Ключевые аспекты послания президента республики беларусь а. Г. Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию республики беларусь



Скачать 438.05 Kb.
страница1/4
Дата28.09.2017
Размер438.05 Kb.
  1   2   3   4

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г.ЛУКАШЕНКО БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 апреля 2015 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Тема Послания – «Мир и развитие».

В кратком вступлении Глава государства акцентировал внимание, что это Послание – актуализация проблем, которые необходимо решить в нынешнем году.

«Послание будет несколько своеобразным, актуальным и, конечно же, учитывающим все мероприятия, которые пройдут в течение этого года», – сказал Глава государства.

А.Г.Лукашенко обратил внимание, что в ближайшее время будут серьезно проанализированы события, связанные с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. «Слишком много инсинуаций, попытки переписать историю, обвинить нас в этой войне, что мы явились чуть ли не причиной. По этому вопросу будет сказано впредь немало», – отметил Президент.

Президент также напомнил о договоренности в течение года провести как минимум три совещания по важнейшим актуальным вопросам развития страны. В частности, совещания будут посвящены обсуждению проблем развития сельского хозяйства, сферы ЖКХ и образования. По всем этим направлениям были созданы соответствующие рабочие группы, которые серьезно проанализировали ситуацию и внесли предложения. А.Г.Лукашенко отметил, что на совещаниях будет подведен итог: было ли реформирование ошибочным или же верным.

Четвертая задача – формирование предвыборной программы Президента.

«Это будет краткое аккумулирование всех вопросов, которые мы решили, будет показан тот уровень, на который мы вышли, и, самое главное, поставлены задачи, которые власть обещает решить в предстоящее как минимум 5-летие, а может быть, и больше», – заявил А.Г.Лукашенко.

Глава государства отметил, что «ситуация в мире в последнее время меняется гораздо стремительнее, чем мы могли себе представить. Ну кто мог вообразить, что в соседней с нами Украине будут падать бомбы и рваться снаряды? Что в Европе вновь запахнет большой войной, и градус напряжения между великими державами вырастет до уровня холодной войны? И это уже никто не скрывает, в том числе и в этих великих державах».

А.Г.Лукашенко с сожалением заметил, что «кое-кто забыл уроки Великой Отечественной войны». «Эти уроки мог забыть кто угодно, но только не белорусы. Та война стоила нам миллионы жизней, и потому, несмотря на время, мы твердо знаем и помним – нет на земле ничего дороже, чем мир», – отметил Президент.

«Наша заслуга в том, что Беларусь остается островком мира, спокойствия и порядка».

Глава государства подчеркнул, что сегодня перед народом стоит задача сберечь величайшие ценности – мир, порядок и независимость Беларуси.

«Слава богу, что сегодня судьба нашей страны решается не на фронтах, не на площадях. Наше будущее определяется в другой, мирной сфере – в экономике. Но именно здесь нам приходится вести бои с крайне неблагоприятными внешними условиями, а также с собственными ленью, заблуждениями, безответственностью и непрофессионализмом», – считает белорусский лидер.

По мнению Президента, от добросовестного труда каждого, от точности и правильности решений власти сегодня зависит очень многое. «Не первый раз говорю: именно в экономике гарантия нашей независимости, залог мира и фундамент будущего. И именно экономика сегодня переживает не лучшие времена», – отметил он.

В Беларуси не будут отступать от правила прямого, откровенного разговора власти и народа.

«Мы всегда шли этим путем – путем прямого, откровенного разговора власти и народа. И впредь не будем отступать от этого правила», – подчеркнул Глава государства.

А.Г.Лукашенко напомнил, что в стране не так давно «успокоили» ситуацию на валютном рынке. Однако темпы роста экономики сократились, многие предприятия загружены продукцией, не находящей сбыта.

По словам Президента, в СМИ, обществе все чаще обсуждаются острые вопросы. В частности, почему остались невыполненными те обещания по средней зарплате в стране, которые власть публично давала людям, почему буксует промышленность, несмотря на значительную помощь государства и постоянное внимание на всех уровнях власти. «Но, главное, люди ждут ответа на ключевой вопрос: что будет дальше? Что будет с курсом рубля и ценами? Что будет с рабочими местами как на госпредприятиях, так и в частном секторе? Что нового предлагает власть в ответ на очевидные кризисные явления в нашей экономике и в экономике наших соседей?» – отметил Глава государства.

«Это сложные и часто неприятные вопросы, – признал А.Г.Лукашенко. – Легче всего было бы уйти от них и сделать вид, что ничего не происходит. Но по-настоящему сильная политика всегда основана на искренности. Честное признание проблемы – это половина ее решения».

1. ЭКОНОМИКА ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

А.Г.Лукашенко отметил, что причины возникшей сложной ситуации в экономике очевидны – это санкции против главного партнера Беларуси, падение цен на нефть, девальвация российского рубля, сужение российского рынка. Все это привело к естественному и резкому падению сбыта продукции на рынках ключевых партнеров Беларуси – России, Украины и Казахстана, всем постсоветском пространстве.



«Нет продаж – нет выручки у предприятий. В результате меньше валюты, налогов, денег в бюджете. Отсюда невозможность повышать зарплату, сокращается занятость людей. Эти внешние факторы нам неподвластны. Мы живем в глобальном мире, и у нас открытая экономика, – сказал Глава государства. – Проблемы соседей немедленно становятся нашими собственными. И это объективная сторона кризисных явлений».

Справочно.

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за I квартал текущего года валовой национальный продукт составил 98% от уровня соответствующего периода прошлого года при годовом задании 100,2–100,7%, индекс потребительских цен – 104,9% (не более 112%), производительность труда – 100,3% (101,5–102%). В январе–феврале 2015 г. экспорт товаров и услуг составил 76,4% от объема за январь–февраль 2014 г. (прогноз 96–96,4%), реальные располагаемые денежные доходы населения – 97% (101,1–101,5%).

В Гродненской области объем валового регионального продукта в январе-марте 2015 года составил 14,9 трлн. рублей или 99,1 % к январю-марту 2014 года, в том числе по видам деятельности: промышленность – 93,7 %, строительство – 113,4 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 103,2 %, торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 102,6%, транспорт и связь – 94,3 %.

В целом по области произведено промышленной продукции на сумму 18,2 трлн. рублей. Индекс физического объема по набору товаров-представителей составил 93,8 %, в том числе обрабатывающая промышленность – 93,9 % (удельный вес в общем объеме производства – 87,3 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 94,0% (12,4 %), горнодобывающая промышленность – 73,5 % (0,3 %).

На 1 апреля 2015 года на складах промышленных предприятий области находилось готовой продукции на сумму 4 820,1 млрд. рублей, удельный вес запасов в среднемесячном объеме производства составил 94,2%.

Запасы готовой продукции по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, составили 2 293,6 млрд. рублей (47,6% запасов области), или 83,8% среднемесячного объема производства.

По организациям, подчиненным местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам, складские запасы составили 1 215,6 млрд. рублей (25,2% запасов области), или 73,3% среднемесячного объема производства при задании 51,0%. По предприятиям мясомолочной отрасли запасы составили 94,2% среднемесячного объема производства, при нормативе 53%.

Объем выполненных строительно-монтажных работ (по заказчикам) составил 3,1 трлн. рублей или 115% в сопоставимых ценах к январю-марту 2014 года.

Введено в эксплуатацию 146,5 тыс. кв. м. жилья, что составляет 20,9% годового задания. Для граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой, сдано в эксплуатацию 54,6 тыс. кв. м. общей площади, или 16,1 % от задания на год.

Для многодетных семей введено в эксплуатацию 15 квартир общей площадью 1,7 тыс. кв. метров, для сдачи в коммерческий наем – 7,7 тыс. кв. м. (122 квартиры).

Ввод в действие индивидуальных жилых домов населением составил 69,3 тыс. кв. м., или 47,3 % от общего ввода.

За 1 квартал 2015 года темп роста объема розничного товарооборота торговли через все каналы реализации составил 101,3 %. Открыто 74 торговых объекта с торговой площадью 5,9 тыс. кв. м (в т. ч. 3 магазина современного формата с торговой площадью 400 кв. м и более), 10 объектов общественного питания на 386 мест (из них 9 общедоступных объектов на 250 мест), в т. ч. за счет нового строительства 15 торговых объектов с торговой площадью 2,5 тыс. кв. м., 5 объектов общественного питания на 270 мест.

Руководители мясомолокоперерабатывающих предприятий области с визитами посетили Туркменистан, заключен договор на поставку колбасных изделий, прорабатывается вопрос по молочной группе товаров, города Калининград и Санкт-Петербург (масло, сыр, творог).

Объем экспорта на новые перспективные рынки в январе – марте 2015 г. составил 0,9 млн. долл. США (20,9% от годового задания), или 95,7 % к соответствующему периоду 2014 года.

В январе-марте 2015 г. объем внешней торговли услугами составил 39,2 млн. долл. США, что на 21,4% ниже уровня соответствующего периода 2014 года. За три месяца текущего года оказано услуг нерезидентам на сумму 27,5 млн. долл. США, или 82,7% к уровню января-марта 2014 г., импорт услуг сократился на 30% и сложился в размере 11,7 млн. долл. США, положительное значение торгового сальдо сложилось в размере 15,8 млн. долл. США.

Среди услуг наиболее востребованы иностранными партнерами транспортные услуги (доля в экспорте 66,9%), объем которых в январе-марте 2015 года составил 18,4 млн. долл. США и к уровню 3 месяцев 2014 года снизился на 6,5 млн. долл. США, или на 26,4%. В транспортных услугах 89,7% занимают услуги автомобильного транспорта. Из общего объема услуг автомобильного транспорта абсолютное большинство (99%) приходится на грузоперевозки. В связи с введением с августа 2014 года продовольственного эмбарго Россией в отношении стран Евросоюза снизился грузооборот, что отразилось на объеме транспортных услуг.

Объем инвестиций с основной капитал области за январь – март 2015 года составил 5,1 трлн. рублей. На приобретение машин, оборудования, транспортных средств использовано 1,4 трлн. рублей, или 28,1% от общего объема инвестиций.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» облисполкомом заключено 123 инвестиционных договора с общим объемом инвестиций 12,2 трлн. рублей, в том числе за январь-март 2015 года – 3 договора на 1,8 трлн. руб. Всего завершена реализация по 33 проектам на общую сумму 1 трлн. рублей, в том числе в 1 квартале 2015 года - 2 инвестиционных проекта на общую сумму 19 млрд. руб. В 1 квартале 2015 года заключены инвестиционные договоры на реализацию следующих инвестиционных проектов:

«Создание на территории Зельвенского района ветропарка по производству электроэнергии из альтернативных источников» ООО «Зилант» с объемом инвестиций 23 млрд. руб.;

«Создание на территории Слонимского района Гродненской области нового агропромышленного предприятия как единого технологического комплекса по растениеводству, животноводству и переработке сельскохозяйственной продукции» ИООО «Белдан» с объемом инвестиций 32 млн. евро;

«Строительство свиноводческого комплекса мощностью 2 520 свиноматок» ООО «Биоком» с объемом инвестиций 520,7 млрд. руб.

Объем инвестиций по реализуемым инвестиционным проектам в рамках заключенных инвестиционных договоров на 01.04.2015 составил 2,3 трлн. рублей.

За 1 квартал 2015 года (по данным ИМНС) в области произвело уплату налогов в бюджет 36 342 субъекта малого предпринимательства, в том числе микро- и малых организаций – 8 428, средних организаций – 201 и индивидуальных предпринимателей – 27 713.

В области функционируют 19 центров поддержки предпринимательства и 1 инкубатор малого предпринимательства. В 1 квартале 2015 года субъектами инфраструктуры оказаны услуги порядка 3 тыс. клиентам, проведено 15 семинаров, в которых приняло участие более 530 человек.

С целью изучения ситуации в предпринимательской среде в январе 2015 года проведен Совет по развитию предпринимательства при Гродненском облисполкоме. Дважды в год проводится организационно-информационная поддержка стартап-движения и конкурсы бизнес- и инновационных проектов для студентов учреждений образования и начинающих предпринимателей. Так, 28 марта 2015 г. в г. Гродно проведен 7-й Гродненский Инвест Уикенд. На конкурсе было представлено 13 бизнес-идей, приняло участие более 150 человек.

За январь-март 2015 года рентабельность продаж составила 6,2%, в том числе в промышленности – 7,4%, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 7,6%, строительстве – 7,7%. Получено 447,4 млрд. рублей чистой прибыли.

Количество убыточных организаций сократилось по сравнению с началом 2015 года на 63 организации и составило 167 (удельный вес убыточных организаций 19,9%).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь-март 2015 года увеличилась к уровню соответствующего периода 2014 года на 12% и составила 5484,4 тыс. рублей, в том числе в марте – 5722,8 тыс. рублей. Темп роста реальной заработной платы за 1 квартал 2015 года - 96%.

А.Г.Лукашенко обратил внимание, что за последние двадцать лет мировая экономика радикально изменилась и на смену индустриальной экономике идет экономика знаний и услуг. Он напомнил, что она уже стала основой в наиболее развитых государствах мира, таких как США, страны Евросоюза, Япония, Израиль, «азиатские тигры», курс на ее строительство взял и Китай, по праву имеющий статус «фабрики мира». «Перед нами стоит ровно такая же задача. И, видимо, надо признать, что мы запаздываем с ее решением», – отметил Глава государства.

Президент считает, что есть и еще одна причина проблем: качество и производительность труда, которые не всегда конкурентны.

«Давая четкие ответы на самые острые вопросы людей, сегодня мало сказать: мы удержим курс, сдержим цены и сохраним рабочие места. Гораздо важнее показать, как мы это сделаем», – подчеркнул белорусский лидер.



В Беларуси до конца года будут приняты важные решения в экономической политике для обеспечения новых факторов роста. «Это предложение нисколько не опровергает и не отвергает то, что сделано, и то, что мы сегодня делаем. Просто к тому, что мы делаем, надо добавить следующее».

Во-первых, эффективное управление экономикой.

Президент констатировал, что каждый должен заниматься своим делом и давать результат: Правительство – управлять экономикой в целом, министры – отраслями, губернаторы – регионами, директора – предприятиями. Министерства должны заняться отраслевым регулированием: совершенствовать законодательство, разрабатывать технологические стандарты, обеспечивать благоприятные условия для ведения бизнеса, равные права для всех форм собственности. При этом А.Г.Лукашенко подчеркнул, что главное лицо, которое отвечает за предприятие, – это директор.



Президент считает неприемлемым кабинетный стиль управления отраслями экономики.

«Еще раз хочу подчеркнуть: если кто-то в Правительстве хочет управлять из кабинета, глядя в окно на площадь, на чистоту вокруг Дома правительства, то это не тот подход. Да, Правительство в целом отвечает за экономику, но экономика (Правительство должно об этом помнить) делается прежде всего на предприятиях».

«Конкурентоспособность предприятий определяется эффективностью управления ими. Если мы оперативно не усовершенствуем свою систему управления государственными активами и предприятиями, то и дальше будем проигрывать в борьбе за рынки. И этот проигрыш будет только усугубляться», – отметил А.Г.Лукашенко. По его словам, Правительству необходимо внести пакет нормативных документов о разделении функций государства как собственника и как регулятора, а также о системе управления предприятиями с учетом современного мирового опыта.

«Все современные механизмы управления, которые используют наши конкуренты, должны быть внедрены у нас. Сегодня необходима ускоренная информатизация экономики, тем более что мы можем это делать», – отметил А.Г.Лукашенко. По его словам, современные информационные технологии – это не просто отрасль, это один из ключевых рычагов управления экономикой и обществом в целом.

Президент констатировал, что в Беларуси в последнее время быстро развивается сектор IT-индустрии, страна серьезно продвинулась в мировых рейтингах развития информационно-коммуникационных технологий. «По этому показателю мы уже опережаем все страны постсоветского пространства. Только системный характер информатизации обеспечит ее дальнейший успех», – уверен Глава государства.

По его словам, предприятие оказывается ненужным не только потому, что там слабое руководство или нерадивый коллектив – может устареть конкретный вид продукции, сузиться рынок или обнаружиться новое направление бизнеса, гораздо более выгодное по сравнению с прежним. «В этом случае выигрывает тот, кто первым сворачивает бесперспективное направление, борется за создание и создает новое направление, читай, продукцию на этом же предприятии с этим трудовым коллективом», – констатировал Президент.

Необходимо создать такие условия, чтобы рядом с закрывающимся предприятием возникло другое, более перспективное, с новыми рабочими местами и более высокой зарплатой. «Это решит и проблемы занятости, и будет только стабилизировать обстановку в трудовом коллективе и нашей стране», – заверил А.Г.Лукашенко.

Президент отметил, что быстрая реакция на изменившиеся условия – залог победы в конкурентной борьбе. В этой связи Глава государства поручил Правительству организовать работу по реструктуризации неплатежеспособных производств с привлечением инвесторов.



Второе совершенствование контроля за экономикой.

Для нового экономического рывка нужны инициатива, раскрепощенность, эмоциональный подъем, возможность идти на разумный риск, принимать оперативные решения.

В Беларуси в 2016 году введут мораторий на рост количества и ставок налогов.

«В следующем году мы вводим мораторий на рост количества и ставок налогов. Одновременно уберем излишний контроль за экономикой, резко сократим дублирование проверок. Надо ликвидировать ситуацию, когда правоохранительные и контролирующие органы, «наблюдающие» за каждым шагом директора, фактически берут на себя управление предприятием, не неся ответственности за результаты его работы», – отметил А.Г.Лукашенко. По его словам, необходимо сместить акценты контроля с текущей деятельности предприятия на конечные результаты – прибыль и рентабельность.

Президент поручил Правительству, Администрации Президента, Госсекретариату Совета безопасности и соответствующим специалистам внести проекты конкретных нормативных актов, раз и навсегда решающих эту проблему. «Чтобы больше никогда в обществе не было досужих разговоров о сверхконтроле за предприятиями и руководителями», – подчеркнул Глава государства.

Третье снижение инфляции.

«Макроэкономическая стабильность – это залог нормального бизнеса. Снижение инфляции для нас – приоритетная задача. Население беспокоит именно рост цен», – отметил А.Г.Лукашенко.

По его словам, основной путь стабилизации цен – сокращение себестоимости продукции и услуг, сокращение затрат с обязательным сохранением достигнутого уровня благосостояния населения. «Значит, предприятиям придется снижать затраты не за счет заработной платы людей, которую мы сегодня на отдельных предприятиях несвоевременно платим», – констатировал Президент.

А.Г.Лукашенко отметил, что высокая инфляция говорит о неэффективности использования денег. «Они должны давать отдачу. Тогда и процентные ставки будут низкими, и кредиты доступными», – подчеркнул Глава государства.

Президент поручил Правительству и Национальному банку уже в этом году выработать конкретную антиинфляционную программу.

Справочно.

С начала 2015 г. инфляция в Беларуси составила 4,9%, в том числе в марте по сравнению с февралем – 0,8%.

По заявлению Премьер-министра Республики Беларусь Кобякова А.В. (телеканал «Беларусь 1», 30 апреля), Правительство приступило к разработке антиинфляционной программы. При этом он отметил, что реализация такой программы требует ежедневной работы, ежедневного контроля: «Главная задача – достаточно жесткий денежно-кредитный инструмент. Деньги должны быть заработаны. Раздачи денег не будет».

Четвертое эффективность использования бюджетных средств.

Суть проста: не просите больше денег, по-хозяйски используйте то, что есть. Все жалобы на недостаток оборотных средств, инвестиций надо прекратить. Деньги в экономике есть. Но многие предприятия омертвили их в складских запасах, долгостроях, дебиторской задолженности. Вот здесь надо искать финансовые ресурсы!

Президент поручил принять необходимые решения по новому механизму оказания господдержки.

«В бюджетном процессе нужно перейти на выделение средств по программно-целевому методу. Как говорят экономисты, бюджетирование, ориентированное на результат», – отметил А.Г.Лукашенко.

По мнению Президента, государственная поддержка должна оказываться только на конкурсной основе, исключительно в ходе реализации госпрограмм, с равным доступом к ресурсам для организаций всех форм собственности.

Глава государства считает благоприятными конкурентные условия в белорусской экономике.

«Почему мы ноем, стонем и плачемся? У нас что, война сегодня идет? Мы ресурсы получаем по самой высокой цене? Я не хочу приводить расчеты, сколько мы экономим только на природном газе в связи с падением цены на нефть. У нас нормальная ситуация и нормальные условия. Но надо напрячься и решать проблемы. Не можешь решать – уходи», – сказал А.Г.Лукашенко.

Глава государства обратил внимание на ситуацию, когда бывшие руководители пытаются вернуться на работу в государственные органы в те сферы, где они некомпетентны. «В таких случаях есть свободные предприятия. Вот тебе предприятие – иди и работай, давай результат», – отметил Президент.

Пятое антимонопольная и конкурентная политика.

По словам А.Г.Лукашенко, ключевой задачей антимонопольной и конкурентной политики должно быть определение справедливых тарифов и цен. «Никакого сговора торговых сетей и взвинчивания цен! Внутренний потребительский рынок должен быть также надежно защищен от подделок, фальсификата и контрафактной продукции», – заявил Президент.

Только в 2014 году в страну было ввезено 6,2 тыс. аналогичных МАЗам автомобилей. «Встает вопрос – почему вы их завезли? Почему при наличии такого производства холодильников мы ввозим из-за рубежа? Чем хуже наш холодильник?» – сказал Президент.

А.Г.Лукашенко подчеркнул, что страны ЕАЭС сегодня всячески пытаются защитить свои внутренние рынки от ввоза иностранной продукции. При этом он выступил против искусственных запретов на импорт товаров и тому подобных мер. «Надо договариваться», – считает он.

«Надо признать, рост цен – это результат недостатка конкуренции. Государство должно развивать добросовестную конкуренцию. К сожалению, наша антимонопольная служба слаба, аморфна. Надо подумать, как нам усилить антимонопольную работу», – заявил А.Г.Лукашенко.

По его словам, антимонопольная служба должна координировать и регулировать процессы, подсказывать, но не вмешиваться в деятельность председателей облисполкомов и других.

Кроме того, А.Г.Лукашенко поручил тщательно выверить и выстроить новую тарифную политику в сфере естественных монополий – в энергетике, железнодорожной, авиационной, жилищно-коммунальной отраслях.


Каталог: uploads -> files
files -> Методические рекомендации к курсу психодиагностика для студентов специальности
files -> «Иммунопатологические процессы. Иммунодефицитные состояния. Амилоидоз. Морфология нарушений иммуногенеза»
files -> «Иммунопатологические процессы. Иммунодефицитные состояния. Амилоидоз. Морфология нарушений иммуногенеза»
files -> Клиническая психология
files -> Вопросы к экзамену по нервным болезням, нейрохирургии и медицинской генетике для студентов лечебного факультета
files -> Клинические рекомендации

Скачать 438.05 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница