№
п/п
|
Кол-во
часов
|
Тема лекции
|
Перечень учебных вопросов
|
1.
|
2
|
Введение в биологию
размножения и развития
|
1. Предмет и задачи биологии размножения и развития.
2. Объекты и методы.
3. Связь с другими науками.
4. Преформизм и эпигенез.
|
2.
|
2
|
Размножение организмов
| -
Размножение – свойство живых организмов.
-
Бесполое размножение.
-
Половое размножение.
|
3.
|
2
|
Гаметогенез
| -
Сперматогенез.
-
Овогенез.
-
Отличия половых клеток от соматических
|
4.
|
2
|
Индивидуальное развитие организмов
| -
Онтогенез. Характеристика периодов онтогенеза.
-
Жизненные циклы организмов.
-
Соотношение понятий жизненного цикла и онтогенеза.
-
Критические периоды развития организмов.
-
Общебиологические законы индивидуального развития организмов.
|
5-6
|
4
|
Этапы индивидуального развития организмов
| -
Методы эмбриологических исследований
-
Характеристика яйцеклеток.
-
Оплодотворение.
-
Общие механизмы эмбриогенеза
-
Дробление.
-
Развитие зародыша на стадии бластулы.
-
Развитие зародыша на стадии гаструлы.
-
Развитие зародыша на стадии нейрулы.
-
Апоптоз
-
Постэмбриональный период онтогенеза
|
7.
|
2
|
Гормональная регуляция процесса индивидуального развития организмов
| -
Гормоны, регулирующие некоторые процессы индивидуального развития
-
Процесс роста и его регуляция
-
Акселерация
|
8.
|
2
|
Биологический возраст человека. Основы геронтологии
| -
Понятие и основные показатели биологического возраста человека.
-
Возрастная изменчивость у взрослых.
-
Старость – завершающий этап онтогенеза. Понятия старости и старения.
-
Внешние признаки старения.
-
Старение органов движения.
-
Старение основных функциональных систем организма.
-
Преждевременное старение.
-
Долголетие – модель естественного старения.
-
Основные причины и факторы долголетия.
-
Основные гипотезы старения.
|
9.
|
2
|
Фундаментальные проблемы биологии размножения и развития
|
1. Фундаментальные задачи биологии индивидуального развития.
2. Прикладные задачи биологии индивидуального развития
|
18 часов
|
ИТОГО:
|
№
п/п
|
Кол-во
часов
|
Тема занятия
|
Перечень учебных вопросов
|
1.
|
2
|
Раздел 1. «Введение. Онтогенез и эволюционное развитие»
Тема 1. Введение в биологию размножения и развития
|
1. Этапы возникновения и развития науки.
2. Вклад отдельных ученых в становление науки.
3. Основные концепции биологии развития.
4. Основные положения эволюционной эмбриологии.
5. Становление и развитие экспериментальной эмбриологии.
6. Связь биологии развития и генетики.
7. Основные достижения биологии развития и их значение для медицины и сельского хозяйства.
|
2.
|
1
|
Раздел 2. «Индивидуальное развитие организмов Прогенез и эмбриогенез».
Тема 1. Половые и соматические клетки
|
1. Отличительные признаки половых и соматических клеток.
2. Половое и бесполое размножение.
3. Партеногенез
4. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез.
5. Строение и функции яйцеклеток. Классификация яйцеклеток.
6. Строение и функции сперматозоидов..
|
1
|
Лабораторная работа № 1
|
3.
|
1
|
Раздел 2. «Индивидуальное развитие организмов Прогенез и эмбриогенез».
Тема 2. Процессы оплодотворения и дробления
|
1 Типы оплодотворения
2. Изменения в яйцеклетке при оплодотворении
3. Акросомальная реакция.
4. Понятие дробления.
5. Морфология дробления яйцеклетки: а.) полное, частичное дробление;
б.) поверхностное, дискоидальное дробление;
в.) равномерное, неравномерное дробление; г.) синхронное, несинхронное дробление; д.) радиальное, спиральное дробление.
6. Скорость дробления.
7. Правила О. Гертвига и их применение к анализу развития.
8. Биохимия ранних стадий эмбрионального развития.
|
|
1
|
Лабораторная работа № 2
|
4.
|
1
|
Раздел 2. «Индивидуальное развитие организмов Прогенез и эмбриогенез».
Тема 3. Стадии развития зародыша - бластула, гаструла, нейрула
| -
. Классификация бластул.
-
Классификация гаструл.
-
Биохимические процессы при гаструляции у млекопитающих
-
Пути образования мезодермы.
-
Основные производные зародышевых листков.
-
Гистогенез. Определение, биологический смысл, источники образования тканей.
-
Провизорные образования зародышей рептилий и птиц.
-
Развитие зародыша на стадии нейрулы
-
Особенности образования нервной пластинки и нервной трубки.
|
1
|
Лабораторная работа № 3
|
5.
|
2
|
Контрольная работа по разделам №1 «Введение. Онтогенез и эволюционное развитие» и №2 «Индивидуальное развитие организмов Прогенез и эмбриогенез».
|
6.
|
2
|
Раздел 3. «Общие механизмы онтогенеза»
Тема 1. Общие механизмы эмбриогенеза
| -
Регуляция механизмов онтогенеза.
-
Клеточные деления, дифференцировка.
-
Понятие об эмбриональной индукции.
-
Межклеточные взаимодействия, миграция клеток.
-
Гибель клеток.
-
Клональный принцип развития.
-
Рост, морфогенез и дифференциальная активность генов.
-
Критические периоды развития.
-
Тератогенные факторы.
|
7.
|
2
|
Раздел 3. «Общие механизмы онтогенеза»
Тема 2. Гормональная регуляция процесса индивидуального развития организмов
| -
Гормональная регуляция процессов индивидуального развития.
-
Гормоны, регулирующие некоторые процессы индивидуального развития.
-
Процесс роста и его регуляция.
-
Влияние эндогенных и экзогенных факторов на процессы роста и развития животных и человека.
-
Интенсивность роста в разные периоды жизни.
-
Акселерация
|
8.
|
1
|
Раздел 3. «Общие механизмы эмбриогенеза»
Тема 3.
Генетическая регуляция механизмов онтогенеза
|
1. Дифференциальная активность генов. Обратимые и необратимые изменения хроматина.
2. Онтогенетическая стабильность генома. Цитологические, генетические, эмбриологические и молекулярно-биологические доказательства эквивалентности генома в клетках различных типов тканей и органов.
3. Явления онтогенетической нестабильности генома как результат геномных перестроек соматических клеток.
4. Изменение структуры хромосом в ходе развития.
5. Многоуровневый характер регуляции экспрессии генов.
|
1
|
Лабораторная работа № 4.
|
9.
|
2
|
Раздел 3. «Общие механизмы эмбриогенеза»
Тема 4. Детерминация пола
|
1. Детерминация пола
2. Типы определения пола.
3. Генетические механизмы детерминации пола.
4. Первичная и вторичная детерминация пола у млекопитающих.
5. Развитие полового поведения.
|
10.
|
2
|
Раздел 3. «Общие механизмы эмбриогенеза»
Тема 5.Регенерация в процессе индивидуального развития организмов
|
1. Физиологическая регенерация.
2. Репаративная регенерация.
3. Клеточные источники регенерации
|
11.
|
2
|
Контрольная работа №2.
по разделу №3 «Общие механизмы онтогенеза»
|
12.
|
1
|
Раздел 4. «Постэмбриональное развитие»
Тема 1. . Постэмбриональное развитие. Метаморфоз.
|
1. Типы жизненных циклов животных и их эволюция
2. Чередования способов размножения в сложных жизненных циклах.
3. Особенности метаморфоза у основных групп животных
4. Типы личинок у беспозвоночных
|
1
|
Лабораторная работа № 5.
|
13.
|
2
|
Раздел 4. «Постэмбриональное развитие»
Тема 2. Постэмбриональное развитие позвоночных животных.
|
1. Периодизация постнатального периода у человека. Характеристика периодов.
2. Понятие и основные показатели биологического возраста человека.
3. Возрастная изменчивость у взрослых.
|
14.
|
2
|
Раздел 4. «Постэмбриональное развитие»
Тема 3. Постэмбриональное развитие.
Старость – завершающий этап онтогенеза.
|
1. Понятия старости и старения.
2. Внешние признаки старения.
3. Преждевременное старение.
4. Долголетие – модель естественного старения.
5. Основные гипотезы старения
6. Геронтология, гериатрия.
7. Учение о «витаукте».
8. Смерть – завершающий этап онтогенеза
|
15.
|
2
|
Раздел 4. «Постэмбриональное развитие»
Тема 4. Экологическая биология развития.
|
1. Особенности зависимости организма от среды на разных этапах жизненного цикла.
2. Механизмы эмбриональной смертности на разных фазах развития.
3. Тератогенез и его причины.
4. Критические периоды развития целого организма и отдельных органов.
5. Влияние химических и электромагнитных загрязнений природной среды на размножение и развитие животных и человека; методы его оценки.
6. Острые и хронические воздействия техногенных факторов на организм.
7. Отдаленные эффекты, проявляющиеся в процессах развития (мутагенные, тератогенные, гонадотоксические, эмбриотоксические).
8. Применение эмбриональных биотестов для определения качества природной и техногенной среды.
9. Принципы и перспективы эмбриологического мониторинга.
|
16.
|
2
|
Раздел 4. «Постэмбриональное развитие»
Тема 5. Фундаментальные проблемы биологии размножения и развития
|
1. Фундаментальные задачи биологии индивидуального развития.
2. Прикладные задачи биологии индивидуального развития.
|
17.
|
2
|
Контрольная работа по разделу №4 «Постэмбриональное развитие»
|
18.
|
2
|
Зачетное занятие
|
36 часов
|
ИТОГО:
|