Критерии оценки качества образовательного процесса в ГОУ средняя общеобразовательная
«Школа здоровья» № 97
Показатели качества
|
Критерии качества и оценка результативности
|
Критерии
|
Баллы
|
Соответствие и согласованность миссии школы, целей, задач ОУ программы развития и реальной картины
|
Обоснованность целей и задач:
-
Учет особенностей контингента учащихся, в котором учтены часто болеющие дети.
-
Необходимость сформировать компетентностную модель выпускника, включающую комплекс качеств, умений и ценностей, направленных на осознанное сохранение здоровья в соответствии с социальным заказом.
-
Форму участия учащихся, родителей, представителей города и педагогического коллектива в разработке миссии, целей и задач образовательного учреждения как школы здоровья.
|
0-5
|
Механизм реализации концепции ОУ как «Школы развития успешности».
|
Концепция ОУ реализуется через включения в механизм осуществления приоритетных направлений деятельности:
-
Формирование физически, нравственно и духовно здоровой личности.
-
Развитие творческих способностей школьника.
-
Формирование творческого коллектива
учителей с высоким инновационным потенциалом.
-
Оптимальная организация учебного процесса в школе.
-
Совершенствование воспитательной работы.
6. Совершенствование системы управления.
|
0-6
|
Пути и средства реализации задач образования и воспитания учащихся в контексте функционирования «Школы развития успешности»
| -
Актуализация гуманитарных функций образования путем выделения ценностно-смыслового аспекта изучаемых учебных дисциплин.
-
Интеграция учебной деятельности и дополнительного образования в культурно-воспитательном пространстве школы и в индивидуальном опыте учащихся.
-
Активное стимулирование учащихся в овладении способами самореализации в учебной, творческой, досуговой деятельности.
-
Широкое использование технологий личностно-ориентированного образования и воспитания, усиление их индивидуально - развивающих и гуманитарных функций.
-
Активизация связей школы и семьи в культурно-воспитательном пространстве школы и округа.
-
Стимулирование и поддержка педагогического творчества учителей.
|
0-6
|
Механизм реализации модели «Школы здоровья»
|
Организационно-правовое обеспечение ОУ – «школы здоровья».
Организационно-управленческая деятельность по реализации модели «Школы здоровья».
Особенности мониторинга образовательного учреждения – «Школы здоровья».
Особенности материально- технической базы образовательного учреждения – «Школы здоровья».
Особенности кадрового обеспечения «Школы здоровья».
Особенности содержания образовательной деятельности образовательного учреждения – «Школы здоровья».
Особенности организации воспитательного процесса по формированию «культуры здоровья» как одной из приоритетных составляющих системы личных ценностей.
Спортивно – оздоровительные мероприятия.
Экспериментальная и инновационная деятельность.
Организация питания.
|
0-3
за каждую позицию
|
Механизм реализации модели профильной школы
|
|
|
Механизм реализации модели гуманизации образования
|
|
|
Достижения и успешность учащихся
Ценности, преобладающие в детских коллективах, ответственность за учебу и поведение, состояние здоровья, отношения детей в классе, их поведение вне школы.
Показатели: смыслы и ценности, преобладающие в детских коллективах, отзывы окружающих о нравственном облике учащихся, проявление детьми заботливого отношения к окружающим, социально значимая деятельность и гражданская активность.
|
В коллективах учащихся доминируют нравственные ценности и гуманные отношения к друг другу и старшим, характерны ответственность за свои поступки и заботливое отношение к окружающим,
В детских коллективах школы преобладают нравственная атмосфера и социальная направленность видов деятельности.
Объединения учащихся в школе носят аморфный, неустойчивый характер, без ярко выраженных социальных целей, превалирует общение развлекательного характера.
В школе немало учащихся «группы риска», нередко с асоциальной направленностью, склонных к жестким методам самореализации, к подавлению самостоятельности других детей.
|
4
3
2
1
|
Уровень усвоения учащимися программного материала (образовательного стандарта).
Показатели: количество учащихся с высоким, средним и низким уровнями усвоения образовательного стандарта (программы), обеспечение педагогическим коллективом динамики продвижения всех групп учащихся в течение учебного года.
|
Тестовые (контрольные) задания выполнили:
не менее 90-100% учащихся;
70-90% учащихся;
40-70% учащихся;
менее 40% учащихся.
|
4
3
2
1
|
Положительная мотивация учения, познавательная самостоятельность учащихся.
Показатели: положительные мотивы с преобладанием интереса и ответственности, организованность, дисциплина, владение основными учебными умениями и навыками самоконтроля
|
Ведущими мотивами у большинства учащихся являются познавательные интересы, привычка к ответственной работе, жизненные планы, сознательность, волевой контроль.
Преобладают мотивы интереса, ответственности, характерны связь учебы с жизненными планами, самодисциплина; однако для некоторых детей мотив — внешнее понуждение, избегание неприятностей.
Ведущими мотивами школьников являются внешнее принуждение, избегание неприятностей, приспособление к обстоятельствам.
Большинство учащихся побуждаются к работе посредством контроля со стороны, внешними по отношению к учебе стимулами.
|
4
3
2
1
|
Количественная оценка учебных достижений учащихся:
|
Количество учащихся, превысивших образовательный стандарт под влиянием специальной системы работы.
Исходное состояние учащихся и динамика их успешности на протяжении нескольких лет.
Уровень самостоятельности и продуктивности учащихся в организуемой учителями учебной деятельности.
|
0-3
0-3
0-3
|
Общекультурное развитие детей
|
Интерес к различным сферам культуры (техника, музыка, живопись, спорт и т. п.)
Достижения в этих областях.
|
0-3
0-5
|
Управленческий менеджмент
Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов.
Показатели: дифференцированный подход к учителям, умение вовлекать их в работу по профессиональному самосовершенствованию, организация активных и увлекательных форм такой работы.
|
Функционирует дифференцированная система психологической и методической поддержки учителей, работающих над развитием своего творческого потенциала
Имеет место интересная и полезная для большинства учителей методическая работа, хотя преобладают массовые, недостаточно дифференцированные ее формы.
Методические мероприятия и оценка их результативности выполняются формально.
Методическая работа подменяется контролирующими акциями навязыванием стереотипов, что наносит в ряде случаев ущерб профессиональному развитию и психологическому самочувствию учителей.
|
4
3
2
1
|
Оценивание руководителями школы результатов свое деятельности и своевременное исправление допущенных просчетов
Показатели: умение увидеть свою работу «со стороны», терпимость критике, демократический стиль, конструктивная реакция на ошибки
|
Открытое, коллегиальное, критическое обсуждение управленческих решений и исправление их нежелательных последствий, делегирование полномочий.
Администрация умело использует педагогические советы и управленческие совещания для решения текущих проблем, но не может привлечь коллектив для выработки стратегической линии развития коллектива.
Преобладает единоначалие в руководстве, администрация не замечает своих просчетов, не одобряется критика в процессе принятия и исполнения решений.
Администрация не владеет рефлексивными умениями, не может адекватно оценить свои действия «со стороны», не пользуется коллективным методом руководства.
|
4
3
2
1
|
Учебный план.
Состояние учебного плана и рабочих программ предметных областей.
|
Учебный план школы и программы предметных областей учитывают федеральные требования, опыт планирования учебного процесса лучшими школами, обоснован внутришкольный компонент, учащимся представляется право выбора индивидуальных образовательных маршрутов, в «пояснительных записках» раскрываются воспитательные возможности предметов и условия их реализации.
Учебный план отражает федеральные требования, но на изучение запросов учащихся и родителей базируется в меньшей мере, в образовательных областях упущены отдельные темы
Учебный план не обеспечивает достаточную наполняемость некоторых образовательных областей, что обусловливает отступления от некоторых федеральных требований (стандартов), не выражен «школьный компонент», слабо представлены вариативность, уровни.
Учебный план не отражает «лицо школы», отсутствуют элективные курсы, в рабочих программах упущены существенные темы и понятия, не реализована возможность разноуровневого усвоения материала.
|
4
3
2
1
|
Отражение в учебном плане и в предметных программах основных компетентностей выпускника школы, представленных в национальной доктрине образования.
Показатели: ориентация на самостоятельную работу с различными источниками информации; коммуникативные навыки, в том числе владение информационными технологиями и иностранным языком; навыки гражданского и «культурного» поведения; навыки безопасного поведения и ориентировки в мире техники; способность к рефлексии и сотрудничеству; здоровый образ жизни.
|
Система целей изучения образовательных областей, изложенная в учебном плане, отражает компетентности выпускника школы, представленные в программе модернизации образования; выделены работа с одаренными детьми и коррекционные маршруты.
В учебном плане и предметных программах не упоминаются некоторые важные компетентности, связанные, прежде всего с гуманитарной личностной сферой воспитанников; реализуются традиционные формы дифференциации обучения (факультативы, коррекционные программы и т. п.).
При составлении учебного плана и рабочих программ не учитывался современный компетентностный подход, и превалируют традиционные «цели и задачи», выбор «образовательного маршрута» не предусмотрен.
Цели учебного плана сформулированы формально, не соотнесены с реальными возможностями материала, слабо отражают современную миссию школы, связанную с воспитанием компетентного человека.
|
4
3
2
1
|
Кадровое и методическое обеспечение учебного плана.
Показатели: наличие кадров, их квалификация, соответствие функциональным обязанностям, возможность оказания дополнительных образовательных услуг, методическое обеспечение, наличие учебно-методического комплекта (УМК).
|
В школе работают квалифицированные учителя, а также привлекаются специалисты из сферы науки и культуры для ведения элективных курсов, имеются необходимые дидактические материалы и программные средства.
Школа обеспечена квалифицированными кадрами, есть необходимая учебная база, хотя УМК и информационные продукты имеются лишь для некоторых образовательных областей.
Имеются проблемы с наличием современно подготовленных педагогических кадров, не все дисциплины обеспечены учебными пособиями в полном объеме.
Ряд дисциплин «закрывают» учителя без специальной подготовки в данной области, нехватка учебных пособий, компьютеры в учебном процессе не применяются.
|
4
3
2
1
|
Квалификация команды.
Преобладающие ценности педагогического коллектива.
|
Духовно-нравственная проблематика в содержании профессионального и межличностного общения учителей, направленность на интересы развития ребенка при обсуждении различных ситуаций школьной жизни, поддержка детской индивидуальности, целостное изучение личности воспитанников — элемент педагогической системы всех учителей школы.
Учет возможностей развития личности учащегося при планировании и оценке результативности своей деятельности большинством учителей школы.
Ориентация на личность для большинства учителей лишь формально проговариваемый («знаемый»), а не реально действующий мотив профессиональной деятельности.
Личностные проявления детей специально не изучаются и не поддерживаются педагогами.
|
4
3
2
1
|
Профессиональная компетентность учителей.
Показатели: владение учебным предметом и современными методами преподавания; умение рефлексировать основания своей деятельности, причины успехов и неудач; стабильность в достижении результатов независимо от состава учеников и других факторов; вовлечение учащихся в учение, организация самостоятельного исследовательского поиска в процессе «добывания» знания, связь обучения с личностным опытом детей, воздействие на эмоционально-нравственную сферу учащихся, побуждение их к самовоспитанию.
|
Большинство учителей в совершенстве владеют преподаваемыми предметами, имеют проверенную на собственном опыте систему преподавания учебного предмета; вовлекают учащихся в учебу, постоянно отслеживают реальное продвижение, успехи и неудачи учащихся; вносят коррективы в работу.
В школе преобладают учителя, достигающие высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, умеющие связывать преподаваемый предмет с развитием личности ребенка, имеющие, однако, некоторые затруднения в организации самостоятельной учебной и внеклассной деятельности учащихся.
Знания учебного предмета многими учителями не пополняются, большинство учителей не могут проконтролировать состояние и успешность усвоения детьми их предмета, не осознают степень эффективности своей работы и не могут внести в нее нужные коррективы, воспитательный аспект образования сводится к поддерживанию порядка и дисциплины.
Большинство учителей неуверенно владеют фактическим материалом предмета и типовыми элементами методики преподавания, занимают позицию формальных «урокодателей», не могут объяснить и устранить причины слабых знаний учащихся, вовлечь их в учебу.
|
4
3
2
1
|
Сотрудничество учителей школы, ориентация на совместные достижения.
Показатели: отношение учителей к сотрудничеству, к успехам и неудачам коллег; традиции обсуждения уроков, школьных дел и обмена опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами учителей.
|
Большинство учителей испытывают удовлетворение при взаимодействии с коллегами, содействуют успеху друг друга, в школе утвердились организационные формы обмена достижениями, коллектив представляет собой слаженную команду.
Учителя тяготеют к сотрудничеству, испытывают дефицит общения, в школе имеются, но недостаточно развиты формы совместной педагогической деятельности и обмена опытом.
Учителя привыкли работать в одиночку, «вариться в собственном соку», отсутствует профессиональное взаимодействие, коллективная ответственность за результаты.
В школе имеет место соперничество, не всегда здоровая конкуренция, есть случаи противодействия новаторскому поиску коллег, действия учителей несогласованны и подчас противоречат друг другу
|
4
3
2
1
|
Психологический климат
Стиль отношений в школьном коллективе.
Показатели: стилевые характеристики отношения учителей и воспитанников (диалогичность, эмпатийность, конгруэнтность и др.); восприятие чужих ошибок; настрой на поддержку, успех.
.
|
В отношениях учителей доминируют коммуникабельность, толерантность, преобладает атмосфера нравственности и открытости при решении производственных и межличностных проблем
Редкие конфликты преодолеваются, не нарушая общей дружеской атмосферы школы.
Время от времени возникают напряженные ситуации, имеются устойчивые антагонизмы между отдельными учителями.
Преобладают нетерпимость к новому, недоверие к творческим предложениям и росту коллег.
|
4
3
2
1
|
Поддержка инициатив и новаторства учителей и самостоятельности учащихся.
Показатели: стремление разобраться в предложениях и инициативах коллег, поддержка и терпимость к неудачам друг друга, желание применить лучшие находки в собственной практике.
|
Интерес к новаторским предложениям, практическая и психологическая поддержка учителей, выступающих с продуктивными идеями и технологиями.
Прагматический подход к инновациям, ожидание от них быстрого результата, сдержанная позиция в отношении самостоятельного применения новшеств.
У большинства учителей преобладают безынициативность, желание оставить нетронутым прежний опыт, избегание его критического анализа.
В школе доминирует негативное отношение к педагогическому творчеству, к учителям, пытающимся усовершенствовать традиционные способы обучения.
|
4
3
2
1
|
Ресурсы развития
Материально-технические ресурсы школы.
Показатели: наличие помещений для дополнительного образования; наполняемость школы и сменность занятий; наличие библиотеки, столовой, компьютерного оборудования, спортивных сооружений
|
Экологическая ситуация вокруг и внутри школы благоприятна, занятия проводятся в одну смену, размеры учебных помещений, освещение и мебель соответствуют количеству и возрасту учащихся, имеются компьютерные классы, применяются НИТ и ТСО, библиотека и полный комплект учебных пособий, помещения для дополнительного образования.
Экология школы, сменность учебных занятий, размеры учебных рекреаций, обеспеченность учебным оборудованием соответствуют нормам, компьютер используется лишь как предмет изучения, ИТ не применяются.
Занятия проводятся в две смены, возможности для дополнительного образования отсутствуют, компьютеры и ТСО сильно устаревших моделей, имеет место недокомплект учебных пособий.
Школа расположена в экологически напряженном микрорайоне, занятия проводятся в две-три смены, отдельные классы перегружены, обеспеченность помещениями и учебным оборудованием не отвечает нормам обучения.
|
4
3
2
1
|
Кадровая и методическая обеспеченность школы
Показатели: представленность различных поколений педагогов в коллективе школы, отношения между ними; наличие учителей-энтузиастов со своими планами и творческими замыслами; настрой коллектива на развитие, выдвижение и решение все более сложных задач.
|
Динамика квалификационного развития большинства учителей высокая.
Лидерами являются опытные учителя, охотно поддерживающие молодежь; идея развития творческой индивидуальности каждого учителя приобрела форму бесконфликтного творческого состязания.
Недостаточно перспективных учителей, способных к продуцированию творческих педагогических технологий, внедрение нового встречает серьезные барьеры и редко приводит к планируемым результатам.
Учителя выполняют лишь строго обозначенные функциональные обязанности и не выходят за их рамки, способные учителя и молодые кадры под прессингом профессиональной «дедовщины» нередко покидают школу.
|
4
3
2
1
|
Ресурсы сохранения и поддержания здоровья детей.
Показатели: оптимальность учебной нагрузки; наличие проблематики здоровья в методической работе учителей и администрации школы; применение здоровьесберегающих педагогических технологий; медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся, профилактические мероприятия.
|
В школе развита физическая культура, осуществляется методическая работа с учителями по проблемам здоровьесберегающих образовательных технологий, проводятся постоянный медицинский контроль и профилактика, занятия с учащимися всех классов по проблемам культуры здоровья.
Физической культурой увлечены почти все учащиеся школы, учителя в большинстве случаев соблюдают нормы учебной нагрузки, режима питания и отдыха учащихся, хотя не все дети и родители осознают значимость здоровьеохранных мероприятий.
Физкультура — непопулярный учебный предмет и сфера деятельности, отсутствуют квалифицированные кадры в этой области, имеет место перегрузка учащихся дополнительными заданиями, врачебный контроль ведется лишь по инициативе внешних организаций, в школе много больных детей.
К спорту и физкультуре школьники равнодушны, распространены факты курения, употребления алкоголя на территории школы, а также случаи употребления наркотиков, нездоровых отношений между подростками.
|
4
3
2
1
|
Пояснение.
Мы предполагаем, что данная система оценки результативности УВП и уровня продвижения в реализации программы развития могут служить экспертной картой для проведения самоанализа деятельности школы, самоаудита. Данная система критериев может служить инструментом для внутренней аттестации, сбора аналитических результатов, представить достаточно целостную картину жизнедеятельности школы по ключевым критериальным направлениям. Бальная шкала оценки позволит быстро определить реальный уровень достигнутого в реализации программы. С помощью системы критериев можно оценить не только «результативные» показатели, но и общие развивающие возможности школы, оценить устойчивость школы по отношению к внешним негативным факторам, ее способность добиваться стабильно высоких результатов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |