Классный час для учащихся 7-8 классов романова наталия григорьевна учитель истории



Скачать 196.14 Kb.
Дата29.04.2016
Размер196.14 Kb.
ТипКлассный час
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

АДМИНИСТРАЦИИ МОРГАУШСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЯТРАКАСИСНКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА: НАША НОВАЯ ШКОЛА



КЛАССНЫЙ ЧАС

для учащихся 7-8 классов






РОМАНОВА НАТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ



2010


Без березы не мыслю России

Цели.

  • Ознакомление с творчеством русских и советских художников и поэтов, посвященных России, родине, символу страны нашей – березе.

  • Развитие творческой и познавательной активности учащихся в ходе выполнения конкурсных заданий.

  • Развитие навыков и умений поиска нужной информации.

  • Развитие навыков и умений публичного выступления.

  • Воспитание патриотизма на примере художественных произведений.

  • Воспитание чувства прекрасного, умения увидеть красоту в обыденном, бережного отношения ко всему, что нас окружает.

Подготовка.

  • Подготовка начинается за неделю до классного часа.

  • Объявляются конкурсы:

  • - чтецов стихотворений о Родине, России, русской березе

  • - плакатов о русской березе, Родине

  • - синквейнов.

  • Подготовка экскурсоводов, чтецов, ведущих из числа учеников.

Необходимые материалы и оборудование.

  • Слайды мультимедиа презентации репродукций картин художников ( Саврасов «Грачи прилетели», Остроухов «Первая зелень», Бакшеев «Голубая весна», Куинджи «Березовая роща», Пластов «Сенокос», Левитан «Березовая роща», «Золотая осень»).

  • Песни: С чего начинается Родина?, Березовый сок, Отговорила роща золотая

  • Кроссворд «Березовая Русь».

  • Березовый сок и разовые стаканы.

  • Грамоты и призы для победителей и активных участников.

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

Ход мероприятия.

  • Экскурсия «Свет родных берез» - мультимедиа презентация картин русских художников.

  • Конкурс чтецов «Русь моя! Люблю твои березы!».

  • Подведение итогов «Я себя не мыслю без России, без ее берез и тополей».

Интеграция школьных предметов:

  • Изобразительное искусство;

  • История;

  • Музыка;

  • Русская литература.



Приложение.

Распечатка слайдов презентации.

1.Экскурсия. Выставка репродукций картин русских художников «Свет родных берез».



Мультимедиа - презентация репродукций картин великих русских художников.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.


Чтец:

С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берез

С их царства сквозного, молочного

И с пухлых ребячьих грез.

Учитель: Березы…ими можно любоваться бесконечно, трудно даже сказать, когда они бывают красивее – весной или летом, осенью или зимой? Березам одинаково идет и алмазный зимний убор, и золотая парча осени. А как хороши они весной в зеленом наряде! Свет, излучаемый березами, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян дерева более любимого и прекрасного, чем белая береза. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Перед вами сейчас предстанут картины русской природы – поля, перелески, березовые рощи.

Экскурсовод: Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов, Остроухов и Бакшеев и многие другие.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). «Грачи прилетели». (1871)

Писатель В.М. Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда мы смотрим на это полотно, то испытываем до боли пронизывающее нас чувство слитности со своим Отечеством. И веселая звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта картина рождает любовь к России, Родине.



Чтец:

Русь моя! Люблю твои березы!

С первых лет я с ним жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез. (Н. Рубцов).

Экскурсовод: Остроухов Илья Семенович (1858-1929). «Первая зелень».

Оживающий весенний лес. Молодые березки начинают покрываться нежными клейкими листьями. Река после половодья вошла в свое русло. Гладкая поверхность воды отражает голые стволы деревьев. Земля постепенно одевается в яркий наряд. Природа просыпается, ощущая тепло и солнце.



Чтец:

Пеной рос заря туманится,

Словно голубь очей невестиных.

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.



На березки в роще теневой

Серьги звонкие повесила

И с рассветом в сад сиреневый

Мотыльком порхнула весело.



(С. Есенин)

Экскурсовод: Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). «Голубая весна».

Сам автор о своей картине говорит так: «Весна. Нигде нет снега, земля просохла. Все наполнено теплом, душистым воздухом. Кое-где пробивается зеленая трава. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные – с распустившимися почками – верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени о деревьев тянутся, переплетаются друг с другом по влажной земле. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!».



Чтец:

Спелый цвет косы березовой,

Да узорный поясок…

Вышла ты девчонкой босою

На высокий бережок.



В небе зори занимаются

Все алее да ясней…

Ах, какая раскрасавица

Ты, Россия, по весне!



(Э. Михайлов)

Экскурсовод: Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). «Майский вечер». (1905).

Весна в самом разгаре. Белоствольные березки надели изумрудный свой наряд. Они весело перешептываются своими молодыми зелеными листочками. Так и хочется присесть в тени молоденьких берез и отдохнуть от трудов весенних, пропитаться свежей силой, исходящей от берез. Шелестят листочки, напевают тихо весеннюю песню.



Чтец:

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.



От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.



Хорошо и тепло,

Как зимой у печки

И березы стоят,

Как большие свечки.

(С. Есенин).


Экскурсовод: Куинджи Архип Иванович (1841-1910). «Березовая роща». (1879).

Перед этой картиной испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые. Тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками. Утомленному береза обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А. Фета: «И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной!»



Чтец:

Ты до того, березонька, красива!

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Экскурсовод: Пластов Аркадий Александрович (1893-1972). «Сенокос». (1945).

Эта картина блистает яркостью красок. В ней выражена щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Белые стволы берез, их изумрудные листья, буйные заросли полевых цветов и трав превращают картину в живописный красочный ковер.



Чтец:

Россия, сторонка веселая,

Дорогой бежит проселочной,

Тонкой березой качается,

В светлых дождях купается.

Экскурсовод: Левитан Исаак Ильич (1860-1900). «Березовая роща». (1889).

Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушным никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.



Чтец:

На полянке, на пригорке

Под окном, среди полей

Белокурые березки – символ

Родины моей,

Ты так мила мне,

До любой росинки,



В твоих просторах

Дремлет тишина,

Березовая, русская Россия,

Ромашковая, добрая страна.



Экскурсовод: Левитан Исаак Ильич (1860-1900). «Золотая осень». (1895).

А на этой картине перед нами предстает вся красота золотой осени. Березка примерила на недолгое время золотую парчу осени. Ярко-желтая листва устилает землю. Весел и пестр наряд осени. Перед долгой зимой природа радует нас очаровательной красотой. Совсем скоро наступят заунывные холодные дождливые осенние дни. А пока глаз радуется, глядя на желтый ковер осени.



Чтец:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой


Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.


(И. Бунин).

Экскурсовод: Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). «Февральская лазурь». (1904).

Вот как вспоминал сам художник о том, как он писал эту картину: «Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей…Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося предо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».



Чтец:

Серебро, огни и блестки

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера…



Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!



(В. Брюсов)

Учитель: Вот мы с вами познакомились с картинами русских художников, послушали замечательные стихи поэтов. А теперь, внимание, задание - кроссворд «Березовая Русь». Те, кто отгадает кроссворд правильно и быстро, получат призы.

Звучит песня «С чего начинается Родина?»



Кроссворд «Березовая Русь».

























1

Б

У

Н

И

Н


































2

1

Е

Т





































3

3

А

Т

Р

И

О

Т





































4

Л

Е

Р

М

О

Н

Т

О

В
















5

Б

Е

Р

Е

З

А


































6

М

А

Й

К

О

В








































7

Л

Е

В

И

Т

А

Н































8

П

Л

А

С

Т

О

В




























9

И

Л

Ь

Я



























































































1

0

С

А

В

Р

А

С

О

В































1

1

К

У

И

Н

Д

Ж

И




























1

2

Е

С

Е

Н

И

Н






















1

3

О

С

Е

Н

Ь

























1. Кто автор строк «…Березы желтою резьбой, блестят в лазури голубой…»?

2. Русский поэт, автор строк «Печальная береза у моего окна, и прихотью мороза разубрана она…»

3. Человек, который любит свою Родину.

4. Русский поэт начала 19 века, автор строк «Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез».

5. Название стихотворения С. А. Есенина.

6. Кто автор строк «Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер устлал дорогу…»

7. К.Г. Паустовский писал: «Картины (…) требуют медленного рассматривания…Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам…». Кто он – мастер спокойных и тихих пейзажей – « Над вечным покоем», «Вечерний звон», «Березовая роща» и др.?

8. Автор картин «Ужин тракториста», «Сенокос».

9. Имя художника Остроухова, автора картины «Первая зелень».

10. В.М. Гаршин назвал его картину «Грачи прилетели» «Чувство Родины».

11. Мастер живописной игры света и воздуха, автор картины «Березовая роща».

12. Автор строк «Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка.

Что загляделась в пруд?»

13.Картина художника И.И. Левитана «Золотая (…)».

2. Конкурс чтецов стихотворений «Русь моя! Люблю твои березы!»



Звучит песня «Березовый сок».

Чтец:

Как часто пьянея

От свежего дня,

Я шел наугад

По весенним протокам,

И Родина щедро поила меня

Березовым соком, березовым соком.

Учитель: Сколько песен о березе сложено, сколько стихов написано о белоствольных русских красавицах – и все мало! У каждого человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова. Сегодня мы услышим замечательные произведения русских поэтов, посвященные березе, Родине, любви к своему Отечеству. Также можно будет посмотреть иллюстрации учащихся к этим стихотворениям.

Далее учащиеся читают стихотворения.

Определяются лучшие чтецы, которые будут награждены грамотами и призами.

Конкурс иллюстраций к стихотворениям.

Определяются лучшие работы, авторы которых будут награждены.

Звучит песня «Березовый сок».

В заключении все желающие могут попробовать березовый сок.

(Сок и разовые стаканчики закупить заранее).

3.Подведение итогов.



«Я себя не мыслю без России, без ее берез и тополей».

Учитель: Какое русское, какое милое дерево береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий. Не рождает столько образов и сравнений.

Наблюдая в лесу, я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево, в ней есть все: и бабий ситцевый платок, побеленная хата и русская печь. Половик и холщовая рубашка, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в березовый лес, в кряжистые стволы, вспоминаешь мозолистые трудовые крестьянские руки, делающие любую тяжелую работу и умеющие нежно из ладони поднести травку к занемевшему рту молочного теленка.

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминают девичью красу – стройные и статные, с гибкой талией, с русыми косами, и вспоминается много-много русских имен, таких же милых и светлых.

Береза белая, но в ней есть и черный хлеб, и пахучий навоз, и домотканые штаны, и дедовская седина. Именно она, береза, рождает у нас грусть и радость одновременно – два обязательных начала России.

Смотришь на березу и вспоминаешь далекие деревенские песни, звуки гармошки, балалаечные вариации, обязательно вспомнишь Есенина, юность и детство, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе близкое и любимое. (Н.Н. Жуков, народный художник СССР).

Ученица:

Я себя не мыслю без России,

Без ее берез и тополей

Без ее невыплаканной сини,

Без ее заснеженных полей.

Без ее работника и бога –

Человека с опытом Левши,

Без ее Есенина и Блока,

Без ее пророческой души.



Я себя не мылю без России,

Без родной земли, где все мое,

Где легла мне на сердце впервые

Песня колыбельная ее.

Без ее легенд и сказок вещих,

Горных ветров, горьких как полынь,

Без ее преображенных женщин

Из безвестных Золушек в богинь.



(М. Лисянский)

Ученик:

Без березы не мыслю России –

так светла по-славянски она,

что, быть может, в столетья иные

от березы – вся Русь рождена.

Потому, знать, березы весною

человеческой жизнью живут:




то смеются зеленой листвою,

то сережками слезы прольют.

Под березками пели, женили,

выбирали коней на торгах;

дорогих матерей хоронили

так, чтоб были березы в ногах.

(О. Шестинский)


Ученица:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С зелеными сережками.


Люблю ее нарядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится. (А Прокофьев)



Учитель:

Россия! Слово-то какое звонкое и чистое!

Как родниковая вода!

Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка!

Дорогое, как мама!

Как сказал наш известный писатель, «счастье в том, чтобы жить, горячо любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной!».

А сейчас, пока звучать песни о Родине нашей (аудиозаписи), вы будете в одиночку и группами писать синквейн. Темы для синквейна могут быть следующие: «Береза», «Русь», «Россия», «Родина» или любая, которая вам кажется интереснее.

Конкурс на лучший синквейн (учащиеся знакомят своими работами).

Конкурс на лучший плакат о русской березе, о Родине (конкурс объявлен заранее).

Награждение победителей конкурсов и активных участников.
Песни:

1.Березовый сок. Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.

2.С чего начинается Родина? Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.
Литература и материалы:

1.Государственная Третьяковская галерея. Несброшюрованный альбом. Выпуск 2.М., «Советский художник», 1987.

2.Государственная Третьяковская галерея. Несброшюрованный альбом. Выпуск 4.М., «Советский художник», 1987.

3.Евстратова Е.Н. Игорь Грабарь. «Преподавание истории в школе», 2004, №2.

4.Евстратова Е.Н. Художник и коллекционер И.С. Остроухов. «Преподавание истории в школе», 2004, №1.

5.Под мирным небом Родины. Несброшюрованный альбом. М., «Советский художник», 1988.



6.Свет родных берез (школьные внеклассные мероприятия). Йошкар-Ола, 1996.

7.Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. М., «Художественная литература», 1985.
Каталог: Home
Home -> Состояние здоровья детей
Home -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению абстинентного состояния с делирием, вызванного употреблением психоактивных веществ
Home -> Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в школе Литература в помощь
Home -> Закон Чувашской Республики "О ветеринарии" Закон Чувашской Республики от 6 июня 1997 г. N 7 "
Home -> Ключевые слова
Home -> Занятие Что такое диабет?
Home -> Программа восстановительного лечения больных с хронической венозной недостаточностью нижних конечностей

Скачать 196.14 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница