i. Внеаудиторная самостоятельная работа
ii.студентов при подготовке к практическим занятиям
iii.
iv.Практическое занятие 1.
v.Тема 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение
vi.
vii.Студент должен уметь:
-
рассчитать основные демографические показатели;
-
оценить демографическую ситуацию в России, районе профессиональной деятельности;
-
проводить анализ, самоанализ, выявлять факторы риска в образе жизни индивида, после изучении курса проводить возможную коррекцию;
-
давать рекомендации по здоровому образу жизни, факторам риска.
viii.
ix.Студент должен знать основные понятия:
-
Демография
-
Население
-
Статика населения
-
Динамика населения
-
Рождаемость
-
Социальная мобильность
-
Общая плодовитость
-
Механическое движение
-
Смертность
-
Половозрастная структура
-
Естественное движение
-
Естественный прирост населения
-
Факторы риска
x.
xi.Подготовка к практическому занятию.
-
Изучить материал лекции «Общественное здоровье и здравоохранение», знать ответы на вопросы:
-
Понятия «демография», «народонаселение». Основные направления народонаселения, их признаки.
-
Статика населения. Динамика населения. Их значение.
-
Миграция населения. Её виды.
-
Типы населения.
-
Показатели естественного движения населения.
-
Факторы риска, их классификация.
-
Группировка факторов риска.
-
Краткая характеристика факторов риска образа жизни и среды обитания.
-
Профилактика, её виды.
-
Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики.
-
Выполнить самостоятельную работу по теме практического занятия:
xii.А) Задание для всех студентов (оценка за задание: 5-10 баллов):
-
В тетради-дневнике здоровья необходимо ответить на вопросы анкеты-самоанализа (это задание лучше выполнить перед сном):
-
Ф. И. О., псевдоним, дата рождения, семейное положение.
-
Ваш рост и вес.
-
Ваши вредные привычки (подробно вспомните все мотивы вредных привычек).
-
Врожденные и приобретенные заболевания (причина приобретения).
-
Лечебные учреждения, в которых состоите на учете (названия).
-
Как отражаются вредные привычки на ваших эстетических качествах, психике, здоровье, работоспособности?
-
Лекарства, которые принимаете в настоящее время:
xiii. а) по рекомендации врача;
xiv. б) по собственной инициативе. Цель их принятия.
-
Как близкие вам люди относятся к вашим вредным привычкам?
-
Пытались ли отказаться от вредных привычек? От каких? Удалось ли?
-
Интересовались ли проблемами здорового образа жизни?
-
Что делаете для укрепления и сохранения своего здоровья, здоровья близких Вам людей?
-
Имеете ли дома литературу по проблемам сохранения и укрепления здоровья и профилактике заболеваний?
-
Подберите афоризмы, пословицы, поговорки по теме: «Факторы риска». (3 балла)
-
Выпишите из лекции «Общественное здоровье и здравоохранение» в дневник формулы возрастной и половозрастной структуры населения, показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения) (3 балла)
xv.Б) Творческое задание (по желанию) (5-10 баллов):
-
Рисунки, стихи по теме: «Коварные разрушители здоровья»
xvi.
xvii.Внимание!!!
Всем студентам принести на практическое занятие:
Конспекты нормативных документов, регламентирующих профилактическую деятельность в здравоохранении, решенные задачи, творческие задания, выполненные в дневнике.
xviii.
xix.Перечень рекомендованной дополнительной литературы по теме семинара (можно пользоваться и другой литературой):
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2012.
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – Москва: Авторская академия, 2011.
-
Дневник здоровья студента. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006
-
Кожин А.А. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – Москва, образовательно-издательский центр «Академия», 2008.
-
Концепция президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015 гг.» Москва 2003
-
Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение: Учебник. - Ростов на/Д: Феникс, 2008.
-
Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
xx.
xxi.Практическое занятие 2.
xxii.Тема 1.2. Концепции здоровья
xxiii.Студент должен уметь:
-
объяснить понятия «здоровье», «качество жизни», «образ жизни»;
-
выявить факторы риска здоровью;
-
определить группу риска;
-
проводить анализ, самоанализ, выявлять факторы риска в образе жизни индивида, после изучении курса проводить возможную коррекцию;
-
давать рекомендации по здоровому образу жизни, факторам здоровья, факторам риска;
-
обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
-
выработать умение выступать перед аудиторией.
xxiv.
xxv.Студент должен знать основные понятия:
-
Здоровье
-
Факторы, влияющие на здоровье
-
Качество жизни
-
Образ жизни
-
Группы риска
-
Факторы риска
xxvi.
xxvii.Подготовка к практическому занятию.
-
Изучить материал лекции «Концепции здоровья», знать ответы на вопросы:
-
Понятие «здоровье», его составляющие.
-
Качество жизни, его критерии.
-
Факторы здоровья.
-
Факторы риска: первичные, вторичные. Группы риска.
-
Факторы образа жизни и их влияние на здоровье взрослого населения
-
Факторы образа жизни и их влияние на здоровье детского населения
-
Стратегия укрепления здоровья в отношении взрослых.
-
Выполнить самостоятельную работу по теме практического занятия:
xxviii.А) Задание для всех студентов:
-
Сформулируйте собственное определение здоровья. В дневнике напишите, как вы сами понимаете, что такое здоровье? Перечислите мероприятия, которые проводите, в доказательство вашего определения здоровья. (3-6 баллов)
-
Изучая литературу по проблемам «Факторы риска», будьте готовыми ответить в ходе практического занятия на вопросы «Польза и вред от табакокурения, алкоголя, наркотиков».(2-4 балла)
-
Подберите афоризмы, пословицы, поговорки по теме: «Здоровье». (3-6 баллов)
xxix.Б) Индивидуальное задание (5-10 баллов):
xxx.1.Обыграть ситуацию:
xxxi.В компании молодых людей будут уговаривать попробовать закурить молодого человека (молодую девушку).
xxxii.Действующие лица:
-
агитирующий закурить;
-
девушка, которая отговаривает не делать этого (с мотивацией почему?)
-
молодой человек (молодая девушка) который (ая) должен(а) сделать выбор.
xxxiii.2.Всем студентам, которые не принимают участие в выполнении задания, придумать 5 вариантов отказа от сигареты и 5 вариантов предложения покурить.
xxxiv.
xxxv.В) Творческие задания (по желанию) (5-10 баллов):
-
Проведите и опишите в дневнике небольшое исследование на тему: «Портрет раба алкоголя; никотина; наркотика». Данное исследование можно выполнить в виде рисунков на листе А4 (альбомный).
-
Антиреклама вредных привычек.
xxxvi.
xxxvii.Перечень рекомендованной дополнительной литературы по теме семинара (можно пользоваться и другой литературой):
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – Москва: Авторская академия, 2011.
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2012.
-
Дневник здоровья студента. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006 Дневник здоровья студента. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006
-
И. Дроздов Унесенные водкой. Санкт-Петербург 1995
-
Концепция президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015 гг.» Москва 2003
-
Культура здоровья. Смоленск 2002
-
Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
xxxviii.
xxxix.Практическое занятие 3.
xl.Тема 1.3. Потребности человека в разные возрастные периоды
xli.
xlii.Студент должен уметь:
-
определить основные потребности человека в разные возрастные периоды;
-
выявить мотивацию здоровья и здорового образа жизни;
-
заполнять лист сестринской оценки состояния здоровья;
-
проводить анализ, самоанализ, выявлять факторы риска в образе жизни индивида, после изучении курса проводить возможную коррекцию.
-
давать рекомендации по здоровому образу жизни, факторам риска;
-
обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды.
xliii.
xliv.Студент должен знать основные понятия:
-
апатия — состояние полного безразличия, равнодушия; болезненное состояние;
-
депрессия — подавленное, угнетённое психическое состояние;
-
неподвижность — состояние, при котором человек не может двигаться или испытывает затруднения при движениях, необходимых для нормального функционирования;
-
окружающая среда — окружающий человека природный и созданный им материальный мир;
-
потребность — нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом;
-
самовыражение — желание человека реализовать свои таланты и возможности;
-
самоуважение — уважение к самому себе.
xlv.
xlvi.Подготовка к практическому занятию.
-
Повторить материал лекции «Потребности человека в разные возрастные периоды», знать ответы на вопросы:
-
Уровни потребностей человека по А.Маслоу
-
Социальные потребности.
-
Потребности в самоуважении и уважении
-
Здоровье в иерархии потребностей человека.
-
Мотивация здоровья и здорового образа жизни
-
Факторы, детерминирующие здоровье
-
Выполнить самостоятельную работу по теме практического занятия:
xlvii.А) Задание для всех студентов:
-
Причитайте, пожалуйста:
xlviii. ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ.
-
Утро начинать с добрых мыслей и зарядки.
-
Чистить зубы после еды дважды в день.
-
Дышать носом.
-
Осмысливать прочитанное, увиденное, услышанное.
-
Мыть руки перед едой.
-
Желать окружающим здоровья и добра.
xlix.Какие еще полезные привычки вы знаете? Запишите в дневник «Мои полезные привычки:….». Спасибо.
l.ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.
-
Курить.
-
Употреблять алкоголь.
-
Принимать наркотики.
-
Передать.
-
Мало двигаться, много сидеть и лежать.
li.Это самые разрушительные для здоровья привычки.
lii.Но есть и другие. Они тоже вредны:
-
Завидовать (эта привычка отрицательно сказывается на психическом здоровье).
-
Злословить.
-
Насмехаться над другими.
-
Не замечать своих недостатков.
-
Поздно ложиться спать.
-
Оставаться в постели после пробуждения.
-
Сквернословить.
-
Грызть ногти.
-
Ковырять в носу.
-
Почесывать в различных местах.
-
Употреблять слова – паразиты.
-
Заниматься самовозвеличиванием, самобичеванием
-
Проявлять всезнайство и многое другое.
liii.А какие вредные привычки есть у вас? Запишите их, пожалуйста, на отдельном листочке «Мои вредные привычки…». Спасибо.
-
Используя иерархию потребностей по Маслоу (1977г.) сделайте, пожалуйста, анализ (письменно) в дневнике (см. рисунок иерархии потребностей):
-
Потребности, которые мною реализуются ….
-
Потребности, которые мною не реализуются, почему?
liv.
Рис. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу (1977)
lv.Перечень рекомендованной дополнительной литературы по теме семинара (можно пользоваться и другой литературой):
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2012.
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – Москва: Авторская академия, 2011.
-
Дневник здоровья студента. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006 Дневник здоровья студента. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006
-
И. Дроздов Унесенные водкой. Санкт-Петербург 1995
-
Концепция президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015 гг.» Москва 2003
-
Культура здоровья. Смоленск 2002.
lvi.
lvii.Практическое занятие №4
lviii.
lix.Тема: Методы исследования особенностей образа жизни. Оценка общего здоровья человека методом анкетирования.
lx.1. Повторить: материалы лекции «Формирование здорового образа жизни населения».
lxi.2. Выполнить самостоятельную работу по теме практического занятия:
lxii.А) Задание для всех студентов:
lxiii.В тетради-дневнике Здоровье необходимо ответить на вопросы анкеты-самоанализа (это задание лучше выполнить перед сном) (5 баллов)
lxiv.: Метод тестирования Т. Статтофорда (факторы риска для здоровья)
lxv. Здоровы ли Вы физически?
lxvi.Подчеркните Ваш вариант ответа на приведенные ниже вопросы.
-
Насколько Вы активны, как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями?
-
четыре раза в неделю
-
два-три раза в неделю
-
раз в неделю
-
менее одного раза в неделю
-
Какое расстояние Вы проходите пешком в течение дня?
-
более четырех километров
-
около трех километров
-
менее полутора километров
-
менее 700 метров
-
Отправляясь на работу или по магазинам, Вы:
-
как правило, идете пешком или едете на велосипеде
-
часть пути идете пешком или едете на велосипеде
-
иногда идете пешком или на велосипеде
-
всегда добираетесь до работы на общественном транспорте или на автомобиле
-
Если перед Вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать на лифте, Вы:
-
всегда поднимаетесь по лестнице
-
поднимаетесь по лестнице, за исключением тех случаев, когда у Вас в руках тяжести
-
иногда поднимаетесь по лестнице
-
всегда пользуетесь лифтом
-
По выходным Вы:
-
по нескольку часов работаете по дому или в саду
-
как правило, Вы целый день проводите в движении. но в течение этого дня не занимаетесь никаким физическим трудом
-
совершаете несколько коротких прогулок
-
большую часть субботы и воскресенья читаете и смотрите телевизор
lxvii.
lxviii.ОТВЕТ:
lxix.а – 4 балла; б – 3 балла; в – 2 балла; г – 1 балл
lxx.
lxxi.Подсчитайте баллы
lxxii.18 баллов и больше. Вы очень активны и вполне здоровы физически.
lxxiii.12-17 баллов. Вы в достаточной степени активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической формы.
lxxiv.9-11 баллов. Вам стоило бы больше заниматься физическими упражнениями.
lxxv.8 баллов и меньше. Вы ленивы и пассивны, физические упражнения вам просто необходимы.
lxxvi.
lxxvii.Подвержены ли Вы стрессу?
lxxviii.В каждой из приведенных ниже шести групп ответов подчеркните тот, который соответствует Вашему характеру.
-
-
в работе, в отношениях с представителями противоположного пола, в спортивных или азартных играх Вы не боитесь соперничества и проявляете напористость, агрессивность;
-
если в игре Вы теряете несколько очков и если представитель (представительница) противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые признаки вашего внимания, то Вы сдаетесь и «выходите из игры»;
-
Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации.
-
-
Вы честолюбивы и хотите много достичь;
-
Вы сидите и ждете «у моря погоды»;
-
Вы ищете предлог увильнуть от работы.
-
-
Вы любите работать быстро, и часто Вам не терпится поскорее закончить;
-
Вы надеетесь, что кто-то будет Вас «подстегивать»;
-
Когда Вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было на работе.
-
-
Вы разговариваете слишком быстро и слишком громко. В беседе Вы высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других4
-
Когда Вам отвечают «нет», Вы реагируете совершенно спокойно;
-
Вам с трудом удается выражать свои чувства и тревоги.
-
-
Вам часть становится скучно;
-
Вам нравится ничего не делать;
-
Вы действуете в соответствии с желаниями других, а не со своими собственными.
-
-
Вы быстро ходите, едите и пьете;
-
если Вы забыли что-то сделать, Вас это не беспокоит;
-
Вы сдерживаете свои чувства.
lxxix.
lxxx.
lxxxi.ОТВЕТ:
lxxxii.а – 6 баллов; б – 4 балла; в – 2 балла
lxxxiii.
lxxxiv.Подсчитайте баллы
lxxxv.24-36 баллов. Вы в высшей степени подвержены стрессу, у Вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, таких, как сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезнь кишечника. С Вами, должно быть, очень трудно ужиться. Самое главное для Вас сейчас – научиться успокаиваться, это нужно Вам самим и Вашей семье.
lxxxvi.18-23 баллов. Вы человек спокойный и не подвержены стрессу. Если Вы набрали ненамного больше 18 баллов, то Вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит Вам добиться большего.
lxxxvii.12-17 баллов. Ваша деятельность тоже может стать причиной стресса. Вы, наверное, очень раздражаете ею ближних. Побольше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.
lxxxviii.
lxxxix.Угрожают ли Вам заболевания сердечно-сосудистой системы?
xc.
xci.В 60-х годах американские ученые Майер Фридман и Рей Роузнаман разработали метод классификации личности, согласно которому темперамент связан с состоянием здоровья. Напористый, всегда готовый твердо отстаивать свою точку зрения человек относится к типу А. Вероятность того, что он заболеет сердечным недугом в два раза больше, нежели у более пассивной личности типа Б. Подчеркните вопросы, на которые бы Вы ответили утвердительно
-
Возникает ли у Вас непреодолимое желание спорить?
-
Легко ли Вы впадаете в состояние гнева, раздражения, нетерпения?
-
Ведете ли Вы себя агрессивно с людьми, встречающимися на Вашем пути?
-
Вы с трудом выносите стояние в очередях?
-
Разговариваете ли Вы громко? Быть может, Вы не только перебиваете людей, когда они говорят, но и заканчиваете за них их фразы, а порой даже те или иные истории, которые они рассказывают?
-
Вы курите?
xcii.
xciii.ОТВЕТ:
xciv.Если Вы ответили утвердительно более чем на половину вопросов, то Вы относитесь к типу А. Если Вы хотите сохранить хорошее состояние здоровья, Вам нужно научиться успокаиваться.
xcv.
xcvi.3. Разработать индивидуальную программу по отказу от табакокурения для близкого человека (5 - 10 баллов)
xcvii.
xcviii.Б) Индивидуальное задание (5-10 баллов):
xcix.1.Принять участие в подготовке и проведению телевизионной передачи, посвященной здоровому образу жизни.
c.Ситуация:
ci.Место проведения: Телестудия.
cii.Участники:
-
Ведущий— тележурналист, активно занимается вопросами пропаганды здорового образа жизни.
-
Врач - педиатр
-
Врач-диетолог
-
Врач общей практики
-
Врач лечебной физической культуры
-
Убежденный курильщик — женщина 30 лет, практически здорова, имеет избыточный вес, стаж: курения 5 лет. Курить начала с целью похудеть.
-
Убежденный курильщик — мужчина 50 лет, курит в течение 35 лет, страдает язвенной болезнью желудка, гипертонической болезнью.
-
Школьница, курит, употребляет спиртные напитки – девочка 16 лет, курит с 12 лет, в компаниях употребляет пиво, крепкие спиртные напитки
-
Мать школьницы – обеспокоена за здоровье дочери
-
Психолог
-
Эксперт.
ciii.Цели игры:
civ.- поиск аргументов в пользу здорового образа жизни
cv.- подготовка рекомендаций для мужчины, женщины и девочки с целью изменения образа жизни
cvi.
cvii.Примечание: В данной игре могут быть задействованы также лица, звонящие в студию.
cviii.Пресс-конференции и брифинги
cix.Являются прекрасной формой работы с каналами массовой информации.
cx.Пресс-конференция и брифинг – это встреча, беседа официальных лиц или участников важных событий с представителями печати, радио, телевидения по вопросам, представляющим широкий общественный интерес.
cxi.В классическом варианте брифинг предназначен для ознакомления и распространения информации, а пресс-конференция еще и для ее обсуждения.
cxii.В отличие от пресс-конференции брифинг более мобильная форма общения со СМИ – короткая официальная форма уведомления и ознакомления журналистов с только что вышедшим официальным документом или произошедшим событием.
cxiii.Участниками пресс-конференции или брифинга являются:
-
выступающие,
-
ведущий,
-
журналисты,
-
технический персонал.
cxiv.Выступающие – это, как правило, представители руководства организации/учреждения, а также специалисты, занимающиеся вопросами поднятой на пресс-конференции проблемы или темы.
cxv.Ведущий должен уметь сохранять спокойствие, уверенность, непоколебимость под натиском журналистов, но вместе с тем корректность и вежливость.
cxvi.Журналисты – представители масс-медиа.
cxvii.Технический персонал необходим для организации помощи в подготовке и размножении материалов пресс-релиза, в приглашении СМИ и их регистрации на самой пресс-конференции/брифинге.
cxviii.Оптимальная продолжительность пресс-конференции – 45-60 минут, из которых не менее половины нужно оставить на вопросы журналистов. Брифинг обычно проводится в течение 30 минут. Число и круг вопросов на брифинге желательно ограничить темой брифинга.
cxix.
cxx.В) Творческое задание (по желанию) (5-10 баллов):
cxxi.1.
cxxii.Представьте свой рецепт здоровья (привести жизненные ситуации которые способствуют сохранению здоровья по направлениям: правильный отдых, двигательная активность, умение правильно одеваться (по погоде), рациональное питание, закаливание, полноценный сон).
cxxiii.
cxxiv.Перечень рекомендованной дополнительной литературы по теме практического занятия (можно пользоваться и другой литературой):
-
Амосов Н.М., Энциклопедия Амосова. Издательство АСТ Донецк 2003
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. – Москва: Авторская академия, 2012.
-
Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Антюшко Т.Д. Основы медицинской профилактики и реабилитации. - М., Изд-во АлМи, 2010.
-
Концепция президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015 гг.» Москва 2003
-
Культура здоровья. Смоленск 2002
-
Михайлова Н.В., Калинина А.М., Олейников В.Г., , Олейникова Н.В., Стоногина В.П., Гилязетдинов Д.Ф., Лахман Е.Ю. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи// Профилактическая медицина. 2001.
-
Петленко В.П., Валеология человека. - СПб. Санкт-Петербург 1996
-
Сборник по организации работы ФАПов: методические рекомендации – С.Петербург: ООО «Береста», 2012
-
https://www.rspor.ru/.
cxxv.Практическое занятие №5
cxxvi.
Поделитесь с Вашими друзьями: |