На правах рукописи
ОВЕЧКИН ДЕНИС ГЕННАДЬЕВИЧ
методика ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ
ПЛАВАНИЕМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Волгоград – 2008
Работа выполнена на кафедре теории и методики водных видов спорта
Волгоградской государственной академии физической культуры
Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент
Сазонова Ирина Михайловна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Фомина Наталия Александровна;
кандидат педагогических наук, доцент
Садовников Евгений Степанович
Ведущая организация – Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма
Защита диссертации состоится 18 ноября 2008 г. в !500 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, город Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.
Автореферат разослан «___» октября 2008 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
профессор
|
|
МОСКВИЧЕВ Ю.Н.
|
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества рядом ученых выявлена тенденция ухудшения состояния здоровья взрослого населения и особенно детей В.П. Петленко, 1998; Э.М. Казин, 2000; Н.Л. Беликова, 2001; В.К. Бальсевич, 2002; О.В. Виноградская, 2002 и др.. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что только около 10% детей дошкольного возраста признаны здоровыми, высок процент функциональных - до 70% и хронических - до 50% заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела Э.М. Казин, 2000; М.А. Рунова, 2002.
В системе факторов, определяющих здоровье детей, одним из главных является физическое воспитание. Значимым шагом в направлении решения проблемы повышения уровня здоровья детей явилось принятие Правительством России концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предусматривающей повышение качества физического воспитания на основе учета половых, возрастных, индивидуальных особенностей развития детей, а также социально-экономических, природно-географических, материальных и других факторов (Распоряжение №1507 от 29.10.2002 г.).
Реализация данной концепции нашла отражение в ряде работ, направленных на повышение эффективности методик занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста на основе учета различных факторов и условий. Особое место среди них занимают методики обучения плаванию в условиях ДОУ, призванные решать задачи оздоровления, гармоничного физического развития и подготовленности детей в процессе освоения плавательных умений, построенные с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Анализ существующих методик выявил значительное разнообразие подходов к формированию плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников. Причем, вопросам совершенствования процесса обучения плаванию уделяется значительно большее внимание [В.А. Аикин, 1988; И.А. Большакова, 2005; Е.К. Воронова, 2003; В.Ю. Давыдов, 1993; Т.И. Осокина, 1991; Т.А. Протченко, 1998 и др.]. Результаты ряда исследований свидетельствуют о стабильности тенденции снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, выражающейся в высоком проценте их заболеваемости, снижении уровня физического развития и подготовленности, в том числе и среди детей, занимающихся плаванием в условиях детского сада [ В.К. Бальсевич, 2002; А.А. Горелов, 2002; А.В. Гарцуев, 2003; А.Г. Трушкин, 2007 и др.].
По всей видимости, данные факты являются свидетельством недостаточной решенности проблемы оздоровления детей, в том числе и посредством занятий в условиях водной среды. Большинство существующих методик обучения плаванию призваны эффективно решать задачи освоения детьми плавательных умений, при косвенном решении задач их оздоровления. В существующих методиках для увеличения эффективности педагогического воздействия в процессе занятий плаванием внимание акцентируют не на средствах и методах оздоровления, а, как правило, на одном из факторов, в качестве которых чаще всего выступает: двигательная активность, уровень физической или плавательной подготовленности, физическое развитие и др. Ю.А. Смирнов, 2005; И.А. Большакова, 2005; М.А. Рунова, 2002; Э.М. Казин, 2000 и др..
При этом результаты значительного количества исследований свидетельствуют о том, что для эффективного педагогического воздействия в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, особенно с различным уровнем здоровья, необходимо учитывать комплекс критериев или условий, среди которых: индивидуальный уровень здоровья, физического развития и подготовленности, функционального состояния, плавательной подготовленности и др.
Таким образом, разработка эффективной методики организации занятий оздоровительным плаванием, позволяющей повышать уровень здоровья детей дошкольного возраста, полноценно реализуя индивидуальный подход на занятиях в воде, является задачей актуальной и практически значимой. Решению этой задачи посвящена настоящая диссертационная работа.
Объект исследования - физкультурно-оздоровительные занятия с детьми дошкольного возраста в условиях водной среды.
Предмет исследования – средства, методы и формы оздоровительных занятий в воде с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста на основе системы комплексной оценки индивидуального уровня их здоровья.
Гипотеза: Методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста будет педагогически целесообразной и обеспечит больший оздоровительный эффект, если подбирать средства и методы оздоровительной физической культурой в водной среде на основе системы комплексной оценки индивидуального уровня здоровья детей 6-7 лет.
Задачи:
-
Выявить уровень физического здоровья детей 6-7 лет, занимающихся плаванием, и комплекс информативных показателей, его определяющих.
-
Спроектировать систему комплексных показателей, позволяющую объективно определять индивидуальный уровень здоровья детей дошкольного возраста, и обосновать целесообразность ее применения в процессе занятий оздоровительной физической культурой.
-
Разработать методику организации оздоровительных занятий плаванием с детьми дошкольного возраста.
-
Экспериментально обосновать результативность авторской методики организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая база: системный подход (В.Г.Афанасьев, Л 'фон Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Н.Садовский, Б.Н. Юдин), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев), теория функциональных систем (П.К. Анохин), концепция гармонии и физического развития (П.Ф. Лесгафт, В.К. Бальсевич), идея уровневого управления движениями (Н.А. Бернштейн, В.С. Фарфель, С.Н. Кучкин).
Методы исследования: теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов и обобщение передового опыта; анкетирование; интервьюирование; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; психологическое тестирование; педагогический эксперимент; инструментальные методы исследования (антропометрия, пульсометрия, тонометрия, оценка функционального состояния по пробе Мартине-Кушелевского, оценка адаптационных возможностей по индексу функциональных изменений, методы математической статистики).
Организация исследования:
Исследования проводились на базе дошкольных образовательных учреждений Краснооктябрьского и Дзержинского районов: МОУ д/с № 375, МОУ д/с №379, МОУ д/с №176; а также МОУ Прогимназия №1 и МОУ начальная школа д/с №1 «Олимпия». В исследовании приняли участие 70 детей (40 мальчиков, 30 девочек) в возрасте 6 - 7 лет подготовительной группы. Исследования проводились поэтапно в период с ноября 2003 по май 2006 года.
На первом этапе на основе изучения научно-методической литературы и практического опыта работы специалистов в области физического воспитания детей в детских дошкольных образовательных учреждениях, определялись общие направления научной работы, разрабатывалась цель исследования, подбирались адекватные задачам методы исследования, формулировалась рабочая гипотеза. Разрабатывалась программа педагогического эксперимента.
На втором этапе проводились: педагогическое и психологическое тестирование; комплексная оценка уровня здоровья дошкольников. На данном этапе разрабатывались и обосновывались основные положения методики организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста.
Третий этап включал в себя проведение педагогического эксперимента в процессе занятий в воде с детьми дошкольного возраста.
Четвертый этап посвящен обработке и анализу полученных данных, описанию и оформлению диссертационной работы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены непротиворечивостью исходных методологических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; репрезентативностью и статистической значимостью полученных результатов.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:
-
обоснована целесообразность применения в процессе занятий оздоровительным плаванием системы комплексной оценки, позволяющей охарактеризовать индивидуальный уровень здоровья дошкольников;
-
разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование положительной мотивации к занятиям в воде и здоровому образу жизни у детей и родителей, при этом процесс формирования мотивации структурирован и разделен на несколько этапов;
-
определены критерии оценки уровня плавательной подготовленности детей дошкольного возраста, представляющие собой перечень из 15 упражнений, разбитых по уровню сложности на три подгруппы и имеющих ценовую стоимость;
-
для оперативного управления организацией занятий в воде с детьми 6-7 лет использован индекс функциональных изменений, как показатель здоровья;
-
разработана и экспериментально обоснована методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста, обеспечивающая больший оздоровительный эффект.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют и углубляют теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста, объясняют механизм применение системы комплексной оценки индивидуального уровня здоровья детей 6-7 лет для рационализации занятий в воде и достижения большего оздоровительного эффекта.
Практическая значимость заключается в том, что использование разработанной методики организации занятий оздоровительным плаванием с детьми 6-7 лет обеспечивает больший оздоровительный эффект. Разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование устойчивой положительной мотивации у детей и их родителей к занятиям плаванием и физической культурой.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Тенденция снижения уровня здоровья детей, занимающихся плаванием, определяет целесообразность разработки системы комплексной оценки индивидуального уровня их здоровья, направленной на совершенствование методики занятий плаванием.
-
Внедрение в процесс организации физкультурно-оздоровительных занятий системы комплексной оценки индивидуального уровня здоровья детей дошкольного возраста, состоящей из определенных элементов, подчиненных выполнению единой цели, рационализирует процесс организации занятий оздоровительным плаванием эффективно контролируя и управляя им.
-
Основой методики организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста является распределение их на типологические подгруппы, адекватный подбор средств и методов, а также использование индекса функциональных изменений и мотивации для обеспечения большего оздоровительного эффекта.
4. Разработанная автором методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста, построенная на основе использования системы комплексной оценки индивидуальных показателей здоровья детей 6-7 лет, является эффективной и позволяет существенным образом повысить уровень их физического здоровья.
Апробация работы. Материалы доложены на IX межрегиональной конференции в г. Волгограде (2004), на итоговой научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (2006), на международной научно-практической конференции в г. Волгограде (2006), на II Всероссийской научно-практической конференции в г. Ижевске (2006), в ежемесячном научно-методическом и психолого-педагогическом журнале «Начальная школа плюс до и после» (2007) и на итоговой научно-методической конференции преподавателей и сотрудников в г. Волгограде (2008).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы, приложений и актов внедрения. Работа изложена на 164 страницах машинописного текста, иллюстрирована 12 рисунками и 18 таблицами. Список литературы включает 197 источников на русском и 9 – на иностранных языках.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и гипотеза исследования, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выдвигаются задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе дается обзор литературы, свидетельствующей о стабильности тенденции снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, в том числе и занимающихся плаванием в условиях ДОУ. Выявляются факторы, определяющие здоровье детей, а также рассматриваются пути повышения его уровня.
Анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной решенности вопросов оздоровления детей, в том числе и посредством занятий в условиях водной среды. Большинство существующих методик обучения плаванию призваны эффективно решать задачи освоения детьми плавательных умений, при косвенном решении задач их оздоровления. Кроме того, в существующих методиках выявлено значительное многообразие подходов к процессу индивидуализации занятий плаванием с детьми 6-7 лет, при отсутствии их целостности, что затрудняет его полноценную реализацию. Это и определяет практическую потребность в решении данного вопроса.
Во второй главе сформулированы задачи исследования, дается описание методов исследования, раскрываются основные этапы организации исследования.
В третьей главе подтверждены данные статистики о стабильной тенденции ухудшения состояния здоровья дошкольников. Результаты индивидуальной оценки уровня физического здоровья детей 6-7 лет свидетельствуют о том, что больше половины из них имеют преимущественно средний его уровень - 62,9% (табл. 1).
Таблица 1
Результаты индивидуальной оценки уровня физического здоровья детей подготовительной группы
Уровни
(балл)
|
Контингент (n=70)
|
Количество детей, %
|
ФР
|
ФП
|
ФС
|
ФЗ
|
Средние данные
|
Низкий
(1 балл)
|
мальчики (n=40)
|
0
|
0
|
7,5
|
0
|
0
|
девочки (n=30)
|
0
|
0
|
6,7
|
0
|
Ниже среднего
(2балла)
|
мальчики
|
10
|
10
|
15
|
7,5
|
15,7
|
девочки
|
16,7
|
43,4
|
26,6
|
26,6
|
Средний
(3 балла)
|
мальчики
|
50
|
65
|
52,5
|
65
|
62,9
|
девочки
|
60
|
46,6
|
50
|
60
|
Выше среднего
(4 балла)
|
мальчики
|
50
|
15
|
25
|
27,5
|
21,4
|
девочки
|
60
|
6,6
|
16,7
|
13,3
|
Высокий
(5 баллов)
|
мальчики
|
7,5
|
10
|
0
|
0
|
0
|
девочки
|
6,6
|
3,4
|
0
|
0
|
При этом следует отметить, что исследуемый контингент детей дошкольного возраста занимался физическими упражнениями в воде на протяжении трех лет, начиная с младшей группы. Очевидно, полученные данные отчасти являются подтверждением факта положительного влияния занятий плаванием в условиях ДОУ на организм детей дошкольного возраста. Однако наличие детей со средним уровнем и ниже средним -78,6% является свидетельством необходимости разработки методик и программ занятий, способствующих оздоровлению дошкольников.
Также в третьей главе разработана система комплексной оценки позволяющая охарактеризовать индивидуальный уровень здоровья детей дошкольного возраста и обосновать целесообразность ее применения в процессе занятий плаванием. Для простоты и удобства определения индивидуального уровня здоровья детей и распределения их на подгруппы на основе бальной оценки разработана соответствующая схема (рис. 1).
Рис. 1. Последовательность действий по определению индивидуального уровня здоровья ребенка на основе комплексной оценки его составляющих
В соответствии с количеством набранных баллов по результатам оценки индивидуального уровня здоровья дети, участвующие в эксперименте, распределены на три подгруппы, что позволяет скорректировать программы занятий в воде адекватным подбором средств и методов соответствующих уровню здоровья занимающихся, усовершенствовать их организацию, т.е. более полноценно реализовать индивидуальный подход в процессе обучения плаванию. Адекватность подбора средств и методов обеспечивалась дозированностью нагрузки на организм ребенка в соответствии с уровнем показателей, характеризующих индивидуальный уровень его здоровья, и контролировалась посредством измерения ЧСС.
В течение времени уровень физического здоровья ребенка может изменяться, как в положительную, так и в отрицательную стороны, делая необходимым контроль динамики уровня здоровья детей. Это, в свою очередь, определяет необходимость выявления условий перехода детей из подгруппы в подгруппу, опираясь на наиболее информативные показатели, которые в большей степени влияют на уровень физического здоровья дошкольников.
Для этого использовался метод корреляционных плеяд, позволяющий объединить показатели с примерно равными коэффициентами корреляции и выделить те, которые образуют с физическим здоровьем качественно единую группу с сильной степенью взаимосвязи.
На основе полученных данных можно утверждать, что показатели плавательной подготовленности и мотивации в большей степени влияют на уровень здоровья детей данной возрастной группы и являются основными элементами в системе комплексной оценки здоровья дошкольников. Это позволяет эффективно управлять процессом организации занятий в воде и рассматривать данные показатели в качестве условия перехода ребенка из подгруппы в подгруппу. Показатель индекса функциональных изменений целесообразно использовать в качестве средства текущего контроля динамики состояния здоровья детей на протяжении всего учебного года, внося своевременные коррективы в организацию и программы занятий физическими упражнениями в воде.
Оценка уровня плавательной подготовленности детей 6-7 лет проводилась на основе разработанных критериев и в игровой форме.
В результате тестирования и оценки уровня плавательной подготовленности детей 6-7 лет на основе дифференциации упражнений по подгруппам, в соответствии с уровнем владения двигательными умениями в воде (от неумения плавать и с наличием водобоязни, до способности проплывать расстояние 5м и более), позволили выделить группы детей с низким, средним и высоким уровнем плавательных умений (табл. 2).
Таблица 2
Результаты оценки уровня плавательной подготовленности детей 6-7 лет
Группы детей
|
Количество детей, %
|
|
Мальчики (n=40)
|
Девочки (n=30)
|
I
|
10,0
|
10,0
|
10,0
|
II
|
60,0
|
50,0
|
55,7
|
III
|
30,0
|
40,0
|
34,3
|
Возможность систематического совершенствования умения передвигаться в воде определена разработанными условиями перехода ребенка из подгруппы в подгруппу при повышении уровня их плавательной подготовленности. При этом проведение тестирования и оценки в игровой форме способствует повышению мотивации к занятиям в условиях водной среды.
Вышеназванные условия способствуют повышению качества реализации индивидуального подхода на занятиях в воде и эффективности методики обучения плаванию.
Одним из условий оздоровления детей следует рассматривать формирование у них положительной мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физическими упражнениями в воде, активно вовлекая в данный процесс родителей.
Для повышения эффективности формирования у детей дошкольного возраста мотивации к занятиям физическими упражнениями в воде, целесообразно структурировать данный процесс, условно выделив несколько этапов:
-
Определить мотивацию к занятиям тем или иным видом двигательной деятельности.
-
Определить причины выбора ребенком занятий на суше или в воде.
-
Уточнить и конкретизировать данные, полученные в результате выбора детьми занятий в условиях водной среды.
-
Разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование положительной мотивации у дошкольников к занятиям физическими упражнениями в условиях водной среды.
Расчет индекса функциональных изменений в пики массовой простудной заболеваемости позволил выделить три группы детей, имеющих различный уровень адаптационных возможностей (первая группа - удовлетворительный уровень адаптации; вторая группа – дети, имеющие напряжение адаптационных механизмов; третья группа - дошкольники с неудовлетворительным уровнем адаптации и ее срывом, а также дети, приступившие к занятиям сразу после болезни).
Ежемесячные измерения индекса функциональных изменений с сентября по апрель представили информацию об особенностях изменения уровня адаптации и заболеваемости дошкольников 6-7 лет внутри каждого уровня адаптации (табл. 3).
Обращает на себя внимание и тот факт, что между пиками заболеваемости изменению количества заболевших детей предшествует снижение уровня адаптации организма, независимо от его исходного состояния. Учет данного факта поможет своевременно вносить коррективы в программу занятий в воде, исходя из индивидуального уровня адаптации ребенка.
Таблица 3
Особенности изменения уровня адаптации и заболеваемости
дошкольников 6-7 лет
Уровни адаптации
|
Месяцы
|
1 пик
|
|
2 пик
|
|
3 пик
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Удовлетворительный
n=50
|
Удовл.
|
71,4
|
64,3
|
50
|
57,1
|
63
|
57,1
|
57,1
|
80
|
Напр.
|
|
7,1
|
14,3
|
7,1
|
8,6
|
0
|
4,3
|
8,6
|
Неуд.
|
|
0
|
7,1
|
2,9
|
2,9
|
4,3
|
0
|
0
|
Срыв
|
|
0
|
0
|
4,3
|
0
|
1,4
|
1,4
|
0
|
Болез.
|
|
0
|
0
|
0
|
2,9
|
0
|
0
|
1,4
|
Напряжение
n=12
|
Удовл.
|
|
8,6
|
1,4
|
4,3
|
5,7
|
0
|
8,6
|
14,2
|
Напр.
|
17,1
|
1,4
|
7,1
|
4,3
|
15,2
|
0
|
0
|
15,7
|
Неуд.
|
|
4,3
|
2,9
|
0
|
0
|
11,4
|
5,7
|
0
|
Срыв
|
|
2,9
|
5,7
|
1,4
|
0
|
2,9
|
0
|
0
|
Болез.
|
|
0
|
0
|
7,1
|
5,7
|
0
|
0
|
0
|
Неудовлетворительный n=0
|
Удовл.
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
Напр.
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0
|
0
|
0
|
Неуд.
|
0
|
-
|
-
|
-
|
2,9
|
0
|
0
|
0
|
Срыв
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,4
|
1,4
|
0
|
Болез.
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0
|
0
|
1,4
|
Срыв
n=2
|
Удовл.
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Напр.
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,4
|
Неуд.
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2,9
|
2,9
|
0
|
Срыв
|
2,9
|
2,9
|
2,9
|
0
|
2,9
|
0
|
0
|
0
|
Болез.
|
|
0
|
0
|
2,9
|
2,9
|
0
|
0
|
1,4
|
Болезнь
n=6
|
Удовл.
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2,9
|
5,7
|
11,4
|
Напр.
|
|
2,9
|
1,4
|
0
|
0
|
11,4
|
8,6
|
5,7
|
Неуд.
|
|
0
|
7,1
|
0
|
0
|
2,9
|
2,9
|
0
|
Срыв
|
|
0
|
0
|
5,7
|
2,9
|
0
|
0
|
0
|
Болез.
|
8,6
|
5,7
|
0
|
2,9
|
17,1
|
0
|
0
|
4,3
|
Полученная информация позволяет эффективно управлять организацией занятий в воде посредством распределения детей на подгруппы в связи с уровнем адаптации, а систематический контроль данного показателя лежит в основе коррекции программ занятий в воде, эффективно реализуя индивидуальный подход.
В четвертой главе разработана методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми 6-7 лет.
Отличительной особенностью методики явилось применение разработанной системы комплексной оценки показателей, характеризующих индивидуальный уровень здоровья детей дошкольного возраста, для рационализации организации занятий оздоровительным плаванием с детьми 6-7 лет.
Комплексная оценка проводилась в начале учебного года и складывалась из результатов индивидуальных оценок каждого тестируемого показателя ребенка: физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние, плавательная подготовленность, индекс функциональных изменений и мотивация к занятиям. Полученные результаты преобразовывались в баллы, суммировались и рассчитывался средний балл, отражающий индивидуальный уровень здоровья дошкольников.
На основе полученных данных определялись границы баллов, характеризующие различный уровень здоровья детей 6-7 лет и позволяющие распределить их на три подгруппы: с низким, средним и высоким уровнем.
К первой подгруппе относились дети, имеющие преимущественно низкий уровень физического здоровья, плавательной подготовленности, неудовлетворительный уровень и срыв адаптационных возможностей (ИФИ=3,21 - 4,30 и более), а также с отрицательной мотивацией к занятиям в воде.
В состав второй подгруппы включены дошкольники со средним уровень физического здоровья, плавательной подготовленности и напряжением механизмов адаптации (ИФИ=2,11-3,20).
К третьей подгруппе, относились девочки и мальчики, имеющие высокий уровень физического здоровья, плавательной подготовленности и адаптационных резервов (ИФИ=2,10).
В соответствии с уровнем здоровья детей каждой из подгрупп, акватория плавательного бассейна длинной 7 м и шириной 3 м и имеющая мелкую 80 см и глубокую 110 см части, условно подразделялась на три участка (зоны). Для каждой из подгрупп детей имелись свои отличительные особенности подбора средств, методов и форм организации. Характер нагрузки также был индивидуален в каждой подгруппе занимающихся.
За период эксперимента у испытуемых экспериментальной группы выявлен достоверный прирост показателей физического развития: длинны тела на 5,0%; массы тела на 8,0%; окружности грудной клетки на 5,2%. При этом показатель динамометрии изменился достоверно больше в экспериментальной группе (12,3%, р0,05), что связано, на наш взгляд, с полноценной реализацией индивидуального подхода, позволившего добиться максимального эффекта от подобранных для каждой подгруппы средств и методов обучения.
Результаты тестирования физической подготовленности детей 6-7 лет, контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют о следующих изменениях (табл. 4).
Таблица 4
Динамика показателей физической подготовленности детей 6-7 лет
контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
Физические
качества
|
Контрольная группа
(n=20) ±m
|
р
|
Экспериментальная группа (n=20) ±m
|
р
|
до эксперимента
|
после эксперимента
|
до эксперимента
|
после эксперимента
|
Скоростно-силовые, см
|
93,4±3,1
|
96,2±3,53
|
>
|
92,1±3,24
|
99,0±3,18
|
>
|
Силовая выносливость, с
|
5,7±0,79
|
6,6±0,73
|
>
|
5,3±0,5
|
7,9±0,62
|
<
|
Быстрота, с
|
7,53±0,1
|
7,4±0,08
|
>
|
7,67±0,12
|
7,09±0,08
|
<
|
Гибкость, см
|
5,55±0,64
|
6,0±0,67
|
>
|
5,6±0,6
|
7,4±0,58
|
<
|
Как видно из таблицы, в результате применения экспериментальной методики выявлено повышение уровня скоростно-силовых способностей (7,4%, p0,05), силовой выносливости (39,3%, p 0,05), быстроты (7,9%, p 0,05) и гибкости (27,6%, p 0,05) у детей экспериментальной группы, показатели которой, имели более высокие и достоверные изменения по сравнению с контрольной.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что достоверные изменения показателей физической подготовленности детей экспериментальной группы носят прогрессирующий характер, а использование предлагаемой методики позволяет наиболее эффективно влиять на повышение уровня их физической подготовленности.
Систематический контроль функционального состояния дошкольников, своевременное выявление детей, имеющих отклонения от нормального состояния и перевод их в подгруппу, соответствующую уровню функционального состояния организма, способствовал возрастанию на 10% количества детей (до 85%), имеющих нормальную реакцию организма на дозированную физическую нагрузку при проведении функциональной пробы. Данные функционального состояния занимающихся контрольной группы не изменились.
Проведение в начале и в течение учебного года психологического тестирования с определением предпочтения ребенка к занятиям на суше или в воде, позволили реализовать комплекс мероприятий, направленный на формирование положительной устойчивой мотивации к занятиям в условиях водной среды и здоровому образу жизни. В результате установлено снижение процента дошкольников экспериментальной группы, отрицательно относящихся к занятиям в воде, с 40% до 10%, при параллельном повышении интереса детей к учебному процессу. В контрольной группе процентное соотношение детей, отрицательно и положительно относящихся к занятиям в воде, не изменилось.
Существенную роль сыграла работа с родителями. По результатам проведения плановых мероприятий выявлено снижение с 20% до 0% процента родителей детей экспериментальной группы, отрицательно относящихся к занятиям в воде. У детей контрольной группы процент родителей, отрицательно относящихся к занятиям в воде, снизился на 10%. Мы предполагаем, что данное снижение связано с общением родителей детей экспериментальной и контрольной групп посредством которого родители детей экспериментальной группы, опосредованно влияли на родителей детей контрольной группы.
Результаты оценки уровня плавательной подготовленности детей экспериментальной группы позволили распределить их на подгруппы в зависимости от степени владения двигательными умениями в воде, для обучения в соответствующей акватории бассейна, подобрав, адекватные индивидуальным особенностям дошкольников, средства и методы. Это, в свою очередь, способствовало повышению уровня плавательной подготовленности детей экспериментальной группы. На 25% снизилось количество детей с низким уровнем, на 5,0% - со средним, на 30% увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень плавательной подготовленности.
Причем 50% детей экспериментальной группы, имеющих высокий уровень плавательной подготовленности, существенно улучшили свои результаты: 25% из них проплывали дистанции различной протяженности облегченными способами (до 5м и более); оставшиеся 25% дошкольников освоили различного рода скольжения на груди и на спине с работой рук и ног. Необходимо отметить так же, что 15% детей, научившихся за период эксперимента удерживаться на поверхности воды, перешли из первой подгруппы во вторую, а 10% освоили скольжение на груди и на спине без работы рук и ног. На момент завершения эксперимента 5% дошкольников 1-й подгруппы, характеризующихся наличием водобоязни, успешно передвигались в заданном направлении без поддержки.
Уровень плавательной подготовленности детей контрольной группы, по сравнению с экспериментальной, изменился незначительно: лишь 5% дошкольников из 30% с высоким уровнем плавательных умений преодолели дистанцию различной длины.
Адекватный подбор средств и методов обучения плаванию детей 6-7 лет с выделением подгрупп, соответствующих индивидуальному уровню здоровья ребенка, а также реализация комплекса условий, обеспечивающих полноценную реализацию индивидуального подхода, способствовали существенному повышению уровня физического здоровья детей экспериментальной группы. Так, на 10% снизилось количество детей, имеющих уровень здоровья ниже среднего и средний. При этом возросла до 50% численность дошкольников с уровнем здоровья выше среднего и высоким.
Таким образом, разработанная методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми 6-7 лет на основе использования системы комплексной оценки индивидуального уровня их здоровья, доказала свою эффективность, позволила целенаправленно воздействовать на повышение качественного уровня здоровья детей дошкольного возраста в процессе занятий их плаванием.
Выводы
1. Результаты суммарной оценки физического здоровья детей 6-7 лет, занимающихся плаванием (на основе индивидуальной оценки уровня их физического развития, физической подготовленности и функционального состояния), свидетельствуют о преимущественно среднем его уровне - 62,9%. Уровень выше среднего отмечен у 21,4% детей, ниже среднего - у 15,7%. Высокий уровень физического здоровья у дошкольников не выявлен.
Это свидетельствует о недостаточной эффективности использования возможностей водной среды для решения оздоровительных задач и целесообразности разработки методики, направленной на укрепление и повышение уровня здоровья дошкольников.
2. Результаты корреляционного анализа подтверждают зависимость физического здоровья детей дошкольного возраста от показателей физического развития =0,361, физической подготовленности =0,524, функционального состояния =0,565, плавательной подготовленности =0,793, индекса функциональных изменений =0,373 и мотивации =0,723, определяя целесообразность их использования в системе комплексной оценки для получения объективной информации об индивидуальном уровне здоровья ребенка.
Применение метода корреляционных плеяд позволило выделить уровни значимости элементов системы, которые легли в основу рационализации процесса организации занятий оздоровительным плаванием с детьми дошкольного возраста, контроля и управления им. Так, первая плеяда является наиболее сильной и характеризуется более тесной статистической взаимосвязью показателя физического здоровья с уровнем плавательной подготовленности = 0,792 (p < 0,05) и мотивацией = 0,723 (p < 0,05). Данные показатели принадлежат к качественно однородной группе и являются базовой составляющей для выделения типологических подгрупп детей, совершенствуют процесс организации, параллельно позволяют управлять им, используя их в качестве условия перехода ребенка из подгруппы в подгруппу.
Второе, третье и четвертое плеядные кольца, характеризуют средние и слабые корреляционные зависимости (= от 0,500 до 0,300). Среди показателей особо выделяется индекс функциональных изменений, обладающий (на данном уровне) достоверно более высокой степенью взаимосвязи с уровнем физического здоровья = 0,373 (p < 0,05), что позволяет использовать его в качестве средства текущего контроля динамики состояния здоровья детей на протяжении всего учебного года, внося своевременные коррективы в организацию и программы занятий физическими упражнениями в воде.
3. Система комплексной оценки складывается из последовательно выстроенных действий, объединенных в систему, где каждый элемент подчинен выполнению единой цели. Реализация системы комплексной оценки на практике имела определенную последовательность: оценка индивидуальных показателей здоровья детей; преобразование полученных данных в баллы; определение границы баллов, характеризующих различный уровень здоровья дошкольников; и как итог распределение занимающихся на типологические подгруппы.
Применение системы комплексной оценки индивидуального уровня здоровья дошкольников в методике организации занятий оздоровительным плаванием усовершенствовало процесс организации, позволило адекватно подобрать средства и методы обучения плаванию, эффективно контролируя и управляя процессом занятий. В частности, адекватность подбора средств и методов обеспечивалась критериальными показателями, в качестве которых выступали индивидуальный уровень здоровья детей и ЧСС.
4. Организация занятий по разработанной методике состояла в распределении детей на типологические подгруппы в зависимости от результатов комплексной оценки показателей, характеризующих индивидуальный уровень их здоровья; выделение для каждой подгруппы соответствующего участка в акватории бассейна с адекватным подбором средств и методов в зависимости от индивидуального уровня здоровья дошкольников.
5. Основной составляющей методики организации занятий оздоровительным плавание с детьми 6-7 лет являлась система комплексной оценки индивидуального уровня здоровья занимающихся, которая позволила усовершенствовать процесс организации занятий физическими упражнениями в воде, посредством распределения их по участкам акватории бассейна, предварительно осуществив адекватный подбор средств и методов занятий.
6. В результате применения авторской методики у дошкольников экспериментальной группы произошли следующие положительные изменения, имеющие достоверный характер (p<0,05):
-
в показателях физического развития по приросту доминировали такие ее составляющие, как окружность грудной клетки и динамометрия (соответственно на 5,2% и 12,3%);
-
в показателях физической подготовленности наибольший прирост отмечен в силовых способностях и гибкости (39,3% и 27,6% соответственно);
-
увеличилось на 10% число детей (до 85%), имеющих нормальную реакцию организма на дозированную физическую нагрузку, при проведении функциональной пробы;
-
снизилось на 10% количество детей, имеющих уровень здоровья ниже среднего и средний при параллельном возрастании численности дошкольников с уровнем здоровья выше среднего и высоким до 50%;
-
возросло на 30% число занимающихся, имеющих высокий уровень плавательной подготовленности;
-
установлено снижение с 40% до 10% числа дошкольников и с 20% до 0% количества родителей, отрицательно относящихся к занятиям в воде.
III. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ
ДИССЕРТАЦИИ:
1. Овечкин Д.Г. Пути оптимизации состояния детей дошкольного возраста в условиях водной среды // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. – Материалы IX Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области по направлению №19 – Физическая культура и спорт (г. Волгоград, 09 – 12 ноября 2004 г.). – Волгоград, 2004.- С. 40-41.
2. Овечкин Д.Г. Пути повышения эффективности занятий в условиях водной среды с детьми дошкольного возраста // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: Труды Международной научно-практической конференции. – Волгоград, 18-20 апреля 2006./ ФГОУ ВПО Волгоградская государственная академия физической культуры. – Волгоград, 2006. – С. 203 – 205.
3. Овечкин Д.Г. Формирование мотивации, как одного из факторов повышения эффективности занятий в воде с детьми дошкольного возраста // УдГУ (Ижевск) Вопросы теории и методики спортивно-ориентированного физического воспитания: материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Спортивно-ориентированное физическое воспитание – новая педагогическая технология XXI века», 14-16 апреля 2006 г. – т 1.- Ижевск: УдГУ, 2006 - С. 243 – 245.
4. Овечкин Д.Г. Особенности организации и проведения занятий в воде с детьми дошкольного возраста // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Выпуск 12: Материалы итоговой научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых за 2005 год. – Волгоград: ВГАФК, 2006.- С.25 – 27.
5. Овечкин Д.Г., Сазонова И.М. Занятия физическими упражнениями в воде для дошкольников // Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал Начальная школа плюс до и после.- 2007.- № 11.- С.79-81. (в соавторстве, авторские – 60%).
6. Овечкин Д.Г., Овечкина А.А. Особенности формирования мотивации у дошкольников на занятиях физическими упражнениями в воде и на суше//Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Выпуск 14: Материалы итоговой научно-методической конференции преподавателей и сотрудников за 2007-2008 учебный год. – Волгоград: ВГАФК, 2008.- С.30 – 32. (в соавторстве, авторские – 60%).
Научное издание
Овечкин Денис Геннадьевич
Методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми
дошкольного возраста: Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 –
теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры. – Волгоград: ВГАФК, 2008. – 25 с.
Подписано в печать 14.10.2008 года
Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,0
Тираж 100 экз. Заказ № 17
___________________________________
Издательство Волгоградской государственной
академии физической культуры,
400005, Волгоград, пр. Ленина, 78
Поделитесь с Вашими друзьями: |