Методические рекомендации для студентов I курса Стгму



страница1/14
Дата13.10.2018
Размер0.6 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА БИОЛОГИИ

А.Б. Ходжаян, А.К. Михайленко, Э.Н. Макаренко,

Т.С. Николенко, Т.С. Коптева, Н.В. Ерина


Методические рекомендации для студентов I курса СтГМУ

f:\паразитизм - презентации\86774395_1246991840_paraziti.jpg

Ставрополь, 2015

УДК:576.6 (07.07)

ББК 28.083 я 73

П 18

А.Б. Ходжаян, Паразитизм как биологический феномен: методические рекомендации для студентов I курса СтГМУ / А.Б. Ходжаян, А.К. Михайленко, Э.Н. Макаренко, Т.С. Николенко, Т.С. Коптева, Н.В. Ерина – Ставрополь : Изд-во СтГМУ. – 2015 – 16с.

Рекомендации составлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и включают все базовые вопросы основ паразитизма. На современном учебно–методическом уровне представлены сведения о формах симбиоза, основные понятия паразитизма, классификация паразитов, способы и пути заражения, экологические основы классификации паразитарных болезней, учение о природно-очаговых заболеваниях. Методические рекомендации предназначены для студентов медицинских вузов, врачей-инфекционистов и врачей общей практики.



Рецензенты: зав. кафедрой детских инфекционных болезней СтГМУ, д.м.н., проф. Голубева М. В.;

д.в.н., ген. директор ФГУП «Ставропольская биофабрика», проф. Заерко В. И.

УДК:576.6 (07.07)

ББК 28.083 я 73

П 18
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ.

© Ставропольский государственный медицинский университет, 2015

По данным ВОЗ, паразитарными болезнями в мире заражено более 4,5 млрд. человек. Средняя заболеваемость населения Земли составляет 100 млн. в год. В течение жизни практически каждый россиянин переносит паразитарное заболевание.

Паразитизм (греч. parasitos – тунеядец, нахлебник) – это форма антагонистического сожительства организмов разных видов, из которых один, называемый паразитом, использует другого, именуемого хозяином, как источник питания и место постоянного или временного пребывания, нанося вред хозяину.

В отличие от хищничества, где хищник использует добычу однократно, и она при этом погибает, паразит использует свою жертву длительно, и она, как правило, не погибает.

Паразитизм широко распространен в природе, около 6 - 7% из общего числа известных видов организмов ведут паразитический образ жизни: все вирусы, многие бактерии и грибы, некоторые высшие растения, многие простейшие, черви и членистоногие.

Наука, которая изучает паразитизм как биологический феномен, называется паразитологией. Средой обитания для паразитов служат другие организмы животного или растительного происхождения, их называют хозяевами. При этом в организме хозяина может жить несколько видов паразитов, которые взаимодействуют друг с другом и с организмом хозяина. Такую совокупность паразитов академик Е.Н.Павловский назвал паразитоценозом.

Наряду с паразитами в организме хозяина всегда присутствуют и другие симбионты. В итоге формируется сложная система взаимодействующих организмов, получивших название симбиоценоза. В биосфере Земли нет живых организмов, свободных от симбиопаразитического населения. Свободные от симбионтов организмы (гнотобионты) могут быть получены только экспериментальным путем.

Складывающиеся между различными симбионтами взаимоотношения оказывают влияние на характер течения различных патологических процессов. Так, замечено, что у людей, страдающих гельминтозами, тяжелее протекают многие бактериальные инфекции, заболевания нервной системы, а также различные паразитарные заболевания. Например, развитие патогенных для человека грибов - кандид в обычных условиях сдерживается симбиотическими бактериями - комменсалами. Если же деятельность этих симбионтов будет подавлена, например, приемом антибиотиков, может развиться заболевание “кандидомикоз”. Человеческая аскарида угнетает развитие холерного вибриона, а при описторхозной инвазии угнетается жизнедеятельность возбудителей брюшного тифа, что способствует хроническому брюшнотифозному бактерионосительству.

Любой организм живет в определенной среде, в которой, кроме него, обитают и другие организмы. Сожительство организмов, отсящихся к разным видам, называется симбиозом. Выделяют 4 формы симбиоза: мутуализм, синойкия, комменсализм и паразитизм (рис.1).

Рисунок . Формы сожительства организмов.

Мутуализм (лат. “mutulis” - взаимный) - это обоюдополезный симбиоз, примером может служить кишечная палочка, обитающая в кишечнике человека. Питаясь содержимым кишечника, она одновременно сдерживает развитие болезнетворных бактерий и участвует в синтезе витаминов группы В.

Синойкия (греч. “syn” – вместе, “oikos” – дом) - синоним «квартиранство», индифферентное сожительство, когда один организм использует другого только как жилище. Например, сидячие усоногие ракообразные могут прикрепляться к телу подвижных животных и перемещаться вместе с ними, активно захватывая пищу. Малоподвижная рыба горчак откладывает икринки в мантию беззубки.

Комменсализм (от фр. “cотрапезник” - commental) – такой вид симбиоза, когда один партнер использует другой организм как жилище и как источник питания, не нанося ему при этом вреда. Например, комменсалом является ротовая амеба, которая встречается в налете, покрывающем зубы, питается бактериями и лейкоцитами.


Каталог: userfiles -> depts -> biology ecology
biology ecology -> Медицинская протистология, кл. Саркодовые Sarcodina, кл. Инфузории Infusoria
biology ecology -> Занятие №1 Тема: Медицинская протистология, кл. Саркодовые Sarcodina, >кл. Инфузории Infusoria
biology ecology -> Типы экзаменационных задач на ди- и полигибридное скрещивание
biology ecology -> Учебное пособие для студентов I курса ставрополь 2015 (07. 07) Ббк 28. 04 я 73
biology ecology -> Занятие №17 Тема. Филогенез систем органов Вопросы для самостоятельной подготовки студентов
biology ecology -> Тесты по дисциплине «фитогеография» для направления подготовки
biology ecology -> Учебное пособие для студентов I курса Стгму ставрополь, 2014 (07) ббк: 28. 03 я73 Х 69
biology ecology -> Биология индивидуального развития (онтогенез)
biology ecology -> Кафедра биологии
biology ecology -> Кафедра биологии с экологией


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




©zodomed.ru 2024


    Главная страница