10. Методики изучения мотивов спортивной деятельности методика «Мотивы занятий спортом»



Скачать 121.5 Kb.
страница1/3
Дата02.02.2018
Размер121.5 Kb.
  1   2   3

10. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методика «Мотивы занятий спортом»

Автор А. В. Шаболтас.

Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), приведенным в опроснике.

Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) — стремление, отражающее радость движе­ния и физических усилий. Ему соответствует суждение: «Я получаю радость от спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение».

Мотив социального самоутверждения (СС) — стремление проявить себя, выражаю­щееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и пере­живаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями. Ему соответ­ствует суждение: «Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по шко­ле и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж».

Мотив физического самоутверждения (ФС) — стремление к физическому развитию, становлению характера. Ему соответствует следующее суждение: «Я активно занимаюсь спортом, 'Потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потол­стеть и стать ленивым, хочу быть здоровым».

Социально-эмоциональный мотив (СЭ) — стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной рас­кованности. Ему соответствует суждение: «Мне нравятся занятия спортом, потому что со­ревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований».

Социально-моральный мотив (СМ) — стремление к успеху своей команды, ради кото­рого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. Ему соответству­ет суждение: «Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей, это заставля­ет меня больше тренироваться».

Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) — стремление к достижению успеха, улуч­шению личных спортивных результатов. Ему соответствует суждение: «Я регулярно трени-

руюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться постав­ленной передо мной (мною) цели».



Спортивно-познавательный мотив (СП) — стремление к изучению вопросов техни­ческой и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки. Ему соот­ветствует следующее суждение: «Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, принци­пах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться».

Рационально-волевой (рекреационный) мотив (РВ) — желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе. Ему соответствует суждение: «Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня — хобби. Спортивные резуль­таты интересуют меня в меньшей степени».

Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД) — стремление занимать­ся спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности. Ему соответствует суждение: «Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт».

Гражданско-патриотический мотив (ГП) — стремление к спортивному совершен­ствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа кол­лектива, города, страны. Ему соответствует суждение: «Если я буду регулярно тренировать­ся, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллекти­ва, спортивного общества, нашей страны».

Методика, как измерительный инструмент, основана на выборе одного из попарно пред­лагаемых суждений. Главное условие — каждое суждение сопоставляется со всеми други­ми; всего для 10 мотивов-категорий имеется 45 пар суждений для сопоставления. Таким об­разом, оценка каждого мотива-суждения выполняется 9 раз и появляется возможность ран­жировать мотивы по степени их выраженности (в баллах).




Скачать 121.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница