ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ МОРГАУШСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЯТРАКАСИСНКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА: НАША НОВАЯ ШКОЛА
КЛАССНЫЙ ЧАС
для учащихся 7-8 классов
|
РОМАНОВА НАТАЛИЯ ГРИГОРЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
|
2010
Без березы не мыслю России
Цели.
-
Ознакомление с творчеством русских и советских художников и поэтов, посвященных России, родине, символу страны нашей – березе.
-
Развитие творческой и познавательной активности учащихся в ходе выполнения конкурсных заданий.
-
Развитие навыков и умений поиска нужной информации.
-
Развитие навыков и умений публичного выступления.
-
Воспитание патриотизма на примере художественных произведений.
-
Воспитание чувства прекрасного, умения увидеть красоту в обыденном, бережного отношения ко всему, что нас окружает.
Подготовка.
-
Подготовка начинается за неделю до классного часа.
-
Объявляются конкурсы:
-
- чтецов стихотворений о Родине, России, русской березе
-
- плакатов о русской березе, Родине
-
- синквейнов.
-
Подготовка экскурсоводов, чтецов, ведущих из числа учеников.
Необходимые материалы и оборудование.
-
Слайды мультимедиа презентации репродукций картин художников ( Саврасов «Грачи прилетели», Остроухов «Первая зелень», Бакшеев «Голубая весна», Куинджи «Березовая роща», Пластов «Сенокос», Левитан «Березовая роща», «Золотая осень»).
-
Песни: С чего начинается Родина?, Березовый сок, Отговорила роща золотая
-
Кроссворд «Березовая Русь».
-
Березовый сок и разовые стаканы.
-
Грамоты и призы для победителей и активных участников.
-
Компьютер.
-
Мультимедийный проектор.
Ход мероприятия.
-
Экскурсия «Свет родных берез» - мультимедиа презентация картин русских художников.
-
Конкурс чтецов «Русь моя! Люблю твои березы!».
-
Подведение итогов «Я себя не мыслю без России, без ее берез и тополей».
Интеграция школьных предметов:
-
Изобразительное искусство;
-
История;
-
Музыка;
-
Русская литература.
Приложение.
Распечатка слайдов презентации.
1.Экскурсия. Выставка репродукций картин русских художников «Свет родных берез».
Мультимедиа - презентация репродукций картин великих русских художников.
Звучит песня «С чего начинается Родина?» Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.
Чтец:
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез.
Учитель: Березы…ими можно любоваться бесконечно, трудно даже сказать, когда они бывают красивее – весной или летом, осенью или зимой? Березам одинаково идет и алмазный зимний убор, и золотая парча осени. А как хороши они весной в зеленом наряде! Свет, излучаемый березами, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян дерева более любимого и прекрасного, чем белая береза. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Перед вами сейчас предстанут картины русской природы – поля, перелески, березовые рощи.
Экскурсовод: Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов, Остроухов и Бакшеев и многие другие.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). «Грачи прилетели». (1871)
Писатель В.М. Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда мы смотрим на это полотно, то испытываем до боли пронизывающее нас чувство слитности со своим Отечеством. И веселая звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта картина рождает любовь к России, Родине.
Чтец:
Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ним жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез. (Н. Рубцов).
Экскурсовод: Остроухов Илья Семенович (1858-1929). «Первая зелень».
Оживающий весенний лес. Молодые березки начинают покрываться нежными клейкими листьями. Река после половодья вошла в свое русло. Гладкая поверхность воды отражает голые стволы деревьев. Земля постепенно одевается в яркий наряд. Природа просыпается, ощущая тепло и солнце.
Чтец:
Пеной рос заря туманится,
Словно голубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
|
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
|
(С. Есенин)
Экскурсовод: Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). «Голубая весна».
Сам автор о своей картине говорит так: «Весна. Нигде нет снега, земля просохла. Все наполнено теплом, душистым воздухом. Кое-где пробивается зеленая трава. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные – с распустившимися почками – верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени о деревьев тянутся, переплетаются друг с другом по влажной земле. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!».
Чтец:
Спелый цвет косы березовой,
Да узорный поясок…
Вышла ты девчонкой босою
На высокий бережок.
|
В небе зори занимаются
Все алее да ясней…
Ах, какая раскрасавица
Ты, Россия, по весне!
|
(Э. Михайлов)
Экскурсовод: Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). «Майский вечер». (1905).
Весна в самом разгаре. Белоствольные березки надели изумрудный свой наряд. Они весело перешептываются своими молодыми зелеными листочками. Так и хочется присесть в тени молоденьких берез и отдохнуть от трудов весенних, пропитаться свежей силой, исходящей от берез. Шелестят листочки, напевают тихо весеннюю песню.
Чтец:
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
|
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
|
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки
И березы стоят,
Как большие свечки.
(С. Есенин).
|
Экскурсовод: Куинджи Архип Иванович (1841-1910). «Березовая роща». (1879).
Перед этой картиной испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые. Тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками. Утомленному береза обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А. Фета: «И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной!»
Чтец:
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Экскурсовод: Пластов Аркадий Александрович (1893-1972). «Сенокос». (1945).
Эта картина блистает яркостью красок. В ней выражена щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Белые стволы берез, их изумрудные листья, буйные заросли полевых цветов и трав превращают картину в живописный красочный ковер.
Чтец:
Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березой качается,
В светлых дождях купается.
Экскурсовод: Левитан Исаак Ильич (1860-1900). «Березовая роща». (1889).
Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушным никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
Чтец:
На полянке, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокурые березки – символ
Родины моей,
Ты так мила мне,
До любой росинки,
|
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.
|
Экскурсовод: Левитан Исаак Ильич (1860-1900). «Золотая осень». (1895).
А на этой картине перед нами предстает вся красота золотой осени. Березка примерила на недолгое время золотую парчу осени. Ярко-желтая листва устилает землю. Весел и пестр наряд осени. Перед долгой зимой природа радует нас очаровательной красотой. Совсем скоро наступят заунывные холодные дождливые осенние дни. А пока глаз радуется, глядя на желтый ковер осени.
Чтец:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
|
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
|
(И. Бунин).
Экскурсовод: Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). «Февральская лазурь». (1904).
Вот как вспоминал сам художник о том, как он писал эту картину: «Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей…Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося предо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».
Чтец:
Серебро, огни и блестки
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера…
|
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
|
(В. Брюсов)
Учитель: Вот мы с вами познакомились с картинами русских художников, послушали замечательные стихи поэтов. А теперь, внимание, задание - кроссворд «Березовая Русь». Те, кто отгадает кроссворд правильно и быстро, получат призы.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Кроссворд «Березовая Русь».
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Б
|
У
|
Н
|
И
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
1
|
Е
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
3
|
А
|
Т
|
Р
|
И
|
О
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Л
|
Е
|
Р
|
М
|
О
|
Н
|
Т
|
О
|
В
|
|
|
|
|
|
5
|
Б
|
Е
|
Р
|
Е
|
З
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
М
|
А
|
Й
|
К
|
О
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Л
|
Е
|
В
|
И
|
Т
|
А
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
П
|
Л
|
А
|
С
|
Т
|
О
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
И
|
Л
|
Ь
|
Я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
0
|
С
|
А
|
В
|
Р
|
А
|
С
|
О
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
1
|
К
|
У
|
И
|
Н
|
Д
|
Ж
|
И
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
Е
|
С
|
Е
|
Н
|
И
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
3
|
О
|
С
|
Е
|
Н
|
Ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Кто автор строк «…Березы желтою резьбой, блестят в лазури голубой…»?
2. Русский поэт, автор строк «Печальная береза у моего окна, и прихотью мороза разубрана она…»
3. Человек, который любит свою Родину.
4. Русский поэт начала 19 века, автор строк «Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез».
5. Название стихотворения С. А. Есенина.
6. Кто автор строк «Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер устлал дорогу…»
7. К.Г. Паустовский писал: «Картины (…) требуют медленного рассматривания…Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам…». Кто он – мастер спокойных и тихих пейзажей – « Над вечным покоем», «Вечерний звон», «Березовая роща» и др.?
8. Автор картин «Ужин тракториста», «Сенокос».
9. Имя художника Остроухова, автора картины «Первая зелень».
10. В.М. Гаршин назвал его картину «Грачи прилетели» «Чувство Родины».
11. Мастер живописной игры света и воздуха, автор картины «Березовая роща».
12. Автор строк «Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка.
Что загляделась в пруд?»
13.Картина художника И.И. Левитана «Золотая (…)».
2. Конкурс чтецов стихотворений «Русь моя! Люблю твои березы!»
Звучит песня «Березовый сок».
Чтец:
Как часто пьянея
От свежего дня,
Я шел наугад
По весенним протокам,
И Родина щедро поила меня
Березовым соком, березовым соком.
Учитель: Сколько песен о березе сложено, сколько стихов написано о белоствольных русских красавицах – и все мало! У каждого человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова. Сегодня мы услышим замечательные произведения русских поэтов, посвященные березе, Родине, любви к своему Отечеству. Также можно будет посмотреть иллюстрации учащихся к этим стихотворениям.
Далее учащиеся читают стихотворения.
Определяются лучшие чтецы, которые будут награждены грамотами и призами.
Конкурс иллюстраций к стихотворениям.
Определяются лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Звучит песня «Березовый сок».
В заключении все желающие могут попробовать березовый сок.
(Сок и разовые стаканчики закупить заранее).
3.Подведение итогов.
«Я себя не мыслю без России, без ее берез и тополей».
Учитель: Какое русское, какое милое дерево береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий. Не рождает столько образов и сравнений.
Наблюдая в лесу, я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево, в ней есть все: и бабий ситцевый платок, побеленная хата и русская печь. Половик и холщовая рубашка, и даже молоко, которое пьют на всей земле. Всматриваясь в березовый лес, в кряжистые стволы, вспоминаешь мозолистые трудовые крестьянские руки, делающие любую тяжелую работу и умеющие нежно из ладони поднести травку к занемевшему рту молочного теленка.
А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминают девичью красу – стройные и статные, с гибкой талией, с русыми косами, и вспоминается много-много русских имен, таких же милых и светлых.
Береза белая, но в ней есть и черный хлеб, и пахучий навоз, и домотканые штаны, и дедовская седина. Именно она, береза, рождает у нас грусть и радость одновременно – два обязательных начала России.
Смотришь на березу и вспоминаешь далекие деревенские песни, звуки гармошки, балалаечные вариации, обязательно вспомнишь Есенина, юность и детство, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе близкое и любимое. (Н.Н. Жуков, народный художник СССР).
Ученица:
Я себя не мыслю без России,
Без ее берез и тополей
Без ее невыплаканной сини,
Без ее заснеженных полей.
Без ее работника и бога –
Человека с опытом Левши,
Без ее Есенина и Блока,
Без ее пророческой души.
|
Я себя не мылю без России,
Без родной земли, где все мое,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная ее.
Без ее легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь,
Без ее преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
|
(М. Лисянский)
Ученик:
Без березы не мыслю России –
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Потому, знать, березы весною
человеческой жизнью живут:
|
то смеются зеленой листвою,
то сережками слезы прольют.
Под березками пели, женили,
выбирали коней на торгах;
дорогих матерей хоронили
так, чтоб были березы в ногах.
(О. Шестинский)
|
Ученица:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С зелеными сережками.
|
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится. (А Прокофьев)
|
Учитель:
Россия! Слово-то какое звонкое и чистое!
Как родниковая вода!
Крепкое, как алмаз! Нежное, как березка!
Дорогое, как мама!
Как сказал наш известный писатель, «счастье в том, чтобы жить, горячо любить и беречь эту огромную землю, которая зовется Родиной!».
А сейчас, пока звучать песни о Родине нашей (аудиозаписи), вы будете в одиночку и группами писать синквейн. Темы для синквейна могут быть следующие: «Береза», «Русь», «Россия», «Родина» или любая, которая вам кажется интереснее.
Конкурс на лучший синквейн (учащиеся знакомят своими работами).
Конкурс на лучший плакат о русской березе, о Родине (конкурс объявлен заранее).
Награждение победителей конкурсов и активных участников.
Песни:
1.Березовый сок. Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.
2.С чего начинается Родина? Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.
Литература и материалы:
1.Государственная Третьяковская галерея. Несброшюрованный альбом. Выпуск 2.М., «Советский художник», 1987.
2.Государственная Третьяковская галерея. Несброшюрованный альбом. Выпуск 4.М., «Советский художник», 1987.
3.Евстратова Е.Н. Игорь Грабарь. «Преподавание истории в школе», 2004, №2.
4.Евстратова Е.Н. Художник и коллекционер И.С. Остроухов. «Преподавание истории в школе», 2004, №1.
5.Под мирным небом Родины. Несброшюрованный альбом. М., «Советский художник», 1988.
6.Свет родных берез (школьные внеклассные мероприятия). Йошкар-Ола, 1996.
7.Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. М., «Художественная литература», 1985.
Поделитесь с Вашими друзьями: |