Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра социальной педагогики и психологии
Т.Г. Бобченко
ОСНОВЫ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ
Курс лекций
Электронный ресурс
Владимир, 2018
УДК 159.9
ББК 88я73
Б 72
Рекомендовано к изданию решением заседания кафедры
социальной педагогики и психологии ПИ ВлГУ
Рецензент:
Писненко А.Г., к. пс. н., доцент кафедры общей и педагогической психологии ГумИ ВлГУ;
Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г. Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. –128с.
Б 72
Курс лекций «Основы тренинговой работы» содержит теоретические положения необходимые для овладения студентами практическими умениями в области организации психологического тренинга: сущность психологического тренинга, личность и деятельность ведущего психологический тренинг, особенности и виды тренинговых групп, динамика отношений участников в них, принципы, методы психологического тренинга, этапы подготовки программы тренинга и проведения тренингового занятия, способы оценки эффективности психологического тренинга, организация психологических тренингов с детьми и подростками, их родителями.
Составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО, учебными планами и рабочими программами дисциплины по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (бакалавриат) и специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специалитет).
Ил.4. Табл.13. Библиогр.26.
УДК 159.9
ББК 88я73
© ВлГУ, 2018
введение
В образовательных и социальных учреждениях в настоящее время востребованы групповые формы работы с детьми и подростками, их родителями, воспитателями и учителями. Одним из методов практической работы психолога с группами является психологический тренинг. Он реализует развивающее и коррекционное направление деятельности психолога.
В настоящее время существуют различные парадигмы тренинговой работы и подходы к определению понятия «психологический тренинг», выделению принципов и методов работы тренера. Общие вопросы организации и проведения тренинга, тренинговой работы с детьми и подростками, их родителями, педагогами представлены в ряде работ в области психологии тренинга, но отсутствие современных учебников и учебных пособий, целостно и единообразно представляющих организацию психологического тренинга, затрудняет изучение студентами данного курса. В связи с этим цель разработки курса лекций «Основы тренинговой работы» состоит в том, чтобы представить и обобщить существующие в настоящее время представления о сущности психологического тренинга и его организации.
Курс лекций «Основы тренинговой работы» предназначен для студентов получающих высшее образование по направлению «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат) и специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» (специалитет). Он содержит девять тем, соответствующих учебным планам подготовки бакалавров и специалистов. В них раскрыты следующие вопросы:
сущность психологического тренинга, его отличия от других методов практической работы психолога,
сущность, особенности, виды тренинговых групп, динамика отношений участников в них,
личность и деятельность ведущего психологический тренинг,
принципы психологического тренинга,
методы психологического тренинга,
этапы подготовки ведущим психологического тренинга и проведения тренингового занятия,
эффекты психологического тренинга, способы оценки эффективности психологического тренинга,
организация психологических тренингов с детьми и подростками, их родителями.
Таким образом, издание включает теоретические положения, которые являются основными и необходимыми для овладения студентами практическими умениями в области разработки и проведения психологического тренинга. Курс лекций также может быть использован магистрами для повторения знаний, усвоенных на предыдущем этапе обучения.
Для каждой изучаемой темы дан план, в котором определены подлежащие усвоению вопросы, приведен список литературы для углубления и расширения знаний по теме, а также – контрольные вопросы для самопроверки студентами их усвоения. В конце издания находится словарь, содержащий основные понятия темы и персоналии. В разделе «Персоналии» даны сведения об отечественных психологах – специалистах в области психологии тренинга, ссылки на работы которых размещены в текстах лекций.
В результате освоения материала курса лекций «Основы тренинговой работы» студенты будут:
знать
основные подходы к определению понятия «психологический тренинг», отличия психологического тренинга от других методов практической работы психолога,
сущность, характеристики, виды, стадии развития тренинговой группы,
цели, задачи, направления, принципы, методы, этапы организации и проведения психологического тренинга, методы оценки его эффективности, требования к разработке и описанию программы,
особенности организации психологических тренингов с детьми и подростками, их родителями.
уметь
определять проблемы, для решения которых целесообразно использовать тренинг с детьми и подростками,
разрабатывать психологический тренинг, оформлять и представлять его программу, проводить тренинговые занятия с детьми, подростками, молодежью,
выбирать и применять методы оценки эффективности психологического тренинга.
владеть
методическими основаниями подготовки программы психологического тренинга и проведения тренингового занятия,
требованиями к оформлению программы тренинга,
анализом программы психологического тренинга и тренингового занятия.
Поделитесь с Вашими друзьями: |