МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
|
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т. Сохов
« 03 » июня 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
Курс _1_, семестр _1_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
-
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)
-
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры анатомии человека
«____»___________20 ___ года Протокол №___
Зав. кафедрой, профессор _______________ Л.Л. Колесников
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
« 23 » мая 2013 года Протокол № 9
Председатель ученого совета, профессор ___________________Н.А. Сирота
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
« 30 » мая 2013 года Протокол № 34
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
1.Цель и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Курс «Анатомия центральной нервной системы» создает необходимую информационную основу для изучения курсов по психологии. Основная его задача – формирование целостного представления о строении организма человека, при этом выявляется соответствие анатомических структур выполняемым функциям. Важнейшим методическим приемом в этой работе является интегративный подход, показывающий организацию человека в виде сложной саморегулирующейся системы, которая обладает огромными адаптационными возможностями, благодаря накоплению новой информации центральной нервной системой. Подчеркивается также важнейшая роль нервной системы в обеспечении структурного и функционального единства организма. Демонстрируется значение центральной нервной системы для поддержания гомеостазиса внутренней среды, и ее взаимодействие с эндокринной системой.
Значительное внимание в курсе уделяется рассмотрению строения мозга, отвечающего в первую очередь за интегративную деятельность нервной системы человека, обеспечивая также процессы мышления и сознания. Показана дифференцировка отделов головного мозга, кратко представлены основные моменты его онтогенетического развития. Прослеживается эволюция представлений о строении коры больших полушарий, выявление различных функциональных полей, двигательных, сенсорных и ассоциативных областей.
Изложение материалов этого курса строится по принципу целостности и иерархичности нервной системы. Благодаря такому подходу создаются предпосылки для успешного освоения представления о психической активности человека, в которой также наблюдается объединение разных уровней организации поведения, при главенствующей роли сознания. При составлении курса использовались учебники отечественных и зарубежных авторов.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент должен знать и уметь использовать:
Всю имеющуюся учебную литературу, методические пособия, видеофильмы по всем разделам, предусмотренным учебной программой. Применять полученные знания при последующем изучении других дисциплин.
Студент должен иметь навыки самостоятельной работы с учебной литературой и препаратами.
Студент должен иметь представление об общих принципах структурно-функциональной организации организма человека в целом и ЦНС в частности.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины является школьный курс биологии и анатомии.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы |
Всего часов
| Семестры | I | Общая трудоемкость дисциплины |
120
| |
Аудиторные занятия:
|
76
|
|
- лекции
|
20
|
|
- практические занятия (ПЗ)
|
56
|
|
Самостоятельная работа
|
44
|
|
Формы текущего контроля
|
| Опрос |
Вид итогового контроля
|
|
Экзамен
|
4.Содержание дисциплины
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
-
№
п/п
|
Разделы дисциплины
|
Количество часов
|
Всего
| Лекции |
Практические занятия
|
Самостоятель-ная работа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Микроструктура нерв ной ткани
|
1
|
3
|
2
|
6
|
2
| Онтогенетическое раз
витие ЦНС
|
1
|
3
|
2
|
6
|
3
| Строение ЦНС |
2
|
6
|
4
|
12
|
4
| Мозговой ствол |
2
|
6
|
4
|
12
|
5
| Промежуточный мозг |
2
|
6
|
4
|
12
|
6
| Конечный мозг |
3
|
9
|
6
|
18
|
7
| Проводящие пути ЦНС |
2
|
6
|
8
|
16
|
8
| Черепные нервы |
4
|
8
|
8
|
20
|
9
| Вегетативная нервная система |
3
|
9
|
6
|
18
|
4.2 Содержание разделов дисциплины
МИКРОСТРУКТУРА НЕРВНОЙ ТКАНИ
Общий обзор нервной системы человека. Основные морфологические элементы нервной системы. Нейрон. Классификация нейронов по функции и форме. Специфические черты структуры нейрона, обусловленные его функцией. Дендриты. Понятие о дендритной зоне и перикарионе. Шипиковый аппарат. Аксон. Немиелинизированные и миелинизированные волокна. Оболочки аксона. Процесс миелинизации. Синапсы.
Нейроглия. Источники онтогенетического развития нейроглии. Макроглия. Особенности структуры и функции разных видов макроглии (эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты). Строение и функция микроглии.
Типы нервной системы. Подразделение нервной системы соответственно развитию, строению и функции на центральную и периферическую, на соматическую и вегетативную (автономную).
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Закладка нервной трубки и ганглиозной пластинки. Гистологическая дифференциация нервной трубки. Нейробласты и спонгиобласты. Основные черты дифференциации нейробласта в нейрон. Начальные этапы развития головного мозга: стадия трех мозговых пузырей, образование изгибов зачатка головного мозга, стадия пяти мозговых пузырей.
СТРОЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Оболочки головного и спинного мозга (твердая, паутинная, мягкая). Подпаутинное пространство. Спинномозговая жидкость, ее функции.
Спинной мозг. Форм, топография, основные отделы спинного мозга. Внутреннее строение: серое, белое вещество, центральный канал. Сегмент спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов. Рефлекторная дуга. Спинномозговые нервы, их образование, группировка по отделам, ветви. Шейное, плечевое и пояснично-крестцовое сплетения.
Эволюция спинного мозга. Образование спинальных ганглиев. Дифференциация серого и белого вещества. Образование шейного и поясничного утолщений. Развитие проводящих путей, соединяющих спинной мозг с головным, нарастающая их дифференциация. Развитие пирамидной системы.
МОЗГОВОЙ СТВОЛ
Головной мозг. Мозговой ствол, его внутреннее строение, сходство со спинным мозгом и различия.
Продолговатый мозг. Положение, функции. Внешнее и внутреннее строение.
Задний мозг. Мост. Внешнее и внутреннее строение. Мозжечок, его форма, поверхности, части; внутреннее строение – червь и полушария, ядра мозжечка, ножки мозжечка, дольки коры. Структура мозжечка.
Эволюция продолговатого и заднего мозга в связи с регуляцией вегетативных функций, равновесия и слуха.. Обособление моста как следствие развития пирамидных и корково-мосто-мозжечкового трактов.
Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка, ее положение и основные части. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения. Циркуляция спинномозговой жидкости.
Средний мозг, его части. Крыша среднего мозга. Ножки мозга. Ножка мозга, ее строение. Ядра и проводящие пути среднего мозга. Заднее продырявленное вещество. Мозговой водопровод. Эволюция среднего мозга.
Ретикулярная формация. Основные черты ее строения.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ
Промежуточный мозг. Таламический мозг и его части: зрительные бугры, надбугорье, забугорье, подбугорье. Строение и связи. Эволюция. Третий желудочек.
КОНЕЧНЫЙ МОЗГ
Конечный мозг. Полушария большого мозга. Комиссуры полушарий. Борозды и извилины коры больших полушарий. Боковой желудочек. Базальные ядра. Обонятельный мозг. Понятие о лимбической системе. Дреняя, старая и новая кора. Типы нейронов коры. Слои новой коры и их функции. Гомотипическая кора и гетеротипическая (агранулярная, гранулярная). Понятие о локализации функций в коре. Первичные или проекционные поля коры. Вторичные поля. Третичные или высшие ассоциативные зоны, в том числе речевые центры коры. Специфические человеческие зоны коры больших полушарий. Эволюция конечного мозга.
ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Анатомо-функциональная классификация проводящих путей ЦНС. Ассоциативные пути, короткие и длинные. Комиссуральные пути. Проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон. Экстероцепторные, проприоцепторные, интероцепторные пути; б) нисходящие (эфферентные) системы волокон. Пирамидные и экстрапирамидные пути.
Учение об анализаторах. Общие понятия об анализаторе и его оделах. Кожно-двигательный, зрительный, слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой анализаторы.
ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ
Сравнение черепных нервов со спинномозговыми. Связь черепных нервов с вегенативной нервной системой. Характеристика и описание отдельных черепных нервов: основные ветви, состав волокон, функции, ядра, ганглии, места выхода из мозга 12 пар черепных нервов.
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Строение и функции. Вегетативные ядра в ЦНС. Высшие вегетативные центры. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Симпатические и парасимпатические ганглии, источники парасимпатической и симпатической иннервации различных органов, функции симпатической и парасимпатической системы.
4.3 Тематический план лекций по семестрам
-
Микроструктура нервной ткани.
-
Онтогенетическое развитие центральной нервной системы.
-
Строение центральной нервной системы.
-
Мозговой ствол.
-
Промежуточный мозг.
-
Конечный мозг.
-
Проводящие пути центральной нервной системы.
-
I – VI пары черепных нервов.
-
VII – XII пары черепных нервов.
-
Вегетативная нервная система.
4.4 Тематический план практических занятий по семестрам
1.МИКРОСТРУКТУРА НЕРВНОЙ ТКАНИ
Общий обзор нервной системы человека. Основные морфологические элементы нервной системы. Нейрон. Классификация нейронов по функции и форме. Специфические черты структуры нейрона, обусловленные его функцией. Дендриты. Понятие о дендритной зоне и перикарионе. Шипиковый аппарат. Аксон. Немиелинизированные и миелинизированные волокна. Оболочки аксона. Процесс миелинизации. Синапсы.
Нейроглия. Источники онтогенетического развития нейроглии. Макроглия. Особенности структуры и функции разных видов макроглии (эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты). Строение и функция микроглии.
Типы нервной системы. Подразделение нервной системы соответственно развитию, строению и функции на центральную и периферическую, на соматическую и вегетативную (автономную).
2.ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Закладка нервной трубки и ганглиозной пластинки. Гистологическая дифференциация нервной трубки. Нейробласты и спонгиобласты. Основные черты дифференциации нейробласта в нейрон. Начальные этапы развития головного мозга: стадия трех мозговых пузырей, образование изгибов зачатка головного мозга, стадия пяти мозговых пузырей.
3.СТРОЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Оболочки головного и спинного мозга (твердая, паутинная, мягкая). Подпаутинное пространство. Спинномозговая жидкость, ее функции.
Спинной мозг. Форм, топография, основные отделы спинного мозга. Внутреннее строение: серое, белое вещество, центральный канал. Сегмент спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов. Рефлекторная дуга. Спинномозговые нервы, их образование, группировка по отделам, ветви. Шейное, плечевое и пояснично-крестцовое сплетения.
Эволюция спинного мозга. Образование спинальных ганглиев. Дифференциация серого и белого вещества. Образование шейного и поясничного утолщений. Развитие проводящих путей, соединяющих спинной мозг с головным, нарастающая их дифференциация. Развитие пирамидной системы.
4.МОЗГОВОЙ СТВОЛ
Головной мозг. Мозговой ствол, его внутреннее строение, сходство со спинным мозгом и различия.
Продолговатый мозг. Положение, функции. Внешнее и внутреннее строение.
Задний мозг. Мост. Внешнее и внутреннее строение. Мозжечок, его форма, поверхности, части; внутреннее строение – червь и полушария, ядра мозжечка, ножки мозжечка, дольки коры. Структура мозжечка.
Эволюция продолговатого и заднего мозга в связи с регуляцией вегетативных функций, равновесия и слуха.. Обособление моста как следствие развития пирамидных и корково-мосто-мозжечкового трактов.
Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка, ее положение и основные части. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения. Циркуляция спинномозговой жидкости.
Средний мозг, его части. Крыша среднего мозга. Ножки мозга. Ножка мозга, ее строение. Ядра и проводящие пути среднего мозга. Заднее продырявленное вещество. Мозговой водопровод. Эволюция среднего мозга.
Ретикулярная формация. Основные черты ее строения.
5. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ
Промежуточный мозг. Таламический мозг и его части: зрительные бугры, надбугорье, забугорье, подбугорье. Строение и связи. Эволюция. Третий желудочек.
6. КОНЕЧНЫЙ МОЗГ
Конечный мозг. Полушария большого мозга. Комиссуры полушарий. Борозды и извилины коры больших полушарий. Боковой желудочек. Базальные ядра. Обонятельный мозг. Понятие о лимбической системе. Дреняя, старая и новая кора. Типы нейронов коры. Слои новой коры и их функции. Гомотипическая кора и гетеротипическая (агранулярная, гранулярная). Понятие о локализации функций в коре. Первичные или проекционные поля коры. Вторичные поля. Третичные или высшие ассоциативные зоны, в том числе речевые центры коры. Специфические человеческие зоны коры больших полушарий. Эволюция конечного мозга.
7.ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Анатомо-функциональная классификация проводящих путей ЦНС. Ассоциативные пути, короткие и длинные. Комиссуральные пути. Проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон. Экстероцепторные, проприоцепторные, интероцепторные пути; б) нисходящие (эфферентные) системы волокон. Пирамидные и экстрапирамидные пути.
Учение об анализаторах. Общие понятия об анализаторе и его отделах. Кожно-двигательный, зрительный, слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой анализаторы.
8. Сравнение черепных нервов со спинномозговыми. Характеристики и описание I – VI пар черепных нервов.
9. Связи черепных нервов с вегетативной нервной системой. VII – XII пары черепных нервов.
10. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Строение и функции. Вегетативные ядра в ЦНС. Высшие вегетативные центры. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Симпатические и парасимпатические ганглии, источники парасимпатической и симпатической иннервации различных органов, функции симпатической и парасимпатической системы.
4.5 Самостоятельная работа студентов
№
п/п
| Наименование темы |
Содержание самостоят.раб.
|
Вид контроля
|
Часы
|
1
|
Микроструктура нервной ткани
|
Реферат
|
Проверка
|
2
|
2
|
Онтогенетическое развитие ЦНС
|
Реферат
|
Проверка
|
2
|
3
|
Строение ЦНС
|
Реферат
|
Проверка
|
4
|
4
|
Мозговой ствол
|
Реферат
|
Проверка
|
4
|
5
|
Промежуточный мозг
|
Реферат
|
Проверка
|
4
|
6
|
Конечный мозг
|
Реферат
|
Проверка
|
6
|
7
|
Проводящие пути центральной нервной системы
|
Составление схем рефлекторных дуг
|
Опрос
|
8
|
8
|
Черепные нервы
|
Реферат
|
Проверка
|
8
|
9
|
Вегетативная нервная система
|
Реферат
|
Проверка
|
6
|
5. Лабораторный практикум – не предусмотрен
6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины
-
Уметь схематически изобразить нейрон и его составные части.
-
Уметь схематически изобразить и объяснить строение различных видов рефлекторных дуг.
-
Уметь схематически изобразить и описать поперечный срез спинного мозга.
-
Уметь показать на препаратах отделы и части головного мозга.
-
Уметь найти на препарате локализацию центральных отделов различных анализаторов.
-
Уметь схематически изобразить различные уровни анализаторных систем.
-
Уметь показать на препаратах места выхода корешков черепных нервов.
-
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1 Рекомендуемая литература
а) Основная литература
-
Михайлов С.С. Анатомия человека с приложением на компакт – диске:
В 2-х т. /С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин.-Т.1.- ГЭОТАР – Медиа, 2011
| -
Михайлов С.С. Анатомия человека с приложением на компакт – диске:
В 2-х т. /С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин.- Т.2.-ГЭОТАР – Медиа, 2011
|
7.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
Средствами обеспечения освоения дисциплины служат: специализированные классы, таблицы, плакаты, слайды, кино-видеофильмы, компьютерные программы.
8. Материально-техническое обеспечение
В процессе преподавания используются учебные комнаты кафедры, видеокласс, экспозиции учебного музея, муляжи, препараты.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях оптимизации учебного процесса необходима интеграция преподавания анатомии ЦНС с курсами физиологии, гистологии и биологии.
Сведения по биологии и антропологии помогают студентам понять биологическую природу человека в филогенезе, особенности организации нервной системы человека, как высшего уровня развития.
В плане интеграции с гистологией излагаются сведения о закономерностях закладки нервной системы и особенностях нейронной организации.
Интеграция с нормальной физиологией строится так, что на кафедре анатомии, в процессе изучения структурной организации образований нервной системы, рассматриваются также их основные функции (функциональная анатомия)
В процессе преподавания предмета одним из основных принципов является системный подход.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Анатомия человека
Составлена: . к.м.н, доцентом В.У. Макоевым .
(Ф.И.О., ученое звание, степень, должность)
Поделитесь с Вашими друзьями: |