму:
а) Автор книги, статьи (по возможности краткая характеристика).
б) Краткое содержание книги, статьи.
в) В чем ценность и значимость материала?
г) Почему нас заинтересовала книга, статья, журнал?
д) Какие советы, рекомендации хотел (а) бы применять сам (а), посоветовать родным, друзьям.
-
По желанию выполните творческие задания.
Правила подготовки и проведения беседы:
-
Сформулируйте конкретные цели беседы.
-
Составьте план беседы. План выступления с записанными ключевыми фразами и словами – добавочная опора для вашей памяти.
-
Выберите подходящее время и место беседы.
-
Задача начала беседы: привлечь внимание и создать атмосферу взаимного доверия.
-
Речь должна быть грамотной, эмоционально окрашенной.
-
Не допускайте слов – паразитов.
-
Говорите лаконично, ясно, достаточно быстро.
-
Соблюдайте культуру речи и культуру общения.
-
Суждения должны быть краткими, ясными, легко удерживаться в кратковременной памяти.
-
Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречие.
-
Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.
-
Материал должен быть отобран исходя из степени убедительности.
-
Направление беседы можно регулировать с помощью задаваемых вопросов. Задавать вопрос – это искусство, требующее безукоризненного владения речью, чуткостью, бережного отношения к человеку, оказавшемуся во власти советов.
-
Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса и авторитарности.
-
Внимание! Не откладывайте подготовку к практическому занятию на последний день перед ним. Подготовку к практическому занятию у начинайте сразу же после того как вы послушали лекцию и получили задание.
Творческих Вам успехов!
Будьте здоровы!
История здоровья
Обследование (сбор, анализ и интерпретация данных).
Фельдшера пользуются навыками обследования для сбора данных по планированию мероприятий по укреплению здоровья:
-
История здоровья и физическое обследование.
-
Оценка тренированности организма: измерение объема талии, толщины кожно-жировой складки, проведение проб с физической нагрузкой (степ – теста), измерение мышечной силы и выносливости, проверка гибкости суставов.
-
Оценка питания: измерение массы тела, оценка телосложения и роста, выяснение пристрастий в питании, насколько человек соблюдает диету.
-
Оценка риска здоровью: используются специальные методики (например, анкетирование) для оценки риска пациента по сравнению с риском человека из контрольной группы. Это помогает в обучении пациента и способствует выбору им определенного стиля жизни и принятию решений, касающихся его здоровья.
-
Изучение образа жизни:
-
Способность самоухода, включая соблюдение гигиены полости рта, самостоятельный осмотр молочной железы, знание об угрожающих признаках рака, повышенного артериального давления и другие медицинские мероприятия.
-
Диетические пристрастия.
-
Физическая активность, активный досуг.
-
Формула сна.
-
Способность преодолевать стресс.
-
Самореализация, включая взгляд на свою жизнь, работу, свои достижения.
-
Понимание смысла жизни и знание того, что является важным в жизни.
-
Взаимоотношения с другими.
-
Контроль за состоянием окружающей среды, создание зон безопасного проживания.
-
Использование системы здравоохранения.
-
Обзор убеждений, связанных со здоровьем (как он может контролировать состояние своего здоровья):
-
выбор индивида участвовать в оценке своего здоровья и в здоровом образе жизни;
-
насколько компетентным является человек для обеспечения самоухода за своим здоровьем и насколько уверенно он себя чувствует при принятии решений, связанных со здоровьем.
-
Обзор жизненных стрессов: пациент и медсестра совместно обсуждают собранную информацию и делают заключение.
Диагностика.
Результаты обследования позволяют сформулировать положения, которые акцентируют внимание на силе, способности заботиться о себе и здоровом образе жизни. Они могут быть текущими и требовать постоянной поддержки или проведения медсестрой и пациентом особых мероприятий до тех пор, пока поведение станет ориентированным на здоровье.
Например:
► ведение образа жизни, ориентированного на здоровье: неудача связана с недостатком знаний;
► потенциальной возможностью снижения уровня здорового образа жизни в семье может стать изменение состава семьи;
► демонстрация соглашения о здоровом питании: подкрепление и поддержка.
Планирование.
-
определение целей заботы о здоровье;
-
выявление возможностей для изменения образа жизни;
-
определение приоритетов в изменениях образа жизни;
-
достижение соглашения по изменению образа жизни;
-
выявление эффективных стимулов и поощрений для изменения образа жизни;
-
установление возможных препятствий для изменения образа жизни;
-
разработка плана введения изменений;
-
установление необходимых ресурсов для изменения образа жизни.
Выполнение.
Пациент в соответствии с концепцией личной ответственности является исполнителем.
Фельдшер:
-
приобретает и поддерживает широкие познания в своей области:
▪ осведомленность о своей роли;
▪ концепции укрепления здоровья и благополучия;
▪ доступность ресурсов;
-
моделирует образ поведения по укреплению здоровья;
-
помогает пациенту /семье определить свое видение здоровья с использованием оценочной стратегии;
-
поддерживает приобретение пациентом / семьей навыков здорового образа жизни:
▪ обеспечивает информацией;
▪ действует как посредник;
▪ поддерживает и укрепляет управление пациентом своим здоровьем;
▪ помогает пациенту / семье найти необходимые ресурсы;
▪ использует специальные стратегии, такие, как методика наблюдения; договоренности об изменении образа жизни.
Таким образом, фельдшер может быть учителем, консультантом, адвокатом и / или управляющей процессом.
Оценка результатов.
И вновь это совместные мероприятия для фельдшера и пациента/семьи. Они включают переоценку полученных данных. Далее пациент/семья определяют дальнейшее направление действий по укреплению здоровья.
Опрос пациента.
Беседу с пациентом можно определить как общение двух сторон, по крайней мере, одна из которых имеет заранее сформулированную цель, поочередно слушают друг друга. Серьезность цели отличает беседу медсестры с пациентом от простого разговора.
Успех опроса пациента зависит от того, как подготовился к нему фельдшер. Время, затраченное на тщательную подготовку к опросу, вполне оправданно.
Некоторые принципы опроса пациента:
-
Четко определить цель опроса.
-
При опросе придерживайтесь этой цели, если по ходу его не возникнут другие, более важные.
-
Тщательно спланируйте опрос. Предусмотрите возможные отклонения от плана, а также реакции пациента и ваши действия при этом.
-
Выберите время опроса, удобное как для вас, так и для пациента.
-
Постарайтесь, чтобы обстановка располагала к беседе. Проводите её спокойно, без посторонних лиц, при достаточном освещении, с учетом физического и эмоционального состояния пациента.
Целью опроса пациента является:
-
получение сведений о состоянии здоровья пациента в момент осмотра и в прошлом
-
установление доверительных отношений и сотрудничества между пациентом (его семьей) и медицинским персоналом.
-
поддержка пациента и его семьи, расширение их знаний о здоровье.
Факторы, повышающие эффективность опроса:
▪ располагающая обстановка;
▪ подробные разъяснения;
▪ достаточное время для установления контакта;
▪ достаточное время для обдумывания ответов пожилыми пациентами;
▪ умение вести разговор;
▪ открытые вопросы;
▪ проверка правильности восприятия вопросов;
▪ паузы в речи;
▪ умение охарактеризовать поведение;
▪ умение представить себя; индивидуальный подход.
Приемы, повышающие эффективность опроса:
▪ общение с пациентом с учетом его интеллекта позволяет получить больше информации;
▪ вопросы, предполагающие выбор;
▪ открытые вопросы, требующие подробного, развернутого ответа;
▪ неспешный темп беседы, позволяющий получить больше данных;
▪ сосредоточенность при опросе;
▪ соблюдение конфиденциальности;
▪ невербальные приемы ведения разговора;
▪ умение слушать.
Совершенствование навыков опроса.
Проверьте свое умение опрашивать пациента в тренировочных беседах с близким человеком или родственниками.
Анамнез – первый шаг в получении информации о состоянии здоровья.
Методологические приемы, используемые при сборе анамнеза:
▪ Слушание
▪ Опрос
▪ Наблюдение
▪ Обобщение получаемых данных.
Слушание.
В разговоре фельдшер должн дать пациенту высказаться, не прерывая его. Так он получит представление о личности и эмоциональном состоянии пациента, его интеллекте и окружении. Это даст ему возможность сформулировать наиболее оптимальные вопросы.
Опрос.
После выслушивания пациента обычно возникает необходимость прояснить некоторые детали, получить дополнительные сведения. Для этого предпочтительнее открытые вопросы, например: «Расскажите, пожалуйста, о характере двигательной активности вашей». Избегайте наводящих вопросов типа: «У вас не было в прошлом депрессии, не так ли?», так как в таких случаях пациенты часто отвечают, стараясь угодить вам.
Старайтесь, чтобы вопросы, которые могут вызвать у пациента замешательство и смущение (например, касающиеся смерти или половой жизни), носили конкретный характер.
Ошибки, допускаемые при опросе.
Ниже приведены наиболее распространенные ошибки, допускаемые при опросе. Они препятствуют достижению цели опроса.
-
Наводящие вопросы
При такой ошибке задается вопрос, в котором очевиден желательный ответ.
Например, «У вас есть только два друга, однако вы хотели бы иметь больше друзей, не так ли?» Желательный ответ в данном случае очевиден: «Да». Более нейтральным является вопрос: «Как вы относитесь к тому, что у вас два друга?»
-
Осуждающие вопросы
Такие вопросы включают в себя оценочные фразы, и у пациента возникает опасение быть осужденным при отрицательном ответе. Например, «Как хороший родитель, вы желаете своим детям все самое лучшее?» или «Помогаете ли вы, как хороший муж, своей жене в домашнем хозяйстве?»
-
Вопросы, требующие ответа «да» или «нет»
Вопросы такого типа предполагают краткий ответ «да» или «нет» и не позволяют получить развернутую информацию или ясную картину. Например, «Вы считаете, что работа вне дома имеет какие-либо преимущества?». Этот вопрос лучше сформулировать так: «Как выдумаете, какие преимущества имеет работа вне дома?»
-
Двойные вопросы
При ошибке такого рода задаются два вопроса в одном предложении. Вопросы могут иметь разные ответы, что приводит обследуемого в замешательство, так как он не знает на который из них отвечать. Он, в конце концов, дает один ответ на оба вопроса и тем самым дезинформирует вас. Например «Вам удалось найти работу и няню по уходу за ребенком?». Может быть, обследуемый уже нашел работу, однако не нашел няню, так на какой из вопросов он будет отвечать?
-
Нечетко сформулированные или искаженные вопросы
При такой ошибке вопрос формулируется нечетко и оказывается непроясненным.
-
Вопросы типа «Почему?»
На такие вопросы типа «Почему вы сделали это?» или «Почему вы так считаете?», трудно ответить. Обследуемый может дать ответ, который считает приемлемым, или попытаться обосновать свое мнение. Но дело в том, что он поступил так, как считал правильным. Вопросы типа «Почему?» отчуждают пациента от вас и требуют от него интеллектуальных усилий.
Мы указали некоторые из наиболее частых ошибок, допускаемых при сборе анамнеза. Будьте внимательны, формулируя свои вопросы.
В процессе сбора анамнеза вместе с пациентом определите:
-
особенности образа жизни, способствующие укреплению здоровья;
-
особенности образа жизни, неблагоприятные для здоровья;
-
необходимость в обучении мерам по укреплению здоровья.
Поделитесь с Вашими друзьями: |