Лекции Предмет и структура физической географии Учение о географической оболочке



Дата08.09.2017
Размер99.5 Kb.
ТипЛекция

Лекция 4

Предмет, структура и современные концепции физической географии

План лекции

1.Предмет и структура физической географии

2. Учение о географической оболочке.

3. Учение о ландшафте

4. Палеогеографическая концепция

5. Теория взаимодействия природы и общества


1.Предмет и структура физической географии

Объектом физической географии служит географическая оболочка – сложное образование, качественно своеобразное, отличающееся от других компонентов природы. Предметом является комплексное исследование пространственно-временных особенностей географической оболочки как целостного образования и отдельных структур – геокомпонентов (геосистем, ландшафтов).

Физическая география – наука о географической оболочке: законах формирования, пространственного распределения и изменения ее структуры; наука о происхождении, строении функционировании, динамике и развитии пространственно-временных природных геосистем. Входит в семейство естественно-географических наук

Большинство географов в настоящее время определяют физическую географию (в собственном смысле этого слова) как науку о географической оболочке и законах формирования, пространственного распределения и изменения ее структуры, или как систему естественных географических наук, изучающих общие особенности географической оболочки и ее структурных частей – природных территориальных (и акваториальных) комплексов (землеведение, ландшафтоведение, палеогеография). В широком смысле география включает и частные науки, объектом которых являют­ся отдельные компоненты географической оболочки, как части цело­го (геоморфологию, климатологию, гидрологию суши и др.).

Согласно этой модели физическая география является наукой о географической оболочке (рис. 1). В этом отношении физическая география состоит из трех наук. Землеведение (общее землеведение, общая физическая география) исследует природу земной поверхности как целостную систему, ее наиболее общие закономерности, состав, строение и динамику географической оболочки в це­лом. Ландшафтоведение изучает геосистемы (природные территориальные географические комплексы) регионального и локального уровней как структурные части географической оболочки, состав, строение и динамику природных комплексов. Палеогеография – наука о прошлых состояниях географи­ческой оболочки и ее ландшафтов – стремится выяснить происхождение (гене­зис) того или иного явления или свойства географической оболочки, определить его возраст (время образования) и установить основные этапы истории формирования.

Общее землеведение – отрасль физической географии, изучающая происхождение, строение, функционирование, динамику и развитие географической оболочки как целостной природной геосистемы.


Ландшафтоведение – отрасль физической географии, изучающая природные и природно-антропогенные геосистемы – ландшафты как части географической оболочки.


Палеогеография – географическая наука о физико-географических условиях (генезисе, морфологии, структуре, функционировании, динамике и развитии) прошлых геологических эпох и об истории развития географической оболочки на основе изучения разнообразных материальных свидетельств.

Рис. 1. Место физической географии в системной классификации географических наук

(по Ф. Н. Милькову)

2. Учение о географической оболочке.

В рамках данного учения, поверхность Земли понимается как сложный комплекс, возникший и развивающийся под действием взаимно связанных и взаимно проникающих друг в друга процессов, которые развертываются на суше, в атмосфере, гидросфере и органическом мире. Она составляет особую оболочку нашей планеты, называемую географической оболочкой.

Идея о географической оболочке, имея давнюю историю, восходящую к работе Б. Варениуса «Всеобщая география» (1650 г.), стала вполне складываться лишь на рубеже XIX и XX вв. Однако учение о географической оболочке в законченном виде сложилось в трудах А. А. Григорьева. В 30-х годах XX в. он, определив физическую географию как науку о географической оболочке, обогатил это представление идеей физико-географического процесса. То­гда же он разработал пути исследования процесса через баланс веще­ства и энергии. В 1936-1946 гг. А.А. Григорьев дал количественную характеристику зональных типов ландшафтов Земли через баланс ве­щества и энергии.

Он теоретически оформил ранее существовавшее представление о наружной комплексной оболочке понятием физико-географического процесса, состоявшего из таких элементов, как развитие, динамика и интенсивность. Далее, был раз­работан метод исследования процесса. Наконец, А. А. Григорьев полу­чил результат из своей теоретической концепции и метода балансов в виде количественной характеристики географических зон.

Значительный вклад в учение о географической оболочке внес С. В. Калесник (1940). Он обратил внимание географов на исследование не только географической оболочки как единого целого, но и на необходимость изучения ландшаф­тов как составных частей ее. Калесник (1970) устано­вил основные закономерности функционирования и развития географической оболочки, которые названы им законами: непрерывный обмен веществом и энергией, их круговорот, периодическая повторяемость процессов и явлений во време­ни (ритмичность) и др. Главной движущей силой развития географической оболочки он считал борьбу зональных и азональных закономерностей. Калесник считал, что к географической оболочке следует относить только ту, верх­нюю часть земной коры, которая активно преобразуется под действием солнечного тепла, воздуха, воды и живых организ­мов. Это наиболее правильное, реальное представление о самом сложном объекте исследо­вания физической географии наивысшего ранга.

Географической оболочке присущ ряд специфических закономерностей: целостность, обусловленная непрерывным обменом вещества и энергии между ее составными частями; наличие круговорота вещества (и связанной с ним энергии), обеспечивающее многократность одних и тех же процессов и явлений и их высокую суммарную эффективность; неравномерность развития в пространстве и времени, в частности ритмика различных процессов и явлений, обусловленная главным образом астрономическими и геологическими причинами, и территориальная неоднородность, в частности зональные и азональные структуры; непрерывность развития на протяжении всей истории географической оболочки.

Большинство физико-географов считают нижней границей географической оболочки поверхность Мохо, верхней – границу тропопаузы. Григорьев немного расширяет обе эти границы. Калесник и Исаченко за нижнюю границу ее при­нимают нижнюю часть стратосферы.

Представляется, что нижняя граница географической оболочки, вероятно, соответствует глубине залегания горных пород, вовлеченных в миграцию химиче­ских элементов. Нижней границей обычно служит положение уровня грунтовых вод, ибо воздух, вода, живые организмы как наиболее динамичные компоненты природы, взаимодействуя на общем фоне энергетических процессов Земли и Солнца, обладают наибольшей активностью, способствующей интенсивному энергетическому обмену, именно в этой части литосферы.

Ландшафтная сфера – совокупность ландшафтных комплексов, выстилающих земную поверхность, сравнительно узкая зона непосредственного контакта, прямого соприкосновения литосферы, атмосферы и гидросферы, биологический фокус географической оболочки.

Биосфера – одна из сфер географической оболочки; включает заселен­ные живыми организмами части атмосферы и литосферы, а также гидро­сферу.

А. А. Григорьев, определяя содержание географи­ческой оболочки, основное внимание обращал на динамиче­ское взаимодействие, обеспечивающее устойчивую последо­вательность постоянно действующих процессов передачи вещества и энергии в ней. В.И. Вернадский в определении биосферы главное внимание обращал на роль живого веще­ства как источника ее саморазвития. Понятие «географиче­ской оболочки», предложенное Григорьевым, отличается от понятия «биосферы» по В. И. Вернадскому еще и тем, что границы географической оболочки шире, чем биосферы. Но они пока установлены интуитивно, т. е. на осно­вании логических умозаключений. Таким образом, эти понятия лишь дополняют друг друга, а не исключают. Они должны быть сохранены, так как для естествоиспытателей представляют одинаковый научный интерес. Эти термины не являются синонимами еще и потому, что в понятии «био­сфера» главное внимание обращается на активную роль живых организмов, а не на условия их местообитания.

3. Учение о ландшафте

Второе направление физической географии, позже получившее название «ландшафтоведение», стало развиваться также на рубеже веков.

Ландшафт географический (природно-территориальный комплекс, природная геосистема) – относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием ее компонентов и явлений, характером взаимосвязей, особенностями сочетания и связей более низких территориальных единиц – урочищ и фаций.

В нашей стране развитие ландшафтоведения опиралось на идеи природного комплекса, заложенные в трудах В. В. Докучаева и А. Н. Краснова в конце прошлого столетия. На поверхности Земли существует сложная система закономерных сочетаний основных и производных компонентов, образующих природные комп­лексы – ландшафты (геосистемы). В современном отечественном ландшафтоведении существуют три трактовки термина «ландшафт» как природного образования: региональная, типологическая и об­щая. Согласно региональной (Л. С. Берг, А. А. Григорьев, Н. А. Солнцев, С. В. Калесник, А. Г. Исаченко и др.), ландшафт пони­мается как конкретный индивидуальный ПТК, одна из таксономи­ческих единиц. Н. А. Солнцевым дается определение ландшафта как генетически однородного территориального комп­лекса, имеющего одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и состоящего из свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся в пространстве основных и вто­ростепенных урочищ. В этой узко региональной трактовке ландшафт близок к тому, что другие авторы подразумевают под конкретным физико-географическим районом.

По типологической трактовке, не получавшей, правда, широкого распространения (Б.Б. Полынов, И.М. Крашенинников, Н.А. Гвоздецкий и др.) ландшафт – это тип, или вид, ПТК, от­дельные разобщенные участки географической оболочки, имею­щие много общих черт. В одну типологическую единицу включаются территориально разрозненные, но сходные относительно однородные комплексы,

Общая трактовка термина «ландшафт» (С. С. Неустроев, Ф. Н. Мильков, Д. Л. Арманд, Ю. К. Ефре­мов, А. И. Спиридонов, П. С. Кузнецов и др.) используется для обозначения ПТК любого ранга. В данном случае ландшафт рас­сматривается как совокупность взаимообусловленных и взаимо­связанных предметов и явлений природы, предстающих перед нами в образе тех или иных исторически сложившихся, непрерывно развивающихся географических комплексов. В таком понимании ландшафт выступает синони­мом терминов «природно-территориальный комплекс», «природный комплекс (геокомплекс, геосистема)». В СССР ГОСТом (ГОСТ 17.8.1.01-80 «Охрана природы. Ландшафты. Термины и определе­ния») было предусмотрено употребление термина «ландшафт» только как общего понятия: «Территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов бо­лее низкого таксономического ранга».

При всех различиях охарактеризованных определений ландшафта между ними есть сходство в самом главном – признаками ландшафтных взаимосвязей между элементами природы в реально существующих на земной поверхности комплексах. Эти комплексы нередко называют природно-территориальными (ПТК).

4. Палеогеографическая концепция.

А. А. Григорьев неоднократно подчеркивал, что физическая география должна изучать свой объект в историческом развитии. Раскрывая понятие объекта физической географии, он указывает, что физическая география в собственном смысле слова делится на общую, региональную и палеогеографию, изучающую строение и развитие географической оболочки в геологическом и историческом прошлом.

Однако из-за различных причин этот принцип пока не получил в ней ши­рокого применения. Основной метод палеогеографии – естественноисторический.

Естественноисторический метод – совокупность методов, выявляющих состояние и процессы изменения географической оболочки во времени для их объяснения и прогноза развития.

Часто между палеогеографией, исторической географией, гео­морфологией, исторической геологией необоснованно ставится знак равенства. Это разные дисциплины со своими объек­тами и предметами исследования, и ни одна из них не входит в со­став другой.

Историческая география входит в природно-общественный блок системы географических наук и определяется как наука о пространственно-временных аспектах взаимоотношения общества и окружающей среды в историческом прошлом. Таким образом, будучи частью географии, историческая география имеет об­щий с ней объект. Предметом же исторической географии является изучение пространственных закономерностей развития общества и освоения им природной среды на различных исторических этапах. А. А. Величко убедительно показывает, что значительное влияние человека на окружающую среду прослежи­вается уже на ранних этапах его существования. Историческая география базируется на социально-экономической и физической географии, в том числе и палеогеографии, исто­рии, экономической географии.

На наш взгляд, палеогеография служит естественнонаучным фундаментом для природно-общественной дисциплины, каковой явля­ется историческая география, осуществляющая синтез более высоко­го порядка. Исследование палеогеографии антропогенового периода в сочетании с всесторонним изучением истории развития общества на разных этапах и в различных регионах позволяет делать историко-географические реконструкции и на этой основе проводить про­странственно-временной анализ взаимодействия природы и общества.

5. Теория взаимодействия природы и общества

В советской философии было принято считать, что влияние географической среды на развитие общества не является опреде­ляющим. При этом делались ссылки на классиков марксизма-ле­нинизма, хотя мы не находим у них прямых высказываний на этот счет в столь категоричной форме. Сама постановка вопроса — «определяющее» или «не определяющее» — в данном случае не­сколько схоластична и по существу противоречит диалектико-ма-териалистическому подходу. Развитие общества — сложный про­цесс, определяемый многими факторами. Какой из этих факторов выходит на передний план, зависит от конкретных условий вре­мени и места.

Общеизвестно, что влияние географической среды на разви­тие общества изменялось вместе с ходом истории. Но территори­альные различия в характере географической среды всегда накла­дывали свой отпечаток на общественно-исторический процесс, и в определенных условиях их роль можно было бы расценить как определяющую. Очевидно, К. Маркс имел основание утверждать, что не области тропического климата с его могучей растительно­стью, а умеренный пояс был родиной капитала. В основе класси­ческой схемы смены общественных формаций лежит «европей­ская модель». В общую схему смены формаций не просто уложить так называемый азиатский способ производства, описанный Ф. Эн­гельсом, и с полной определенностью связываемый им с приро­дой пояса пустынь, протянувшегося от Сахары до Центральной Азии. Энгельс подчеркивал влияние различия природных условий на характер докапиталистического развития Старого и Нового света, в частности на более широкие возможности возделывания злаков и приручения животных в Старом свете по сравнению с Новым. Весьма наглядный пример — коралловые острова Океа­нии, жители которых в течение тысячелетий, вплоть до относи­тельно недавнего выхода из изоляции, не знали смены обществен­ных формаций и прожили в каменном веке по той простой при­чине, что на островах отсутствует месторождение металлов.

В функции географа не входят поиски ответа на философский вопрос о роли географической среды в развитии общества. Его задачи скромнее, но достаточно ответственны: дать объективный научный анализ влияния географической среды, а конкретнее — ее территориальных различий на жизнь и деятельность общества и на его территориальную дифференциацию. При этом, разумеется, нельзя игнорировать существующие философские и социологи­ческие концепции, но они требуют к себе критического отноше­ния. В частности, не следует огульно отвергать географический детерминизм, в котором несомненно есть рациональное зерно. Во всяком случае для хозяйственной практики некоторая переоцен­ка значения природной среды (меру которой еще никому не уда­лось определить) менее опасна, чем недооценка.

Сущность и значение географического аспекта в познании при-родно-общественных отношений вытекают из присущего геогра­фии комплексного подхода к изучению земных явлений. Этот под­ход конкретизируется в представлении об основных объектах гео­графического исследования как о взаимодействующих природных и социально-экономических территориальных системах. Всесто­роннее изучение взаимоотношений между этими двумя классами систем дает материал не только для научных и философских обоб­щений, но и для прикладных разработок, в частности в области производственной оценки природной среды. Весь исторический опыт человечества свидетельствует о том, что природная среда влияет на жизнь людей и на общественное производство как це­лостная система. Эффект воздействия каждого отдельного при­родного компонента или элемента зависит от всех остальных. Так, высокое почвенное плодородие сводится на нет при недостатке тепла или влаги либо в условиях пересеченного рельефа, не до­пускающего возможности распашки. Поэтому оценка отдельных компонентов геосистемы с какой-либо прикладной точки зрения (сельскохозяйственной, инженерной, рекреационной и т.д.) в сущности есть абстракция: изучению и оценке должны подлежать геосистемы, а не отрывочные их части, как это установил еще В.В.Докучаев. Конечной целью географического исследования природно-хозяйственных отношений следует считать разработку моделей оптимизации этих отношений на различных территори­альных уровнях.

В механизме взаимодействий между обществом и природой ключевую роль играет вещественно-энергетический обмен. Чело­вечество — часть природы, и необходимым условием его суще­ствования является непрерывный метаболизм с внешней природ­ной средой. В отличие от животных люди добывают средства к существованию в процессе производства, с помощью орудий тру­да, и, как уже отмечалось, непосредственный биологический метаболизм в процессе осуществления физиологических функций человеческого организма (дыхания, потребления воды, пищи) количественно во много раз уступает производственному, или техногенному. В ходе вещественно-энергетического обмена с при­родной средой человек изменяет и себя и природную среду. Для географа непосредственный интерес представляют как формиру­ющиеся при этом разнообразные территориальные системы рас­селения и хозяйства, так и те изменения, которые человек вносит в структуру и функционирование природных геосистем.



В исследовании этого по существу единого процесса между гео­графами сложилось традиционное разделение труда: представите­ли общественных географических наук не могут не учитывать вли­яния природных факторов на формирование и функционирова­ние территориальных социально-экономических систем, тогда как физико-географы взяли на себя изучение последствий воздействия человеческой деятельности на природные геосистемы и их ком­поненты. Однако этим не исчерпывается весь научный потенциал географии в сфере исследования природно-общественных отно­шений. Перспективы его дальнейшей реализации связаны с раз­витием новых направлений географического синтеза и, прежде всего, экологического, а также с существенным обновлением некоторых традиционных отраслей географии, в том числе ресурсоведения, страноведения, исторической географии.





Каталог: company -> personal -> user
user -> Разработка научно-обоснованных рекомендаций по профилактике заболеваний молочной железы и репродуктивных органов крупного рогатого скота молочных пород при беспривязной системе содержания животных
user -> «Введение. Как возникла биологическая наука»
user -> Лекция №4. «Инфекционные и инвазионные болезни глаза». План лекции: Риккетсиозный кератоконъюнктивит
user -> Тема №5. Инфекционные и инвазионные болезни глаза
user -> Применения и возделывания лекарственных растений Термины и определения, основы фармокогнозии
user -> Тема Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
user -> Лекция №1. Актинобациллез животных. (Псевдоактинобациллез, лигниереллез)
user -> Рабочая программа учебной дисциплины эпизоотология и инфекционные болезни наименование дисциплины
user -> Вопросы: Каковы основные задачи эпизоотологии?
user -> Вопросы к зачету по дисциплине Основы рационального питания


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница