Концепция предметной области «Технология» ВВЕДЕНИЕ Предметная область «Технология» является составной частью общего образования с 1993 года, когда ряд общеобразовательных предметов и направлений подготовки школьников были концептуально и
организационно объединены в образовательную область «Технологию», включающую технический труд, обслуживающий труд, сельскохозяйственный труд и черчение. С этого времени «Технология» стала выполнять важную в
культурологической парадигме содержания общего образования функцию – формирование технологической культуры личности.
Уровень технологической культуры населения в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий определяет кадровый потенциал экономики и производства страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке, интеллектуализацию человеческого капитала и наукоемких сфер деятельности, обеспечивает безопасность и культуру
организации производственных и иных технологических процессов.
Образовательные системы зарубежных стран, где предметная область
«Технология» играет важную роль в общем образовании как по значимости предмета, так и по объему содержания обучения (и часов, выделяемых на изучение предмета по учебному плану) – Великобритании, Франции, Германии, США, Израиля, Южной Кореи,
КНР и других, – позволяют формировать мощные человеческие ресурсы для профессионального образования и конкурентоспособного производства на мировом рынке.
Конкурентоспособность образовательных систем, которая является условием эффективного развития национальной экономики и производства, обороноспособности и национальной безопасности государства, реализуется в
мировой практике в двух направлениях: 1) повышение научной (академической) подготовки школьников, в первую очередь по естественным наукам и математике; 2) повышение уровня научно-технической грамотности (культуры) выпускников школы, позволяющий им не только эффективно использовать современные технологии на потребительском, персональном уровнях, но и обеспечивает успешное овладение современными техническими системами и технологическими процессами на профессиональной уровне, уровне проектирования и управления техникой и технологиями. Второе направление – это в
широком смысле технологическое (политехническое) образование молодежи, одним из компонентов которого в общем образовании является предметная область «Технология».
В
современном понимании предметная область «Технология» рассматривается как: