2015г. Одним из направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)в учебно-воспитательном процессе в дошкольной образовательной организации – это одно из направлений инновационной деятельности в дошкольной педагогике.
По требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)для того, чтобы воспитать любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, физически развитого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. То есть использовать передовые компьютерные технологии в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста. Причём в этом возрасте необходимо учитывать, что это должны быть игровые технологии.
В настоящее время педагоги могут использовать информационно - коммуникационные технологии для создания, передачи и распространения информации. На помощь приходит компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет.
Актуальностьиспользования ИКТ в работе с дошкольниками обусловлена тем, что информационно-коммуникационные технологии значительно разнообразят воспитательно-образовательный процесс и большинству педагогов позволят проявить творчество и возможность поиска новых нетрадиционных эффективных форм и методов в работе с детьми.
Ведущими современными педагогами доказано, что 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые 7,5 лет. Если упустить возможности этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны.
Современные дети до 70% информации черпают вне образовательной организации из источников, не имеющих бумажных носителей. Изучив и проанализировав эту тему можно сделать следующие выводы:
Существует взаимозависимость медиаресурсов и образования.
Необходимо включать в образовательную деятельность ИКТ и пытаться управлять этим процессом.
Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе работы с детьми дошкольного возраста по вопросам коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю. Б. Зеленской, Т. К. Королевской, О. И. Кукушкиной, Л. Р. Лизуновой, И. А. Филатовой.
Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.
В своей работе я так же использую новейшие средства ИКТ. На сегодняшний день наш детский сад оснащён следующими средствами :
Компьютером, ноутбуком;
Мультимедийным проектором и интерактивной доской;
Принтером, сканером, копиром;
DVD плейером;
Фотоаппаратом;
Видеокамерой;
Жесткими накопителями информации , USB носителями
Магнитолой, CD-проигрывателями
Все эти технические средства являются предпосылкой для изучения и применения ИКТ в образовательном процессе.
Цель моей работы: эффективное применение средств ИКТ для преодоления нарушений речи воспитанников детского сада.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
Выявить материал, требующий конкретной подачи (анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем);
Подобрать и создать информационные продукты (отбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта)
Применить информационные продукты во фронтальной и в индивидуальной коррекционной работе с детьми;
Провести мониторинг эффективности использования ИКТ изучить динамику коррекционного воздействия, оценить результаты работы;
Определить оптимальные для дошкольного возраста формы и методы работы с ИКТ.
Познакомить родителей с развивающими и обучающими программами для детей дошкольного возраста с применением компьютерных технологий.
Проведен анализ планирования образовательно-воспитательной работы ДОО на год, выделены темы, требующие или создания мультимедийных пособий или покупки лицензионных программ;
Тщательно проанализированы готовые обучающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста. В основном это лицензионные программы ведущих российских фирм-издателей компьютерных игр таких как «Бука», «1С», «Акелла», «Новый диск», «Би Смарт».
Приобретены для работы с дошкольниками следующие обучающие компьютерные программы «Логопедические упражнения», «Игродром».
Самостоятельно создан в программе MS Power Point комплект презентаций по многим лексическим темам .
Определены формы и методы работы с ИКТ в коррекционно-логопедических занятиях.
Разработано календарное планирование с использованием средств ИКТ.
Ежедневно проводится логопедическая работа с применением ИКТ.
Формы работы с ИКТ на логопедических занятиях:
Презентации
Мультимедийные презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя).
Занятия в игровой форме с использованием компьютерных игровых средств.
Виртуальные экскурсии на базе ресурсов глобальной сети
Фильмы
Видеофильмы дают возможность представить информацию, события, факты наглядно, в их последовательности и развитии, что соответствует особенностям восприятия и мышления дошкольника:
учебно-игровые и развивающие компьютерные программы (игры).
Раскрытие примерного содержания игровой программы и определение способов решения поставленной в игре задачи.
Закрепление знаний в продуктивных видах деятельности и в игровой деятельности.
В ходе работы были выявлены необходимые требования к применению средств ИКТна логопедических занятиях:
узнаваемость наглядности;
динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
продуманный алгоритм видеоряда изображений;
оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают обучающихся, не дают сосредоточиться на главном.
Результаты.
Выявлена несомненная эффективность применения ИКТ на логопедических занятиях.
Использование ИКТ:
делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, предоставляет информацию в привлекательной форме;
Создаёт условия для контроля своих действий и оценки результатов;
Развивает произвольную моторику пальцев рук;
Формирует координацию деятельности зрительного и моторного анализаторов;
Реализует личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
Привлекает пассивных детей к активной деятельности;
Создаёт положительный эмоциональный настрой у детей;
Формирует информационную культуру у детей;
Активизируют познавательный интерес;
Стимулирует формирование мыслительных процессов ребенка, произвольной памяти и внимания;
Развивает в дошкольнике такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
Дисциплинирует самого логопеда, формируют его интерес к работе;
Позволяет педагогу применять разнообразные формы и методы работы с ИКТ.
Перспективы работы:
дальнейшее использование средств ИКТ в логопедической практике
составление медиатеки для работы с детьми дошкольного возраста;
разработка рекомендаций для педагогов и родителей по использованию ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
самообразование по данной теме
внедрение программы по диагностике речи детей
Выводы:
ИКТ являются важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.
В детском саду могут использоваться такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.