ГБОУ ВПО
«Ставропольская государственная медицинская академия»
Минздравсоцразвития России
Кафедра биологии
«Утверждаю»
Заведующий кафедрой, проф.
___________/ А.Б. Ходжаян /
«___» ______________ 20___г.
Методическая разработка
к практическому занятию по учебной дисциплине биология
для студентов 1-го курса, обучающихся по специальностям
лечебное дело, стоматология, педиатрия.
Тема 7: Антропогенетика. Медико-генетическое консультирование.
Занятие №11. Цитогенетические методы. Диагностика хромосомных болезней.
Обсуждена на заседании кафедры
«____» ______________20___г.
протокол № ____
Методическая разработка составлена
Доц. Э.Н. Макаренко
Кафедра биологии СГМА.
Методическая разработка практического занятия для студентов.
Занятие № 11
Тема. Медико-генетическое консультирование. Цитогенетические методы.
Диагностика хромосомных болезней.
Актуальность темы.
Хромосомный набор для каждого вида организмов строго специфичен. Изменение числа хромосом или их структуры ведет к формированию наследственной патологии. В этом находят отражение такие общие законы и категории диалектики, как закон перехода количества в качество и взаимоотношения части и целого, формы и содержания.
Цитогенетические методы обеспечивают диагностику хромосомных болезней и позволяют проводить оценку мутагенных факторов среды, что необходимо для планирования медицинской и социальной помощи больным и профилактики наследственных заболеваний.
Учебные и воспитательные цели.
Общие цели:
-
Сформировать знания цитогенетических методов в генетике человека и понимания их использования в медико-генетическом консультировании.
-
Научить различать основные хромосомные болезни человека.
-
Дать представление о дерматоглифике и амниоцентезе.
Частные цели:
Знать:
Уметь:
-
составлять кариограммы на основе Денверской идиограммы.
-
анализировать кариограммы здоровых людей и с хромосомными болезнями.
Аннотация.
К цитогенетическим методам относятся методы определения полового хроматина, а также метод изучения метафазных хромосом при равномерном их окрашивании ядерными красителями и с дифференцированой окраской хромосом. Эти методы используются для диагностики хромосомных болезней, причина которых - хромосомные мутации, связанные с изменением числа или структуры хромосом (аутосом или половых хромосом).
Метод дерматоглифики - изучение рельефа кожи на подушечках пальцев (дактилоскопия), ладонях (пальмоскопия) и подошвах (плантоскопия). Изучение папиллярного рельефа является одним из методов идентификации личности в судебно-медицинской практике и применяется для диагностики некоторых форм наследственных заболеваний.
Методические указания по выполнению практической части занятия.
РАБОТА № 1. Изучение микропрепаратов нормального и аномального хромосомных наборов человека (демонстрация).
Под иммерсией рассмотреть метафазную пластинку хромосом лейкоцитов человека и сравнить нормальный кариотип с аномальным (синдром Дауна, Клайнфельтера, трисомия по Х-хромосоме).
РАБОТА № 2. Диагностика хромосомных болезней человека методом кариотипирования.
Идентификация хромосом проводится на основе идиограммы и нормальной кариограммы человека. Хромосомы метафазной пластинки вырезать, составить кариограмму и наклеить в рабочую тетрадь.
1-3 пары - крупные метацентрические хомосомы, 2 - крупная субметацентрическая;
4-5 - крупные субметацентрические;
6-12 и Х - средние субметацентрические;
13-15 - средние акроцентрические;
16-18 - между средними и мелкими; 16 - метацентрическая, 17 - субметацентрическая, 18 - между субметацентрической и акроцентрической;
19-20 - мелкие метацентрические;
21-22 - мелкие акроцентрические;
Y-хромосома - мелкая акроцентрическая.
Хромосомы Х и Y наклеивать на место 23-ей пары.
После составления кариограммы определить:
а) принадлежность кариотипа (мужской, женский);
б) тип хромосомной мутации, т. е. установить генетический диагноз хромосомной болезни и соответственно клиническое обозначение синдрома.
Варианты кариограмм:
1. Синдром Клайнфельтера;
2. С-м Шерешевского - Тернера;
3. Триосомия по Х-хромосоме;
4. С-м Патау;
5. С-м Дауна без транслокации;
6. С-м Дауна с транслокацией;
7. С-м Эдвардса;
8. Нормальный кариотип женщины;
9. Нормальный кариотип мужчины;
10. С-м “кошачьего крика”;
РАБОТА № 3. Метод дерматоглифики.
По имеющимся дактило- и пальмоскопическим отпечаткам определить и записать в тетрадь:
а) виды пальцевых узоров,
б) количество трирадиусов,
в) величину угла atd.
По величине угла atd прийти к заключению, какое состояние организма он характеризует. Студенты стомфака только знакомятся с дерматоглифами.
После завершения работы предоставьте протокол на подпись преподавателю.
Усвойте основные термины и понятия.
-
Половой хроматин (тельце Барра) - спирализованная в интерфазе Х-хромосома; выявляется в интерфазном ядре соматических клеток в виде небольшого плотного образования.
-
Синдром - комплекс симптомов, характерных для определенной болезни.
-
Трирадиус - точка схождения трех разнонаправленных дуг на ладонной поверхности кисти.
-
Дельта - фигура, образованная несоприкасающимися участками дуг в центре трирадиуса.
Кафедра биологии СтГМА
ЗАНЯТИЕ № 11
Тема: Медико-генетическое консультирование. Цитогенетические методы. Диагностика хромосомных болезней человека.
Вопросы для самостоятельной подготовки
|
Вопросы для самоконтроля
|
1. Цитогенетические методы:
а) определение полового хроматина;
б) кариотипирование без дифокраски и с дифокраской.
2. Хромосомные болезни. Причины. Классификация.
3. Заболевания, связанные с аномалиями числа аутосом (болезнь Дауна, синдром Эдвардса и синдром Патау).
4. Заболевания, связанные с изменением числа половых хромосом (синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, трисомии по Х-хромосоме, полисомии по У-хромосоме). Кариотип У0.
5. Заболевания, связанные с хромосомными аберрациями (синдром “крика кошки”, синдром “филадельфийской хромосомы”, транслокационная форма болезни Дауна, синдром Мартина-Белла).
6. Амниоцентез. Дерматоглифика.
|
1. Какие болезни называются хромосомными?
2. Может ли родиться ребенок с кариотипом 45, У0 ?
3. Как классифицируются хромосомные заболевания?
4. Какие дерматоглифические методы могут быть использованы для диагностики хромосомных болезней?
|
Рекомендуемая литература:
1. А.А. Слюсарев, С.В. Жукова “Биология”, М., 1987г.;
2. “Биология” под ред. В.Н. Ярыгина, М., 1986г.;
3. “Биология” под ред. В.Н. Ярыгина, М., 1997г., том I;
4. “Биология” под ред. В.Н. Ярыгина, М., 2003г., том I;
5. Руководство к лабораторным занятиям по биологии под ред. проф. Н.В. Чебышева, М., 2008
6.А.П.Пехов, Биология, М., 2010-стр.280-282,296-298,308-314
7. Методичка “Медицинская биология и генетика”,стр.43-52
8. Лекция.
Кафедра биологии СтГМА
Граф-логическая структура к занятию № 11.
Тема. Медико-генетическое консультирование. Цитогенетические методы. Диагностика хромосомных болезней.
Название синдрома:
|
Нарушение генотипа:
|
Диагностика:
|
Дауна
|
трисомия - 21: геномная; аберратная-транслокация 21й хромосомы на 15ю или на 21ю хромосомы.
|
Фенотип.
Кариотипирование.
Дерматоглифика.
|
Эдвардса
|
Трисомия - 18
|
|
Патау
|
Трисомия - 13
|
|
Клайнфельтера
|
ХХУ - трисомия; ХХХУ - тетрасомия; ХХХХУ - пентасомия.
|
|
Трисомия по Х-хромосоме
|
ХХХ - трисомия; ХХХХ - тетрасомия; ХХХХХ - пентасомия.
|
Фенотип.
Определение поло- вого хроматина.
|
Полисомия по У-хромосоме
|
ХУУ - трисомия; редко ХУУУ - тетрасомия.
|
Кариотипирование.
|
Моносомия по Х-хромосоме - синдром Шерешевского-Тернера
|
Х0
|
|
Аберрантные синдромы:
|
“Крика кошки”
|
Делеция короткого плеча 5й хромосомы
|
|
“Филадельфийской” хромосомы
|
Делеция длинного плеча 21й хромосомы
|
Фенотип.
Кариотипирование.
|
Мартина-Белла
|
Делеция концевого участка длинного плеча Х-хромосомы
|
|
На занятие принести ножницы!
Поделитесь с Вашими друзьями: |