Министерство здравоохранения республики узбекистан ташкентская медицинская академия кафедра акушерства и гинекологии



Скачать 77.45 Kb.
Дата26.09.2017
Размер77.45 Kb.
ТипСамостоятельная работа

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА АКУШЕРСТВА И ГИНЕКОЛОГИИ 4-5 КУРСОВ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

проф. ..........................Тешаев О.Р.

« _____» ____________ 2013 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГИНЕКОЛОГИЯ

Область знаний - 510000 «Здравоохранение»

Направление образования:

5510100– «Лечебное дело» и

5111000 – «Профессиональное образование (лечебное дело)»


Трудоемкость в часах -90

В том числе:

Лекции –10

Практические занятия –50

Самостоятельная работа –30

Ташкент – 2013г.



Составители:

Аюпова Ф.М.., зав.кафедрой акушерства и гинекологии 4-5 курсов,

д.м.н.,профессор _______________ (подпись)

Аюпова Д.А., асс. кафедры акушерства и гинекологии 4-5 курсов,

к.м.н.______________________ (подпись)

Рецензенты:

Бабаджанова Г.С., кафедра акушерства и гинекологии 4-5 курсов ТМА,

д.м.н., профессор ___________________ (подпись)

Курбанов Д.Д., зав.кафедрой акушерства и гинекологии ТашМПИ

д.м.н. профессор ____________________ (подпись)

Рабочая программа составлена на основании типовой программы и учебного плана по направлению ____________________, обсуждена и утверждена на Научно методическом Совете ТМА, протокол № 1 от «28» августа 2013 г.



1. Введение


Гинекология- область клинической медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности женской половой системы, её болезни и разрабатывающая методы профилактики, диагностики, терапии и восстановительного лечения. Современная гинекология и акушерство составляют единую клиническую дисциплину.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к дисциплине ≪Гинекология≫. Она ставит своей целью подготовку врачей общей практики по специальности 5510700 Лечебное дело. Изучение предмета ≪Гинекологии≫ обусловлено, в первую очередь, необходимостью улучшения состояния репродуктивного здоровья женщин, обеспечения безопасного течения беременности, родов и послеродового периода, что в значительной степени будет способствовать улучшению качества жизни населения. Огромное значение в связи с этим имеет профилактика, диагностика и лечение заболеваний женской половой сферы. Это позволит снизить показатели перинатальной и материнской заболеваемости и смертности, а также улучшит качество и продолжительность жизни женщин. Большую роль в перечисленном играет подготовка врачей общей практики, в обязанности которого входят: обследование женщины вне- и во время беременности, выставление диагноза, оказание врачебной медицинской помощи в критических ситуациях, а также проведение профилактических мероприятий в группах риска, при диспансеризации, проведение реабилитационных мер при патологических состояниях, просветительской работы среди населения и т.д.



Рабочая программа по дисциплине «Гинекология» - структурирована, содержит в себе тематический план практических, клинических, лекционных занятий, перечень самостоятельных работ студентов, перечень практических навыков, методы оценки успеваемости студентов и является нормативным документом, позволяющим унифицировать учебный процесс на факультете.

1.1.  Цели и задачи дисциплины «Гинекология»

Цель обучения: обучение студентов основам гинекологии на базе знаний, полученных ими на предыдущих курсах, принципам обследования гинекологических больных, методам профилактики и первой помощи, диагностики, неотложных состояний, наиболее часто встречающихся в гинекологической практике.
Задачи обучения по циклу «Гинекология»:


    1. закрепить знания студентов по анатомии и физиологии женских половых органов. Сформировать знания об особенностях функционирования репродуктивной системы женского организма и нормальном менструальном цикле;

    2. выработать знания и навыки по обследованию гинекологических больных, о современных методах лабораторных и инструментальных исследований, в том числе тестам функциональной диагностике;

    3. сформировать знания о причинах нарушения менструального цикла, функционального и органического генеза, методах их диагностики, лечения и профилактики;

    4. сформировать знания студентов о причине кровотечений в 1 половине беременности, их диагностике, клинике и принципах терапии.

    5. сформировать знания о фоновых и предраковых состояниях и врачебной тактике;

    6. сформировать знания о доброкачественных и злокачественных опухолях женских половых органов и врачебной тактике;

    7. ознакомить студентов с классификацией воспалительных процессов по этиологии, локализации и клиническому течению. Повторить некоторые патофизиологические основы воспаления. Научить методам диагностики, клиники, терапии и профилактики распространенных форм воспалительных заболеваний гениталий, неспецифической и специфической этиологии.

    8. ознакомить студентов с современными методами контрацепции;

    9. сформировать знания по вопросам бесплодного брака.

    10. сформировать знания об аномалиях развития и положения половых органов.



1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине «Гинекология»

Студент, обучающийся по программе «гинекология» на 5 курсах с учётом новейших достижений современной клинической медицины и биологической науки должен знать:

  • возрастные особенности функционирования репродуктивной системы женщины, современные представления о регуляции менструального цикла;

  • методы обследования гинекологических больных;

  • этиологию, патогенез, клинику, диагностику наиболее часто встречающихся гинекологических заболеваний:

  • неспецифические и специфические воспалительные заболевания, включая передающиеся половым путем,

  • фоновые состояния и предраковые заболевания, нарушения менструального цикла, опухоли женских половых органов и др.

Студент должен уметь:

  • провести целенаправленный сбор анамнеза и произвести клиническое обследование гинекологических больных;

  • провести и интерпретировать результаты тестов функциональной диагностики;

  • уметь дать правильную оценку данным лабораторного и инструментального обследования гинекологических больных;

  • уметь ориентироваться в показаниях к консервативным и хирургическим методам лечения;

  • диагностировать бесплодие;


Студенты 5 курса должны овладеть следующими практическими навыками:


  • сбор анамнеза и осмотр гинекологических больных

  • гинекологический осмотр:

  • осмотр шейки матки в зеркалах;

  • двуручное исследование;

  • пальпация молочных желез;

  • тесты функциональной диагностики;

  • взятие мазка для цитологического исследования шейки матки;

  • взятие мазка на ПАП тест;

  • проба люголевским раствором.

  • техника диагностического выскабливания полости матки (ассистирование)

  • вставление и удаление ВМС

  • пункция заднего свода (ассистирование)

  • определение степени чистоты влагалища

2. Объем учебной нагрузки

Общая трудоёмкость

Распределение объёма учебной нагрузки по видам аудиторных занятий (в часах)

Всего

Лекции

Практичес-кие занятия

Самостоятельная

работа (час)

90


60

10

50

30

3. Лекционный курс

3.1. Тематический план лекционных занятий

1.

2 ч


Предмет гинекология. Нормальный менструальный цикл и его регуляция. Нарушения менструального цикла. Классификация. Аменорея.

2.

2 ч


Дисфункциональные маточные кровотечения. Кровотечение в I половине беременности. Внематочная беременность.

3.

2 ч


Интегрированная: Воспалительные заболевания женских половых органов.

Координатор Шукуров Ф.И.

Приглашененный: – каф. Микробиологии, дерматовенерологии

4.

2 ч


Доброкачественные опухоли матки. Опухоли яичников.

5.

2 ч


Открытая лекция: Фоновые и предраковые заболевания шейки и тела матки.


3.2. Содержание лекционного материала

Лекция №1.

Тема лекции: Предмет гинекология. Нормальный менструальный цикл и его регуляция. Нарушения менструального цикла. Классификация. Аменорея.
Гинекология - это наука о женщине, изучающая нормальную деятельность женского организма, заболевания, связанные с особенностями женского организма в различные периоды жизни женщины. Наука занимается профилактикой заболеваний, для того чтобы женщина во всех периодах своей жизни была здорова.

НОРМАЛЬНЫЙ МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

Менструальный цикл-это повторяющиеся в определённом ритме кровянистые выделения из влагалища. Менструальные циклы являются характерным признаком нормальной деятельности репродуктивной системы женщины. Это один из легко наблюдаемых биологических ритмов женщин репродуктивного возраста. По словам A.Reinberg (1980), «ритмическая активность присуща всему живому, начиная от одноклеточных организмов до человека». Филогенетически эти циклы присущи лишь высшим приматам. Независимо от принадлежности к различным этническим группам у всех здоровых фертильных женщин средняя продолжительность менструального цикла составляет 21-35 дней (от первого дня предыдущей до первого дня последующей менструации), длительность кровянистых выделений-2-6 дней, кровопотери-60-80 мл.

Пропедевтика гинекологических заболеваний.

Современные методы объективного обследования больных, позволяющие получить разностороннюю информацию не снижают высокой ценности анамнестических данных. Анамнезу уделяют огромное внимание, так как, например, ошибки при внематочной беременности часто связаны с плохо собранным анамнезом. Анамнез делится на общий и специальный. При сборе анамнеза параллельно отмечаются:

1.бледность, ожирение, герсутизм, что уже может давать основания для какого-либо диагноза.

2. Специальные исследования (осмотр, осмотр в зеркалах, бимануальное влагалищное, ректальное исследование). При этом гинеколог должен ответить на пять вопросов: величина, форма, консистенция, подвижность, болезненность матки, придатков.

3. Специальные методы:


  • мазки из влагалищного свода, цервикального канала, уретры на гонококк и флору.

  • осмотр шейки матки с помощью зеркал, кольпоскопия (оптическое увеличение от 28 раз и выше.)

  • пункция брюшной полости через задний влагалищный свод.

  • УЗ диагностика. Осмотр матки, придатков.

  • Зондирование матки, биопсия из полости матки.

  • Рентгенологическое исследование: контрастное - гистеросальпинграфия, пневмнопельвиография (введение контраста - кислорода - в брюшинную полость).

  • Лапароскопия.



МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кроме общепринятых методов, для распознавания гинекологических заболеваний широко используются эндоскопические, цитологические, гистологические и рентгенографические методы исследования, а также эхоскопия органов малого таза, определение гормонов в крови и их метаболитов моче, медико-генетическое консультирование.


Лекция №2

Тема лекции: Дисфункциональные маточные кровотечения. Кровотечение в I половине беременности. Внематочная беременность.

ДМК - кровотечения, не связанные ни с органическими изменениями в половых органах, ни с системными заболеваниями, приводящими к нарушению свертывающей системы крови.

Причины ДМК:


  • психогенные факторы и стресс

  • умственное и физическое переутомление

  • острые и хронические интоксикации и профессиональные вредности

  • воспалительные процессы малого таза

  • нарушение функции эндокринных желез.

Выделяют 2 большие группы маточных кровотечений:

  1. Овуляторные. В зависимости от изменений в яичниках выделяют следующие 3 типа ДМК: а. Укорочение первой фазы цикла; б. Укорочение второй фазы цикла; в удлинение второй фазы цикла.

  1. Ановуляторные маточные кровотечения.

Клиника при овуляторных маточных кровотечениях: может не быть настоящего кровотечения, приводящего к анемии, но будет кровомазание перед менструацией, кровянистые выделения после менструации, могут быть кровянистые выделения в середине цикла. Также больные буду страдать невынашиванием беременности, а часть из них - бесплодием.

ДИАГНОСТИКА:



ЛЕЧЕНИЕ заключается в том, что цикл восстанавливается исходя из имеющихся нарушений.

Пример: Диагноз - укорочение 2-й фазы цикла, ее необходимо удлинить, мы назначаем гестагены прогестерон.

Укорочена 1-я фаза цикла - ее надо удлинить - назначаем эстрогены.

Надо сказать, что овуляторные кровотечения встречаются редко и, как правило, сопровождают воспалительные спаечные процессы в малом тазу.


АНОВУЛЯТОРНЫЕ МАТОЧНЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ - встречаются значительно чаще. Возникают в 2-х возрастных периодах:

  • в ювенильном возрасте 20-25%

  • в климактерическом возрасте 60%

- 10% приходятся на детородный возраст.

ДИАГНОСТИКА.



  • Тесты функциональной диагностики (базальная температура монофазная и при атрезии фолликула и при персистенции оного; симптом зрачка при персистенции ++++, при атрезии + ,++; гормональная кольпоцитология будет в том и другом случае свидетельствовать об эстрогенном влиянии, кариопикнотический индекс при атрезии фолликула будет низкий, и при персистенции - высокий.

  • При гистологическом исследовании миометрия в обоих случаях будет патопролиферация.

Окончательный диагноз ставится после выскабливание полости матки. ЛЕЧЕНИЕ должно быть с учетом этиологии, патогенеза и принципа согласно которому менструальная функция является функцией целостного организма. С другой стороны лечение должно быть строго индивидуальным. Состоит:

  • общеукрепляющая терапия.

  • Симптоматическая терапия.

  • Гормональная терапия.

  • Хирургическое вмешательство.


Лекция№3

ТЕМА: Воспалительные заболевания женских половых органов. – 2 ч.
Воспалительные заболевания женских половых органов составляют 50-70% всех гинекологических и возникают чаще в молодом возрасте.

Различают воспалительные заболевания специфической и неспецифической этиологии.



Этиология. Среди возбудителей воспалительных заболеваний видное место занимают стафилококк (реже стрептококк), гонококк, микобактерии туберкулёза. Кишечная палочка и энтерококк также могут быть причиной воспалительного процесса, но чаще эти микробы проникают в уже существующий очаг воспаления и вызывают вторичное инфицирование. Возбудителями воспалительных процессов являются трихомонады, реже грибки молочницы.

Защитные механизмы женской половой системы: Возникновение воспалительного процесса и особенности его течения завися не только от вида и вирулентности микробов, но также от реактивности организма женщины, характера защитных и компенсаторных реакций.

Диагностика воспалительных заболеваний. При диагностики воспалительных заболеваний решаются следующие вопросы:

  • Наличие воспалительного процесса, его локализация, стадия его развития ( острая, хроническая, остаточные явления).

  • Специфический (гонорея, туберкулёз, трихомоноз и др.) или неспецифический характер воспалительного заболевания.

  • Наличие расстройств эндокринной, нервной, сосудистой и других систем, возникающих в связи с длительным течением и частым обострением воспалительных заболеваний верхних отделов половых путей.

  • Выявление заболеваний внутренних органов (печени, кишечника, мочевых путей), которые часто сопутствуют хроническим заболеваниям (сальпингоофарит, эндометрит, кольпит).

  • Распознавание лекарственной и других видов аллергии.

Наличие воспалительных заболеваний в большинстве случаев определяется без затруднения на основании данных анамнеза и результатов общедоступных методов исследования.

Лечение. Имеется 5 общих принципов лечения больных с воспалительными заболеваниями:

  1. общее воздействие на организм

  2. воздействие на инфекционный процесс

  3. физиотерапевтическое лечение

  4. симптоматическое лечение

  5. хирургическое лечение.


Лекция №4.
ТЕМА: Доброкачественные опухоли матки. Опухоли яичников. – 2 ч.
Огромное разнообразие опухолей яичника затрудняло создание единой классификации. В основу большинства классификаций новообразований яичника был положен гистологический тип опухоли.

Классификация опухолей яичника, предложенная экспертами ВОЗ в 1973 году, подразделяет все опухоли на 8 групп по гистологическому типу



  1. Эпителиальные;

  2. Опухоли стромы полового тяжа;

  3. Липоидоклеточные;

  4. Герминогенные;

  5. Гонадобластома;

  6. Опухоли из мягких тканей яичника;

  7. Неклассифицированные;

  8. Метастатические, вторичные.

Отдельно выделены неопухолевые образования яичника - простые кисты.

КЛИНИКА ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКОВ. В основном это заболевания, протекающие бессимптомно. Клинические признаки зависят от механического воздействия опухолей на окружающие ткани и смежные органы. Они характеризуются наличием тупых ноющих болей преимущественно внизу живота, реже в подложечной области или подреберье. Боли бывают постоянными, но могут и прекращаться на определенный срок.

ДИАГНОСТИКА ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКОВ. У больных с опухолями и опухолевидными образованиями яичников отсутствуют характерные специфические клинические симптомы, присущие какой-либо одной опухоли. Диагноз опухоли яичника устанавливают на основании данных анамнеза, влагалищного, ректального, а также дополнительных методов исследования.

ОСЛОЖНЕНИЯ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКОВ.



  • Возникновение в кистоме злокачественной опухоли (малигнизация)

  • Перекрут ножки опухоли.

  • Разрыв капсулы кистомы.

  • Нагноение опухоли.

Все осложнения опухолей яичника требуют оперативного лечения.

ЛЕЧЕНИЕ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКА. Единственным целесообразным методом лечения доброкачественных опухолей яичника является хирургический. Поскольку без морфологического исследования выявить доброкачественный или злокачественный характер опухоли не представляется возможным выработано правило, согласно которому каждая диагностированная опухоль яичника подлежит оперативному лечению.


Лекция№5
ТЕМА: Фоновые и предраковые заболевания шейки и тела матки. -2 часа

Лекция посвящена актуальной проблеме гинекологии и онкологии. В ней представлены сведения о частоте и видах предраковых заболеваний шейки и тела матки, о факторах риска развития этих заболеваний. Даны сведения о классификации фоновых заболеваний шейки и тела матки, о методах их диагностики. Особое внимание уделено выявлению папилломовирусной инфекции, как причины рака шейки матки, ее диагностике и профилактических прививках. Представлены фото-рисунки фоновых заболеваний шейки матки, полученных при кольпоскопии. Далее представлена информация о предраке и раке шейки матки и эндометрия. Уделено внимание и профилактике развития этих заболеваний.



4. Практические/семинарские занятия.

4.1. Тематические планы практических занятий.



Название темы практических занятий

Количество часов

1

Роль анамнеза. Методы обследования гинекологических больных. Схема истории болезни. Курация больных.

6

2

Нарушения менструальной функции. Аменорея.

6

3

Дисфункциональные маточные кровотечения. Миома матки.

7

4

Кровотечение в I половине беременности. Аборты. Внематочная беременность

6

5

Воспалительные заболевания женских половых органов неспецифической этиологии.

7

6

Доброкачественные опухоли яичников.

6

7

Неправильные положения и аномалии развития женских половых органов.

6

8

Фоновые и предраковые заболевания шейки и тела матки. Промежуточный контроль.

6

Всего

50


4.2. Содержание тем практических занятий


заня-тия

Название темы практического занятия и их краткое содержание с указанием используемых новых педагогических технологий

лек

ции

Ссылка на

литературу

1

Роль анамнеза. Методы обследования гинекологических больных. Схема истории болезни. Курация больных.

Цель: Обучить студентов специфике сбора анамнеза, правилам заполнения истории болезни, курации гинекологических больных, методам объективного обследования.

Гинекология – (gуne - женщина, logos - учение) наука о женщине.

Приступая к исследованию гинекологической больной, нужно прежде всего собрать анамнез, ибо правильно собранный анамнез выясняет причину возникновения болезни. Анамнез собирается после выяснения жалоб (основных и второстепенных),осмотр включает оценку телосложения, фенотипическую характеристику(типы оволосения, распределения жировой массы, состояние молочных желёз и т.д.);специальные гинекологические и инструментальные методы обследования.
Педагогические технологии:

​ ·Интерактивная игра «Ручка на середине стола»

​ ·Графические органайзеры


1

О.: 1, 2.

Д.: 1,4,6.



2

Нарушения менструальной функции. Аменорея.

Цель: Обучить студентов, будущих врачей общей практики, самостоятельно выбрать тактику обследования и ведения больных с различными формами аменореи и альгодисменореи

- Сформировать знания по особенностям клинического течения, тактики ведения, профилактике аменореи и альгодисменореи;

- выработать навыки по составлению индивидуальных планов обследования и ведения женщин с аменореей и альгодисменореей;

- выработать знания и навыки по диагностике, диф.диагностике женщин с аменореей и альгодисменореей;

- выработать навыки по реабилитации женщин с аменореей и альгодисменореей.

Менструальный цикл-это повторяющиеся в определённом ритме кровянистые выделения из влагалища. Менструальные циклы являются характерным признаком нормальной деятельности репродуктивной системы женщины. Это один из легко наблюдаемых биологических ритмов женщин репродуктивного возраста. Регулярные, нормальные по длительности и объёму, безболезненные менструальные кровотечения являются свидетельством нормальной функции ГГЯС и нормального анатомо-функционального состояния органов –мишеней (наружные половые органы, влагалище, шейка и тело матки, маточные трубы, потовые железы, волосяные фолликуы, молочные железы, головной мозг.) Ритм работы ГГЯС в конечном счёте определяется анатомо-функциональными свойствами яичников.

Репродуктивная система оганизована по иерархическому принципу; в ней выделяют 5 уровней, каждый из которых регулируется вышележащими структурами по механизму прямой и обратной связи.
Педагогические технологии:

​ ·Интерактивная игра «Мозговой штурм»

​ ·Графические органайзеры


2

О.: 1, 2,

Д.: 1,2,3.4, 9,



3

Дисфункциональные маточные кровотечения.

Миома матки.
ДМК - кровотечения, не связанные ни с органическими изменениями в половых органах, ни с системными заболеваниями, приводящими к нарушению свертывающей системы крови. Выделяют 2 большие группы маточных кровотечений:

Овуляторные. В зависимости от изменений в яичниках выделяют следующие 3 типа овуляторных ДМК: а. Укорочение первой фазы цикла; б. Укорочение второй фазы цикла; в удлинение второй фазы цикла. В клинике овуляторных маточных кровотечениий может не быть настоящего кровотечения, приводящего к анемии, но будет кровомазание перед менструацией, кровянистые выделения после менструации, могут быть кровянистые выделения в середине цикла. Также больные буду страдать невынашиванием беременности, а часть из них - бесплодием.

Ановуляторные маточные кровотечения. Возникают в 2-х возрастных периодах:

  • в ювенильном возрасте 20-25%

  • в климактерическом возрасте 60%

- 10% приходятся на детородный возраст.

При ановуляторных кровотечениях в организме женщины наблюдаются следующие нарушения:



  1. Отсутствие овуляций.

  1. Нет второй фазы цикла (нет выделения прогестерона).

  2. Нарушается процесс созревания фолликулов, который может быть 2-х пиков: атрезия фолликула и персистенция фолликула.

  3. На протяжении всего периода цикла выделяются лишь эстрогены, что вызывает на уровне рецепторных органов не пролиферативные, а гиперпластические процессы (железистая гиперплазия эндометрия и полипоз эндометрия)


Педагогические технологии:

​ ·Кейс-технология

​ ·Графические органайзеры


2,3

О.: 1, 2

Д.: 1,3,4,5,6. 7, 8, 9,



4

Кровотечение в I половине беременности. Аборты. Внематочная беременность.

Цель: Занятие направлено на формирование у студентов знания о причинах кровотечений в первой половине беременности, в частности самопроизвольных абортов, этиопатогенеза, клиники внематочной беременности и трофобластических заболеваний (пузырный занос, хорионэпителиома). Обучить студентов методам диагностики, принципам консервативного и оперативного лечения эктопической беременности и трофобластических заболеваний. Обучить студентов диагностике, консервативным и оперативным методам лечения различных стадий самопроизвольного аборта.

Внематочная (эктопическая, несвоеместная) беременность - это беременность, при которой имплантация произошла вне полости матки.

Прерывание беременности до срока, при котором плод становится нежизнеспособным, т.е. способным к существованию вне матки. птенциально жизнеспособным считают плод, рожденный не ранее 22 нед. беременности, с массой тела не менее 500г. Аборты бывают ранние и поздние, а также артифициальные и самопроизвольные. Неразвивающейся беременность называют состояние , при котором в полости матки присутствует плодное яйцо с прекратившим своё развитие (погибшим) эмбрионом. Выделяют клинические стадии аборта: угрожающий, начавшийся, аборт в ходу, свершившийся - неполный и полный

Педагогические технологии:

​ ·Интерактивная игра «Академическая полемика»

 ·Графические органайзеры.


4

О.: 1, 2

Д.: 1, 9, 11,



5

Воспалительные заболевания женских половых органов неспецифической этиологии.

Цель: Занятие направлено на формирование у студентов знания классификации, этиопатогенеза, клиники воспалительных заболеваний женских половых органов. Обучить студентов диагностике и принципам лечения, профилактики и реабилитации при воспалительных заболеваниях женских половых органов.

Воспалительные заболевания женских половых органов составляют 50-70% всех гинекологических и возникают чаще в молодом возрасте.Различают воспалительные заболевания специфической и неспецифической этиологии.



Этиология. Среди возбудителей воспалительных заболеваний видное место занимают стафилококк (реже стрептококк), гонококк, микобактерии туберкулёза. Кишечная палочка и энтерококк также могут быть причиной воспалительного процесса, но чаще эти микробы проникают в уже существующий очаг воспаления и вызывают вторичное инфицирование. Возбудителями воспалительных процессов являются трихомонады, реже грибки молочницы.

Важную роль в возникновении ВЗПО играет, так называемая нормальна микрофлора половых путей, которая содержит большое количество микроорганизмов



Педагогические технологии:

 ·Интерактивная игра «Кот в мешке»

​ ·Графические органайзеры


4

О.: 1, 2

Д.: 1, 4, 10,



6

Доброкачественные опухоли яичников.

Цель: Сформировать у студентов знания об опухолях яичника, их этиологии, клинике, диагностике, осложнениях, которые развиваются при доброкачественных опухолях, методах лечения и профилактики, умений диагностировать опухоли яичников и осложнения их – перекрут ножки опухоли, разрыв капсулы, нагноение, малигнизация.

Классификация опухолей яичника, предложенная экспертами ВОЗ в 1973 году, подразделяет все опухоли на 8 групп по гистологическому типу



  1. 1.Эпителиальные;

  2. Опухоли стромы полового тяжа;

  3. Липоидоклеточные;

  4. Герминогенные;

  5. Гонадобластома;

  6. Опухоли из мягких тканей яичника;

  7. Неклассифицированные;

  8. Метастатические, вторичные.

Отдельно выделены неопухолевые образования яичника - простые кисты. У больных с опухолями и опухолевидными образованиями яичников отсутствуют характерные специфические клинические симптомы, присущие какой-либо одной опухоли. Диагноз опухоли яичника устанавливают на основании данных анамнеза, влагалищного, ректального, а также дополнительных методов исследования.

В диагностике опухолей яичника преобладающую роль играет пальпация. С помощью бимануального исследования можно определить размер, консистенцию характер опухоли, местоположение ее и взаимосвязь с органами малого таза.

Из дополнительных методов исследования наиболее простым, безопасным и информативным является ультразвуковое исследование.

К дополнительным методам, позволяющим уточнить локализацию и характер опухоли является зондирование полости матки, а также диагностическое выскабливание слизистой матки с последующим гистологическим исследованием соскоба. С помощью этого метода можно установить кистозную гиперплазию эндометрия у больных с гормонпродуцирующими опухолями яичника.

Окончательный диагноз опухоли яичника устанавливают после гистологического исследования удаленного препарата. Важную диагностическую ценность представляют данные МРТ.

Педагогические технологии:

·Деловая игра «ручка на середине стола»

​ ·Графические органайзеры



4

О.: 1, 2

Д.: 1, 3,4.5,10,



7

Неправильные положения и аномалии развития женских половых органов.

Цель: Обучить студентов диагностике и дифференциальной диагностике аномалий развития и положения женских половых органов;

Сформировать знания по современным методам диагностики, тактике ведения больных с аномалиями и неправильными положениями женских половых органов;

Выработать навыки по составлению индивидуальных планов обследования и тактике ведения;

Выработать знания и навыки по реабилитации в послеоперационном периоде.

Причинами возникновения аномалий развития половых органов являются:
1) воздействие вредных средовых факторов (интоксикаций, высоких и низких температур), профессиональных вредностей (химического производства, радиоактивных веществ), бытовых интоксикаций (алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании) в периоде эмбриогенеза
2) хромосомные и генные мутации
3) отягощенная наследственность
4) возраст родителей старше 35 лет

Аплазия влагалища — полное отсутствие влагалища. Аплазия относится к врожденным порокам формирования влагалища.

Атрезия девственной плевы — заращение девственной плевы. Выявляется в период полового созревания, с началом менструаций, когда в результате отсутствия условий для оттока менструальной крови из влагалища происходит формирование гематокольпоса.

Аномалии развития матки. Существуют следующие типы аномалии развития матки: удвоение матки, шейки матки и влагалища (uterus didelphus); однорогая матка с нормально развитым влагалищем (uterus unicornus versus, vagina simplex); двурогая матка с двумя шейками и нормальным влагалищем (uterus bicornis bucalis, vagina simplex); однорогая матка со вторым рудиментарным рогом и нормальным влагалищем (uterus unicornis cum cornu rudimentario, vagina simplex), полная перегородка тела и шейки матки (uterus septus); неполная перегородка тела матки (uterus subseptus). Один из редких пороков развития женских половых органов возникает при синдроме Рокитанского-Кюстнера. В этом случае отмечается частичная или полная аплазия матки и влагалища в сочетании с нормально развитыми маточными трубами и яичниками.
·Деловая игра «Пчелиный рой»

​·Графические органайзеры




-

О.: 1, 2

Д.: 1,2.3, 10, 11



8

Фоновые и предраковые заболевания шейки и тела матки. Промежуточный контроль.

Цель: Научить студентов распознавать фоновые заболевания шейки и тела матки и ознакомить с дальнейшей тактикой ведения таких больных

Сформировать знания по терминологии классификации фоновых и предраковых заболеваний тела и шейки матки

Ознакомить с этио-патогенетическими факторами возникновения данных заболеваний

Выработать знания и навыки по диагностике и диф. диагностике фоновых и предраковых состояний тела и шейки матки

Сформировать знания по особенностям клинической картины, прогнозу и профилактике данной группы заболеваний

Выработать знания и навыки по тактике ведения и диспансеризации этих гинекологических больных

Выработать навыки по интерпретации основных лабораторных и функциональных методов обследования фоновых и предраковых заболеваний тела и шейки матки

·Деловая игра «Кот в мешке»

​·Графические органайзеры









6. Самостоятельная работа студентов

6.1. Тематические планы самостоятельной работы студентов

темы


Название темы СРС

Количест-во часов

1.

Нормальный менструальный цикл и его регуляция.

3,3

2.

Классификация нарушений менструального цикла, их определения. Гипоменструальный синдром.

3,3

3.

Эндометриоз.

3,3

4.

Пузырный занос. Хорионэпителиома.

3.3

5.

Специфические воспалительные заболевания женских половых органов

3.3

6.

Злокачественные опухоли яичников.

3,3

7.

Б. Бесплодный брак. Вопросы контрацепции.

3.3

8.

Рак шейки и тела матки

3,3



7. Перечень практических навыков

1. Методика измерения базальной температуры

2.Расскажите технику проведения бимануального (двуручного) исследования гинекологических больных

3.Расскажите технику проведения пункции полости малого таза через задний свод влагалища

4.Техника проведения диагностического выскабливания полости матки

5.Расскажите технику проведения гинекологического осмотра с помощью зеркал

6.Пальпация молочных желез

7.Определение симптома зрачка

8.Определение растяжимости слизи шейки матки

9.Какие шаги проводятся для определения степени чистоты влагалища, какие степени чистоты имеются и как оценивается?

10.Проводимые шаги пробы Люголевским раствором



8.Рейтинговый контроль и критерии оценки знаний, умений и навыков по дисциплине «Гинекология»

Основным критерием качества подготовленности студента является его рейтинг, слагающийся из текущей оценки, оценки промежуточного контроля и оценки итогового контроля.

100 баллов в целом по дисциплине распределены следующим образом:



Вид контроля

Максимальный балл

Коэффициент

Проходной балл

1.

Текущий контроль с учетом СРС

50

0,5

27,5

2.

Промежуточный контроль

20

0,2

11,0

3.

Итоговый контроль

30

0,3

16,5




ВСЕГО

100

1

55,0

По семестрам баллы распределяются в зависимости от продолжительности изучения предмета.

Критерием оценивания практических занятий является текущая оценка, слагающаяся из контроля подготовленности студента к занятию и оценки качества выполнения задания.

Критерии оценки ТК: Текущий контроль (ТК) – осуществляется на каждом практическом занятии (оценки выставляются в соответствии с утвержденным положением рейтингового контроля).


Уровни оценок

Рейтинг

баллы

Характеристика текущего контроля

Отлично

86-100%


96-100

91-95


86-90


Ответ оригинален, высокого качества, превышающая требования программы. Выявлена высокая эрудиция студента.

Высокое качество ответа, превышающее требование программы, грамотное ее исполнение и оформление.

Ответ правильный. Выступление на защите глубокого содержания с использованием дополнительной литературы. Студент активно выступал на утренних конференциях, грамотно подготовил клинический аудит.


Хорошо

71-85,9%


81-85,9

76-80


71-75,9

Ответ правильный в соответствии с программой. Отмечена хорошая эрудиция студента.

Ответ соответствует требованиям программы. Студент активно доказал её положения, знаком с достижениями в данной области внутренних болезней.

Ответ по качеству среднего уровня, допущены отдельные ошибки.


Удовл.

55-70,9%


66-70,9

61-65,9


55-60,9


Работа средняя по уровню, имеются неточности в ответе при защите и отдельные погрешности в выполнении работы. При разборе тематических и курируемых больных студентом допущены отдельные ошибки

В ответе допущены серьезные ошибки, выявляется слабое знание теории вопроса. При разборе тематических и курируемых больных студентом допущены довольно значительные ошибки

Ответ низкого уровня с существенными недостатками. При ответе выявлена слабая компетентность студента в данной сфере знаний.


Неудовл.

ниже 55%


Менее 55%

Ответ некачественный с большими недостатками, не отражает теории вопроса. Теоретические знания студента неудовлетворительные.


Критерии оценки ПК: согласно положению проведения устно.

Критерии оценки ИК: итоговый контроль проводится методом ОСКЭ

100-86 баллов отлично

85,9-71 баллов – хорошо

70,9-55 баллов – удовлетворительно

54,9 и ниже – неудовлетворительно.

Если студент по ОСКЭ получает ниже 55 баллов, то он не допускается к сдаче тестового экзамена. Пересдача ОСКЭ проводится по разрешению деканата в конце семестра. Если студент не согласен с полученной оценкой, то в течение 24 часов после объявления баллов он имеет право подать на апелляцию. Для этого он должен написать заявление на имя заведующего кафедрой и на кафедре с участием декана или заместителя декана создается комиссия для пересмотра работы студента.

Итоги ОСКЭ регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры.



Критерии оценки СРС: Оценка по СРС выставляется в 100 балльной системе. Одна колонка в учебном журнале в каждом семестре после последнего практического занятия отводится для оценки самостоятельной работы студента. Оценка выставляется в учебном журнале групп всем студентам по мере представления и оценки данного вида работы согласно нижеследующим критериям

Уровни оценок

Рейтинг

Баллы

Характеристика СРС

Отлично

86-100%


96-100

91-95


86-90


Работа оригинальна, высокого качества, превышающая требования программы. Выявлена высокая эрудиция студента при защите и выполнении работы.

Высокое качество работы, превышающее требование программы, грамотное ее исполнение и оформление.

Работа выполнена правильно. Выступление на защите глубокого содержания с использованием дополнительной литературы. Студент активно выступал на утренних конференциях, грамотно подготовил клинический аудит.


Хорошо

71-85,9%


81-85,9

76-80


71-75,9

Работа хорошего качества в соответствии с программой. При защите отмечена хорошая эрудиция студента.

Работа соответствует требованиям программы. Студент активно доказал её положения, знаком с достижениями в данной области внутренних болезней. Студент самостоятельно грамотно проводил курацию больных.

Работа по качеству среднего уровня, возможны отдельные ошибки при защите работы, могут быть небрежности в её оформлении. При разборе тематических и курируемых больных студентом допущены незначительные ошибки.


Удовл.

55-70,9%


66-70,9

61-65,9


55-60,9


Работа средняя по уровню, имеются неточности в ответе при защите и отдельные погрешности в выполнении работы. При разборе тематических и курируемых больных студентом допущены отдельные ошибки

В представленной работе допущены серьезные ошибки, имеет место неаккуратное исполнение работы. При защите выявляется слабое знание теории вопроса. При разборе тематических и курируемых больных студентом допущены довольно значительные ошибки

Работа низкого уровня с существенными недостатками. При защите выявлена слабая компетентность студента в данной сфере знаний. При разборе тематических и курируемых больных студентом допущены значительные ошибки


Неудовл.

ниже 55%


Менее 55%

Работа некачественная с большими недостатками, не отражает теории вопроса, неаккуратно выполнена. Теоретические знания студента при защите неудовлетворительные.

Работа не засчитывается. При разборе тематических и курируемых больных студентом допущены не допустимые ошибки



СРС выполняется студентом внеаудиторно по выбору темы, в соответствии с учебной программой дисциплины. Перечень тем СРС представлен в типовой и рабочей программах.

Критерии оценки практических навыков лечебного факультета по предмету «Гинекология»




Практический навык

Коэффициент

Проходной

балл (%)


Максимальный балл (%)



Методика измерения базальной температуры

0,05

4,5

9,0



Расскажите технику проведения бимануального (двуручного) исследования гинекологических больных

0,1

6,5

11,0



Расскажите технику проведения пункции полости малого таза через задний свод влагалища

0,2

6,5

11,5



Техника проведения диагностического выскабливания полости матки

0,2

6,5

11,5



Расскажите технику проведения гинекологического осмотра с помощью зеркал

0,1

6,5

11,0



Пальпация молочных желез

0,05

4,5

9,0



Определение симптома зрачка

0,05

4,5

9,0



Определение растяжимости слизи шейки матки

0,05

4,5

9,0



Какие шаги проводятся для определения степени чистоты влагалища, какие степени чистоты имеются и как оценивается?

0,1

5,5

9,5



Проводимые шаги пробы Люголевским раствором

0,1

5,5

9,5

Каждый практический навык оценивается по 100 бальной системе и этот балл умножается на коэффициент. Общий балл студента за практические навыки состоит из суммы набранных баллов за все практические навыки. Проходной балл должен составлять не менее 55% от максимального балла.
9. Информационно-методическое обеспечение

Использование мультимедийной презентации лекций, учебных фильмов, новых педагогических технологий, компьютерного тестирования.

10.Литература

Основная:

1. Гинекология, ред. Савельева Г.М., 2004, Москва

2. Гинекология, Савельева Г.М., 2009, Москва

3. Гинекология. Под ред.Василевской.Л.Н. -М.1985

4. Неоперативная гинекология 2. Сметник В.Н.,

5. Неоперативная гинекология 1. Сметник В.Н.,

Дополнительная:

1. Привычная потеря беременности, Сидельникова В.М., 2000, Москва

2. Рациональная фармакотерапия в акушерстве и гинекологии, т. 9, ред. Кулаков В.И., 2005, Москва

3. Эндокринная гинекология (клинические очерки). Часть 1, Татарчук Т.Ф., 2003, Киев

4. Эмбриональные стволовые клетки: фундаментальная биология и медицина, Репин В.С, 2002, Москва

5. Diagnostic Gynecologic and Obstetric Pathology, 2 ed. ed. Christopher P. Crum, Marisa R. Nucci, Kenneth R. Lee, 2011, Philadelphia



6. Айламазян Э.К., Рябцева И.Т. Неотложная помощь при экстремальных состояниях в гинкеологии. // С-Петербург, 1992.

7. Персианинов Л.С., Расстригин Н.Н. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии. // Т., 1983. 4. Кулаков В.И., Селезнёва Н.Д., Краснопольский В.И. Оперативная гинекология. // М.,1990.

8..​ http://www.guideline.gov (USА). US National Guideline Clearinghouse (NGC)

9.https://www.rhlibrary.org/
. (World Health Organization). The WHO Reproductive Health Library.

10 https://www.nice.org.uk. (Great Britain). National Institute for Clinical Excellence (NICE).

11. https://mdm.ca/cpgsnew/cpgs/index.asp. (Canadа). Canadian Medical Association (CMA).

Скачать 77.45 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница