Литература 19 приложения 20 введение на Земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это



Дата20.09.2017
Размер0.78 Mb.
ТипЛитература

Апшеронский район

с.Черниговское

МБОУСОШ № 11



Редкие раннецветущие растения окрестностей села Черниговского

Апшеронского района

Краснодарского края
(экологический проект)

Проектная группа:

Симанцова Екатерина

Тищенко Анастасия

МБОУСОШ № 11

Учитель Члалян Л.А.


ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА 6

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 7

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

ЛИТЕРАТУРА 19

ПРИЛОЖЕНИЯ 20

ВВЕДЕНИЕ
На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их.

И бездумно, безжалостно рвали.

Одна из важнейших современных экологических проблем – сохранение видового разнообразия на планете.

В результате непродуманной деятельности человека уже исчезли и продолжают исчезать многие виды растений и животных. А ведь каждый из них уникален, и потеря его безвозвратна. На исправление ошибок, допущенных человеком, и создание нового Природе могут потребоваться миллионы лет.

Выбор темы проекта связан с тем, что ежегодно ранней особую тревогу вызывает массовое истребление раннецветущих растений. Ничего плохого в желании сорвать цветок вроде бы и нет, но ведь рвут первоцветы так, что их с каждым годом становится все меньше и меньше. Поэтому многие раннецветущие растения попадают в разряд охраняемых.

Вам когда-нибудь приходилось бывать в лесу ранней весной? Картина, которая предстает перед взглядом лесного гостя, просто сказочная…

Как только кое-где сходит снег, тут же к свету тянутся первые весенние растения, белые, желтые, розовые, голубые. Это первоцветы - удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли. Этот лучик несет жизнь маленьким цветам, нашедшим приют под кронами деревьев. Что может сравниться с разливами пролесков, которые, подобно речным разливам, затопляют весной наши леса? Красота появившихся на весенних проталинах цветов восхищает, вселяет новые надежды, помогает забыть тяготы зимы, как полуночный сон.

Первоцветы - очень нежные и уязвимые растения, они требуют к себе бережного отношения. Все они нуждаются в охране. За свою нежную красоту эти растения постоянно становятся жертвами человека. Их безжалостно рвут на букеты, иногда просто срывают и выбрасывают. Такое отношение к первоцветам приводит к тому, что мы все реже можем любоваться ими в весеннем лесу. При сборе цветов под ногами погибают семена, всходы и формирующиеся в момент цветения луковицы.

Как известно, первоцветы самые ранние цветы, которые занимают определенную «экологическую нишу» в природе и являются неотъемлемым компонентом природных биоценозов (первые медоносы, источники лекарственных средств, сохранение целостности почвенного покрова особенно в период переувлажнения почвы). После длительного зимнего периода созерцание цветущих первоцветов в природе вызывает положительные эмоции у человека, что благоприятно сказывается на его здоровье, работе и психическом состоянии. В 20е годы XIX века началось активное промышленное освоение лесов. Конечно же, восстановить прежнее природное равновесие — практически невозможно, но остановить массовое уничтожение первоцветов — людям вполне по силам!



Новизна нашего проекта заключается в разработке мер и действий, направленных на защиту первоцветов с целью сохранения их видового разнообразия. Мы предлагаем объединить усилия всех любящих природу и принять участие в различного рода природоохранных мероприятиях и акциях.

В чем биологический смысл столь раннего цветения этой группы растений?

Первая и главная причина - солнечный свет. Всем известно, что именно на свету в зеленых органах растений происходят процессы фотосинтеза, когда из неорганических веществ (воды и углекислого газа) образуются органические вещества - углеводы, которые потом растения используют для своего развития. Таким образом, достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений.

Именно ранней весной леса умеренного климатического пояса наиболее богаты светом. Деревья и кустарники еще не оделись листвой и ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений в процессе эволюции «выбрали» для своего цветения именно раннюю весну. Недаром первоцветов больше всего в лиственных, особенно широколиственных, «темных» лесах.

«Прозрачность» свободного от листьев весеннего леса используется растениями еще по одной причине. В весеннем лесу без листвы легче происходит опыление. В первую очередь это касается ветроопыляемых раннецветущих растений, таких, как всем знакомые березы (различные представители рода Betula), осина (Populus tremula), ольхи (серая и черная - представители рода Ainus), лещина, или орешник (Corylus avellana). Ранней весной ничто не мешает ветру переносить пыльцу с мужских цветков этих растений (собранных в «пылящие» сережки) на женские, состоящие из одних маленьких липких пестиков. Когда на деревьях и кустарниках распустится листва, она уже помешает ветру свободно гулять в кронах деревьев.

Насекомоопыляемые растения также, по-своему, используют это время года. Они привлекают первых насекомых яркими цветками желтых, голубых и розовых оттенков. В сумраке летнего леса цветы низкорослых растений заметны гораздо хуже (кстати, цветки растений, обитающих в нижнем ярусе леса и цветущих летом - кислицы, седмичника, майника и др. - имеют белую окраску, наиболее ярко выделяющую их в условиях недостаточного освещения).

Еще одна причина раннего цветения растений – это наличие влаги. Земля после схода снега насыщена влагой, которая также необходима для нормального развития растений.

Эфемероиды

Наиболее полно благоприятные весенние факторы (достаточные освещенность и увлажненность) используют небольшие растения, выделяемые в группу эфемероидов. Это наиболее специфическая, узко приспособленная к раннему цветению группа первоцветов.

Слово «эфемерный» ассоциируется с чем-то красивым, но мимолетным, недолговечным. В полной мере это относится к ранневесенним эфемероидам. Они отличаются необычайной «торопливостью» - появляются на свет тотчас же после схода снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую после появления на свет они уже цветут, а еще через две-три недели у них появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют и полегают на землю, надземная их часть засыхает. Происходит все это в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных растений самые благоприятные - достаточно тепла и влаги. Но эфемероиды имеют свой особый «график развития», не такой, как у многих других растений. Они всегда активно развиваются - растут, цветут и плодоносят - только весной, а к лету совершенно исчезают из растительного покрова. Во время весеннего достатка света они успевают «взять свою долю», необходимую для того, чтобы отцвести, отплодоносить и накопить запас питательных веществ для будущего года.

Все эфемероиды - многолетние растения. После того, как в начале лета их надземная часть засыхает, они не погибают. В почве сохраняются живые подземные органы.




МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Форма работы: урочно-внеурочная

Проект "Редкие раннецветущие растения окрестностей села Черниговского !" можно охарактеризовать как


групповой,
исследовательский,
практико-ориентированный,
многоэтапный,
с открытой, явной координацией.
Участники проекта : учащиеся любого возраста, биологические, экологические объединения школьников, а также учителя и все желающие.
Цели, которые преследует проект:

  • способствовать формированию экологического мировоззрения;

  • содействовать развитию интереса к изучению и охране раннецветущей флоры Краснодарского края, Апшеронского района ;

  • создать условия для воспитания любви к природе и привлечения школьников к природоохранной деятельности.

Задачи, которые поставлены перед участниками проекта:

  • вовлечение школьников в активную экологическую деятельность по сохранению, защите и восстановлению численности раннецветущих растений;

  • формировать представление о сложности, уникальности, хрупкости жизни;

  • познакомить учащихся с раннецветущими растениями;

  • учить правильному обращению с ними;

  • развивать в детях чувство значимости природной красоты цветов, как духовной пищи человека;

  • развивать умение проектировать, мыслить в процессе работы над экологической проблемой;

  • формирование активной жизненной позиции у детей через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности;

  • изучение первоцветов, занесённых в Красную книгу РФ или в Красную книгу Краснодарского края

  • Мотивация к работе: желание донести до общественности проблему охраны первоцветов через понимание их уникальности.

Формы участия в проекте: проведение бесед, выставки рисунков, викторин, конкурс сочинений, конкурс стихов, конкурс исследовательских работ, анкетирование, выращивание первоцветов на грядке, проведение экскурсий, агитация через СМИ, выступление агитбригады перед учащимися, пропаганда мер по охране первоцветов


ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Учитель - локальный координатор дает советы по организации работы, консультирует при отборе материала, приходит на помощь при затруднениях, т. е. разработка проекта - это коллективная работа учащихся и учителей, одна из форм сотрудничества.

При организации участия в проекте основное внимание должно уделяться созданию условий для повышения личностной мотивации участников к активной и самостоятельной работе: соревновательность, востребованность полученных знаний (осознание полезности труда), деятельность через исследование, объективное оценивание результатов.

Работа планируется в группе, микросоциуме, определяется общая цель и сроки, распределяются роли в зависимости от наклонностей, способностей, знаний, умений, навыков. Групповая работа предполагает совместное решение какой-то проблемы. Большое значение при этом имеет подготовка членов группы, каждый из которых играет определенную роль в соответствии со своими психологическими особенностями. При этом необходимо учитывать социально-психологические феномены функционирования группы.


В литературе выделяют 6 феноменов:

  1. Социальная фасилитация: усиление энтузиазма участника относительно достижения поставленной цели при положительной оценке его поведения со стороны.

  2. Социальная леность: склонность тратить меньше усилий в коллективной работе.

  3. Деиндивидуализация: утрата самосознания, ответственности при анонимной групповой работе.

  4. Групповая поляризация: усиление ранее существовавших тенденций членов группы.

  5. Огруппление мышления: мнение большинства отбрасывает индивидуальные альтернативные мнения.

  6. Влияние меньшинства: лидерство отдельных членов группы.

Учет этих факторов позволит свести к минимуму негативные особенности совместной работы и стимулировать деятельность отдельных членов коллектива.

Ι этап. Погружение в проект.

Ознакомление с цветами ( со всеми доступными видами).

Цель: пробудить в детях чувство значимости этой природной красоты, как духовной пищи человека.

  1. Формирование рабочих групп

Формы работы: Анализ предложенного проекта, определение возможного круга заинтересованных участников, информационные сообщения, беседы с учителями-предметниками на перспективу дальнейшего сотрудничества. Анализ предложенного информационного обеспечения проекта. Определение форм включения проекта в учебную, внеурочную деятельность. Организация группы.

  1. Получение информационных материалов, приобретение участниками необходимых умений и навыков.

  2. Дифференцирование детей по их умениям, развитие дальнейшего интереса к теме проекта.

Формы работы: Беседы с участниками, педагогами, анкетирование, распределение обязанностей по направлениям: организаторы, исследователи, референты, технические ассистенты (помощники), универсалы. Разработка временного плана работ

ΙΙ этап. Обеспечение осуществления учебного проекта.

Охрана первоцветов.

Цель : определить места произрастания редких раннецветущих растений нашей местности и дать оценку их обилия.

- привлечение внимания школьников к проблеме охраны первоцветов в нашей местности;


- определение с помощью разнообразия эфемероидов состояние лиственного леса в ближайших окрестностях села Черниговское

- познакомить детей с раннецветущими растениями, их ролью в жизни человека;



учить правильному обращению с этим подарком природы,

воспитывать чувство ответственности за жизнь вестников весны.

Задачи : Собрать общие сведения о первоцветах.

  1. Выявить участки произрастания первоцветов в окрестностях села и нанести их на карту.

  2. Определить и описать раннецветущие растения нашей местности.

  3. Дать оценку обилия этих растений.

Формы работы: Совместное решение задач, поставленных в проекте или на этапе проекта. Создание групповых продуктов (как воплощение результатов работы по проекту).

  1. Беседа «Значимость первоцветов в жизни человека».

  2. Выступление агитбригады «Сохраним редкие раннецветущие растения окрестностей села Черниговского».

  3. Создание и расклеивание листовок.

  4. Экскурсия в природу с целью ознакомления с местом произрастания первоцветов.


Объект исследования: раннецветущая флора окрестностей села Черниговского Апшеронского района

Этапы проведенного Ознакомление с методикой выполнения работы (март 2011 г).

  1. Сбор основных теоретических сведений о раннецветущей флоре (апрель 2011 г).

  2. Изучение в природных условиях редких первоцветов (третья декада апреля – первая декада мая 2011-2013 гг).

  3. Оформление работы и отчёт (май 2013 г).

Важно правильно выбрать время - "истинные" первоцветы начинают цвести практически сразу же после схода снега. Уже к началу марта (все сроки даются применительно), появляются другие представители весеннецветущей флоры, которые нельзя отнести к первоцветам в узком смысле этого термина - чистотел большой, одуванчик лекарственный, яснотка обыкновенная и многие другие.

В 2013 г. в связи с высокими температурами февраля, цветение началось несколько раньше, чем обычно.

Маршруты для наблюдений были выбраны максимально приближенные к нашему селу и охватывающие разнообразные местообитания, типичные для данной территории.

В ходе проведенного исследования был собран теоретический материал о первоцветах нашей местности. В течение трех лет члены школьного лесничества выявляли участки произрастания редких раннецветущих растений и заносили их на карту. Под пристальное наблюдение был взят определенный участок с целью изучение состояния раннецветущей фторы окрестностей села. Выбор данного участка не случаен. Во-первых, это место находится не далеко от села (школы), поэтому удобно проводить полевые исследования. А во-вторых, это место подвергается антропогенному воздействию. Изучение данного участка наглядно показало влияние человека на растительный покров.

Методы

Методика геоботанического исследования.

Материалы и оборудование: бланк описания растительного сообщества, простой карандаш, линейка, гербарная папка, компас, верёвка (10 м), колья маркерные, саперная лопата.

Для геоботанического описания первоцветов нами была использована упрощённая стандартная методика закладки и описания площадок (размером 1х1 м, 10х10 м) в совокупности с глазомерным методом учёта обилия видов.

Запись наблюдений в нашей работе проводилась в стандартных бланках геоботанического описания леса; в ходе летних походов были составлены описания экскурсий, сходных видов, обнаруженных за весь цикл исследований, после завершения работы и анализа её результатов сделаны соответствующие выводы. Выйдя на места планируемых исследований, мы провели закладку пробных площадок, по которым составляли описание произрастания редких раннецветущих растений.

Для этого колышками отмечали квадратные участки размерами 1х1 м, 10х10 м:


  1. Площадка отражала типичную картину данного растительного сообщества в нашей местности.

  2. Пробных площадок сделали несколько – для того, чтобы обобщённые данные давали более точные сведения о количестве произрастающих растений.

  3. Каждый год сверяли полученные результаты обилия растений.

В дневниках отмечались следующие сведения:

1.Место проведения экскурсии.

2.Дата проведения.

3.Названия обнаруженных цветущих растений.

4.Условия их произрастания.

5.Фенофаза растений.

6.Относятся ли эти растения к охраняемым видам.

7. Способ опыления. [1]



Результаты

1. Общие сведения о первоцветах.
Для нормальной жизнедеятельности растениям необходим солнечный свет. Именно на свету происходят процессы фотосинтеза, когда из неорганических веществ (воды и углекислого газа) образуются органические – углеводы, которые затем растения используют для своего развития. Таким образом, достаточное количество солнечного света – необходимое условие для нормального развития растений. Вся их жизнь проходит в постоянной борьбе за свет.

Кто был в апрельском лесу, обращал внимание на то, каким светлым он кажется в это время года. Деревья и кустарники ещё не оделись листвой, ничто не мешает солнечному свету проникать до самой земли. Именно это - основная причина того, что многие виды растений в процессе эволюции «выбрали» для своего цветения раннюю весну. Кроме того, земля после схода снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растительного организма. В это время года, однако, ещё довольно прохладно, и раннецветущим растениям пришлось приспосабливаться к этому фактору. Растения используют по-разному «прозрачность» свободного от листьев весеннего леса. К раннецветущим относятся всем знакомые берёзы, осины, ольха, лещина, или орешник. Это ветроопыляемые виды. Голый весенний лес не мешает ветру переносить пыльцу с мужских цветков растений (собранных в «пылящие» серёжки) на женские, состоящие из одних маленьких липких пестиков.

Низкорослые насекомоопыляемые растения привлекают первых насекомых яркими цветками. Кто заметит их цветки в сумраке летнего леса? А в то время, когда нижние ярусы леса хорошо освещены, здесь лучше всего заметны жёлтые, голубые и розовые цветки.

Но наиболее полно используются благоприятные весенние факторы (достаточные освещённость и увлажнённость) небольшие растеньица, выделяемые в группу эфемероидов. Слово «эфемерный» ассоциируется с чем – то красивым, но мимолётным, недолговечным. В полной мере это относится и к ранневесенним эфемероидам. Они отличаются необычной «торопливостью»: появляются на свет тотчас же после схода снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю после появления на свет они уже цветут, а еще через пару недель появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют, полегают на землю, а затем их надземная часть засыхает. Происходит всё это в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных растений самые благоприятные – достаточно тепла и влаги. Но у эфемероидов свой особый «график развития», не такой, как у многих других растений. Они всегда активно развиваются (растут, цветут и плодоносят) только весной, а к лету совершенно исчезают из растительного покрова.

Все эфемероиды – многолетние растения. После того, как их надземная часть засыхает, они не погибают. В почве сохраняются их живые подземные органы: у одних растений клубни, у других – луковицы, у третьих – более или менее толстые корневища. Эти органы – вместилища запасных питательных веществ, главным образом крахмала. Именно за счёт этого «строительного материала» так быстро и развиваются у эфемероидов весной стебли с листьями и цветками. Разумеется, за такой короткий вегетационный период, да ещё и при неблагоприятном весеннем температурном режиме нельзя накопить много питательных веществ, необходимых для развития высоких и мощных стеблей и крупных листьев. Поэтому все наши эфемероиды имеют небольшие размеры.

Эфемероиды приспособились и к распространению семян. Они «привлекли» почвенных насекомых, и в первую очередь – муравьёв. [4]




2.Описание первоцветов нашей местности.


ЦИКЛАМЕН

(фото №1, см. прилож.).

Cyclamen coum Mill. subsp. caucasicum (C. Koch) O

Семейство Первоцветные – Primulaceae

Статус. Категория III – редкий узкоэндемичный вид.
Внесен в Красную книгу России.

Краткое описание. Травянистый многолетник, имеет клубень до 4 см в

диаметре, от которого отходят округлые или широкояйцевидные

длинночерешковые листья, сверху белопятнистые, карминно-красные. Этот вид

часто образует цветоножки. Цветки красно-фиолетовые, реже розовые или почти

белые, венчик из 5 яйцевидных лепестков. Коробочка шаровидная. Цветет в

феврале – марте. Плодоносит в мае – июне. Размножается вегетативно и

семенами. Декоративное, лекарственное.

Распространение и места обитания. Кавказ. В Краснодарском крае – во всех

районах, для которых характерны коренные широколиственные леса. Растет

среди зарослей кустарников нижнего и среднего горных поясов до высоты 2000

метров над уровнем моря, предпочитает достаточно влажные местообитания.

Численность и тенденция ее изменения. Быстро сокращается.

Лимитирующие факторы и меры охраны. Массовое уничтожение на зимние и

ранневесенние букеты, выкопка клубней для лекарственных целей.

Культивируется во многих ботанических садах, в том числе и в ботаническом

саду Кубанского госуниверситета.
ПОДСНЕЖНИК

(фото №2, см. прилож.).

Galanthus caucasicus (Baker) Grossh.

Семейство Амариллисовые – Amaryllidaceae

Статус. Категория III – редкий вид.
Внесен в Красную книгу России.

Краткое описание. Травянистый многолетник до 20 см высоты. Луковица

диаметром до 1,5 см. Листьев 2, вверх направленные, тупые, с килем внизу,

покрытые восковым налетом. Стебель цилиндрический, несет один поникающий

цветок до 25 мм длины, из 6 белых листочков с надрезом наверху и зеленым

пятном в верхней части. Тычинок 6, пыльник заканчивается остроконечием.

Цветет в феврале - апреле. Плод – коробочка. Плодоносит в мае, Размножается

семенами. Ранневесенний эфемероид. Декоративное, медонос, ядовитое.

Распространение и места обитания. Кавказ. В Краснодарском крае – в

нижнем и среднем горных поясах. Растёт на опушках, в зарослях кустарников,

лиственных лесах. Встречается в субальпийском поясе.

Численность и тенденция ее изменения. Заметно сокращается.

Лимитирующие факторы и меры охраны. Сбор растений на букеты,

нерегулируемый выпас скота. Необходимо охранять, изучать состояние

популяций, создать микро заказники в лесничествах. Интродуцирован в

ботаническом саду Кубанского госуниверситета.


Черемша

(фото №3, см. прилож.).

Царство: Растения

Отдел: Цветковые[1]

Класс: Однодольные[2]

Порядок: Спаржецветные

Семейство: Амариллисовые

Род: Лук


Вид: Черемша

Международное научное название

Allium ursinum L.

Черемша́, или Лук медве́жий, или Ди́кий чесно́к, или Калба́ (лат. Állium ursínum) — многолетнее травянистое растение, вид рода Лук (Allium) семейства Луковые (Alliaceae).

Видовой эпитет лат. ursinum произошёл от лат. ursus — «медведь». Это сохранилось и в русском названии. В Германии черемша известна под названием нем. Bärlauch — медвежий зелёный лук. Поскольку черемша является одним из самых ранних источников витаминов в лесу (её собирают в апреле — мае), проснувшийся после зимней спячки медведь лакомится травой и быстро восстанавливает свои силы.

Листья используют в пищу в сыром и маринованном виде, в горячих блюдах, в хлебе и пирогах.

Часто черемшой ошибочно называют Лук победный (Allium victorialis)[3].Содержание [убрать]

Луковица удлинённая, толщиной около 1 см, с расщепляющимися на параллельные волокна оболочками. Стебель трёхгранный, высотой 15—50 см, при основании одетый влагалищами листьев.

Листья в числе двух, немного короче стебля, ланцетные или продолговатые, острые, шириной 3—5 см. Черешок узкий, вдвое превышающий по длине пластинку или равный ей.

Зонтик пучковатый или полушаровидный, немногоцветковый, густой. Листочки околоцветника белые, линейно-ланцетные, тупые или островатые, длиной 9—12 см, с мало заметной жилкой.

Коробочка шаровидная, трёхгранная, с широко обратно-сердцевидными створками. Семена почти шаровидные.
Цветёт в мае — июне

Распространение и экология


Лук медвежий распространён в Центральной Европе (Австрия, Бельгия, Чехия, Словакия, Германия, Венгрия, Нидерланды, Польша, Швейцария), Северной Европе .Произрастает большей частью в тенистых лесах в долинах вблизи рек, реже культивируется как садовое растение. Наиболее вкусны листья, выращенные при температуре 12—17 °С. При температурах выше 20 °С вкусовые качества, как и у всех луковых, ухудшаются, особенно при сухой погоде

Черемшу выращивают как культурное растение, но чаще собирают дикорастущую. Массовый сбор черемши может привести к истощению природных ресурсовРазмножается семенами (возможно, но почти не практикуется разведение луковицами).

Листья черемши схожи с листьями ядовитых растений ландыша и чемерицы, поэтому при сборе требуется некоторая аккуратность.
Primula cardifolia

Систематика растения – Примула Царство - растений Подцарство – высшие растения Отдел – цветковые (покрытосеменные) Класс – двудольные Семейство – первоцветные

(фото №4, см. прилож.).

Название: происходит от греческого 'primus' — ранний, первый, за очень раннее цветение.

Из истории: среди множества красивых растений люди давно выделили примулы. Они не затерялись среди яркого великолепия роз. пионов, тюльпанов, гладиолусов и других не менее броских растений. Это удивительно, если вспомнить, что большинство примул — небольшие скромные растения с мелкими цветками. Наверное, они привлекли внимание человека ранним цветением, когда истосковавшееся за долгие осень и зиму сердце жаждет встречи с весной, с возрождением жизни. Вот тут и появляются эти нежные золотисто-желтые цветки, расцвечивающие луг, уголки парка и сада. И хотя есть другие, цветущие раньше примул растения именно примулам принадлежит имя «первоцвет» — цветущий первым. В народе их называют еще «баранчиками» (молодые листочки, волнистые и опушенные, похожи на спинки ягнят), «ключиками» (цветки собраны в соцветие, напоминающее связку ключей).

Научные:

Первоцвет сердцелистный

Примула сердцелистная

отдел Magnoliophyta

класс Magnoliopsida

порядок Primulale



Семейство-Первоцветные

Pimulaceae цикламе

Род: Viola Linnaeus = Фиалка;

3. Оценка обилия раннецветущей флоры.
Степень обилия редких раннецветущих растений

Для оценки состояния раннецветущей флоры был взят участок растительности расположенный на более близком расстоянии от села (см. карту в прилож.). В течение трёх лет в период с конца апреля по июнь мы, используя методы геоботанического исследования, определили численность редких раннецветущих видов растений.


Обилие растение по каждому виду не одинаковое. Наиболее часто встречаются следующие виды первоцветов –подснежник, черемша, примула. Очень редко, фиалка

В течение исследуемого периода на изучаемом объекте наблюдалась различная степень обилия первоцветов, это зависит от нескольких факторов:

- климатических;

- антропогенных.

Места произрастания редких раннецветущих растений.

В результате ежегодных весенних экскурсий и походов нами была составлена карта произрастания редких раннецветущих растений (см. прилож.).

Систематический анализ первоцветов лиственного леса




Семейства

Число видов

% от общ.числа видов

Число родов

%от общ.числа родов

1

Семейство-Первоцветные

Pimulaceae

цикламен


1

19,22%

1

15%

2

Семейство- Ама-

риллисовые

Аmarуllidaceae

черемша


1

26,05%

1

30%

3

Семейство- Ама-

риллисовые

Аmarуllidaceae

подснежник



1

23,85%

1

25%

4

Семейство-Первоцветные

Pimulaceae

примула


1

16,67%

1

15%

5

Семейство Первоцветные

Pimulaceae

фиалка


1

14,11%

1

15%







5

100%

5

100%


Выводы


  1. В ходе проведённой работы мы получили общие сведения о первоцветах.

  2. Собрали материал о раннецветущей флоре местного края.

  3. Определили места произрастания первоцветов и обозначили их на карте.

  4. Установили наблюдения за первоцветами на определённом участке и определили степень обилия растений.
Заключение

Среди форм человеческой деятельности, которые отрицательно влияют на раннецветущую флору местного края необходимо выделить следующее:



  • чрезмерное вытаптывание поверхности земли в результате выпаса скота, что приводит к уничтожению наземных частей растений и губительному для корней уплотнению почвы.

  • сбор красиво цветущих растений для букетов, среди которых часто оказываются редкие представители флоры.

Для сохранения и восстановления запасов редких раннецветущих растений необходимы специальные природоохранные меры – создание заказников, запрещение распахивать участки компактных зарослей. Чтобы не допустить полного исчезновения этих видов, запрещены их заготовки в качестве лекарственного сырья. Для нашей местности в качестве природоохранных мероприятий можно выполнить следующие:



  • установить контроль за сбором цветущих растений;

  • ввести временный запрет (май-июнь) на выпас скота в местах массового произрастания редких первоцветов;

  • проводить просветительную природоохранную работу с населением (выпуск листовок, буклетов).


ΙΙΙ этап.

Презентация результатов работы над проектом.

Цель: показать роль каждого в решении общей задачи по охране первоцветов.

  1. . "Учусь, обучая других"

Формы работы: Творческая лаборатория, анализ деятельности по проекту.

2. Статья в районную газету «Операция «Первоцвет»».

3. Фотовыставка «Первоцветы».

5. Защита индивидуальных исследовательских работ.



ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Показателями, позволяющими анализировать и оценивать личностно-смысловое отношение участников к процессу собственной познавательной деятельности в ходе реализации проекта, могут служить:


- оценка участниками социальной значимости полученного результата;
- достаточность и удобность материала при его предъявлении, наличие или отсутствие ошибочного мнения при возникновении сомнений;
- потребность в преодолении привычных шаблонов воспроизведения и осмысления материала;
- потребность в использовании и позитивном преобразовании собственного опыта познавательной, а также творческой деятельности.
В качестве инструмента диагностирования может выступать, например, анкетирование. Заранее подготовленные анкеты раздаются участникам проекта. Затем происходит обработка и анализ полученных результатов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И я еще не раз, наверно,


природой буду изумлен.
Она, как песня, соразмерна,
Равна со всеми, как закон.

Пройди по ней. Лесами.

Лугом.Пей чудеса, как из ведра.
И если сможешь стать ей другом -
Не расточай его добра.

Срывая растения ради красивых цветов, мы лишаем их будущих плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а оставаясь в природе, они ещё долго могли бы радовать людей! Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, хищных насекомых, охрана птиц.

Метод проектов способен принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре действий в проводимых проектах и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
На этом работа над проектом не заканчивается. Планируем создать клумбу из первоцветов на территории школы осенью 2014 года. Мы считаем, что сохранение и выращивание первоцветов, в первую очередь, должно сохранить первозданную природу для будущих поколений!

Литература

А.С. Боголюбов. Методы геоботанических исследований // Биология в школе. - 2000- № 8. - С.67-70.

  1. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Т. 7. – М.: ООО «Мир книги», 2003.

  2. С.И. Глуздаков. Берегите зелёных друзей. –книжное издательство, 2010г

  3. М.В. Клепиков. «Первоцветы»: научно–исследовательский проект для школьников // Биология в школе. - №2, - 2000, - С. 67- 72.

  4. Красная книга России, краснодарского края. Растения. –- 1998.

  5. В.В.Петров. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.

  6. Природа Краснодарского края . /Под редакцией А.Г. Поползина/. – кн. изд – во, 1968.


Приложение


цикломен


подснежник




первоцвет


фиалка

карта произрастания редких раннецветущих растений



+++ подснежник

+++черемша

+++ примула (первоцвет весенный)



+++ цикламены

+++ фиалка
Каталог: festival files
festival files -> Экологические проблемы «Влияние Солнечной активности на здоровье человека»
festival files -> Влияние глутамата натрия на организм крыс
festival files -> Устный журнал «ЭкоЕралаш» выходит 1 раз в четверть, имеет экологическую направленность, предназначен для учащихся 5-7 классов, содержит 6 постоянных рубрик, каждая из которых призвана решать определенную педагогическую задачу
festival files -> Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV видов №1
festival files -> «Мир комнатных растений»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница